«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве», как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.
методическая разработка (подготовительная группа)

    Цель данной методической разработки: в форме деловой игры с педагогами дошкольного отделения на конкретном примере  квест – игры кольцевого типа показать этапы организации и структуру проведения квеста с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.      

  Для того, чтобы квест для детей дошкольного возраста  действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. 

Формирование любой профессиональной компетентности происходит через практическую деятельность, в связи с этим актуально использование активных форм работы в системе образования взрослых, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а находят ответы на возникающие вопросы и проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, обсуждения и деловых игр, что создает условия для развития творчества воспитателей. Это способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108819, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения
по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве»,

как современной игровой технологией обучения дошкольников

в условиях ФГОС ДО, в рамках методического часа – как формы повышения профессиональной компетентности педагогов»

Ф.И.О. авторов:        Амирзадян Елизавета Нодаровна - воспитатель

                       Данилова Ирина Николаевна - воспитатель

                      Гусева Елена Александровна - воспитатель

                   Потапова Ирина Сергеевна - воспитатель

                               Халилбекова Зарема Магомедовна - воспитатель

                   Шанина Ирина Викторовна - воспитатель

г. Москва

2021 год

«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения
по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве»,

как современной игровой технологией обучения дошкольников

в условиях ФГОС ДО, в рамках методического часа – как формы повышения профессиональной компетентности педагогов

Пояснительная записка

          Современный воспитатель - это активная, инициативная, творческая, профессионально компетентная личность, способная быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в социальной среде; это новатор, который использует в своей работе новейшие методические разработки и современный педагогические технологии.

      Формирование любой профессиональной компетентности происходит через практическую деятельность, в связи с этим актуально использование активных форм работы в системе образования взрослых, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а находят ответы на возникающие вопросы и проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, обсуждений и деловых игр; создание творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей. Всё выше перечисленное способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.

        Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является игровая технология квест – игры как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО. 

Квест (англ. quest), или приключенческая игра ( англ. adventure game ) - это командная игра, суть которой заключается в выполнении специального тематического задания в отведенный промежуток времени.
Действия происходят в специально оборудованном помещении
и могут заключаться в решении головоломок, логических задач, поиске предметов, ответов на вопросы, и других действий, в зависимости от темы и жанра квеста. Выполнив задание, команда получает приз.

     Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

Цель квест- игры в ДОУ: в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.


Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

- Образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся).
- Развивающие (в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей).

- Воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.                            
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

    При планировании и подготовки квеста большую роль играет сам сюжет и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут.
В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы: 

- Линейные (игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут).
 - Штурмовые (игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач).
 - Кольцевые (представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в

круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными).
Любой квест требует тщательной подготовки педагога.

 План подготовки игры - квест включает в себя следующие обязательные пункты :

- написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;
- подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.);

- разработка маршрута передвижений:

во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»;

-при методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребёнка (Л.С. Выготский).

Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

    В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

      Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. 

     Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

     При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.  

    В работе с педагогами может быть использована следующая структура образовательного квеста: введение (в котором прописывается сюжет, роли);

задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы); оценка (итоги, призы).

        По структуре образовательные квесты классифицируются на:

- последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

-квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность в игровой форме;

-квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

   Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что квест- игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой,
с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.

   Эта технология способна не только расширить кругозор участников, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание повышать свою профессиональную компетентность в целом.

«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения
по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве».

Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с достопримечательностями г. Москвы через инновационную форму работы – квест – игры, как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Задачи: 

1. Познакомить участников методического часа со структурой организации и проведения квест – игры, как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО, посредством вовлечения в игровую, познавательную, практическую деятельность.

2. Поделиться с участниками методического часа личным опытом в организации учебного процесса по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями г. Москвы через технологию «квест - игры».

3. Показать участникам методического часа возможность использования регионального компонента в игровой форме, как вид познавательной деятельности  дошкольников.

4. Знакомство с историческими и культурными памятниками, достопримечательностями и социально – значимыми объектами города Москвы в процессе познавательной, игровой, творческой деятельности и в процессе создания модели объекта и части городской среды.

5. Развитие STEAM – компетенций (формрование научно – исследовательских, инженерно – технических, проектных, математических навыков, а также художественно – эстетическое, познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое развитие).

6. Гармоничное развитие детей с фокусом на социально – эмоциональное развитие, формирование коммуникативных компетенций.                                                    7. Формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Образовательные области:

- Познавательное развитие.

- Речевое развитие.

- Социально – коммуникативное развитие.

- Художественно – эстетическое развитие.

- Физическое развитие.

Виды деятельности:

- Познавательно – исследовательская.

- Конструирование.

- Игровая.

- Коммуникативная.

Результаты деятельности детей (участников квест – игры):

- Представления о достопримечательностях  и инфраструктуре родного города, объекты – Московское метро, Красная площадь, Московский Кремль. Спасская Башня, храм Василия Блаженного, Третьяковская галерея, спорткомплекс «Лужники», «Московский зоопарк», «Живописный мост».

- Расширение представлений о транспортной инфраструктуре города, видах транспорта, истории метро, правилах поведения в общественном транспорте.

- Совершенствование способов конструирования по образцу, схеме и собственному замыслу.

- Формирование эстетического отношения к окружающему миру.

- Формирование предпосылок целостно – смыслового восприятия произведений искусств.

- Расширение представлений о видах спорта, конструкции стадионов.

- Расширение представлений об особенностях инженерных сооружений.

- Развитие навыков сотрудничества в совместной деятельности.

Оборудование: 

- Карточки с изображением достопримечательностей города Москвы (Московское метро, Московский Кремль. Спасская Башня, храм Василия Блаженного, Третьяковская галерея, спорткомплекс «Лужники», «Московский зоопарк», «Живописный мост»).

- Карточки с рекомендациями для педагогов по проведению занятий и сценариями мини – проектов.

- Напольная карта – ковёр с изображением МЦК и достопримечательностей города Москвы.

- Настенная карта, как образец для сборки  напольной карты – ковра с изображением МЦК и достопримечательностей города Москвы.

Станция «Московский метрополитен»: - проектор, экран, ноутбук;                                                                           - презентация «Московское метро»;

- схема «Московского метро»;

- загадка про «синий цвет»;  

- билеты синего цвета – станция «Площадь Революции»;

-  карточка с рекомендациями для педагогов по проведению занятий и сценариями мини – проектов «Московское метро. Город по Москвой».

Станция метро «Площадь Революции»: - проектор, экран, ноутбук;                                                                                                             - презентация «Московский Кремль. Спасская Башня, храм Василия Блаженного»;

- табличка с надписью «Красная площадь»;

- фотография храма Василия Блаженного с вырезанными куполами;  

- фрагмент карты с изображением Кремля;                                                          

-  карточка с рекомендациями для педагогов по проведению занятий и сценариями мини – проектов «Московский Кремль. Спасская башня»;

- загадка про «оранжевый цвет»;  

- билеты оранжевого цвета – станция «Третьяковская – Третьяковская галерея».

Станция метро «Третьяковская»: проектор, экран, ноутбук;  

- табличка с надписью «Третьяковская галерея»;

- портреты художников и репродукции их картин;

- три магнитных доски для выставки репродукций;

- карточка с блиц вопросами с определением терминов изобразительного искусства;

- презентация «Третьяковская галерея»;

- фрагмент карты с изображением «Третьяковской галереи»;

- загадка про «красный цвет»;  

- билеты красного цвета – станция «Спортивная – спорткомплекс Лужники»;

- карточка с рекомендациями для педагогов по проведению занятий и сценариями мини – проектов «Третьяковская галерея».

Станция метро «Спортивная»: проектор, экран, ноутбук;                                                   - табличка с надписью «Спорткомплекс Лужники»;                                                                       - карточки с блиц вопросами на спортивную тему;                                                                    - презентация «Спорткомплекс Лужники»;    

- «султанчики»;                                                                                                                                - фрагмент карты с изображением «Спорткомплекс Лужники»;                                                         - загадка про «фиолетовый цвет»;  

- билеты фиолетового цвета – станция «Баррикадная – Московский зоопарк»;

- карточка с рекомендациями для педагогов по проведению занятий и сценариями мини – проектов «Спорткомплекс «Лужники». Чемпионские старты!»

Станция «Московский зоопарк»: - проектор, экран, ноутбук;                                                                           - презентация «Московский зоопарк»;

- табличка с надписью «Московский зоопарк»;

- фрагмент карты с изображением «Московского зоопарка»;

- фигурки животных;

- иллюстрация континентов;

- загадка про «розовый цвет»;                                                     

- билеты розового цвета – МЦК, станция «Хорошёво– Живописный мост»;

- карточка с рекомендациями для педагогов по проведению занятий и сценариями мини – проектов «Московский зоопарк».

Станция «Живописный мост»: - проектор, экран, ноутбук;                                                                           - презентация «Мосты Москвы»; «Живописный мост»;

- табличка с надписью ««Живописный мост»;                                                                    - фрагмент карты с изображением «Живописного моста»;

- загадка про «красный цвет»;

- карточка с рекомендациями для педагогов по проведению занятий и сценариями мини – проектов «Необыкновенные мосты Москвы. Живописный мост»;

- LEGO –конструктор;

- образцы конструкций мостов из LEGO –конструктора на карточках и способы их сборки.

Оформление:

Станция «Московское метро – станция Саларьево»:                                                    презентация «Достопримечательности Москвы», карта г. Москвы, презентация «Московское метро», схема Московского метро, звук Московского метро.

Станция метро «Площадь Революции»: презентация станции метро «Площадь революции». Презентация «Московский Кремль. Спасская Башня, храм Василия Блаженного». Звук боя курантов.

Станция метро «Третьяковская»: презентация станции метро «Третьяковская». Презентация «Третьяковская галерея».                                                                          Портреты художников и репродукции их картин:

1. Васнецов Виктор Михайлович – «Иван царевич на сером волке».  

 2. Левитан Исаак Ильич – «Золотая Осень».

 3. Шишкин Иван Иванович – «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

 4. Айвазовский Иван Константинович – «Радуга».

5. Серов Валентен Андреевич – «Девочка с персиками».

6. Саврасов Алексей Кондратьевич – «Грачи прилетели».

7. Хруцкий Иван Фомич – «Цветы и плоды».

8. Брюллов Карл Павлович – «Всадница».

9. Крамской Иван Николаевич – «Неизвестная».

10. Сарьян Мартирос Сергеевич – «Финиковая пальма. Египет».

Станция метро «Спортивная»: презентация станции метро «Спортивная». Презентация «Спорткомплекс Лужники».

Аранжировка аудиозаписи песни В. Высотского «Песня про зарядку».

Станция «Московский зоопарк»: презентация станции метро «Баррикадная».

Презентация «Московский зоопарк».

Иллюстрации с изображением животных разных континентов.

Плакаты «Животные севера», «Животные Африки», «Животные наших лесов».

Станция «Живописный мост»: презентация МЦК станции метро «Хорошёво».

Презентация «Мосты Москвы», «Живописный мост».

Герои квеста: участники, гид по станциям, экскурсоводы на станциях.

Призы участникам: фрагменты карты, билеты с достопримечательностями города Москвы, которые «посетили» во время квест – игры.

                                                 

                                                  Ход квест - игры

             1. Станция «Московское метро»    

(Деятельность участников квеста: слушают и отгадывают загадку. Отвечают на вопросы; высказывают предположения. Рассматривают изображение на слайдах. Находят станции метро на напольной карте)

Гид по станциям:  Добрый день, дорогие гости! Нам всем посчастливилось жить в одном из красивейших мест нашей огромной страны, в самом сердце нашей Родины, столице России – в городе Москве. Наш город – одно из красивейших мест во всём мире, в нём много необычных и красивых исторических мест, парков, культурных памятников и достопримечательностей, посетить которые мечтают многие туристы из всех стран.

Презентация с изображениями достопримечательностей города Москвы.

Сегодня мы с Вами тоже отправимся на прогулку по городу Москве и посетим интересные места, которые я отметила специально для вас на карте.

Гид подводит участников к напольной карте – ковру с изображением МЦК и достопримечательностей города Москвы, сложенной из пазл. У карты отсутствуют некоторые фрагменты с изображением достопримечательностей.

Гид по станциям:  Странно, куда – то исчезли фрагменты карты. Наверное, я их забыла в тех местах, которые были изображены на этих фрагментах, когда сама гуляла по городу. Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в увлекательное путешествие по этим местам и собрать все фрагменты карты. Но город Москва очень большой и пешком нам всё не обойти. Как вы думаете, какой вид общественного транспорта самый быстрый и популярный среди жителей и гостей города?

Гид загадывает загадку о метро:

Там много станций интересных:

Известных мне и неизвестных.

Хоть под землёй все глубоко,

На них попасть совсем легко.

Быстрый транспорт городской,

Но особенный такой -

Под землёй вагоны катят,

Места всем доехать хватит…(Метро)

Презентация с изображениями Московского метрополитена.

Что вы знаете о метрополитене?

Кто управляет электропоездом?

Вы знаете правила пользования эскалатором?

Надо стоять справа, лицом по направлению движения, держаться за поручень, проходить с левой стороны и не задерживаться при сходе с эскалатора.

Надо держать взрослого за руку, не прислоняться к неподвижным частям эскалатора.

Нельзя бегать по эскалатору.

   Московский метрополитен – незаменимый вид транспорта для города, он намного удобнее и быстрее трамвая, автобуса, троллейбуса. Метро связывает центр города со всеми районами столицы. Электропоезда московской подземки ежедневно перевозят около 8 миллионов пассажиров. Первая ветка метро была открыта более 80 лет назад. Она соединяла станции метро «Сокольники» и «Парк культуры».

Посмотрите, сколько много станций метро сейчас.

Изображение схемы Московского метрополитена.

  Каждая станция метро находится на определённой линии, которая обозначена своим цветом и имеет своё название. Сегодня мы с вами побываем на некоторых из них и узнаем, какие достопримечательности города Москвы на них есть.                           Для того, чтобы мы смогли попасть в метро, нам нужны проходные билеты, которые будут иметь цвет тех линий, по которым мы будем путешествовать, и подсказывать направление, куда нам нужно будет отправляться дальше.                          Для того, чтобы получить билеты, нам нужно отгадать загадку.

Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом.

Ответ: Синий цвет

Вы знаете, как называется «синяя линия» Московского метрополитена?

Арбатско – покровская линия.

Участникам вручаются билеты синего цвета с изображением на них Красной площади.

Мы отправляемся с вами по Арбатско – Покровской линии на нашу первую станцию - метро «Площадь революции».

Участники приглашаются в импровизированный вагон электропоезда метро.

На презентации изображение вагона электропоезда метро.

Звучит запись со звуком Московского метро.

Гид по станциям:  вот мы и прибыли на станцию метро «Площадь революции».

На презентации изображение станции метро «Площадь революции» внутри и снаружи. Участников встречает экскурсовод с табличкой «Красная площадь».

2. Станция «Площадь революции - Красная площадь»

 (Деятельность участников квеста: слушают бой курантов на Спасской башне. Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Смотрят видеосюжет. Заслушивают и обсуждают  информацию, отвечают на вопросы. Рассматривают изображение на слайдах. Конструируют плоскостные модели башень Храма Василия Блаженного по образцу.  Слушают и отгадывают загадку.)

Презентация с изображениями Красной площади, Кремля. Спасской башни, Храма Василия Блаженного.

Экскурсовод:  Добрый день, дорогие гости!  Самое известное и знаковое место в России и в Москве – Красная Площадь, которая по праву именуется сердцем столицы и лицом страны. Главной достопримечательностью является Кремль (так на Руси называли крепость).

Первый Кремль был из дерева, после нескольких пожаров решили сделать его каменным и для этого позвали великих мастеров из Италии. Они построили стены, новые башни и храмы.

   У Кремля 20 башен и самая главная это Спасская башня. Спасская башня- считается основной башней Московского Кремля. Она выходит на Красную Площадь и через нее принято было входить в Кремль. Первые часы на Спасской башне появились в 16 веке, а нынешние куранты установлены в 19 веке. С четырех сторон башни установлено по циферблату. Снизу кажется, что часы не такие уж и большие, а на самом деле длина часовых стрелок около трех метров. Часы на Спасской башне называются курантами- так раньше называли башенные часы с боем. Куранты играют мелодию, в 15 минут- 1 перезвон, в 30 минут – два, в 45 минут- три и через час четыре. Изначально на Спасской башне было 35 колоколов, но со временем часть из них утратили. А 11 оставшихся не позволяли в полной мере «отразить всю красоту музыки» гимна России и других композиций. Часы и колокольный звон на Спасской башне отключили в ночь на 9 октября. За это время на звоннице установили 23 новых колокола отлитых в Воронеже. В День Народного Единства куранты Кремля впервые заиграли с обновленными колоколами.

   Предлагаю вам дорогие гости послушать обновленный колокольный звон.

Просмотр видео с обновленным колокольным звоном.

   Недалеко от Спасской башни на Красной площади находится один из самых красивых и древних храмов Москвы- Храм Василия Блаженного. Изначально он назывался Покровский Собор. Построен был он по приказу Ивана Грозного. На одном основании были построены 9 храмов разного размера. Все они имеют луковичные купола. Украшены карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается десятая церковь с маленькой главкой.

Дорогие гости предлагаю вам выполнить небольшое задание. Нужно подобрать к башням храма свои купола. Если Вы справитесь с заданием, то получите от меня фрагмент карты с изображением Кремля, который забыл у меня ваш гид.

 

Участники подбирают соответствующие купола к башням Храма Василия Блаженного на фотографии и за выполненное задание получают фрагмент карты с изображением Кремля.

Экскурсовод:  Дорогие гости, вы посетили одно из главных мест города Москвы - Красную площадь, узнали много интересного о её достопримечательностях; получили фрагмент карты и вам пора продолжить вашу прогулку по Москве. Чтобы узнать направление движения, вам нужно отгадать цвет линии Московского метро, по которой вы отправитесь дальше. Для этого вам нужно отгадать загадку:

Мы морковку вырывали и заметили его.

После апельсин жевали вдоль песчаных берегов.

А затем и мандарины этот цвет приобрели.

Цвета этого корону также носят короли…(оранжевый).

Вы знаете, как называется «оранжевая линия» Московского метрополитена?

Калужско - Рижская линия.

Участникам вручаются билеты оранжевого цвета с изображением на них Третьяковской галереи.

Гид по станциям: Мы отправляемся с вами по Калужско - Рижской линии на следующую станцию - метро «Третьяковская».

Участники приглашаются в импровизированный вагон электропоезда метро.

На презентации изображение вагона электропоезда метро.

Звучит запись со звуком Московского метро.

Гид по станциям:  вот мы и прибыли на станцию метро «Третьяковская».

На презентации изображение станции метро «Третьяковская» внутри и снаружи. Участников встречает экскурсовод с табличкой «Третьяковская галерея».

3. Станция «Третьяковская – Третьяковская галерея»

(Деятельность участников квеста: Заслушивают и обсуждают информацию, отвечают на вопросы. Рассматривают изображения на слайдах. Рассматривают репродукции картин, портреты художников, сопоставляют репродукции с их авторами. Отгадывают загадки.)

Презентация «Третьяковская галерея»

Экскурсовод: Добрый день, дорогие гости! Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию. Есть в Москве такой музей, называется он Государственная Третьяковская галерея. Галерея – это помещение, где размещается картины художников, чтобы все желающие могли их увидеть.

«Давно, больше стал лет назад, жил в Москве очень богатый купец, который любил живопись. Звали его Павел Михайлович Третьяков. Он покупал картины русских художников и развешивал их на стенах своего дома.

Картин со временем стало так много, что рассматривать их было неудобно. Тогда Павел Михайлович решил построить для них специальный дом — картинную галерею. Вот такое здание появилось за Москвой-рекой в Лаврушинском переулке. Крышу галереи сделали стеклянной, чтобы свет падал с потолка и краски на картинах не выгорали».

   «Сто лет назад П. М. Третьяков подарил галерею своему любимому городу — Москве. С той поры много людей посетило этот удивительный храм искусства. Перед ним стоит памятник ее создателю; а называется картинная галерея Третьяковской (показывает фотографию), в честь его основателя Павла Третьякова.

   Третьяковская галерея состоит из нескольких зданий, которые находятся в разных районах Москвы. Но более значимая галерея, которую хотят посетить, многие ценители искусства находится по адресу Лаврушинский переулок, 10.

Самое главное достояние этого музея — это картины очень знаменитых художников разных времен.

    В этом музее 62 огромных зала, по которым можно долго ходить и рассматривать эти великолепные по своей красоте и неповторимости картины.      

   Главной особенностью этой галереи является «Сокровищница» здесь находятся экспозиции, выполненные из золота и драгоценных камней.

Третьяковский музей проводит, как постоянные выставки изделий искусства, так и временные. Для временных выставок, картины привозят из других городов и стран, чтобы ценители искусства могли полюбоваться шедеврами известных мастеров и художников.

  1. Закрепление правил поведения в музее.

Посетители, которые пришли в музей, должны соблюдать несколько правил. Мы с вами их знаем. Давайте повторим.

- В музее все ходят «музейным» шагом, не топают ногами - ходят тихо.

- Показывать на картины можно «музейным» жестом, а не пальцем,

- В музее все должны соблюдать «музейную» тишину, нельзя громко разговаривать, тем более шуметь,

- Нельзя ничего трогать руками.

  1. Экскурсия по залам галереи

А теперь мы с вами пройдемся по залам галереи и остановимся перед некоторыми картинами.  

 Отгадайте, из какой сказки отрывок? «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы».  (Слайд 1.)  отвечают.

Правильно, этот отрывок из русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».  А вот перед нами картина В. М. Васнецова «Аленушка».

Перед нами другая картина В. М. Васнецова. Посмотрите на неё внимательно и догадайтесь, кто эти богатыри?  (Слайд 2.).  отвечают.

Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в образе Алеши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты - «Богатыри».

Чтобы увидеть следующую картину, вам нужно узнать, из какой сказки этот отрывок? «Пришел в золотое царство, потом в серебряное, а потом и в медное, взял- повел с собою трех прекрасных царевен, а те царства свернулись клубочками да за ними ж покатилися».  (Слайд 3.)   отвечают.

Действительно, эта сказка называется «Три царевны подземного царства», «Три царства – медное, серебряное и золотое» и картина, которую мы видим,  написана по мотивам этой сказки. Три царевны олицетворяют богатства подземных недр Урала.

Мы останавливаемся перед следующей картиной. И вам опять нужно узнать, из какой сказки отрывок?

«…на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
                                         Будто реченька журчит».  (Слайд 4.)
  отвечают.

Да, конечно же,  это «Сказка о  царе Салтане» А. С. Пушкина. А это  –  Царевна-Лебедь – героиня "Сказки о царе Салтане", написанная М. А. Врубелем.

Мы переходим к следующей картине, и я прошу вас отгадать загадку:

Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
                                        Ну-ка, кто же назовет?  (Медведь)  (Слайд 5.)
 отвечают.

Вы правильно отгадали загадку, и мы очутились перед картиной И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».  

Мы переходим к следующей, не менее известной картине. Отгадайте загадку:

Пришла без красок
И без кисти
                                      И перекрасила все листья.  (Осень.)  (Слайд 6.)
 отвечают.

Осень – самое любимое время года И. И. Левитана, и больше всего картин художник посвятил именно осени. Одно из самых известных полотен – «Золотая осень» - написано в 1895 году.

3. Блиц вопросы

Сейчас у нас будет небольшая разминка. Я буду вам задавать вопросы, а вы постарайтесь правильно определить термины изобразительного искусства. За каждый правильный ответ команда получите фишку. Если не знаете ответ, помогают другие участники квеста.

  1. Жанр живописи, изображающий природу (пейзаж)
  2.  Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)
  3. Жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора (карикатура)

  1. Изображение художником конкретного человека или группы людей (портрет)
  2. Жанр живописи, изображающий природу (пейзаж)
  3. Изображение художника самого себя (автопортрет)
  4. Морской пейзаж (марина)

4. «Портрет, пейзаж, натюрморт»

      В музее картины обычно висят в разных залах: портреты висят в одном зале, пейзажи – в другом, натюрморты – в третьем. А в нашей галерее все картины перепутались.

На столе изображение картин, написанных в разных жанрах, нужно их развесить по своим залам. В первом зале висят у нас портреты, во втором пейзажи, а в третьем зале висят натюрморты. Ваша задача правильно отобрать по сюжетам картины и повесить в своих залах.

Затем кто – то один из подгруппы развешивает их на магнитной доске.

Проверяем. Почему вы выбрали именно эти картины? (На них изображена природа. Значит это пейзажи)

Как называют художников, которые пишут пейзажи? (пейзажисты)

Художник, изображающих животных (анималист)

Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? (маринист) Человека? (портретист) Военных? (баталист).  

   Следующее задание: назовите правильно название картины и художника, который ее написал и восстановим полностью залы нашей картинной галереи.

Игроки квеста, получают карточки с фамилиями художников и с названиями картин. Для усложнения задания, на доске висят портреты художников, нужно подобрать правильно художника, название картины и соответствующую репродукцию картины.

5. Соотнесите портрет художника с его репродукцией.  

 «Соотнеси правильно»: необходимо правильно соотнести художника и его репродукцию картины, назвать её название.  

1. Васнецов Виктор Михайлович – «Иван царевич на сером волке»  

 2. Левитан Исаак Ильич – «Золотая Осень»

 3. Шишкин Иван Иванович – «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» 1872г

 4. Айвазовский Иван Константинович – «Радуга» 1873г.

5. Серов Валентен Андреевич – «Девочка с персиками» 1887г.

6. Саврасов Алексей Кондратьевич – «Грачи прилетели». 1871г

7. Хруцкий Иван Фомич – «Цветы и плоды» 1839г.

8. Брюллов Карл Павлович – «Всадница» 1832г.

9. Крамской Иван Николаевич – «Неизвестная» 1883г.

10. Сарьян Мартирос Сергеевич – «Финиковая пальма. Египет» 1911г.    

   Вот и закончилась наша увлекательная экскурсия. Что нового вы сегодня узнали? Что вы расскажете своим друзьям, родителям? Вы большие молодцы и за ваши старания я вручаю Вам фрагмент вашей карты с изображением «Третьяковской галереи».

А мне пора с Вами прощаться. Чтобы узнать направление вашего дальнейшего движения, вам нужно отгадать цвет линии Московского метро, по которой вы отправитесь дальше. Для этого вам нужно отгадать загадку:

У малины и клубники,

 Помидора и брусники Вкус,

конечно, очень разный,

Ну а цвет похожий — … (Красный)

Вы знаете, как называется «красная линия» Московского метрополитена?

Сокольническая линия.

Участникам вручаются билеты красного цвета с изображением на них спорткомплекса «Лужники».

Гид по станциям: Мы отправляемся с вами по Сокольнической линии на следующую станцию - метро «Спортивная».

Участники приглашаются в импровизированный вагон электропоезда метро.

На презентации изображение вагона электропоезда метро.

Звучит запись со звуком Московского метро.

Гид по станциям:  вот мы и прибыли на станцию метро «Спортивная».

На презентации изображение станции метро «Спортивная» внутри и снаружи. Участников встречает экскурсовод с табличкой «спорткомплекс Лужники».

4. Станция метро «Спортивная - «спорткомплекс Лужники».

(Деятельность участников квеста: Заслушивают и обсуждают информацию, отвечают на вопросы. Рассматривают изображения на слайдах. Выполняют физические упражнения. Отгадывают загадку.)

Презентация «спорткомплекс Лужники»

Экскурсовод: Здравствуйте, уважаемые друзья! Вы прибыли на станцию «Спортивная», как вы думаете, про какую достопримечательность мы будем говорить? - Олимпийский комплекс «Лужники»

  Олимпийский комплекс «Лужники» занимает огромную территорию и является одним из крупнейших спортивных парков в мире! Это не просто стадион: здесь восемь футбольных полей с аренами для зрителей, множество теннисных кортов, стадионы для легкоатлетов и других спортсменов. Есть бассейны и катки. Самый известный стадион «Лужники»- это Большая спортивная арена. Его перестроили к чемпионату мира по футболу 2018 в России. Люди приезжают в Лужники как в парк: смотрят соревнования по разным видам спорта, отдыхают, занимаются спортом, загорают на пляже, ходят в кафе.

Вопросы:

  1. Кто-нибудь бывал в спорткомплексе «Лужники»?

  1. Какие виды спорта вы знаете? (футбол, хоккей, волейбол, борьба, бокс, гимнастика, плавание, фигурное катание, баскетбол, конькобежный спорт, горные лыжи).
  2. Как называется начало соревнований? (старт).
  3. Как называется конец соревнований? (финиш).
  4. Сколько человек в футбольной команде? (11 человек)
  5. Что собой представляет Олимпийская эмблема? (5 колец)
  6. Назовите зимние виды спорта (Биатлон, конькобежный спорт, скелетон, фигурное катание, керлинг, горнолыжный спорт, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, сноубординг, фристайл, санный спорт, хоккей с шайбой.)
  7. Без чего судья не может выйти на поле? (Без свистка.)
  8. Как называется строй, в котором занимающиеся стоят плечо к плечу. (Шеренга.)
  9.   Как называется расстояние между стоящими в шеренге. (Интервал.)

Чтобы с новыми силам поехать дальше на экскурсию, давайте с вами немного разомнемся.

Физминутка под песню В.Высотского «Песня про зарядку»

  1. Упражнение головой (вправо, влево, вперед назад)
  2. Руки на плечи круговые движения
  3. Руки напротив груди (влево, вправо)
  4. Руки на пояс круговые движения тазом
  5. Мельница
  6. Руки на пояс упражнение на ноги (носок к полу)
  7. Приседания
  8. Прыжки
  9. Восстановление дыхания

Все большие молодцы, спасибо за участие! За ваши настоящие и будущие спортивные достижения я торжественно вручаю вам награду – фрагмент вашей карты с изображением спорткомплекса «Лужники». Теперь, чтобы могли перейти на следующую станцию, вы должны отгадать загадку:

Гордо носит  баклажан

Этот цвет насыщенный.

Он на радуге бывал,

В поле мы легко отыщем.

Он и в астрах, и в садах,

Даже вот на ожерелье.

Даже в космосе бывал,

Даже в баночке с вареньем… (фиолетовый)

Вы знаете, как называется «фиолетовая линия» Московского метрополитена?

Таганско - Краснопресненская линия.

Участникам вручаются билеты фиолетового цвета с изображением на них «Московского зоопарка».

Гид по станциям: Мы отправляемся с вами по Таганско – Краснопресненской линии на следующую станцию - метро «Баррикадная».

Участники приглашаются в импровизированный вагон электропоезда метро.

На презентации изображение вагона электропоезда метро.

Звучит запись со звуком Московского метро.

Гид по станциям:  вот мы и прибыли на станцию метро «Баррикадная».

На презентации изображение станции метро «Баррикадная» внутри и снаружи. Участников встречает экскурсовод с табличкой «Московский зоопарк».

5. Станция метро «Баррикадная – Московский зоопарк»

(Деятельность участников квеста: Заслушивают и обсуждают информацию, отвечают на вопросы. Рассматривают изображения на слайдах. Выполняют  дидактическое упражнение, игровую деятельность. Отгадывают загадку.)

Презентация «Московский зоопарк»  

Экскурсовод:  Добрый день, дорогие гости! Хочу вас пригласить  в один из старейших зоопарков Европы- Московский зоопарк. Хотите?

Участники: Да, хотим!

Экскурсовод: Но прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним правила поведения на экскурсии!

Участники: Во время экскурсии нужно внимательно слушать экскурсовода.

Нельзя разговаривать и мешать другим слушать.

Экскурсовод: Молодцы! А еще? Давайте, я вам помогу. Во время экскурсии движемся друг за другом и нельзя отставать от остальных. Идем?

Участники: Да!

Экскурсовод:  В дикой природе увидеть вместе животных, обитающих на разных континентах невозможно. А вот в зоопарке – запросто. Наш Московский зоопарк был основан очень давно, больше 150 лет назад. На территории Московского зоопарка обитает много самых разных животных.Здесь можно полюбоваться на диковинных птиц, грозных хищников, змей и крокодилов. Каждый живет на своей территории, и все устроено так, чтобы обитателям парка было удобно.

Крупные животные, такие как слоны, белые медведи, жирафы, зебры, верблюды, содержаться в открытых вольерах на улице. Днем они гуляют по вольеру, а ночью отдыхают в своих домиках.

Есть аквариумы с удивительно красивыми рыбами и экзотическими насекомыми. В террариуме живут змеи. Большой пруд зоопарка облюбовали птицы- аисты, журавли, пеликаны и фламинго.

Одним из удивительных обитателей зоопарка является аллигатор Сатурн, принадлежавший когда-то Гитлеру. Сейчас ему уже больше 85 лет. А кто знает, сколько лет живут крокодилы? (100 лет)

Крокодилы в неволе могут дожить до ста лет.

А кто, ответит на следующий вопрос. Самым крупным из сегодняшних питомцев, кто? (Слон)

Слон весит от 2 до 7 тонн.

А знаете, кто является самым мелким питомцем? (Землеройка)

Она весит 150 грамм и длина её тела 5-7 см. А из редких животных можно выделить малую панду. А кто вспомнит, в каком в мультфильме мы его видели?

 («Кунг-фу Панда»)

   А сейчас выполните задание. В этом ящике фигурки разных животных.

Вы должны распределить животных по континентам. Если вы сомневаетесь, для вас висят плакаты –подсказки. Начали!

Молодцы! Вы справились с заданием! За это получаете фрагмент от карты с изображением «Московского зоопарка», в котором, я надеюсь, вам понравилось и вы не раз ещё его посетите. А сейчас вам пора продолжить прогулку. Направление движения вы узнаете, отгадав загадку:

Маме в качестве подарка

Выбирайте розы вы!

Цветом красным, но не ярким,

По простому - ... (Розовый)

Вы знаете, как называется «розовая линия» Московского метрополитена?                                   МЦК Метро «Хорошёво».

Участникам вручаются билеты розового цвета с изображением на них «Живописного моста».

Гид по станциям: Мы отправляемся с вами по МЦК линии на следующую станцию МЦК метро «Хорошёво».

Участники приглашаются в импровизированный вагон электропоезда метро.

На презентации изображение вагона электропоезда метро.

Звучит запись со звуком Московского метро.

Гид по станциям:  вот мы и прибыли на станцию МЦК метро «Хорошёво».

На презентации изображение станции МЦК метро «Хорошёво» внутри и снаружи. Участников встречает экскурсовод с табличкой «Живописный мост».

6. Станция МЦК метро «Хорошёво – Живописный мост»

(Деятельность участников квеста: Заслушивают и обсуждают информацию, отвечают на вопросы. Рассматривают изображения на слайдах. Выполняют  конструктивную деятельность: придумывают модели мостов; распределяют, кто и что будет конструировать, отбирают комплекты для создания моста; конструирую; проверяют модели на прочность; представляют свои модели. Отгадывают загадку.)

Презентация «Мосты»

Экскурсовод:  Добрый день, дорогие гости! Сейчас мы с вами окажемся на одном из красивейших мест города Москвы:

Через речку во всю ширь

Лег могучий богатырь.

Он лежит – не дрожит,

Транспорт по нему бежит.

(Мост) Л. Селезнева

Я рада приветствовать вас на современной достопримечательности города Москвы – «Живописном мосту».

Презентация «Живописный мост»

Мост – это одна из самых первых конструкций, придуманная человеком. Людям надо пересекать реки, ущелья и другие препятствия. Самым первым мостом было дерево, переброшенное с берега на берег. Но со временем люди научились строить очень сложные мосты, по которым могли передвигаться войска и колесницы, стада и нагруженные повозки. Сейчас по мостам движутся потоки машин и пролетают поезда. Они украшают наши города.

Экскурсовод предлагает детям вспомнить мосты, которые они видели, и описать их.

Экскурсовод:  Сейчас я предлагаю вам побыть архитекторами и инженерами:

придумать и построить модели мостов для Москвы с помощью LEGO -конструктора.

Демонстрирует образцы конструкций на карточках и способы их сборки.

Участники строят мосты, представляют свои модели.

Экскурсовод:  Вы отлично справились с поставленной задачей – построили крепкие красивые мосты. За это я вам на память отдаю фрагмент карты с изображением «Живописного моста». А вам уже пора возвращаться домой. Чтобы вы не заблудились, я подскажу вам цвет линии Московского метро, на которую вам нужно попасть:

Говорила мама Боре:

- Не пойдем сейчас - опасно!

Потому, что в светофоре

Не зеленый свет, а ... (Красный)

Вы помните, как называется «красная линия» Московского метрополитена? Сокольническая линия.

Участникам вручаются билеты красного цвета с изображением на них «Московского метро».

Гид по станциям: Мы отправляемся с вами по Сокольнической линии обратно домой, на станцию метро «Саларьево», туда, откуда начиналось наше увлекательное путешествие.

Участники приглашаются в импровизированный вагон электропоезда метро.

На презентации изображение вагона электропоезда метро.

Звучит запись со звуком Московского метро.

Гид по станциям:  вот мы и вернулись обратно на станцию метро «Саларьево».

На презентации изображение станции метро «Саларьево»

Во время прогулки мы собрали с вами фрагменты карты «Москва».

Давайте посмотрим, все ли фрагменты нам удалось найти?

    Гид подводит участников к напольной карте – ковру с изображением МЦК и достопримечательностей города Москвы, сложенной из пазл. У карты отсутствуют некоторые фрагменты с изображением достопримечательностей.

  Участники квест – игры достают по одному полученному фрагменту, называют изображённую на нем достопримечательность (Красная площадь, Московский Кремль. Спасская Башня, храм Василия Блаженного, Третьяковская галерея, спорткомплекс «Лужники», «Московский зоопарк», «Живописный мост»), вспоминают то, что узнали о данном объекте от «экскурсовода» и вставляют пазл на место.

   В результате получается целая карта «Москвы» с достопримечательностями.

 

Гид по станциям:  Вот и закончилось наше увлекательное путешествие  - прогулка по городу Москве. Сегодня мы посетили лишь малую часть интересных мест столицы нашей Родины. Посмотрите на карте: сколько ещё много интересных мест в городе Москве, которые обязательно нужно посетить.

Наша карта будет висеть у нас в группе, и мы обязательно будем по ней путешествовать и отмечать на карте посещённые места.

   А вам на память о сегодняшней прогулке остаются билеты «Московского метро» с изображениями тех мест, о которых вы сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Квест - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАЕЛЕЙ О НОВОЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ - КВЕСТ....

Презентация на тему: "Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском са...

КОНСПЕКТ квест- игры С ДЕТЬМИ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «Самая любимая мамочка моя»

Совместная деятельность воспитателя , детей и мам самостоятельная деятельность детей....

КОНСПЕКТ квест- игры С ДЕТЬМИ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «Самая любимая мамочка моя»

Совместная деятельность воспитателя , детей и мам самостоятельная деятельность детей....

Консультация для педагогов Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС

Консультация для педагоговКвест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС...

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса – раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр....