Доклад на тему: « Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»
материал (старшая группа)

Веряскина Светлана Петровна

Доклад на тему:

« Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок»

комбинированного вида»»

Доклад на тему:

« Русская культура, как средство воспитания духовно нравственных качеств дошкольников»

Подготовила: воспитатель

Веряскина С.П.

(Показ слайда  2)

 «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

( Василий Александрович Сухомлинский) 

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов. Мы не должны  забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, о своих праздниках, традициях и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции. И хочется  надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях – сохранится для потомков. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

(Показ слайда  3)

Русская культура это не только художественные произведения известных писателей, поэтов и художников. В первую очередь,   к  русской культуре относятся специфичная манера жить и думать, народные традиции и обряды, духовные ценности и отношение к чему-либо, поведение и привычки, менталитет и мировоззрение. Это некий код, который ежесекундно управляет человеком.

Духовно-нравственное воспитание является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Важная роль в духовно-нравственном воспитании отводится детскому саду. Стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы.

(Показ слайда  4)

-Обратимся к целям духовно-нравственного воспитания. Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание детей, средствами русской народной культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей, воспитание любви и интереса к истории своего народа.

В соответствии с целями выделяются задачи духовно-нравственного воспитания:

- пробуждать интерес дошкольников к русской народной культуре, к русским народным традициям, истории русского народа.

- развивать познавательные способности ребёнка, используя все виды фольклора: заклички, игры хороводные и подвижные, потешки, сказки, считалки.

- пробуждать дошкольников к любым проявлениям эстетических чувств, через образов.

- раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;

- формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;

- формирование опыта духовно-нравственного поведения.

В процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников народные традиции выполняют следующие функции:

(Показ слайда  5)

1. Формирования и развития духовно-нравственных качеств дошкольников. Через реализацию народных традиций происходит становление нравственных ценностей: человеческой личности, добра, красоты, природы, гуманизма, творчества, здоровья и др.

2. Формирования опыта духовно-нравственных отношений в детском коллективе. «Ничто так не укрепляет коллектив, как традиции», утверждал А.С. Макаренко [4]. Правильно организованная реализация народных традиций способствует развитию детского коллектива.

Кроме перечисленных основных функций, народные традиции выполняют в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников вспомогательные функции:

1. Культурно-просветительскую – народные традиции дают возможность почувствовать особенности поведения, типичные черты русского народа.

2. Творчески-развивающую – ранее нами подчёркивалось, что реализация традиций предполагает активизацию творчества дошкольников.

(Показ слайда  6)

-Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?

 (Показ слайда  7)

-Вспомним слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

(Показ слайда  8)

-Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

(Показ слайда  9)

- Русский народ.  Коренная область расселения русского народа- Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство , объединяемое понятием Русь и Россия.

       Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции РФ. Но по критериям Организации Объединённых Наций, Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия — многонациональное государство.

(Показ слайда  10)

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

 Менталитет -    каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи  и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.

Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа , эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя  в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа.  Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.  

 Виды русского народного творчества    (Показ слайда  11)

1.Припевки, приговорки, потешки (Показ слайда  12)

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Трудно переоценить их воспитательное значение.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.    

2.Пословицы и поговорки  (Показ слайда  13)

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Загадки  (Показ слайда  14)

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, разоблачении того, что спрятано и скрыто. При обучении детей отгадыванию загадок для начала можно использовать игрушки. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям. При этом нужно учитывать опыт детей.

Загадки можно использовать на занятиях, во время наблюдений на прогулках. Они требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтоб решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

4. Скороговорки (Показ слайда  15)

Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество.

Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.

 

5. Считалки (Показ слайда  16)

Считалки – это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого, распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используются для проведения подвижных игр.

6.Сказки  (Показ слайда  17)

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка. В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

7.Народные игры    (Показ слайда  18)

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.

(Показ слайда  19)

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

8. Праздники и обряды (Показ слайда  20)

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В народных праздниках есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предание и сказание, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть.

(Показ слайда  21)

Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

(Показ слайда  22)  Масленица (проводы зимы и встреча весны) - длилась целую неделю и   Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка.

Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Понедельник – «Встреча»
Вторник – «Заигрыш»
Среда - «Лакомка»

Четверг – «Разгуляй»

Пятница - «Вечера  у тёщи»

Суббота - «Золовкины угощения»

Воскресенье – «Прощеный день»

Пышные гулянье Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!

Наши праздники по духовно – нравственному воспитанию

«Проводы зимы. Масленичные гулянья» (Показ слайда  23)

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, (Показ слайда  24)

 

дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. (Показ слайда  25)

(Показ слайда  26)

Пасха ( расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник

 На Пасху украшали дом  срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали  друг друга:

 «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»                        

На Пасху водили хороводы, гуляли  по улицам, катались на качелях, катали яйца . После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни.

(Показ слайда  27,28, 29)

Фольклорный праздник "Веселится народ, праздник Пасхи у ворот!"

"Экскурсия в храм Архангела Михаила" по духовно-нравственному воспитанию. (Показ слайда  30,31, 32)

-Карвинг в детском саду. (Показ слайда  33,34)

По разным лексическим темам на занятиях познания, ознакомление с окружающим миролм, по художественному творчеству с помощью новой технологии как карвинг мы закрепляем овощи и фрукты.

-По карвингу проводятся занятия и мастер – классы (Показ слайда  35)

- Наши занятия (Показ слайдов 36)

- Рисование . Аппликация (Показ слайдов 37)

- Лепка. Аппликация (Показ слайдов 38)

- Весёлые матрёшки.  (Показ слайдов 39)

(Показ слайдов 40) - В чём мы видим содержание духовно – нравственного воспитания дошкольного образования. Суть состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, которые дают жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

        Таким образом, воспитание детей на традициях русской культуры - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна и решатся сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, поскольку то, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его, и нашей жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры...

Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника

Сказка - неотъемлемый атрибут качественного воспитания и социализации детей. Сказка - это самый понятный для ребенка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней "обращаться". Именно в сказ...

Сказка, как средство воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка-дошкольника

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. ...

Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)

laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...