Тематические физкультминутки с учётом возрастных особенностей детей
учебно-методический материал по физкультуре (средняя группа)

Пронь Оксана Владимировна

В материале представлены виды физкультминуток, даны рекомендации по их проведению и содержатся практические разработки физкультминуток.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

№3 «Рябинушка»

Поспелихинского района

Алтайского края

филиал МКДОУ детский сад №3 «Рябинушка»

«Детский сад «Огонёк»

Разработка тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей

(для детей 4-5 лет)

ФИО: Пронь Оксана Владимировна

с. Калмыцкие Мысы

2019

Оглавление

I.  Введение…………………………………………………………… 3 – 5 стр.

II. Основная часть……………………………………………………. 4 – 7 стр.

  1. Понятие физкультминутки. Значение физкультминутки на занятиях в детском саду……………………………………………………. 3 – 4 стр.
  2.  Виды физкультминуток……………………………………….. 4 стр.
  3.  Рекомендации по проведению физкультминуток…………… 5 – 6 стр.
  4. Практические разработки физкультминуток…………………. 6 – 7 стр.        

III. Заключение…………………………………………………………. 8 стр.

Литература……………………………………………………………… 8 стр.  

1.        Понятие физкультминутки. Значение физкультминутки на занятиях в детском саду

По мнению специалистов-физиологов, все виды детской образовательной деятельности вызывают напряжение нервной системы. Основная нагрузка приходится на глаза и слух ребёнка, его руки (особенно кисти), мышцы всего тела – когда оно практически неподвижно, в статическом положении. В результате усталости у детей пропадает интерес к занятиям, рассеивается внимание, ухудшается память,  снижается работоспособность. Дети начинают  шалить, двигаться, крутиться, ёрзать за столом, отвлекать друг друга, после чего становятся вялыми и равнодушными к своим занятиям,  потягиваются и зевают. Всё это говорит о том, что дети устали, им необходимо переключиться на другой вид деятельности, немного отдохнуть и подвигаться. Одним из способов  укрепления организма ребёнка, повышения его работоспособности, снижения утомления  и переключения на другой вид деятельности  является физкультминутка.

Физкультминутки в детском саду применяются достаточно широко. Малыши всегда с удовольствием выполняют разнообразные кратковременные физические упражнения в перерывах между занятиями и во время самого процесса обучения. Физкультминутки являются наиболее интересной и эффективной формой активного отдыха во время проведения малоподвижных занятий с детьми дошкольного возраста.

К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

      Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на занятиях.

При выполнении таких упражнений у ребёнка улучшается кровообращение, работа сердца, лёгких, восстанавливается положительное эмоциональное состояние. Так малыш отдыхает.  Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. Физкультминутки проводят, не только с целью оздоровления детей. В  процессе физкультминуток можно обучить детей чему-то полезному: развить память путём запоминания стихов, счёту, временам года, часам, явлениям природы и многому другому. Обычно их проводят в середине занятия, продолжительностью 1-2 минуты. Лучше всего сочетать разные виды физкультминуток в рамках одного занятия, чтобы охватить разные сферы деятельности детей. Необходимо подбирать достаточно интенсивные упражнения для разных групп мышц дошкольников, но только не утомительные. Больше всего дети любят упражнения со стихами, особенно тематическими. Малыши легко их запоминают и с радостью выполняют, так как они очень интересны и просты.

Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

2. Виды физкультминуток

Физкультминутки можно отнести к следующим видам:

по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физкультминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физкультминутки следует подбирать для каждого занятия.

Каждый вид содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Физкультминутки проводятся с учётом возрастных особенностей детей. Какую из них выбрать на данном занятии должен определить воспитатель, руководствуясь наблюдениями за степенью снижения работоспособности детей.

http://skosh.ru/images/f001.png

3. Рекомендации по проведению физкультминуток

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить её содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кистей pyк: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7. Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8. Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

11. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

4. Практические разработки физкультминуток

Вид физкультминутки

Текст и движения

1.  Оздоровительная гимнастика

Упражнения для снятия зрительного утомления: «Дождик»

-Капля первая упала «кап - кап»     - пальцем стучать

И вторая побежала «кап - кап»       - по ладошке

-Мы на небо посмотрели                 - смотреть вверх

-Капельки «кап - кап» запели          - постучать по голове

-Намочились лица,                            - вытирать лицо

Мы их вытираем.

-Туфли - посмотрите                       - посмотреть на туфли

-Мокрыми стали                               - показать руками

-Плечами дружно поведем               - трясти плечами

И все капельки стряхнем

-От дождя убежим                              - бег на месте

-Под кусточком посидим                    - присесть

2. Физкультурно-спортивная

Общеразвивающие упражнения

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.                                                            Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

3. Двигательно-речевая

Дыхательная «Куры»

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох. Выпрямляясь, поднимают руки к плечам –вдох.

Повторить 3 – 5 раз.

Бормочут куры по ночам,

Бьют крыльями тах-тах (выдох)

Поднимаем руки мы к плечам (вдох)

Потом опустим так.

                 

4. Когнитивная

Двигательные действия и задания

Физкультминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: «Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

5. Креативная

Сюжетно – ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых.

Чаще всего физкультминутки проводятся в стихах. При этом дети имитируют движения по тексту.

Например:

“Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.

Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!”

Заключение

Здоровье детей – наша забота, и применение физкультминуток – один из этапов работы по его сохранению. Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Проводя такие занятия, как аппликация, лепка, рисование, педагог должен учитывать, что физкультминутка может прервать творческий замысел ребенка, поэтому если у детей не отмечается особой усталости, то её можно и не проводить. В помощь воспитателю детского сада в настоящее время существует множество подборок физкультминуток для дошкольников, которые будут не только их радовать, но и развивать координацию движения, речь и мелкую моторику.

Список используемой литературы

1. Аверина И. Е. Физминутки и динамические паузы в ДОУ.М: Айрис –Пресс, 2006

2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с

3. Сайкина Е.Г. «Физкультпривет минуткам и паузам!». С – П : Детство-Пресс, 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей

Физкультминутки -  направленны на сохранение умственной активности и работоспособности детей во время занятий, а  также обеспечение непродолжительного динамичного отдыха в то время, когда ор...

Тематические физкультминутки с учетом возрастных особенностей детей.

Один из простых и эффективных методов профилактики переутомления на занятиях является физкультминутки....

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей. «Физкультминутка – как форма двигательной активности детей среднего дошкольного возраста».

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей.«Физкультминутка – как форма двигательной активности детей среднего дошкольного возраста»....

Тематические физкультминутки с учётом возрастных особенностей

Вашему вниманию представлены по одной физкультминутке для детей каждой возрастной группы...

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей

"Физкультминутка-как форма двигательной активности детей дошкольного возраста"...

Тематические физкультминутки с учетом возрастных особенностей детей.

Один из простых и эффективных методов профилактики переутомления на занятиях является физкультминутки....

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей.

quot; Физкультминутка - как форма двигательной активности детей среднего дошкольного возраста."...