РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению детей плаванию Образовательная область «Физическое развитие»
рабочая программа по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обучению детей плаванию
Образовательная область «Физическое развитие»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Городской округ город Ханты-Мансийск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Радуга»
(МБДОУ «Детский сад № 11 «Радуга»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующего МБДОУ №11 ________________ О.А. Ротарь Приказ №246 «28» августа 2019г. |
СОГЛАСОВАНО Методист МБДОУ «Детский сад № 11 «Радуга» _____________Н.Ю. Робота «28» августа 2019г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обучению детей плаванию
Образовательная область «Физическое развитие»
2019-2020 учебный год
Летунова Светлана Владимировна
Ханты-Мансийск, 2019
- Целевой раздел
- Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………3
- Цели и задачи реализации программы……………………………………………………………………………………………...4
- Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………………………………………….8
- Возрастные особенности детей..……………………………………………………………………………………………………..8
- Планируемые результаты освоения программы……………………………………………………………………………………9
- Система оценки результатов освоения программы…………………………………………………………………………….......9
- Содержательный раздел
- Образовательная деятельность «Организация плавания»…………………………………………………………………………13
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 4 до 5 лет…………………………………………………..17
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 5 до 6 лет…………………………………………………..28
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 6 до 7 лет…………………………………………………..41
- Описание форм и методов реализации программы………………………………………………………………….……………..53
- Организационный раздел
- Условия реализации программы……………………………………………………………………………………………………..54
- Объём и срок освоения программы………………………………………………………………………………………………….56
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………57
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Здоровые дети – это основа жизни всего человеческого общества. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, является физическая культура. Правильная организация деятельности по физической культуре способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков. Плавание – одно из средств, способствующих разностороннему физическому развитию, которое стимулирует деятельность нервной и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Активные движения укрепляют мышечную и сердечно-сосудистую системы ребенка; более того развитие движений находится в прямой зависимости от внешней среды. Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением ее сопротивления - важнейший фактор гармоничного развития. Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы, радикально способствуя устранению различных дефектов и ликвидации плоскостопия. Постоянное купание и плавание закаляет организм, формирует стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям. И здесь решающим является температурный фактор. Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищает потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам, что является наиболее актуальным для детей.
Примерная рабочая программа является компонентом, формируемым участниками образовательного процесса и реализуется в рамках физкультурно-оздоровительной работы. Она разработана на основе программы А.А. Чеменевой, Т.В.Столмаковой «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» (2011г.), которая рекомендована общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" /под редакцией Т.С. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13);
- Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса физического воспитания по обучению плаванию детей 4-7 лет. Содержание деятельности распределено по месяцам и неделям, согласно календарно-тематическому планированию и представляет систему, рассчитанную на один учебный год - 36 недель.
- Цели и задачи реализации программы
Основная цель программы – формирование у детей в процессе обучения плаванию элементарных технических навыков, развитие психических познавательных процессов.
Занятия по плаванию призваны решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи ставят целью формирование двигательных умения и навыков, развитию психофизических качеств (силы, быстроты, гибкости и ловкости), формирование знаний о способах плавания, об оздоровительном воздействии плавания на организм, осознанности двигательных действий, развитие внимания, мышления, памяти.
Воспитательные задачи направлены на воспитание двигательной культуры, нравственно- волевых качеств: смелости, настойчивости, чувства собственного достоинства. Ребенок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно чувствовать себя в коллективе.
Программа представлена разделами «Плавание», «Здоровье», «Техника безопасности». Каждый раздел программы представлен группой задач, решение которых определяет освоение детьми данной предметной области.
Содержание раздела «Плавание» построено на трёх составляющих: начальное обучение плаванию, ориентирование в воде, обучение спортивным способам плавания. Данный раздел содержит соответствующие задачи, а также перечь упражнений и игр.
Раздел «Здоровье» и «Техника безопасности» включает правила безопасного поведения на воде, упражнения и игры, ориентированные на оздоровление и профилактику заболеваний, правила ухода за собой, своим телом, оказания первой помощи при проблемах на воде.
Раздел «Плавание» 4-5 лет
Задачи:
1. Продолжать учить детей погружаться в воду и ориентироваться в ней.
2. Формировать навык горизонтального положения тела в воде.
3. Продолжать учить плавать облегченными способами.
4. Учить плавать при помощи попеременных движений прямыми ногами способом кроль на груди, спине.
Раздел "Здоровье"
Задачи:
1. Продолжать работу по совершенствованию механизма терморегуляции.
2. Способствовать повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
3. Укреплять мышечный корсет ребенка.
4. Активизировать работу вестибулярного аппарата.
5. Формировать гигиенические навыки:
− раздеваться и одеваться в определенной последовательности;
– аккуратно складывать и вешать одежду;
– самостоятельно пользоваться полотенцем;
– последовательно вытирать части тела.
Раздел "Техника безопасности"
Задачи:
− Ознакомление с правилами поведения в бассейне.
− Экскурсия в бассейн, знакомство с раздевалками, душевыми, чашей, оборудованием и игрушками.
− Посещение занятий старших групп.
Раздел «Плавание» 5-6 лет
Задачи:
1. Продолжать учить скольжение на груди, спине с различным положением рук.
2. Учить согласовывать движения ног с дыханием.
3. Изучать движения рук способами кроль на груди, спине, брасс, дельфин.
4. Учить плавать кролем на груди, спине в полном координации.
5. Изучать движения способом дельфин.
Раздел «Здоровье»
Задачи:
1. Способствовать закаливанию организма.
2. Повышать общую и силовую выносливость мышц.
3. Увеличивать резервные возможности дыхания, жизненной емкости легких.
4. Активизировать обменные процессы и работу центральной нервной системы.
5. Формировать гигиенические навыки:
− научить быстро, аккуратно раздеваться, одеваться;
− самостоятельно мыться под душем с мылом и губкой;
− тщательно вытирать все тело в определенной последовательности.
Раздел «Техника безопасности»
Задачи:
− Закрепление правил поведения в бассейне через создание игровых и проблемных ситуаций.
− Основы правильного поведения на воде (использование схем, моделей, картинок, знаков, просмотр видеофильма).
Раздел «Плавание» 6-7 лет
Задачи:
1. Продолжать совершенствовать движения ног в плавании способом кроль на груди, спине.
2. Изучать движения ног способом брасс.
3. Обучить плаванию ног способом брасс, дельфин в полной координации.
4. Закреплять и совершенствовать навык плавания при помощи движений рук с дыханием всеми способами.
5. Закреплять и совершенствовать навык плавания кролем на груди, спине, комбинированными способами в полной координации.
6. Учить плавать под водой.
7. Обучать прыжкам в воду с возвышенности, поставки.
8. Поддерживать желанием нырять, обучать правильной технике ныряния.
9. Учить расслабляться на воде, обучать способам отдыха.
10. Поддерживать выбор ребенком способа плавания, уважить его индивидуальные предпочтения.
Раздел «Здоровье»
Задачи:
1. Способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному психофизическому развитию.
2. Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку.
3. Повышать работоспособность организма.
4. Приобщать к здоровому образу жизни.
5. Формировать гигиенические навыки:
− быстро раздеваться и одеваться;
− правильно мыться под душем, оказывая помощь друг другу, пользоваться индивидуальными губками;
− следить за чистотой принадлежностей для бассейна.
Раздел "Безопасность"
Задачи:
− закрепление правил поведения на воде: в бассейне через рассматривание картин, знаков, схем, бесед;
− просмотр фильмов, слайдов, мультфильмов;
− моделирование знаков «Правила поведения на воде».
- Принципы и подходы к формированию программы
Принципы программы:
1. Принцип дифференцированного подхода к детям.
2. Принцип индивидуализации процесса обучения.
3. Принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания.
4. Принцип доступности и постепенности (осваивание навыков плавания от простого к сложному, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей).
5. Принцип систематичности (учитывая индивидуальные возможности).
6. Принцип сознательности и активности.
7. Принцип наглядности.
- Возрастные особенности детей
Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще довольно слабо. Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышц взрослого, а сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при сокращении они более укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.
Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.
Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются. Занятия плаванием благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
У детей 4-5 лет преобладает брюшной тип дыхания, при котором главной дыхательной мышцей является диафрагма. К 5 годам резко нарастает мускулатура нижних конечностей. Мелкие мышцы еще недостаточно развиты. Тем не менее на 5 году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Дети способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения.
У детей 5-6 лет общефизическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идет неравномерно. Быстро увеличивается длина конечностей, ширина таза и плеч. Преобладает тонус мышц-разгибателей, что не дает возможности долго удерживать спину прямой. Осуществляются процессы, определяющие успех умственных действий. Благодаря этому возрастает осознанность освоения детьми более сложных основных движений. Большее внимание уделяется развитию физических и морально-волевых качеств.
У детей 6-7 лет ярко выражен грудной тип дыхания. Движения ребенка становятся более координированными и точными. В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. На основе произвольности у детей формируется потребность заниматься физическими упражнениями и проявлять инициативу в освоении новых видов движений.
- Планируемые результаты освоения программы
Ребёнок овладевает основными правилами безопасности поведения на воде; правилами личной гигиены.
Ребёнок имеет представление об основах здорового образа жизни, о разных стилях плавания («кроль», «брасс», «дельфин»).
Ребёнок обладает техникой плавания:
- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;
- выполнять скольжение на груди и спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;
- плавать способом «кроль» («брасс» - индивидуально, на груди и спине с полной координацией движений), плавать 15 метров.
- Система оценки результатов освоения программы
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Способами определения результативности реализации данной программы является наблюдение за детьми во время плавания, которое проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).
Критерии: 1 балл – испытывает затруднения;
2 балла – знает технику исполнения и выполняет с помощью взрослого;
3 балла - знает технику исполнения и выполняет;
Уровень освоения навыков плавания (4-5лет)
Фамилия Имя | Плавание | Здоровье | Безопасность | ||||||||||
Ориентирование в воде | Лежание на груди | Лежание на спине | Плавание с доской | Знает правила личной гигиены | Знает основные правила поведения на воде | ||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | |||||||||||||
Группа ______________
Уровень освоения навыков плавания (5 – 6 лет)
Группа ______________
Фамилия Имя | Плавание | Здоровье | Безопасность | ||||||||||
Скольжение на груди | Скольжение на спине | Плавание с доской | Плавание произвольным способом | Знает правила личной гигиены | Знает основные правила поведения на воде | ||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | |||||||||||||
Уровень освоения навыков плавания (6-7 лет)
Группа ______________
Фамилия Имя | Плавание | Здоровье | Безопасность | ||||||||||||
Может уверенно проплыть 15м | Навыки «кроля» | Навыки «брассом» | Навыки «дельфин» | Скольжение на груди | Знает правила личной гигиены | Знает основные правила поведения на воде | |||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | |||||||||||||||
- Содержательный раздел
- Образовательная деятельность «Организация плавания»
Примерный перечень упражнений, основных движений и подвижных игр для детей 4-5 лет
Упражнения в бассейне
Теория
- Использование художественного слова: потешки, стихи, сказки («Водичка, водичка…», «Дождик, дождик пуще», «Кораблик» А. Барто, «Мойдодыр» К. И. Чуковский и др.) - психологический настрой.
- Расширение представлений о купании, плавании: беседы, рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах, энциклопедиях, фотографий, просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Медвежонок Умка», «Русалочка» и др.
- Изготовление вместе с воспитателями и родителями поделок на водную тему.
Практика
- Спуск в бассейн с поддержкой и без.
- Освоение различных способов передвижения (бег, ходьба, прыжки) в зале сухого плавания, упражнения для ОФП.
- Передвижения в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень, на носках, приставными шагами, с различными движениями рук и т. д.
- Игры на освоение передвижений в воде: «Змейка», «Паровозик», «Карусели», «Лягушата», «Лодочка с веслами», «Цапли» и др.
- Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.
- Действия с предметами: обручем, мячом, плавательной доской, различными игрушками (плавающими, тонущими, надувными) .
- Игры для ознакомления со свойствами воды: «Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», «Лодочки», «Волны на море» и др.
- Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой, задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием «пузырей», дуть на воду.
- Игры для приобретения навыков погружения под воду: «Пружинка», «Мячик», «Тишина», «Уточки моют носик» и др.
- Дыхательная гимнастика: («Воздушный шар», «Дует, дует ветерок», «Сердитая кошка» и др.).
- Упражнения на дыхание в воде: «горячий чай», «дуй на игрушку», «быстрые лодочки» и др.
- Обучение техники выполнения упражнений («медуза», «звездочка на груди», «поплавок»); движений ног как при плавании способом кроль.
- Техника выполнения упражнений на освоение с водой у опоры и без («звездочка на груди», «поплавок», «медуза», «стрела»).
- Техника работы ног как при плавании способом кроль (из исходного положения сидя, лежа с опорой и без опоры). Игры: «Фонтан», «Моторчики».
- Скольжение на груди, держась за руки преподавателя, за поручень, опираясь на дно (идти на руках, на плавательную доску, без опоры, работая ногами как при плавании способом кроль.
- Игры на освоение навыка скольжения: «Лодочки плывут», «Стрела», «Смелые ребята» и др.
Подвижные игры
«Догони меня», «Телефон» «Насос», «Аквалангисты», «Моторная лодка», «Торпеда», «Звездочка», «Стрелка», «Поплавок», «Винт», «Рыбак и рыбки», «Затейники», «Найти клад», «Сомбреро», «Веселые ребята»,
«Салки», «Море волнуется», «Удочка».
Примерный перечень упражнений, основных движений и подвижных игр для детей 5-6 лет
Упражнения в бассейне
Теория
- Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, просмотр и обсуждение картин, фотографий.
- Формирование представления о водных видах спорта. Плавание разными стилями, прыжки в воду.
- Опыты, эксперименты с водой, изготовление атрибутов и игрушек для занятий в бассейне.
- Получение наглядного представления о правильных движениях плавания спортивными способами: использование схем упражнений (карточки с изображением отдельных элементов); графические изображения подвижных игр; показ упражнений преподавателем, заранее подготовленного ребенка (формирование у детей психологической установки: доступность упражнения) .
Практика
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в воду с погружением, с подныриванием под нудолс, со скольжением в обруч и т. д.
- Упражнения для ОФП в зале сухого плавания: строевые упражнения; ОРУ, направленные на развитие и укрепление всех групп мышц.
- Передвижения в воде шагом: гимнастический, приставной, противоходом, «змейкой», в полуприседе и др.
- Передвижения бегом: челночный, в разном темпе, галопом, выполняя гребковые движения руками.
- Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу, из обруча в обруч, которые лежат на воде и др.
- Погружение под воду: с головой (задержка дыхания на 2, 4, 8, 16, ныряние за игрушками «Водолазы»; ныряние («Тоннель», «Дельфины на охоте»).
- Открывание глаз в воде: «Кто спрятался под водой?», «Раз, два, три – что увидел, расскажи» и др.
- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания: «Парус», «Гуси летят», «Пчелы» и др.
- Упражнения на дыхание в воде: «Веселая игра», «Дровосек», «Трубач» и др.
- Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.
- Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль и брасс (из разных исходных положений, на месте, у опоры, в движении, в согласовании с дыханием).
- Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, поручень и без опоры; с работой ног как при плавании способом кроль и без работы ног; с круговыми движениями рук (отдельно каждой, попеременно, разнонаправленные и однонаправленные движения рук, с задержкой дыхания и поворотом головы для вдоха.
- Скольжение на спине: лежать на спине руки вдоль туловища, руки вверх; с опорой на плавательную доску и без; с работой ног; отталкиваясь от дна двумя ногами; скользить, сочетая движения рук и ног.
- Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног; без выноса рук из воды; облегченный кроль на груди с выдохом в воду; согласование работы рук и ног у неподвижной опоры, с опорой на плавательную доску, в скольжении.
- Прыжки в воду: из положения стоя («солдатик», «падающая звезда», «бабочка»); в группировке («мячик», «рыба – шар»); прыжки в воду головой вперед из положения сидя на бортике бассейна.
- Игры со скольжением и плаванием: «Буксир», «Караси и карпы», «Кто лучше?», «Торпеда», «Прыжок дельфина», «Зеркало», «Море волнуется». Игры – эстафеты: «Быстрая стрела», «Перевези игрушку», «Гонка катеров».
- Игры с элементами водных видов спорта: «Раз, два, три – за мной повтори», «Озорные лягушата», «Веселая игра» и др.
- Аквааэробика: комплексы упражнений в воде под музыку: «Волшебный цветок», «Белые кораблики», на муз. А. Петрова «Утро», «Голубая вода» и др.
- Комплексы упражнений в воде под музыку с элементами синхронного плавания: «Рыбки», «Неваляшки», «Капельки», «Ручейки» и др. (элементы: «танцую не один», «воротики», «звездочка, цветок», «на кого похож?
Подвижные игры
«Море волнуется» «Буксир», «Невод», «Салка» с мячом, шайбой, «Поплавок», «Затейники», «Пушбол», «Караси и карпы», «Веселые ребята», разнообразные эстафеты.
Примерный перечень упражнений, основных движений и подвижных игр для детей 6-7 лет
Упражнения в бассейне
Теория
- Закрепление знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания через беседы, рассматривание картин, иллюстраций, обсуждение видеофильмов, фотографий.
- Расширение представления о водных видах спорта: плавание разными стилями, прыжки в воду с трамплина, синхронное плавание, ватерполо.
- Получение наглядного представления о правильных движениях спортивными способами: использование схем упражнений, графическое изображение подвижных игр; показ упражнений детьми, наиболее успешно владеющими навыками плавания.
- Реализация проекта в группе: «По морям, по волнам…».
Практика
- Спуск в воду: уходя под воду с головой; со скольжением в обруч, в тоннель.
- Передвижения в воде шагом: на носках, пятках; приставным шагом, на коленях; с мешочком на голове, с приседанием, с продольной и поперечной «змейкой».
- Передвижения в воде бегом: чередуя с ходьбой, в разных построениях, спиной вперед, высоко поднимая колени, помогая руками.
- Передвижения в воде прыжками: выбрасывая ноги вперед, с подныриванием; с выпрыгиванием из воды, доставая подвешенный предмет; отталкиваясь от воды руками.
- Погружение под воду: собирать предметы со дна, с задержкой дыхания (на 8, 16, 20, 32 счета); с открытыми глазами собирать части целого («Собери картинку»); проходить в тоннель и др.
- Открывание глаз в воде: «Самый внимательный», «Собери все красного цвета», «Найди ракушку», «Сосчитай все игрушки» и др.
- Дыхательная гимнастика: «Маятник», «Змея», «Хлопок» и др.
- Упражнения на дыхание в воде: «Насос», «Качели», «Пароход», «Мотор».
- Обучение и закрепление техники выполнения упражнений целиком и по частям в зале и в воде.
- Отработка движений рук и ног как при плавании способом кроль и брасс: в зале, на воде; из разных положений, на месте, в движении, с опорой, в разном темпе, в согласовании с дыханием.
- Скольжение на груди: с опорой на плавательную доску, свободное скольжение; только с работой рук или ног как при плавании способом кроль; с поворотом головы для вдоха; с многократным вдохом и выдохом, отталкиваясь одной ногой от бортика.
- Скольжение на спине: с опорой на плавательную доску и без опоры; с работой ног, сочетая движение рук и ног; отталкиваясь ногой от бортика, отталкиваясь двумя ногами от бортика бассейна, взявшись руками за поручень (старт в воде).
- Плавание кролем на груди и спине: при помощи одних ног или рук; с опорой на плавательную доску, на бортик бассейна; облегченным кролем, без выноса рук из воды; сочетая работу рук и ног; в согласовании работы рук, ног и дыхания.
- Плавание брассом: при помощи ног (с опорой на бортик, плавательную доску); в свободном плавании, при помощи работы рук; сочетая работу рук и ног; в полной координации работы рук, ног и дыхания.
- Игры со скольжением и плаванием: «Тюлени», «Винт», «Чье звено скорее соберется?», «Катера», «Пятнашки – стрела», «Карасик и щука».
- Игры – эстафеты: «Байдарки», «Передай мяч», «Быстрые лягушки», «Кто дольше?», «Самый ловкий».
- Акваэробика (в воде под музыку): комплексы «Морячка», «Аквариум», «Воздушная кукуруза», «Большая стирка» (муз.в стиле «диско»)
- Комплексы упражнений в воде с элементами синхронного плавания: «Морские коньки», «Русалочки», «Вальс цветов», «Дельфины» (элементы: «Звездочка в кругу», «Чехарда», «Осьминожки»).
Подвижные игры
«К кого больше пузырей», «Салки» с предметами, фиксированным положение на воде, «Охотники и утки», «Белые медведи», «Невод», «Веселые ребята», «Пушбол», «Удочка», «Переправа», «Разноцветные мячи».
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 4 до 5 лет
Месяц | Неделя | Подготовительная часть | Основная часть | Заключительная часть | Оборудование |
Сентябрь | 1 | Разминка на суше. Комплекс №1 | На воде 1. Учить детей входить в воду самостоятельно, поймать плавающую игрушку, ходить и бегать с игрушкой в руках в разных направлениях. 2. Учить, держась за руки в кругу, окунуться с головой всем вместе, с выдохом в воду. 3. «Моторная лодка»: разучить попеременное движение ног способом кроль на груди. | Подвижная игра «Невод». Цель: помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Игрушки. |
Сентябрь | 2 | Разминка на суше. Комплекс №1 | На воде 1.Обучать входить в воду самостоятельно. Пройти вдоль бортика, не держась за поручень. 2. Учить детей делать выдох в воду. Держась за поручень или бортик, сделать вдох, присесть, задержать дыхание, погрузиться в воду с головой, сделать выдох в воду. 3. Совершенствовать умение ходить от бортика к бортику вперед и назад, помогая себе гребковыми движениями рук. | Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа Дыхательная гимнастика «Спой песенку рыбкам». | |
Сентябрь | 3 | Разминка на суше. Комплекс №2 | 1. Развивать умение входить в воду самостоятельно, держась за поручень или бортик. 2. «Кто дольше»: Упражнять в погружении в воду на -3-5 секунд. 3. «Доплыви до меня»: упражнять в плавание с надувным кругом или с пенопластовыми досками при помощи движений ног способом кроль на груди. | Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде (ходьба, бег, прыжки на двух ногах лицом, спиной). Свободное плавание, Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Надувные круги, доски. |
Сентябрь | 4 | Разминка на суше. Комплекс №2 |
| Подвижная игра «Невод». Цель: помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | |
Октябрь | 5 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Насос». Цель: развивать умение стоя в парах, держась за руки, при вдохе, погрузиться в воду, задержать дыхание – 3 секунды, выполнить выдох в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Игрушки. |
Октябрь | 6 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | |
Октябрь | 7 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде (ходьба, бег, прыжки на двух ногах лицом, спиной). Свободное плавание, Дыхательная гимнастика «Спой песенку рыбкам». | Доски. |
Октябрь | 8 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра «Карусели». Цель: учить ходить и бегать по кругу, держась за руки, вправо и влево. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | |
Ноябрь | 9 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Дельфинчики». Цель: учить нырять через обруч. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Пузыри» | Обруч. |
Ноябрь | 10 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Футбол». Цель: учить играть в футбол на воде. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Мяч, доски. |
Ноябрь | 11 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Бегом за мячом». Цель: развивать умение свободно передвигаться с мячом по бассейну. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. | Мячи. |
Ноябрь | 12 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски. |
Декабрь | 13 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Сердитая рыбка» - приучать детей смело передвигаться в воде, меняя направление. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Дуй на игрушку» | Доски, игрушки. |
Декабрь | 14 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Карусели. Цель: учить ходить и бегать по кругу, держась за руки, вправо и влево. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Обручи. |
Декабрь | 15 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Обручи. |
Декабрь | 16 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Насос». Цель: развивать умение стоя в парах, держась за руки, при вдохе, погрузиться в воду, задержать дыхание – 3 секунды, выполнить выдох в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | |
Январь | 17 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Поезд в туннель!». Цель: развивать умение ходить друг за другом руки на поясе, проходя в обруч под водой. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки» | Обруч, доски, игрушки. |
Январь | 18 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Сердитая рыбка». Цель: приучать детей смело передвигаться в воде, меняя направление. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Дуй на игрушку» | Обруч, игрушки. |
Январь | 19 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Гуси». Цель: учить детей легко передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузыри». | Доски. |
Январь | 20 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Игрушки. |
Февраль | 21 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Бегом за мячом». Цель: развивать умение свободно передвигаться с мячом по бассейну. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. | Доски, мячи, игрушки. |
Февраль | 22 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Щука и рыбы». Цель: учить детей смело погружаться в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Игрушки. |
Февраль | 23 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Найди свой клад». Цель: учить доставать со дна по три предмета. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Игрушки. |
Февраль | 24 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Дельфинчики». Цель: учить нырять через обруч. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Пузыри». | Обручи. |
Март | 25 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Усатый сом». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Бегемотики». | |
Март | 26 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Жучок-паучок». Цель: учить детей погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. | |
Март | 27 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Чья игрушка впереди?» Цель: учить детей многократно выполнять выдох. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Доски, игрушки. |
Март | 28 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Море волнуется» с изображением «Звезды»: на груди, спине, «Поплавка». Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски, игрушки. |
Апрель | 29 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Щука и рыбы» - учить детей смело погружаться в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки» | |
Апрель | 30 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Затейники». Цель: учить детей лежать на воде, погружаясь в воду с головой, выполнять выдохи. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Доски |
Апрель | 31 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Невод». Цель: помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | |
Апрель | 32 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Море волнуется» с изображением «Звезды»: на груди, спине, «Поплавка». Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски. |
Май | 33 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Сомбреро». Цель: учить детей подныривать под предмет. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Бегемотики». | |
Май | 34 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Чья игрушка впереди?». Цель: учить детей многократно выполнять выдох. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | |
Май | 35 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Спой песенку рыбкам». | |
Май | 36 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Бегом за мячом». Цель: развивать умение свободно передвигаться с мячом по бассейну. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. |
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 5 до 6 лет
Месяц | Неделя | Подготовительная часть | Основная часть | Заключительная часть | Оборудование |
Сентябрь | 1 | Разминка на суше. Комплекс №1 | На воде Войти в воду самостоятельно.
| Подвижная игра «Усатый сом». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Игрушки. |
Сентябрь | 2 | Разминка на суше. Комплекс №1 |
| Подвижная игра «Караси и карпы». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Веселая игра». | Доски, игрушки. |
Сентябрь | 3 | Разминка на суше. Комплекс №2 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Доски. |
Сентябрь | 4 | Разминка на суше. Комплекс №2 |
| Подвижная игра «Море волнуется». Цель: учить детей лежать на воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Парус». | Доски |
Октябрь | 5 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Затейники». Цель: учить детей лежать на воде, погружаясь в воду с головой, выполнять выдохи. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски. |
Октябрь | 6 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Караси и карпы». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Веселая игра». | Доски, игрушки, мячи. |
Октябрь | 7 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра «Удочка». Цель: учить детей быстро погружаться в воду, задерживать дыхание на вдохе. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Доски. |
Октябрь | 8 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра: «Невод» Помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Доски. |
Ноябрь | 9 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Поезд идет в тоннель». Цель: учить детей погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением звука (о). | Доски, обруч. |
Ноябрь | 10 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Футбол». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей?». | Мяч, игрушки, доски. |
Ноябрь | 11 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Невод». Цель: помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски. |
Ноябрь | 12 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Удочка». Цель: учить детей быстро погружаться в воду, задерживать дыхание на вдохе. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Доски, удочка. |
Декабрь | 13 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Поезд в туннель!». Цель: развивать умение ходить друг за другом руки на поясе, проходя в обруч под водой. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки» | Обруч, доски. |
Декабрь | 14 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Телефон». Цель: учить детей быстро погружаться в воду и слушать под водой сигналы. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | |
Декабрь | 15 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Найди свой клад». Цель: учить доставать со дна три предмета. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски, игрушки. |
Декабрь | 16 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Мы веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Спой песенку рыбкам». | |
Январь | 17 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Чья игрушка впереди?». Цель: учит детей многократно выполнять выдох. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением звука (а). | Игрушки, доски. |
Январь | 18 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Щука и рыбы». Цель: учить детей смело погружаться в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | |
Январь | 19 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Телефон». Цель: учить детей быстро погружаться в воду и слушать под водой сигналы. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Обруч, доски. |
Январь | 20 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Море волнуется» с изображением «Звезды»: на груди, спине, «Поплавка». Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски. |
Февраль | 21 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Игрушки. |
Февраль | 22 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Поезд идет в тоннель». Цель: учить детей погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением звука (о). | Обруч, игрушки, доски. |
Февраль | 23 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Море волнуется». Цель: учить детей лежать на воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Парус». | |
Февраль | 24 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузыри». | |
Март | 25 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Удочка». Цель: учить детей быстро погружаться в воду, задерживать дыхание на вдохе. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Удочка, обруч, доски. |
Март | 26 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Морской бой» Цель: научить детей не бояться брызг. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | |
Март | 27 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Белые медведи». Цель: учить детей легко передвигаться в воде, нырять. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. | Обручи. |
Март | 28 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Мы – веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос». | Доски. |
Апрель | 29 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Водолазы». Цель: учить детей нырять за предметами. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузырь». | Доски, игрушки. |
Апрель | 30 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Щука и рыбы». Цель: учить детей смело погружаться в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | Доски. |
Апрель | 31 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Футбол». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей?». | Мяч, доски |
Апрель | 32 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Затейники». Цель: учить детей лежать на воде, погружаясь в воду с головой, выполнять выдохи. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду. | Обручи, доски. |
Май | 33 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Водолазы». Цель: учить детей нырять за предметами. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика | Игрушки. |
Май | 34 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | |
Май | 35 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Караси и карпы». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Веселая игра». | |
Май | 36 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Сомбреро». Цель: учить детей подныривать под предмет. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Бегемотики». | Доски. |
- Календарно-перспективный план по обучению детей плаванию от 6 до 7 лет
Месяц | Неделя | Подготовительная часть | Основная часть | Заключительная часть | Оборудование |
Сентябрь | 1 | Разминка на суше. Комплекс №1 | На воде Войти в воду самостоятельно.
| Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Обручи, доски. |
Сентябрь | 2 | Разминка на суше. Комплекс №1 |
| Подвижная игра «Караси и карпы». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Веселая игра». | Доски. |
Сентябрь | 3 | Разминка на суше. Комплекс №2 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Кораблики, игрушки. |
Сентябрь | 4 | Разминка на суше. Комплекс №2 |
| Подвижная игра «Море волнуется» с изображением «Звезды»: на груди, спине, «Поплавка». Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски. |
Октябрь | 5 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Телефон». Цель: учить детей быстро погружаться в воду и слушать под водой сигналы. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Доски. |
Октябрь | 6 | Разминка на суше. Комплекс №3 |
| Подвижная игра «Невод». Цель: помочь детям освоиться с сопротивлением воды. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | |
Октябрь | 7 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра «Футбол». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей?». | Доски, мячи. |
Октябрь | 8 | Разминка на суше. Комплекс №4 |
| Подвижная игра «Удочка». Цель: учить детей быстро погружаться в воду, задерживать дыхание на вдохе. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | Удочка, доски. |
Ноябрь | 9 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Сердитая рыбка». Цель: приучать детей смело передвигаться в воде, меняя направление. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос». | Доски. |
Ноябрь | 10 | Разминка на суше. Комплекс №5 |
| Подвижная игра «Водолазы». Цель: учить детей нырять за предметами. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузырь». | Обручи, доски, игрушки. |
Ноябрь | 11 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Поезд идет в тоннель». Цель: учить детей погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением звука (о). | Доски, обручи. |
Ноябрь | 12 | Разминка на суше. Комплекс №6 |
| Подвижная игра «Белые медведи». Цель: учить детей легко передвигаться в воде, нырять. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: «Спой песенку рыбкам». | Доски. |
Декабрь | 13 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Доски, игрушки. |
Декабрь | 14 | Разминка на суше. Комплекс №7 |
| Подвижная игра «Щука и рыбы». Цель: учить детей смело погружаться в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | |
Декабрь | 15 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Охотники и утки». Цель: упражнять в погружении в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос». | Мячи. |
Декабрь | 16 | Разминка на суше. Комплекс №8 |
| Подвижная игра «Найди свой клад». Цель: учить доставать со дна три предмета. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски, игрушки. |
Январь | 17 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Найди свой домик». Цель: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Спой песенку рыбкам». | Доски, обручи. |
Январь | 18 | Разминка на суше. Комплекс №9 |
| Подвижная игра «Поезд идет в тоннель». Цель: учить детей погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением звука (о). | Обручи. |
Январь | 19 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Затейники». Цель: учить детей лежать на воде, погружаясь в воду с головой, выполнять выдохи. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | |
Январь | 20 | Разминка на суше. Комплекс №10 |
| Подвижная игра «Водолазы». Цель: учить детей нырять за предметами. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузырь». | Игрушки, доски, юбручи |
Февраль | 21 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Найди свой домик». Цель: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Обручи, доски. |
Февраль | 22 | Разминка на суше. Комплекс №11 |
| Подвижная игра «Футбол». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей?». | Доски |
Февраль | 23 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Мы – веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос». | |
Февраль | 24 | Разминка на суше. Комплекс №12 |
| Подвижная игра «Найди свой клад». Цель: учить доставать со дна три предмета. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски. |
Март | 25 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Охотники и утки». Цель: упражнять в погружении в воду с головой. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Взрывное дыхание». | Мяч. |
Март | 26 | Разминка на суше. Комплекс №13 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей?». | Доски. |
Март | 27 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Море волнуется» с изображением «Звезды»: на груди, спине, «Поплавка». Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «У кого больше пузырей» (выдохи в воду). | Доски. |
Март | 28 | Разминка на суше. Комплекс №14 |
| Подвижная игра «Водолазы». Цель: учить детей нырять за предметами. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Пузырь». | Игрушки, доски. |
Апрель | 29 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Переправа». Цель: совершенствовать передвижения в воде. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Вода кипит». | |
Апрель | 30 | Разминка на суше. Комплекс №15 |
| Подвижная игра «Разноцветные мячики». Цель: закреплять навык лежания на воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос»». | Мячи. |
Апрель | 31 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Салки». Цель: закреплять умение погружаться в воду. Свободное плавание. Дыхательная гимнастика «Быстрые лодочки». | Доски. |
Апрель | 32 | Разминка на суше. Комплекс №16 |
| Подвижная игра «Найди свой домик». Цель: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Горячий чай». | Доски, обручи. |
Май | 33 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Караси и карпы». Цель: учить детей свободно передвигаться в воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Веселая игра». | Доски. |
Май | 34 | Разминка на суше. Комплекс №17 |
| Подвижная игра «Разноцветные мячики». Цель: закреплять навык лежания на воде. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика «Насос». | |
Май | 35 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Телефон». Цель: учить детей быстро погружаться в воду и слушать под водой сигналы. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: выдохи в воду с произнесением «у-у-у». | Доски. |
Май | 36 | Разминка на суше. Комплекс №18 |
| Подвижная игра «Мы – веселые ребята». Цель: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях. Свободное плавание. Индивидуальная работа. Дыхательная гимнастика: многократные выдохи в воду. |
- Описание форм и методов реализации программы
Формы
Одной из форм двигательной активности и закаливания детей дошкольного возраста являются занятия по плаванию. Наилучшей формой занятий является подгрупповая. Комплектуя их, уделяется внимание: на физическую подготовку детей и успешность освоения ими плавательных движений.
Формы занятий: занятия тренировочного типа; игровые; контрольно-проверочные; в форме бесед (об истории плавания, безопасность на воде); спортивные досуги, развлечения.
Методы
К основным методам обучения технике плавания относятся:
- словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания;
- наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
- практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.
Структура занятия:
По своей структуре занятие по плаванию делится на три части: подготовительную, основную, и заключительную.
Подготовительная часть проводится на суше или на суше и частично в воде, основная только в воде, заключительная - в воде и на суше.
Подготовительная часть. Построение занимающихся, объяснение задач занятия в доступной форме, выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (частично могут проводиться в воде), знакомство с подвижными играми.
Основная часть. Изучение нового материала, закрепление и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет.
Заключительная часть. Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Свободное плавание, индивидуальная работа. Подведение итогов занятия.
Допуск к занятиям по плаванию детей с хроническими заболеваниями (тонзиллит, бронхит, отит и др.) определяется соответствующими специалистами отдельно от каждого ребенка. Перед каждым занятием медсестра освобождает от занятий тех, кто жалуется на плохое самочувствие и имеет начальные признаки заболевания. Дети с кожно- аллергическими заболеваниями, экземой, другими кожными болезнями к занятиям по плаванию не допускаются вплоть до полного исчезновения клинических проявлений болезни. Разрешение на посещение ими бассейна дает дерматолог.
- Организационный раздел
- Условия реализации программы
Условия проведения занятий по плаванию в ДОУ.
В соответствии с СанПиН от 15.05 2013г (2.4.1.3049-13) для организации плавания детей в ДОУ созданы определенные условия. Так, для детей младше семи лет температура воды в чаше бассейна должна составлять 30-32С (для детей старше семи лет -29-30С). В помещении бассейна температура воздуха должна на 1-2 С превышать температуру воды, а влажность составляет 65%. Температура воздуха в раздевалке и в душевой 25 С. Продолжительность нахождения в бассейне в зависимости от возраста детей составляет: в средней группе 20-25 мин., в старшей группе 25-30 мин., в подготовительной группе 25-30 мин. После посещения бассейна дети на прогулку не выходят, а в летний период не менее через 50 минут в целях предупреждения переохлаждения детей.
К каждому занятию детям необходимы следующие принадлежности: махровый халат; полотенце; плавки (купальник); силиконовая шапочка; мочалка; мыло.
Обеспечение программы методическими видами продукции:
- Иллюстрации с изображением водных видов спорта.
- Картинки с изображением морских животных.
- Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания.
- Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде.
- Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы.
- Комплексы дыхательных упражнений.
- Комплексы упражнений с элементами акваэробики и синхронного плавания.
- Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы:
- Плавательные доски.
- Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
- Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров.
- Ласты
- Колобашки
- Коврики
- Разделительная дорожка
- Надувные круги разных размеров.
- Нарукавники.
- Пояски
- Очки для плавания.
- Поролоновые палки (нудолсы).
- Мячи разных размеров.
- Обручи плавающие и с грузом.
- Шест.
- Поплавки цветные (флажки).
- Нестандартное оборудование для ОРУ и игр с водой.
- Музыкальный центр.
- Объём и срок освоения программы
Количество и продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3048-13):
Срок реализации программы: 3 года.
Продолжительность физкультурно- оздоровительной деятельности для детей составляет:
- средняя группа – (4 - 5 лет) – не более 20 мин, по подгруппам до 15 детей; 1 раз в неделю; 4 занятия в месяц; 36 занятий в год.
- старшая группа – (5 – 6 лет) – не более 25 мин, по подгруппам до 15 детей; 1 раз в неделю; 4 занятия в месяц; 36 занятий в год.
- подготовительная к школе группа – (6 – 7 лет) – не более 30 минут, по подгруппам до 15 детей; 1 раз в неделю; 4 занятия в месяц; 36 занятий в год.
Список литературы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
- Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г.№08-249.
- Чеменёва А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие/ Под ред. А.А.Чеменёвой.-СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 336.
- Осокина Т. И. Как научить детей плавать: Пособие для воспитателя дет.сада – М. : Просвещение, 1985.-80 с.
- Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада и родителей-М. : Просвещение, 1991.-159 с.
- Яковлева С. А. Игры и обучение плаванию младших дошкольников. // Инструктор по физкультуре. – 2009. – с. 96.
- Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Физическое развитие» непрерывная образовательная деятельность «Организация плавания»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСКМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Машенька» муниципального образования город Ноябрьск ...

Ориентация детей в образовательной области "Физическое развитие" (памятка).
Физическая культура является, с одной стороны, результатом образования, а с другой, - средством формирования культуры здоровья. Овладевая физической культурой, ребенок осваивает ее образцы, норм...

Рабочая программа Образовательной деятельности детей 3 - 7 лет. Образовательная область «Физическое развитие» (плавание).
Адаптивная рабочая программа по физическому развитию детей в бассейне....

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (Плавание) на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по освоению детьми образовательной области «Физическое развитие» (плавание)
Рабочая программа по освоению детьми образовательной области «Физическое развитие» (плавание)...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по реализации образовательной области «Физическое развитие» (плавание)
Содержание Паспорт Программы3IЦелевой раздел 1.Пояснительная записка41.1.Цели и задачи реализации Программы41.2.Принципы и подходы к формированию Программы81.3.Значимые...