Бодрящая гимнастика как средство оптимизации двигательной активности дошкольников
консультация по физкультуре

Лукьянова Ирина Юрьевна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бодрящая гимнастика как средство оптимизации двигательной активности дошкольников

       Основными факторами гармоничного развития ребенка являются еда, сон и прогулка в режиме дня.

 Детский сад – это учреждение, где под режимом дня подразумевается четкое расписание и смена разных видов деятельности. Особое внимание коллектив детского сада уделяет наблюдению и отслеживанию состояния детей; созданию условий для их эмоционального и физического комфорта в режимные моменты. Одним из них является дневной сон, способствующий расслаблению детского организма.

  Хроническое недосыпание превратилось в настоящую проблему детской медицины.

     Многие дошкольники, находясь в кровати, долго не могут расслабиться и успокоиться. Дети плохо засыпают или не засыпают вовсе, некоторые не могут даже лежать тихо и спокойно.

 

Методика засыпания

Переход в состояние покоя требует времени, отсутствия посторонних звуков и благоприятной эмоциональной атмосферы, спокойствия и уюта. Воспитателям рекомендуется использовать различные средства: спокойную музыку, предмет для тактильного воздействия ("волшебная палочка"), тексты психологических и релаксационных установок, комплекс дыхательных упражнений, декоративные элементы для создания образа "Феи сна".

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы

Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

Таким образом, чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку, раздвинуть шторы, для поступления солнечного света - открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы и в заключение принять водные процедуры с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду.

Виды гимнастики после дневного сна

Степаненкова Эмма Яковлевна, описывая методику физического воспитания, выделила четыре вида гимнастики после дневного сна:

  • Разминка в постели и самомассаж;
  • Гимнастика игрового характера;
  • Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
  • Музыкально – ритмическая гимнастика
  • Пробежки по массажным дорожкам.

РАЗМИНКА В ПОСТЕЛИ И САМОМАССАЖ

Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—б упражнений общеразвивающего характера. После выполнения упражнения в постели дети по указанию встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба обычным, скрестным, гимнастическим шагом, по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег).

ГИМНАСТИКА ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА

Состоит из 3—б имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т.д.)

ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ ИЛИ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА

Проводится в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных залах. Комплекс гимнастики после дневного сна начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков, упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Дети занимаются подгруппами по 7—10 человек. Одна подгруппа может лазать по канату, подвесной и наклонной веревочной лестницам, передвигаться по рукоходу, выполнять висы на перекладине, канате, упоры стоя, лежа на перекладине и другие действия. Другая подгруппа произвольно выполняет различные упражнения с простейшими тренажерами (с диском «Здоровье», детским эспандером, гантелями) и с более сложными тренажерами («Бегущая дорожка», («Велосипед»). Подгруппы меняются местами через 5—б мин.

ХОДЬБА ПО МАССАЖНЫМ ДОРОЖКАМ

Эти упражнения желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить не менее двух раз в неделю по 5—7 мин. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др). Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1—1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого детям предлагается непрерывный бег в течение 2—3 мин, который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Дети занимаются в одних трусиках, босиком.

Методика проведения и основы руководства гимнастикой после сна.

Длительность гимнастики после дневного сна может быть от нескольких минут (минимально 7-15 минут) до нескольких десятков минут. 
Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной. 
Закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов в противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний. В качестве закаливающих процедур чаще всего используются: 

  • Действие солнечных лучей; 
  •  Действие холодного воздуха; 
  •  Действие холодной воды (обтирания, обширное умывание).

Закаливающие процедуры можно использовать по отдельности или в комплексе друг с другом.

Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровая комната или раздевалка, в зависимости от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3—5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка являются комплексы гимнастики после дневного сна, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме. Особенно интересна гимнастика игрового характера для детей младшего дошкольного возраста. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Заранее приготовленные костюмы, шапочки персонажей, яркие игрушки увлекают детей, побуждают к движению.

Комплекс гимнастики, как правило, состоит из двух частей. Первая часть короткая, состоят из разминочных упражнений в постели. Ее задача – помочь ребенку постепенно перейти от состояния сна к состоянию бодрствования.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, артикуляционной гимнастики и т.п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.

 Во второй части выполняется ряд общеразвивающих упражнений у кроватей, ходьба по "тропе здоровья", подвижных игр разной интенсивности, выполнения упражнений на тренажерах, выполнения элементов самомассажа, дыхательных упражнений. В каждый комплекс следует включать упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, дыхательные упражнения.

Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей — положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики — 2—З минуты. 

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12—15 минут.

В результате представленного подхода к такому режимному моменту, как подъем после дневного сна мы видим:

– пробуждение проходит безболезненно для ребенка;

– он легко включается в игровые упражнения;

– получает положительный эмоциональный настрой;

– легко переходит к игровой деятельности.

                    Перечислим упражнения для профилактики плоскостопия.

1. Упражнения, выполняемые сидя без использования предметов: сведение и разведение, поднимание и опускание пяток, носков, «сжимание пальцев в кулак», «хлопки стопами», «рисование стопами», сгибая и разгибая пальцы ног отдалять от себя стопы - «Гусеница».

2. Упражнения, выполняемые сидя с использованием предметов: захватить пальцами ног мелкие предметы и приподнимать их, «постучать кубиком», зажав его стопами, построить башню, покатать мяч, «собрать полотенце», нарисовать, зажав фломастер, «картину».

3. Упражнения, выполняемые стоя на двух ногах: перекаты с пятки на носок, сведение и разведение носков и пяток. Стоя на одной ноге, держась за опору, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять, вращательные движения голенью, а потом стопой.

4. Разные способы ходьбы: младшая группа - на носках, с высоким подниманием колена; средняя группа - на внешней стороне стопы, на пятках, широким шагом; старшая группа - с перекатом, ходьба, поджав пальцы; подготовительная группа - скрестным шагом, гимнастическая ходьба. Например, упражнение «Богатыри выходят из моря» - ходьба в приседе, полу приседе, далее ходьба с выпадами или на носках.

5. Ходьба по ребристым доскам, дорожкам – массажерам, по канату, по обручу, по палке, приставными шагами по шведской стенке.

Зарядка для ног «Болтливые ноги».

Говорить не могут ноги (повороты стоп вправо - влево)

Им положено молчать («хлопки стопами»).

Ноги могут по дороге (сгибая и разгибая пальцы ног отдалять от себя стопы)

За грибами в лес шагать (рисование стопами елочки),

Бегать в валенках по снегу (похлопывание стопой по голени),

Мчать по пляжу босиком (рисование стопами солнышка),

Могут прыгать, могут бегать (поднимание пяток, поднимание носков),

А, устав, идти пешком (поглаживание стопой по голени).

Говорю я это маме («хлопки стопами»),

А она твердит опять: («сжимание пальцев в кулак»)

Перестань болтать ногами! (раскачивание ног)

Сколько можно повторять? («сжимание пальцев в кулак»)

Упражнения для профилактики нарушений осанки.

1. Упражнения, направленные на создание ощущений правильной осанки у стены без плинтуса. Встать, плотно прижавшись к стене, выполнять поднимания рук, наклоны вниз, в стороны, вперед, приседания, полуприседания, поднимание ног.

2. Упражнения на формирование мышечного корсета, укрепление всех мышечных групп и развитие силы: комплексы ОРУ с набивными мячами, гантелями, с резиновым эспандером, гимнастическими палками, у шведской стенки, на тренажерах.

3. Упражнения на развитие функции равновесия, помогают выработать и закрепить навык правильной осанки, формируют умение удерживать прямо позвоночный столб при любых движениях, улучшают координацию движений. Ходьба по шнуру, по гимнастической скамейке, по бревну, по качающемуся балансиру, с мешочком на голове.

4. Корригирующие упражнения, направленные на профилактику различных нарушений осанки: из исходного положении сидя и лѐжа. «Рыбка» - приподнимание туловища, лежа на животе, «кошечка»- прогнуть спину стоя в упоре на четвереньках, разные способы ползания на четвереньках.

5. Специальные упражнения и игры на закрепление навыков правильной осанки, упражнения для профилактики сутулости: отведение рук в стороны назад до соединения лопаток - «Ловкие ладошки», «Птичка машет крыльями», «Замочек».

Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также такие упражнения хатха-йоги («Кошечка», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и др.). Они выполняются в течение 2—З минут.

Затем дети выполняют комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5—1 до 5—7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.

                                  Дыхательные упражнения

Эти упражнения повышают жизненный тонус, сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, развивают дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшают лимфо- и кровообращение легких. Правила проведения дыхательных упражнений: нос чистый; дышать нужно носом, рот закрыт, поза удобная, упражнения выполнять естественно, легко, без напряжения, дышать медленно.

С дошкольниками для увеличения продолжительности выдоха используются упражнения с произнесением звуков на выдохе:

- Удлиненный плавный выдох с произнесением гласных: «Ветер» – у-у-у; «Заблудился» – ау; «Паровоза» – ту - ту- у. - Резкий выдох: «Дровосек» – ух. «Каратист» – ха. «Охотник»– пиф. - Ступенчатый выдох: «Петушок» – ку-ка-ре-ку. «Паровоз» – чух-чух- чух. «Насос» – ш-ш-ш. - Произнесение дрожащих, шипящих, свистящих: «Трактор» – тр-р-р. «Жук летит» – ж-ж- Змея шипит – ш-ш-ш. - Дыхание в контрастном ритме: «Паровоз» – короткие, прерывистые (ту- ту –ту). «Океанский лайнер» – медленные, размеренные (УУУУ). Веселое дыхание: «Смешинки», «Клоуны». Нажать на кончик носа – смеяться – ха-ха-ха, хи-хи-хи. Также используем: - Медленный вдох и выдох: «Аромат цветка»; «Надуем мяч» - «Воздух набираю – мячик надуваю, воздух выдыхаю – ямку получаю» - Рыдающее дыхание: «Путешественник на острове плакс» - На выдохе «рисование» воздухом: круг, сердце, цветок.

Комплекс бодрящей гимнастики «На море»

Цель:

- создать интерес к закаливающим процедурам,  положительный эмоциональный настрой

- закрепить приемы  элементарного самомассажа;

- развивать двигательную активность, физические качества, воображение;

- тренировка  сердечно - сосудистой и  дыхательной системы;

- профилактика нарушений осанки, плоскостопия.

1 часть:

Упражнения в постели из  и.п. сидя, ноги скрестно  - самомассаж рук: «Разотрем свои ладошки и погреем их немножко, умываем их водой, щечки мой и носик мой»

Мимическая  зарядка.

«Здесь живёт Хмурилка (массаж  точки на лбу между бровями).

Здесь живёт Дразнилка (массаж  точки на крыльях носа)

Здесь живёт Смешилка (массаж точки по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком),

Здесь живёт Страшилка (широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивать с умеренной силой мочки ушей сверху вниз)

Это носик – Бибка! (указательным пальцем коснуться кончика носа)!

Где твоя улыбка?  (указательными пальцами массировать точки в углах рта)

А теперь закрываем ладошками глаза и оказываемся на море! (потереть ладошки друг о друга, приложить к глазам)

Комплекс ОРУ из и.п. лежа на спине

  1. Круговые движения  руками вперед, назад  - «мы по морю плывем и руками гребем» Повторить 6 раз.
  2. Повороты вправо и влево с хлопком - «вправо влево повернись; рыбка, рыбка, берегись»  Повторить 6раз.
  3. Круговые движения ногами - «за морским коньком пойдем и жемчужину найдем» Повторить 6раз.
  4. Наклоны к правой и левой ноге из  и.п. сидя, руки в  упоре сзади, ноги врозь-«за дельфинами  плывем и от них  не отстаем» Повторить 6раз.
  5. Приподнимания верхней части туловища с хлопком  из и.п. лежа на животе – «котик по морю плывет, за собой тебя зовет» Повторить 5 раз.
  6. Руки и ноги в стороны, на сигнал "морская звезда",  из и.п. лежа на спине, обхватить колени, сгруппироваться  на сигнал "морской еж" Повторить 4 раза.

2 часть:

Упражнения, стоя у кровати (на тренировку выносливости). Приседание с касанием стоп руками « надеваем морские лыжи - дружно приседаем, лыжи надеваем». Повторить 5 раз.

Подскоки ногами врозь (одна вперед, другая назад) с чередованием ходьбой на месте - «прокатимся на водных лыжах».

3 часть:

Ходьба по тропе здоровья.

  1. Ходьба по шнуру, приставляя пятки к носку «Мы  тропинку нашли дружно мы по ней пошли»
  2. Ходьба  в полу приседе на носках - «А сейчас мы вниз нырнем и по дну  пойдем»  
  3. Ходьба по  палке в полу приседе боком, приставными шагами - « Вот корягу нашли и по ней пошли»
  4. Ползание с опорой на предплечья и колени «Черепашка поползет тебя с собой возьмет».

Бег на месте с высоким подниманием колена в чередовании с ходьбой - «Побежали по камням, очень весело всем нам!  Дыхательные упражнения: 1.«Фотоохота»- ходьба с высоким подниманием  колен. На 2 шага – вдох, на 3-8 шагов – медленный выдох с произнесением слова «Т-и-и-ше». 2. «Веселое дыхание», «Смешинки», «Клоуны»- Нажать на кончик носа – смеяться – ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы. 3. «рисование воздухом » -на выдохе  – «воздух набираем, пузырьки пускаем».

Литература:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

2. Грядкина Т.С. Влияние гимнастики после дневного сна на умственную работоспособность старших дошкольников. Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника: Межвузовский Сб. научных Трудов – СПБ.: Образование, 1994. С. 102-105.

3. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление: Монография. – М.: Институт ДО и СВ РАО, 2003, – 178 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"

Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

Опыт работы театрализованная деятельность как средство оптимизации двигательной активности

ТЕАТР – ВОЛШЕБНЫЙ КРАЙ,В КОТОРОМ РЕБЁНОК РАДУЕТСЯ ИГРА,А В  ИГРЕ ПОЗНАЁТСЯ МИР»...

Фитбол, как средство оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста.

Исследования двигательной активности детей и подростков ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, ...

Подвижные игры как средство и форма оптимизации двигательной активности дошкольника

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в со...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Краткое изложение программы дополнительного образования театра "Арлекин"...

Педагогическая копилка «Средства оптимизации двигательной активности детей на физкультурных занятиях»

laquo;Средства оптимизации двигательной активности детей на физкультурных занятиях»...

Сюжетная гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников

В современном мире здоровье человека является одной из главных ценностей жизни. В результате этого необходимо с самого раннего возраста приучать организм к физической нагрузке и прививать любовь к спо...