Подвижные игры как средство и форма оптимизации двигательной активности дошкольника
статья на тему

Словягина Елена Анатольевна

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovyagina_e.a.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Словягина Елена Анатольевна

ГБОУ Школа № 1161, корпус № 6

г. Москва

E – mail: drazena_@mail.ru

Подвижные игры как средство и форма оптимизации двигательной активности дошкольника

Физическое развитие ребенка - важная функция ДОО. Сегодня речь в программе ДОО уже не о физкультуре, как таковой, о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физических качеств дошкольников, знание своего тела, его функций, назначения его основных частей, возможностей организма, развиваться в рамках индивидуальных возможностей, собственного потенциала [4, с.7].

Двигательная активность – это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве.

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения. Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее достаточного времени [3, с. 61]. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.

Недостаток движения – гипокинезия – вызывает целый комплекс изменений в функционировании организма, который принято обозначать как гиподинамию. Последняя начинает сказываться в онтогенезе очень рано. Так, в дошкольных учреждениях двигательный компонент в режиме дня ребенка не превышает 30% времени бодрствования при нормируемой его продолжительности не менее 50% [2].

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью к заболеваниям.

Причинами снижения двигательной активности среди взрослого населения являются  привыкание к малоподвижному образу жизни, наличие сниженной двигательной инициативности, бытовой комфорт, пренебрежение физической культурой.

 В детском возрасте – это неправильная организация учебно-воспитательного процесса: перегрузка занятиями, недооценка физического воспитания, отсутствие свободного времени,  искусственное ограничение  детей в движениях и др.

Гиподинамические последствия вполне определенны и выражаются в том, что все функциональные системы жизнеобеспечения, активность которых определяется именно этим фактором (дыхание, кровообращение, состав крови, пищеварение, терморегуляция, эндокринные железы и др.) и которые работают “на движение”, все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возможностях. Отсюда и те проблемы со здоровьем, которые связывают с гиподинамией [2].

В детском возрасте двигательная активность проявляется через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях. Основной сюжетной линией поведения ребенка в этот период является игра, и он сам интуитивно, без вмешательства извне всегда безошибочно определяет для себя ее меру. Задача взрослых в этой ситуации предельно проста и заключается в том, чтобы не мешать ребенку, не сдерживать его естественного стремления к движениям (Б. Спок, 1995; Н.М. Амосов, И.В. Муравов,1985, и др.).

Подвижные игры являются одной из форм организации двигательной деятельности педагогами, а также возникают по инициативе самих детей.   Обеспечивая быструю смену ситуаций, игра соответствует возрастным особенностям соотношения возбудительно-тормозных процессов в ЦНС, что делает ее особенно привлекательной для ребенка. Вот почему ребенок в игре может проводить длительное время, а монотонная, хотя и гораздо менее интенсивная работа довольно быстро вызывает у него утомление. К преобладающему в игре режиму скоростно-силовой работы ребенок хорошо адаптируется, так как у него довольно активно идут процессы врабатывания и восстановления. Наиболее выгодный режим для полноценной функции организма – приближение к его максимальной нагрузке. Именно в игре, испытывая себя в сравнении с другими играющими, ребенок проявляет свои максимальные физические возможности, а при специфическом повторении – тренирует их. Кроме того, игра позволяет ребенку реализовать себя в соответствии со своими возможностями, но проводимая по определенным правилам, заставляет ребенка подчиняться этим правилам и, согласовывая свои действия с игрой других детей, чувствовать себя членом коллектива [2].

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.).   Для дошкольников полезны игры с мячом и различные виды метания. Они укрепляют мелкую мускулатуру руки и готовят пальцы к письму. Чем сильнее мышцы пальцев, тем продолжительнее и точнее они смогу выполнять написание букв и их элементов, легче выработать координацию движений. Следует развивать действия с мячом разного размера, фактуры и веса. В этом случае ребенок познает связь силы воздействия на предмет с его особенностями (весом, прыгучестью, величиной) и приучается регулировать напряжение мышц, напрягать и расслаблять их.)

Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких и, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.  Поэтому, основная задача педагога – поддержание в игре достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Таким образом, двигательная деятельность имеет исключительное значение для формирования у ребенка привычки и потребности в систематическом выполнении физических упражнений и влияет на всестороннее его развитие.

Наряду с закреплением и совершенствованием различных двигательных действий в подвижных играх у детей формируется чувство коллективизма, воспитывается общительность, доброжелательность к своим товарищам, уверенность в своих силах.

          Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

Литература

1. Анисимова Т.Г. Занятия, игры, упражнения по формированию правильной осанки у дошкольников [Текст] / Т. Г. Анисимова, С.А. Ульянова. – Волгоград: Учитель, 2009. - 203 с.

2. Вайнер Э.Н. Валеология : Учебник для вузов / Э.В.Вайнер.  М. :   Наука, 2001. [Электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/4171388/

3.Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам [Текст] / Л. Д. Глазырина. - М.: Владос, 2008. – 189с.

4. Крылов Н. И. Здоровье – сберегающее пространство ДОУ [Текст] / Н. И. Крылов. – Волгоград: Учитель, 2009. - 218 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"

Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

Оптимизация двигательной активности дошкольников и пути ее достижения

Полноценное физиологическое и психологическое развитие дошкольников невозможно без достаточной и правильно организованной двигательной активности. Растущий организм нуждается в движении, от удовлетвор...

Консультация "Подвижные игры – одна из форм повышения двигательной активности дошкольников"

quot;Подвижные игры – одна из форм повышения двигательной активности дошкольников"...

ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНОЙ ИГРЕ.

  В методической  разработке представлены практические  материалы, которые помогут воспитателям  и  инструкторам физкультуры при проведении  подвижных игр с детьми...

«Подвижные игры как одна из форм повышения двигательной активности дошкольников»

laquo;Подвижные игры как одна из форм повышения двигательной активности дошкольников»...

Статья Оптимизация двигательной активности дошкольников во время подвижной игры через обучение детей основным движениям.

Изучение психолого-педагогической и медицинской литературы свидетельствует об огромной возможности использования подвижных игр для оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста. В пед...