Методические рекомендации «Музыкально-дидактические игры, как средство воспитания духовно-нравственных качеств дошкольника»
материал на тему

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx25.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 с. Ржевка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2

села Ржевка Шебекинского района Белгородской области»

Методические рекомендации

«Музыкально-дидактические игры, как средство воспитания духовно-нравственных качеств дошкольника»

Автор:

Рябцева Марина Владимировна,

музыкальный руководитель

Шебекинский район  2017г.

Краткая аннотация

В методических рекомендациях представлено использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения.    

          Методические рекомендации предназначены для  применения в работе музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ.

В основу  методических рекомендации вошел опыт работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 села Ржевка  Шебекинского района Белгородской области»

Сведения об авторе: Рябцева Марина Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 села Ржевка Шебекинского района Белгородской области».

Пояснительная записка

      Большая роль в развитие  музыкальных способностей   детей  в дошкольных учреждениях принадлежит  музыкально-дидактическим играм. Это и развитие мелодического слуха, и чувства ритма, и музыкальной восприимчивости. Использование игровых средств направлены на формирование нравственных качеств, которые влияют на поведение ребенка в коллективе, на взаимоотношения друг с другом, на проявление гуманности, целеустремленности, активности, на развитие в каждом ребенке организаторских способностей, воспитание положительного отношения к труду, учебе.

 Целью методических рекомендаций является описание организации деятельности музыкального руководителя по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольника через музыкально –дидактические игры.       Чтобы добиться положительных результатов в данном направлении, педагогу необходимо реализовать следующие задачи:

  • соблюдение правил ролевых игр;
  • проявление внимания к каждому ребенку;
  • постановка перед ребенком целей, соответствующих его возможностям;
  • социальный мотив игр;
  • обеспечение положительных эмоций;
  • стремление к осознанным действиям.

Ожидаемый результат. Принимая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает  моральные нормы и правилах поведения в обществе. Это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Использование музыкально-дидактических игр повышает интерес у дошкольников к музыкальным занятиям.

                        Содержание методических рекомендаций

 Музыкально - дидактические игры способствуют  нравственному воспитанию  дошкольников, формируют  механизмы управления своим поведением и развивают  эмоциональный мир личности ребенка.

В результате использования игр:

- дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

- дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

- в процессе игр, дети приобретают специальные знания, умения, навыки;

- повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих особенностей;

Музыкально - дидактические игры рекомендуется применять в процессе:

- слушания музыки («Музыкальный клоун», «Три медведя», «Веселые подружки» и др.);

- пения («Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» и т. д.)

- музыкально – ритмических    движений    («Кошки – мышки», «Три поросенка», «Козлята и волк»)

- игры на детских музыкальных инструментах («2 колокольчика», «Музыкальная песенка», «Музыкальное эхо» и т. д.)

Музыкально - дидактические игры рекомендуется проводить во всех возрастных группах, постепенно усложняя задания от занятия к занятию. 

Характерным для каждой дидактической игры является в ней;

а) обучающей задачи;

б) содержания;

в) правил;

г) игровых действий;

На музыкальных занятиях рекомендуется использовать все виды музыкально- дидактических игр;

  • на развитие высотного слуха;
  • на развитие тембрового слуха;
  • на развитие диатонического слуха;
  • на развитие памяти;
  • на развитие  детского творчества;

     

      Личностно-ориентированный подход важен в каждом из этих видов. Важно заинтересовать всех детей, обратить внимание на  каждого ребенка, а так же  давать оценку каждому ребенку, поощрять более застенчивых детей. Необходимо ставить перед детьми реальные цели, ориентируясь на возрастные особенности и возможности воспитанников. Одним детям материал дается легко и таким детям можно усложнить задание. Другим же, наоборот лучше упростить. Это поможет более слабому ребенку поверить в свои силы. Так же важным является развитие самостоятельности. Благодаря постепенному нарастанию самостоятельности повышается степень инициативности в постановке игровых задач.

Уверенность в успешных действиях делает ребёнка жизнерадостным, добрым, ведёт к повышению его активности.

      Важно придерживаться принципов личностно-ориентированного подхода:

  • принцип индивидуальности - важно создавать условия для развития индивидуальности каждого ребенка;
  • принцип самоактуализации - важно поддерживать стремление ребенка к проявлению и развитию своих возможностей и способностей;
  • принцип субъективности - важно способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта в группе;
  • принцип творчества и успеха - важно развивать творческие способности ребенка, раскрывать его уникальность;
  • принцип доверия и поддержки - важно верить в силы ребенка, доверять ему, поддерживать, способствовать развитию его внутренней мотивации.

Важным является поведение взрослого. Педагог должен вселять в детей уверенность, радость, желание заниматься определённым видом деятельности на занятии. Ребенок должен чувствовать искреннюю заинтересованность взрослого в его успехе.

Использование всех методов в работе с детьми, выбор и правильное варьирование приемов, подбор музыкального материала, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка положительно влияют на развитие его музыкальных способностей, формируют качества и навыки для его всестороннего развития и успеха в дальнейшей жизни.

Список рекомендуемой литературы по данной теме

1. Ветлугина Н. А. «Музыкально- дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12

2. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г.

3. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.

4. Ветлугина Н. А. "Музыкально - дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки"

5.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В.Краснощекова. Изд.4-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной»

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»

Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея "Песни опаленные войной"

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника

Сказка - неотъемлемый атрибут качественного воспитания и социализации детей. Сказка - это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней "обращаться". Именно в сказ...

Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка-дошкольника

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. ...

Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка-дошкольника

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. ...