рабочая программа по легкой атлетике
рабочая программа по физкультуре

Бойко Наталья Николаевна

рабочая программа по легкой атлетике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_legkoy_atletike.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МАДОУ «Волшебница»

Протокол от «____ » ______2019г. №

УТВЕРЖДЕНО

приказом  МАДОУ «Волшебница»  

от «___»______2019 г. №

Рабочая программа по физическому развитию

 «Легкая атлетика»

руководителя физического воспитания

(Бойко Наталья Николаевна)

Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

детский сад «Волшебница»

города Лабытнанги

 

 УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом

 МАДОУ «Волшебница»                              

 Протокол №

Рабочая программа по физическому развитию

«Легкая атлетика»

Автор

Вид программы

Направленность

Срок реализации

Возраст обучающихся

Объем курса        

Рецензенты

Бойко Наталья Николаевна

руководитель физического воспитания

МАДОУ «Волшебница»

Модифицированная

Физкультурно-спортивная

2 года

5-7 лет

64 часа

Горева И.Ю., заместитель заведующего по                                                                                                                        

УВР МАДОУ «Волшебница»

Новожилова М.В., заместитель заведующего по НМР МАДОУ «Волшебница»


Содержание:

  1. Целевой раздел программы
  1.  Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2.  Целевые ориентиры……………………………………………….……..…4
  1. Содержательный раздел программы
  1.  Содержание программы. Комплексно-тематическое планирование……5
  2. Особенности организации диагностики…………………………………..13
  3.  Особенности психо-физического развития детей…………………….…14
  1. Организационный раздел программы………………………………………..15

Приложение ………………………………………………………………………….20


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Простота и разнообразие легкоатлетических упражнений, возможность заниматься на свежем воздухе и в обычном спортивном зале, легкость дозировки нагрузки позволяют широко использовать упражнения при занятиях с детьми разного возраста.

        Такие виды движений как ходьба, бег, прыжки, метание являются естественными движениями растущего организма и доступными возрастным особенностям и возможностям  дошкольников. Овладение техникой выполнения данных видов движений позволит укрепить здоровье, повысить интерес к занятиям, уровень физического развития и двигательной подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Вопросы здоровья и образования являются приоритетными направлениями  политики государства и рассматриваются в рамках Национальных проектов «Образование» и «Здоровье». Совершенствование психического, физического и нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. В связи с этим, созданный в детском саду «Волшебница» спортивная секция по легкой атлетике и руководимый мною, поспособствовал написанию данной программы. Данная программа является авторской, и носит спортивно-оздоровительный характер.

Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни, обеспечение укрепления их здоровья и разностороннее физическое развитие.

Задачи: 

  1. Четкая организация учебно-тренировочного процесса с использованием данных науки и передовой практики и инновационных систем.
  2. Овладение занимающимися техникой бега, прыжка в длину, прыжка в высоту, метания мяча и необходимыми теоретическими знаниями (в соответствии с требованиями программы).
  3. Проведение систематической воспитательной работы в духе нравственности, привитие навыков соблюдения спортивной этики, воспитание организованности, дисциплины и волевых качеств занимающихся.

        Общее руководство по легкой атлетике в детском саду возлагается на руководителя физического воспитания.  Он определяет дни и часы занятий.

Основным документом, определяющим целенаправленность и содержание учебного процесса по легкой атлетике, является настоящая программа.

Спортивный кружок по легкой атлетике комплектуется путем широкого  отбора наиболее способных, физически подготовленных детей старших и подготовительных групп в возрасте 5-7 лет,  при отсутствии медицинских противопоказаний.                                                                

 При отборе детей необходимо учитывать показатели общей и специальной физической подготовки. С этой целью проводятся контрольные испытания по определению уровня развития основных физических качеств – быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости. Педагог наблюдает за проявлением волевых качеств у детей: активности, самостоятельности, решительности, смелости, целеустремленности. На протяжении первого года обучения, педагог тщательно изучает детей, обращает внимание на успехи в их общей и специальной физической подготовленности и на спортивное трудолюбие, заинтересованность в занятиях. В конце первого года обучения педагог проводит контрольные тесты. Данные контрольных испытаний и личные наблюдения педагога позволяют вынести окончательное решение о целесообразности зачисления того или иного занимающегося в группу второго года обучения. В отдельных случаях можно зачислить наиболее способных детей в течение всего учебного процесса. При окончании второго года обучения занимающиеся сдают тесты согласно требованиям данной программы.

        По содержанию занятия могут быть: учебно-тренировочные, тематические, сюжетно - ролевые, игровые, занятия на свежем воздухе, контрольно-учетные, открытые  для родителей. Основной формой учебного процесса является групповое занятие. Количество занимающихся составляет 18 – 20 человек. Кроме групповых занятий под непосредственным руководством педагог проводит индивидуальные занятия, на которых  занимающиеся выполняют индивидуальные задания по физической подготовке, совершенствованию техники выполнения элементов того или иного вида движений. Индивидуальный подход используется на занятиях и с учетом возрастных и половых признаков. В период второго года обучения целесообразно использовать поточный метод  в форме круговой тренировки по признаку непрерывной и интервальной работы.

        Программа по легкой атлетике рассчитана на 2 года обучения. Всего 64 часа. Все программные документы  распределения учебного материала составлены на каждый год обучения. Учебно-тематический план состоит из двух разделов: теоретический материал- 4 часа  и практический материал- 28 часа. Согласно учебно-тематического плана учебный процесс рассчитан на 32 часа в год. Порядок проведения занятий, связанных с выполнением программного материала, является творческим процессом педагога. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30 минут (по подгруппам).  Структура занятия соответствует общепринятой (традиционной) схеме. Основными средствами занятия являются правильно подобранные физические упражнения и подвижные игры, составленные с учетом особенностей физического и психического развития детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

При проведении занятий строго соблюдаются установленные требования по врачебно-педагогическому контролю над занимающимися детьми и обеспечению санитарно – гигиенического состояния мест занятий и оборудования.

Педагог создает условия для проведения регулярных занятий, обеспечивая необходимым инвентарем и оборудованием, согласно учебно-тематического плана.

Учебно-тематический план и программный материал направлен на привитие интереса детей, занимающихся к избранному виду спорта. В теоретической части годового учебно-тематического плана педагог использует рассказ и, при необходимости, демонстрацию плакатов, рисунков, фильмов. На практических занятиях по обучению технике всех видов упражнений педагог использует три главных метода: объяснение, показ и непосредственную практическую помощь.

 При хорошей организации учебно-тренировочного процесса и высоком качестве педагогической деятельности, спортивные кружки в детском саду являются отличными базами привлечения детей  к систематическим занятиям физической культурой и спортом, воспитания подготовленных юных спортсменов для коллективов физической культуры общеобразовательных школ и ДЮСШ города.  Данные кружки являются активным средством воспитания личности и позволяют позитивно влиять на формирование жизненно необходимых человеку знаний, умений и навыков, совершенствовать его двигательные способности, развивать нравственно-волевые и интеллектуальные качества.

  1. Целевые ориентиры

Планируемые результаты освоения программы первый год обучения

занимающиеся должны знать:

- краткий обзор развития легкой атлетики;

- краткие сведения о строении и функциях организма человека;

-влияние физических упражнений на организм занимающихся;

- врачебный контроль и самоконтроль, оказание первой помощи и приемы массажа;

- основы техники бега, прыжка в длину, метания мяча;

- основы общей и специальной физической подготовки легкоатлетов;

- основы морально – волевой и психологической подготовки;

- о правилах соревнований;

- о назначении оборудования и инвентаря;

уметь:

- правильно выполнять упражнения общей и специальной физической подготовки;

- правильно выполнять технику бега, прыжка в длину, метания мяча вдаль;

- выполнить контрольные нормативы не ниже среднего уровня;

- участвовать в спортивных состязаниях и праздниках детского сада;

- самостоятельно проводить подвижную игру.

Планируемые результаты освоения программы  второго  года обучения

занимающиеся должны знать:

- краткий обзор развития легкой атлетики;

- краткие сведения о строении и функциях организма человека;

-влияние физических упражнений на организм занимающихся;

- врачебный контроль и самоконтроль, оказание первой помощи и приемы массажа;

- основы техники бега, прыжка в длину, метания мяча;

- основы общей и специальной физической подготовки легкоатлетов;

- основы морально – волевой и психологической подготовки;

- о правилах соревнований;

- о назначении оборудования и инвентаря;

уметь:

- правильно выполнять упражнения общей и специальной физической подготовки;

- правильно выполнять технику бега, прыжка в длину, метания мяча вдаль;

- выполнить контрольные нормативы не ниже среднего уровня;

- участвовать в спортивных состязаниях и праздниках детского сада;

- самостоятельно проводить подвижную игру.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
  1. СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план

Первый год обучения

п/п

                         Содержание  занятий

Количество

часов

Теор.

Практ.

1

Краткий обзор развития легкой атлетики

0,5

2

Краткие сведения о  строении и функциях организма. Влияние физических упражнений на организм занимающихся

0,5

3

Врачебный контроль и самоконтроль, первая помощь и спортивный массаж

0,5

4

Основы техники бега, прыжка в длину и метания мяча

0,5

5

Общая и специальная  физическая подготовка  легкоатлетов

0,5

6

  Морально-волевая и психологическая подготовка

0,5

7

Правила соревнований, их организация и проведение. Указания детям перед соревнованиями и разбор проведенных стартов

0,5

8

Оборудование и инвентарь, демонстрация  тематических видеофильмов

0,5

9

Общая физическая подготовка

3

10

Специальная  физическая подготовка

4

11

Изучение и совершенствование техники бега

4

12

Изучение и совершенствование техники прыжка в длину

4,5

13

Изучение и совершенствование техники метания мяча вдаль

4,5

14

Выполнение контрольных нормативов

4

15

Участие в соревнованиях

По плану

16

Подвижные игры

4

4

28

Итого:

32

Содержание программы 1-го года обучения

Теоретические занятия

Тема №1. Краткий обзор развития легкой атлетики.

                         История зарождения легкой атлетики. Основные этапы развития  легкой атлетики в России. Характеристика современных видов, входящих в данный вид спорта.   Международные связи и достижения российских спортсменов. Материальная база.

Тема №2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

                          Части тела и внутренние органы человека. Строение и взаимодействие костной системы, связочного аппарата и мышц. Основные сведения о кровообращении. Значение крови. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Влияние занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему, на обмен веществ. Совершенствование функций мышечной системы, аппарата дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений.

Тема №3.Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь и спортивный массаж.

                          Значение врачебного контроля и самоконтроля при занятиях легкой атлетикой. Объективные  данные самоконтроля: вес, рост, зрение. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие об утомлении и переутомлении и меры их предупреждения.

Личная гигиена занимающихся. Значение закаливания и  режима питания. Понятие о травмах. Причины и их профилактика. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Оказание первой помощи при травмах, обмороке и шоке. Общее понятие о спортивном массаже. Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание.

Тема №4. Основы техники бега, прыжка в длину, метания мяча вдаль.

                          Понятие о спортивной технике. Характеристика современной техники бега. Ознакомление со способами старта и финиша. Ознакомление с видами легкоатлетического бега: "спринтерский", "эстафетный", "кроссовый", "барьерный" и их особенностями. Характеристика техники прыжка в длину с места и с разбега способом  "согнув ноги" и ознакомление с их особенностями. Способы метания мяча вдаль, их характеристика и техника выполнения.

Тема №5. Общая и специальная физическая подготовка.

                          Краткая характеристика значения, задач и средств общей и специальной физической подготовки и их роль в процессе подготовки легкоатлетов. Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств, способностей, двигательных функций легкоатлетов и повышение их спортивной работоспособности. Основные требования к развитию двигательных качеств и средств  для совершенствования быстроты, ловкости, силы, координации движений, специальной выносливости на различных этапах их подготовки.

Специальная физическая подготовка, её роль в тренировке легкоатлетов, краткая характеристика средств, содержания и методики их применения для различных групп занимающихся. Применение средств общей и специальной физической подготовки в различные периоды учебного года с учетом местных условий. Разбор контрольных нормативов. Учет и динамика общей и специальной физической подготовки различных групп занимающихся.

Тема № 6. Морально – волевая и психологическая подготовка легкоатлетов.

                          Краткая характеристика. Воспитание воли легкоатлета: активности, дисциплины, трудолюбия, соблюдение режима, внимания, терпения, настойчивости. Развитие специализированных восприятий, внимания, мышления и быстроты реакции. Развитие умения ориентирования в пространстве, чувства положения тела, свободы движений и времени. Индивидуальный подход к занимающимся в зависимости от типа нервной деятельности,, темперамента и психологических особенностей ребенка. Спортивная психология, ее значение. Психологическая характеристика легкоатлета. Психологическая подготовка в предсоревновательный и соревновательный периоды.

Тема № 7. Правила соревнований, их организация и проведение. Указания детям перед соревнованиями и разбор проведенных стартов.

                          Значение спортивных соревнований. Требования к организации и проведению соревнований. Правила соревнований по легкоатлетическому бегу. Правила соревнований по прыжкам в длину. Правила соревнований по метанию мяча. Воспитательная роль судьи на соревнованиях. Значение правильного судейства для достижения высоких спортивных результатов. Виды соревнований: личные, командные, лично – командные. Подготовка мест соревнований. Указания  игрокам  перед соревнованиями. Разбор проведенных стартов. Положительные и отрицательные стороны. Причины допущенных ошибок.

Тема № 8. Оборудование и инвентарь, демонстрация тематических видеофильмов.

                         Спортивные сооружения, беговые дорожки и сектора для прыжков и метания. Техническое оснащение и инвентарь, применяемый в легкоатлетических видах спорта. Плакаты, диски, видеокассеты.

Практические занятия

1.Общая физическая подготовка

Строевые упражнения:

Построения в шеренгу, в колонну по одному, в круг. Расчет по порядку номеров, на первый – второй. Перестроение в колонну по два, врассыпную. Размыкание и смыкание обычным шагом. Повороты на месте направо, налево, кругом – переступанием и в прыжке. Перестроение в движении.

Ходьба:

На носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, носками внутрь и наружу, с перекатом с пятки на носок, с чередованием на носки и пятки боком, с высоким подниманием бедра, скрестно вперед и боком, в полуприседе, в полном приседе, по прямой, спиной вперед, с круговыми вращениями, с выпадами, с остановкой, с закрытыми глазами,  с притопами, с хлопками, с изменением направления, с ускорением, в различном темпе, с изменением длины шага, змейкой, вдоль границ зала, по диагонали, обычная, спортивная.

Подскоки:

На одной, на двух, чередующие, переменные, скрестно, с вращениями, с выпрыгиванием вверх, с выбрасыванием голени, с захлестом голени, в стороны, ноги вместе – ноги врозь, в полуприседе, в полном приседе, с изменением длины и высоты подскока, на месте, в движении.

Бег:

Обычный, змейкой, с изменением направления, с поворотами, с чередованием с ходьбой, с остановкой, спиной вперед, с круговыми вращениями, боком – скрестно, приставным шагом, шаг польки, переменным шагом, галоп, семенящий, с ускорением, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени, с выбрасыванием прямых ног вперед, назад, в стороны, с преодолением препятствий.

Общеразвивающие упражнения:

В движении, на месте, в шеренгах, в кругу, в партере, на скамейках, в паре, без предметов, с предметами (гимнастические палки, обручи, скакалки,  пластмассовые, теннисные, резиновые, баскетбольные, набивные мячи, гантели, большая скакалка, шведская стенка, сухой бассейн, модули, тренажеры). Динамические и статические для развития и укрепления мышц глаз, кистей рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног. Дыхательные. На растягивание и расслабление. На развитие силы, быстроты, координации и выносливости.

2.Специальная физическая подготовка

                       Бег на месте в максимальном темпе в упоре о гимнастическую стенку и без упора, челночный бег по разметкам и на дистанцию  3 х 10 м с максимальной скоростью, бег с ускорениями из разных исходных положений, бег с максимальной скоростью и преодолением препятствий и  собиранием малых предметов, лежащих на полу и разной высоте, бег по ломаной линии, скоростной бег 5 х 10,  2 х 30 с интервалами отдыха в 1 минуту после пробегания каждого отрезка, бег за лидером, бег с преследованием, бег с изменением темпа с постепенным увеличением дистанции до 700 м., бег по узкой дорожке – 18 –22 см., бег по ограниченной плоскости, бег по наклонной плоскости вверх, вниз.

Пружинистые приседания с последующими максимально быстрыми выпрямлениями и выпрыгиваниями вверх или вперед, приседания на носках и полной ступне, приседание на одной ноге "пистолетом", с опорой руками. Танец в "присядку" с попеременным выбрасыванием ног вперед и в стороны. Отбивание набивного мяча ступнями ног из положения лежа на спине за счет быстрого разгибания ног. Прыжки из стороны в сторону в сторону с пружинистыми приседаниями. Прыжки вверх с высоким подниманием бедра «кенгуру». Прыжки с зажатым между ног мешочком с песком. Прыжки на двух  ногах через 6-8 набивных мячей. Прыжки на небольшие возвышения. Прыжки с касанием пальцев рук условной отметки или высоко подвешенного предмета. Разнообразные прыжки со скакалкой. Прыжки «лягушка». Прыжки на дальность  с предварительным установлением длины прыжков. Прыжки на скорость с предварительным установлением дистанции. Прыжки на выносливость с максимально возможным числом повторений. Соскоки с возвышения с мягким пружинистым приземлением.

Сжимание в ладони теннисного мяча, из различных исходных положений рук. Подбрасывание и ловля  мяча вверх, о пол, о стену  одной и двумя руками на месте и в движении с хлопками, поворотами и приседаниями. Упражнение «вратарь». Жонглирование с теннисными мячами. Метание мяча через сетку и  в мишень из разных исходных положений (стоя на одном колене, сидя и т.д.) с увеличением расстояния. Метание мешочка с песком и набивного мяча на дальность

3.Изучение и совершенствование техники бега

Старты: высокий, с опорой на одну руку, низкий. Исходные положения. Опробование.

Ускорения на 5-8 м.

Бег: спринтерский, кроссовый, эстафетный, барьерный. Постановка ног, положение туловища и рук. Согласованное движение рук и ног. Постановка дыхания.

Финиш: грудью, плечом.

4.Изучение и совершенствование техники прыжка в длину

Прыжок в длину с места: исходное положение ног, движение рук, толчок, полет, приземление.

Прыжок в длину с разбега: разбег, толчок, полет, приземление.

5.Изучение и совершенствование техники метания мяча вдаль

Исходное положение, прицеливание, замах, бросок, движение кистью, сохранение равновесия после броска.

6.Выполнение контрольных нормативов

Приседания - количество раз за 10 сек.

Метание набивного мяча (1 кг.) из-за головы, стоя.  

Челночный бег 3 х10 м.

Бег 10 м.

Бег 30 м.

Метание мяча вдаль.

Прыжок в длину с места.

7.Участие в соревнованиях

Спортивные праздники и развлечения.

Городские соревнования среди дошкольных учреждений.

( по календарному плану)

8.Подвижные игры

Игры для бегунов: «Вызов номеров», «Хитрая лиса», «Салки цепочкой», «Рывок за

мячом», «Караси – окуни», «Пустое место», «Гонка с выбыванием», «Заяц и охотник», «Быстрей по местам».

Игры для прыгунов: «Удочка», «Бой петухов», «Челнок», «Перемена мест», «Посади картошку».

                        Игры для метателей: «Пушкари», «Передача мяча в колоннах», «Метко в цель», «Волк во рву».                                                                

Учебно-тематический план

второй год обучения

п/п

Содержание  занятий

Количество

часов

Теор.

Практ

1

Техника безопасности на занятиях

0,5

2

Гигиенические знания и навыки, режим дня и питания

0,5

3

Краткие сведения о  строении и функциях организма. Влияние физических упражнений на организм занимающихся

0.5

4

Врачебный контроль и самоконтроль, первая помощь и спортивный массаж. Точечный массаж

0,5

5

Основы техники бега, прыжка в длину, метания мяча, эстафетного бега, прыжка в высоту

0,5

6

Методика обучения и тренировки легкоатлетов

0,5

7

Общая и специальная  физическая подготовка  легкоатлетов

0,5

8

   Морально-волевая и психологическая подготовка

0,5

9

Общая физическая подготовка

3

10

Специальная  физическая подготовка

4

11

Повторение и совершенствование техники бега, прыжка в длину, метания мяча

6

12

Изучение и совершенствование техники прыжка  в высоту

3,5

13

Изучение и совершенствование техники эстафетного бега

3,5

14

Выполнение контрольных нормативов

4

15

Участие в соревнованиях

По плану

16

Подвижные игры

4

4

28

Итого:

32

Содержание программы

Теоретические занятия

Тема №1. Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике.

Общие требования безопасности; требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, по окончанию занятий, при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Тема № 2.Гигиенические знания и навыки, режим и питание, занимающихся легкой атлетикой.

       Понятие о личной гигиене: гигиена тела, одежды и обуви, сна и помещений. Гигиеническая характеристика мест занятий и соревнований по легкой атлетике. Значение режима и правильного питания для растущего организма. Понятие о калорийности и усвояемости пищи.

Тема №3. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Органы пищеварения и обмен веществ. Краткие сведения об органах выделения: кишечник, почки, легкие, кожа. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма. Влияние занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему, на обмен веществ. Совершенствование функций мышечной системы, аппарата дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений.

Тема №4.Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь и спортивный массаж. Точечный массаж.

Значение врачебного контроля и самоконтроля при занятиях легкой атлетикой. Объективные  данные самоконтроля: вес, рост, кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие об утомлении и переутомлении и меры их предупреждения. Понятие о травмах. Причины и их профилактика. Оказание первой помощи при травмах, обмороке и шоке. Общее понятие о спортивном массаже. Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание. Точечный массаж: техника и приемы точечного массажа, общие правила воздействия на точки. Ознакомление с тропой здоровья.

Тема №5. Основы техники бега, прыжка в длину, метания мяча вдаль, эстафетного  бега, прыжка в высоту.

Понятие о спортивной технике. Характеристика современной техники бега на  короткие и средние дистанции. Ознакомление со способами старта и финиша. Ознакомление   с видами легкоатлетического бега "спринтерский", "эстафетный", "кроссовый","барьерный" и их особенностями. Характеристика техники прыжка в длину и высоту с места и с разбега способом  "согнув ноги" и ознакомление с их особенностями. Способы метания мяча вдаль, их характеристика и техника выполнения.

Тема №6. Методика обучения и тренировки легкоатлетов.

Цель, задачи и содержание кружковой работы. Принципы, средства и методы кружковой работы. Организация, структура и методика проведения занятия. Общая физическая подготовка и ее значение для всесторонней подготовки легкоатлета. Индивидуальный подход к занимающимся. Развитие специальных физических качеств легкоатлета. Особенности содержания физической  подготовки в занятиях с начинающими. Основные задачи технической подготовки. Подготовительные упражнения. Ознакомление с приемами техники. Последовательность освоения приемов техники. Совершенствование приемов техники. Предупреждение, выявление и исправление ошибок.

Тема № 7.Общая и специальная физическая подготовка.

Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств, способностей, двигательных функций легкоатлетов и повышение их спортивной работоспособности. Основные требования к развитию двигательных качеств и средств для совершенствования быстроты, ловкости, силы, координации движений, специальной выносливости на различных этапах их подготовки.

Специальная физическая подготовка, её роль в тренировке легкоатлетов, краткая характеристика средств, содержания и методики их применения для различных групп занимающихся. Применение средств общей и специальной физической подготовки  на свежем воздухе. Разбор контрольных нормативов. Учет и динамика общей и специальной физической подготовки различных групп занимающихся.

Тема № 8. Морально – волевая и психологическая подготовка легкоатлетов.

Воспитание воли легкоатлета: активности, дисциплины, трудолюбия, соблюдение режима, внимания, терпения, настойчивости. Развитие специализированных восприятий, внимания, мышления и быстроты реакции. Развитие умения ориентирования в пространстве, чувства положения тела, свободы движений и времени. Индивидуальный подход к занимающимся в зависимости от типа нервной деятельности,, темперамента и психологических особенностей ребенка. Психологическая подготовка в предсоревновательный и соревновательный периоды. Наставление перед соревнованиями и разбор итогов.

Практические занятия

1.Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения:

Построения в шеренгу, в колонну по одному, в круг. Расчет по порядку номеров, на первый – второй. Перестроение в колонну по два, врассыпную. Размыкание и смыкание обычным шагом. Повороты на месте направо, налево, кругом  на 180 и 360 градусов – переступанием и в прыжке. Перестроения в движении в колонну по 2, по 3, по 4.

Ходьба:.

На носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, носками внутрь и наружу, с перекатом с пятки на носок, с чередованием на носки и пятки боком, с высоким подниманием бедра, скрестно вперед и боком, в полуприседе, в полном приседе, по прямой, спиной вперед, с круговыми вращениями, с выпадами, с остановкой, с изменением направления, с ускорением, в различном темпе, с изменением длины шага, змейкой, вдоль границ зала, по диагонали, обычная, спортивная.

Подскоки:

На одной, на двух ногах, чередующие, с выпрыгиванием вверх, с выбрасыванием голени, с захлестыванием голени, с изменением  длины и высоты подскока, в полуприседе,

 в приседании, переменные, скрестные,  ноги врозь и вместе, с подбиванием, с вращениями, на месте, в движении.

Бег:

Обычный, змейкой, семенящий, с изменением направления, с изменением темпа, с ускорением, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, с выбросом прямых ног вперед, в стороны, назад, боком приставным шагом, боком скрестным шагом, спиной вперед, "галопом", "полькой", с приседаниями, с выполнением заданий по звуковому сигналу, с поворотами, с преодолением препятствий.

Общеразвивающие упражнения:

В движении, на месте, в шеренгах, в кругу, в партере, на скамейках, в паре, без предметов, с предметами ( гимнастические палки, обручи, скакалки, пластмассовые, теннисные, резиновые, баскетбольные, набивные мячи, гантели, большая скакалка, шведская стенка, сухой бассейн, модули, тренажеры, батут). Динамические и статические для развития и укрепления мышц кистей рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног. Дыхательные. На растягивание и расслабление. На развитие силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости.

2.Специальная физическая подготовка

Бег на 10, 20, 30 метров, челночный бег – 2х10, 3х10, 4х10, бег по ломаной линии, бег с обеганием  расставленных по дистанции предметов, бег с максимальной скоростью и  преодолением препятствий и собиранием малых предметов, бег с ускорением из разных исходных положений, бег по узкой дорожке, бег по наклонной плоскости вверх, вниз, интервальный с отдыхом в 1 минуту между отрезками, бег за лидером, бег с преследованием, бег с изменением темпа с постепенным увеличением дистанции до 1000 км, бег цепочкой, бег на выносливость, кроссы на улице, бег по тренажерной дорожке.

Пружинистые приседания с последующими максимально быстрыми выпрямлениями и выпрыгиванием  вверх или вперед, приседания на носках и полной ступне, приседание на одной ноге "пистолетом". Танец в "присядку" с попеременным выбрасыванием ног вперед и в стороны. Отбивание набивного мяча ступнями ног из положения  лежа на спине за счет быстрого разгибания ног. Прыжки из стороны в сторону в сторону с пружинистыми приседаниями. Прыжки вверх с высоким подниманием бедра "кенгуру". Прыжки с зажатым между ног мешочком с песком. Прыжки на двух  ногах через 6-8 набивных мячей. Прыжки на небольшие возвышения. Прыжки с касанием пальцев рук условной отметки или высоко подвешенного предмета. Прыжки через веревочку с места, начиная с 15 – 20 см. Прыжки через веревочку с 2-3 шагов. Разнообразные прыжки со скакалкой. С использованием батута. Прыжки "лягушка". Прыжки на дальность  с предварительным установлением длины прыжков. Прыжки на скорость с предварительным установлением дистанции. Прыжки на выносливость с максимально возможным числом повторений. Соскоки с возвышения с мягким пружинистым приземлением.

Сжимание в ладони теннисного мяча, из различных исходных положений рук. Подбрасывание и ловля  мяча вверх, о пол, о стену  одной и двумя руками на месте и в движении с хлопками, поворотами и приседаниями. Упражнение "вратарь". Жонглирование с теннисными мячами. Метание мяча через сетку и  в мишень из разных исходных положений (стоя на одном колене, сидя и т.д.) с увеличением расстояния. Метание мешочка с песком и набивного мяча на дальность.

3. Повторение и совершенствование техники бега, прыжка в длину,  метания мяча вдаль.

Бег: высокий старт: постановка ног, положение туловища и рук.

Преодоление дистанции: работа ног, рук, положение туловища, постановка дыхания.

Финиш: грудью, плечом.

Прыжок в длину: разбег, толчок, полет, приземление.

Метание мяча вдаль: исходное положение ног, рук;

Замах: поворот плеч, вынос руки с мячом.

Бросок: постановка ног, движение туловища, руки с мячом, движение кистью.

4. Изучение и совершенствование техники прыжка в высоту способом "согнув ноги"

 Разбег, толчок, группировка, полет, приземление.

5. Изучение и совершенствование техники эстафетного бега.

Старт: положение ног, туловища, руки с эстафетной палочкой.

Преодоление дистанции: работа ног, положение туловища, работа рук (левой, правой).

Передача эстафетной палочки.

Финиш.

6.Выполнение контрольных нормативов.

Приседания - количество раз за 20 сек.

Метание набивного мяча (1кг.) из-за головы.

Челночный бег 3х10 м.

Бег 10 м.

Бег 30 м.

Метание мяча вдаль.

Прыжок в длину с места.

Прыжок в длину с разбега.

7.Участие в соревнованиях.

Спортивные праздники и развлечения.

Городские соревнования среди дошкольных учреждений.

                ( по календарному плану)

8.Подвижные игры.

«Городки», «Догони мяч», «Забрось мяч в кольцо», «Кот и мыши», «Космонавты», «Классики», «Цепи кованные», «Охотники и зайцы» – с мячом, «Мяч по кругу», «Ловишки с мячом», «Лягушки», «Серсо», «Бег раков».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИКИ

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВ

1. Челночный бег 3 х 10 метров.

Определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Ребенок встает у контрольной линии. По сигналу: «На старт!», «Внимание!», «Марш!» (в этот момент инструктор включает секундомер) трехкратно преодолевает 10 метровую дистанцию по прямой линии и обратно с касанием пола ладонью в конце линии. Фиксируется общее время бега.

2. Прыжок в длину с места.

Для проведения прыжков создаются необходимые условия, т.е. положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется 3 раза, фиксируется лучшая из попыток.

3.Бег на 30 метров

        Длина беговой дорожки должна быть на 5 – 7 метров больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней, на расстоянии 5 – 7 метров, проводится еще одна хорошо видимая с линии старта черта с ярким ориентиром, чтобы избежать замедление ребенком движения на финише. Ребенок по команде: «На старт!», «Внимание!» становится на высокий старт, на слово «Марш!» с максимальной скоростью стремиться добежать до финиша, Время засекается секундомером. Ребенку даются три попытки с отдыхом между ними. Фиксируется лучший результат из трех попыток.

4.Метание набивного мяча массой 1 кг способом из-за головы двумя руками, стоя.

Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его как можно дальше. При этом одна нога впереди, другая сзади. При броске мяча ступни ног ребенка не должны отрываться от пола (земли). Ребенок совершает 2 броска подряд. Фиксируется лучший результат.

5.Бег на дистанцию 10 метров.

Тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задания лучше выполнять в условиях соревнования. Ребенок по команде: «На старт!», «Внимание!» становится на высокий старт, по команде «Марш!» с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. Время засекается секундомером. После отдыха (не менее 5 минут) предложить ребенку еще одну попытку. Фиксируется лучший результат из двух попыток.

6.Приседание

По команде «Приготовиться!» ребенок принимает положение «Основная стойка». По команде «Начали!» ребенок выполняет приседания, вытягивая руки вперед. Количество приседаний фиксируется по секундомеру. Время на выполнение упражнения 10 секунд.

7.Метание теннисного мяча.

1. Исходное положение:

- стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая на носке;

- правая рука с предметом на уровне груди, локоть вниз.

2. Замах:

- поворот вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее вес тела, левую – на носок;

- одновременно разгибая правую руку, размашисто отвести ее вверх – назад – в сторону;

- перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть вверх, спина прогнута –      «положение натянутого лука».

3. Бросок:

- продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить;

- хлещущим движением кисти бросить предмет вперед – вверх;

- сохраняя заданное направление полета предмета.

4. Заключительная часть: шаг вперед (или приставить правую ногу), сохраняя равновесие.

  1. ОСОБЕННОСТИ  ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Этот возрастной период является периодом бурного роста ребенка. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но пока слабыми остаются мелкие мышцы, сила мышц-сгибателей больше силы мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Скелет детей преимущественно состоит из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Данный возрастной период называют периодом вытяжения. Это связано с эндокринными сдвигами, усилением функции гипофиза. К шести годам рост детей достигает в среднем 116 см. масса тела – 21,8 кг, окружность грудной клетки – 56-57 см. В регуляции поведения 6 летних детей большую роль играет кора головного мозга. Масса головного мозга достигает 1200-1300 г, приблизительно к массе мозга взрослого человека. Развитие дыхательной системы характеризуется увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания.

Двигательная деятельность ребенка становится все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры. Начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов, появляется умение самостоятельно планировать свои практические  и игровые действия для их выполнения, развивается способность понимать задачи, поставленные  педагогом. Во время объяснения у ребенка возникает мысленное представление о движении, его направлении и составных частях. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом. Растет уровень физической подготовленности дошкольников, создаются прочные психологические  и физиологические основания для повышения их работоспособности путем целенаправленного развития двигательных качеств, в первую очередь ловкости и общей выносливости, скоростно-силовых, гибкости, координированности, точности движений, способность поддерживать равновесие тела в условиях изменяющейся обстановки. В двигательной деятельности у дошкольников складываются более сложные формы общения со взрослыми и между собой, интенсивно развиваются волевые качества, а на их основе появляются новые потребности и интересы.

К концу 6 года жизни ребенок уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений. Проявляет самоконтроль и самооценку, Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру. Интерес к физическим упражнениям высокий, стойкий.

Достигаемый в данном возрастном периоде уровень развития в большей мере определяет готовность к учению в школе и перспективы дальнейшего совершенствования.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

        Данный возрастной период детей отличается высокой двигательной активностью, умением детей пользоваться своим двигательным аппаратом.

Тенденция к нарастанию всех основных показателей двигательной активности (объема, продолжительности, интенсивности) к 7 годам объясняется повышением уровня физического развития, возрастанием функциональных возможностей организма. У ребенка возрастает способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идет на лыжах, едет на велосипеде и т.д. Они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Ребенок прослеживает движение последовательно, выделяет разные его фазы, владеет техникой сложных по координации движений. Значительно увеличиваются проявления  волевых усилий при выполнении трудного задания. У ребенка постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Он начинает воспринимать красоту и гармонию движений.

        К концу 7 года жизни ребенок результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. Самоконтроль и самооценка постоянны. Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движение передает своеобразие конкретного образа, стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях. Интерес к физическим упражнениям стойкий.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение

первый  год обучения

Тема

Формы занятий,

используемые приемы и методы

Дидактический материал, техническое

обеспечение занятий

Формы подведения

итогов

Краткий обзор развития легкой атлетики; краткие сведения о строении и функциях организма, влияние физических упражнений на организм; врачебный контроль и самоконтроль, первая помощь

Беседа

Плакаты, иллюстрации, тематические картины, буклеты

Опрос

Основы техники бега, прыжка в длину, метания мяча; общая и специальная физическая, морально-волевая, психологическая  подготовка; правила соревнований, их организация и проведение, разбор проведенных стартов; оборудование и инвентарь

Групповые и индивидуальные беседы, объяснение

Плакаты, журналы, телевизор, DVD диски

Опрос

Общая и специальная физическая подготовка

Рассказ, показ, практическое занятие (групповая, индивидуальная форма обучения)

Гимнастические палки, обручи, скакалки, пластмассовые, теннисные, резиновые, баскетбольные, набивные мячи, гантели, шведская стенка, сухой бассейн, модули, тренажеры, беговые дорожки, маты, секундомер, стойки, измерительная лента, флажки, мишени, свисток, сетка, мешочки

Правильное выполнение

Изучение и совершенствование техники бега, техники прыжка в длину, техники метания мяча вдаль

Рассказ, показ, практическое занятие

Беговые дорожки, сектор для прыжков и метания мяча, эстафетная палочка, секундомер, измерительная лента, маты, теннисные мячи

Правильное выполнение

Выполнение контрольных нормативов

Практическое занятие

Измерительная лента, секундомер, флажки, маты, стойки, теннисные мячи, свисток

Диагностика

Подвижные игры

Рассказ, практическое занятие

Резиновые, баскетбольные, пластмассовые, теннисные мячи, ленточки, скакалка, кольца, обручи

Самостоятельное выполнение

Участие в соревнованиях

Практические выступления

По требованию

В МДОУ

Второй год обучения

Тема

Формы занятий,

используемые приемы и методы

Дидактический материал, техническое

обеспечение занятий

Формы подведения

итогов

Техника безопасности на занятиях; гигиенические знания и навыки, режим дня и питания; краткие сведения о строении и функциях организма, влияние физических упражнений на организм; врачебный контроль и самоконтроль, первая помощь, точечный массаж

Беседа

Плакаты, иллюстрации, тематические картины, буклеты

Опрос

Основы техники бега, прыжка в длину, метания мяча, прыжка в высоту, эстафетного бега; общая и специальная физическая, морально-волевая, психологическая  подготовка; разбор проведенных стартов;

Групповые и индивидуальные беседы; просмотр

Плакаты, журналы, телевизор, DVD диски

Опрос

Общая и специальная физическая подготовка

Рассказ, показ, практическое занятие

Гимнастические палки, обручи, скакалки, пластмассовые, теннисные, резиновые, баскетбольные, набивные мячи, гантели, шведская стенка, сухой бассейн, модули, тренажеры, беговые дорожки, маты, секундомер, стойки, измерительная лента, флажки, мишени, свисток, сетка, веревочка, мешочки, батут

Правильное выполнение

Изучение, повторение и совершенствование техники бега, техники прыжка в длину, техники метания мяча , прыжка в высоту, эстафетного бега

Рассказ, показ, практическое занятие

Беговые дорожки, сектор для прыжков и метания мяча, эстафетная палочка, секундомер, измерительная лента, маты, теннисные мячи, веревочка,

Правильное выполнение

Выполнение контрольных нормативов

Практическое занятие

Измерительная лента, секундомер, флажки, маты, стойки, теннисные мячи, свисток

Диагностика

Подвижные игры

Рассказ, практическое занятие

Резиновые, баскетбольные, пластмассовые, теннисные мячи, ленточки, скакалка, кольца, обручи,

Самостоятельное выполнение

Участие в соревнованиях

Практические выступления

По требованию

В МДОУ, городские соревнования

Методические рекомендации

К числу важнейших сторон подготовки легкоатлетов следует отнести умелое и хорошо продуманное сочетание высокого уровня всесторонней физической и технической подготовки и неуклонного развития и совершенствования важнейших двигательных качеств – быстроты, силы, общей и специальной выносливости, ловкости, координации движений, быстроты реакции.

Физическая подготовка должна осуществляться с учетом развития психофизических качеств детей 5-7 лет, с учетом половых особенностей и степенью их подготовленности. При подборе упражнений  общей и специальной подготовки следует учитывать принцип постепенного и последовательного усложнения и дозирования нагрузки. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные динамические стереотипы, составляющие физиологическую и морфологическую основы двигательных навыков.

Обучая технике легкоатлетических видов нужно добиваться активности и  точности выполнения всех приемов на начальной стадии разучивания. Для этого занимающимся детям необходимо:

1.Выработать умение слушать педагога и выполнять задание по подражанию, образу, слову.

2.Изучить все технические приемы по фазам: исходные положения, постановку ног, положение туловища, рук при перемещениях и  в приземлении,  в момент метания, при передаче эстафетной палочки, на финише и технику упражнений в целом.

3.Овладеть приемами дыхания.

4.Совершенствовать технику избранных легкоатлетических видов.

На первом этапе обучения необходимо большое внимание уделять физической подготовке: развитию и укреплению мышечно-связочного аппарата  стопы, развитию мышечных ощущений, подвижности суставов и  координации движений. Затем, наряду с этим, педагог включает  упражнения специальной подготовки, и начинать надо с наиболее доступных видов, таких, как, ходьба и бег. Ходьба и бег – это естественные способы передвижения человека и в их структуре много общего. Ребенок при ходьбе и беге в определенной последовательности повторяет свои движения, то есть, его действия складываются из отдельных циклов. Поэтому при анализе техники этих передвижений важно разобраться в закономерностях лишь одного цикла. Начинать надо с простой ходьбы, затем изучают все  ее разновидности.  Для правильной постановки головы, туловища, рук и ног, стопы используют ориентиры, предметы для перешагивания, имитационные движения, образные сравнения.

При разучивании техники бега педагог обращает внимание на постановку корпуса и головы, согласованность движения рук и ног, учит правильному дыханию. Следует учитывать  постепенное наращивание беговых нагрузок, что благотворно отразится на развитии сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. На первых занятиях изучают технику медленного бега, затем увеличивают интенсивность, объем  и продолжительность нагрузки, широко используя разновидности бега.  К концу учебного курса необходимо обратить внимание на развитие общей и специальной выносливости.

Прыжки и метания относятся к ациклическим упражнениям скоростно-силового характера. Каждый из легкоатлетических прыжков представляет собой целостное, протекающее в определенной последовательности движение, но для удобства анализа техники его можно условно разделить на составные части: исходное положение, разбег, отталкивание, полет и приземление. В каждой из фаз разучивается правильное положение туловища, рук и ног путем специально  подводящих и имитационных упражнений. Обучение детей необходимо начинать с самых простых видов прыжка – подпрыгивания на месте и с продвижением, с изменением направления и расстояния, спрыгивания с высоты, затем – прыжок в длину с места, с разбега и завершают - прыжком в высоту с места и разбега. При разучивании прыжков педагог обязательно использует гимнастические маты в зале и прыжковые ямы для приземления и оказывает страховку каждому ребенку.

Метания, как и прыжки, требуют кратковременных, но максимальных мышечных напряжений. Во время метаний происходит энергичная и согласованная работа мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук. При этом движения метателя производятся по значительной амплитуде и максимально быстро. В связи с этим большое место занимают подготовительные упражнения к метанию: катание, прокатывание, скатывание, бросание и ловля, которые способствуют развитию чувства мяча, глазомера, силы, умению бросать мяч в определенном направлении. Затем уже обучают более сложным видам: метание на дальность и в цель.

                Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты и способности ребенка, как подвижная игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает  и все стороны своего характера. Поэтому, в учебный процесс обязательно включаются  подвижные игры различной интенсивности, с учетом возраста, физической подготовленности и имеющихся условий. Подбирая игры, педагог воздействует  на развитие необходимых двигательных качеств ребенка, на формирование  характера, поведения и положительных эмоций.

                В процессе обучения можно с успехом применять на доступном уровне соревновательный метод в виде эстафет на  спортивных праздниках и досуговых мероприятиях – в первый год обучения; участие в городских соревнованиях среди детей данной возрастной группы - во второй год обучения. Данные мероприятия способствуют проявлению умений, навыков и волевых качеств детей.

                                 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для  педагогов

  1. Познахарева Ирина Алексеевна, автор программы дополнительного образования «Легкая атлетика»
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Подвижные игры для дошкольников - М.: АРТИ, 2008. -  152 с.
  3. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. -  Изд. 5-е. «Медицина», 1987, -  334 с.
  4. Безлюдов В.А. Организация и судейство соревнований по легкой атлетике: пособие для самоподготовки студентов и спортсменов. -  Мн., 2002. - 84 с.
  5. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов физической культуры  Изд. 5-е. -  М.: «физкультура и спорт», 1982. -  220 с.
  6. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие. 2-е изд., - Мн.: Выш. шк., 1994. – 319 с.
  7. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4 –7 лет. -  М.: ВАКО. 2007. – 304 с.
  8. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников: Практическое пособие. – М.6 АРКТИ, 2006. – 64 с.
  9. Кобринский М.Е. Легкая атлетика: учебник. – Мн.: Тесей, 2005. – 336 с.
  10. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Изд. 2-е, - (в 2-х т.). М., «Физкультура и спорт», 1984. – по 282 с.
  11. Петровская О.П. Тело человека. -  Белфаксиздатгрупп, 2007 г. -  15 с.
  12. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с.
  13. Хухлаева Д.В.Теория и методика физического воспитания д6етей дошкольного возраста. Учебное пособие для учащихся педучилищ. -  М., «Просвещение», 1981 –208 с.

                        

Список литературы для родителей

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Подвижные игры для дошкольников - М.: АРТИ, 2008. -  152 с.
  2. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. -  Изд. 5-е. «Медицина», 1987, -  334 с.
  3. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов физической культуры  Изд. 5-е. -  М.: «физкультура и спорт», 1982. -  220 с.
  4. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие. 2-е изд., - Мн.: Выш. шк., 1994. – 319 с.
  5. Петровская О.П. Тело человека. -  Белфаксиздатгрупп, 2007 г. -  15 с.
  6. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников: Практическое пособие. – М.6 АРКТИ, 2006. – 64 с.

Приложение 1

 Контрольные нормативы (тесты)

Определяемые способности

Контрольные упражнения

(тесты)

Возраст,

пол детей

5 лет

6 лет

7 лет

Координационная

Челночный бег

3 х 10 м, сек.

Мал.

>12,8-11,1<

>12,2-9,9<

>9,8-9,5<

Дев.

>12,9-11,2<

>11,3-10,0<

>10,0-9,9<

Скоростно - силовая

Прыжок в длину с места, см.

Мал.

<100 - 110>

<116 - 120>

<117 - 123>

Дев.

<95 - 104>

<110 - 119>

<111 - 123>

Силовая

Метание набивного мяча, массой 1 кг.

Мал.

<187 - 270>

<221 - 303>

<242 - 360>

Дев.

<138 - 221>

<156 - 256>

<193 - 311>

Ловкость

Бег на 10 м, сек.

Мал.

>2,7 - 2,5<

>2,5 - 2,2<

>2,2 - 2,0<

Дев.

>2,8 - 2,7<

>2,7 - 2,4<

>2,4 - 2,2<

Быстрота

Бег на 30 метров

Мал.

>9,5 – 7,9<

>8,4 – 7,6<

>8,0 – 7,0<

Дев.

>9,8 – 8,3<

>8,9 – 7,7<

>8,7 – 7,4<

Скоростно - силовая

Приседание,

количество раз за 10 сек.

Мал., дев.

14 - 16

16 - 18

18 - 20

Силовая

Метание теннисного мяча, м (пр. рук.)

Мал.

<5 – 7>

<6 – 9>

<10 – 12>

Дев.

<4 - 6>

<6 - 8>

<8 - 10>

Метание теннисного мяча, м (лев. рук.)

Мал.

<4 – 6>

<5 - 8>

<7 - 9>

Дев.

<3 - 5>

<4 - 6>

<6 - 8>

Приложение 2

Показатели  уровней физического развития  (мальчики, 5 – 7 лет)

 

Контрольные упражнения

(тесты)

Результат

5 лет

6 лет

7 лет

Челночный бег 3 х 10 м (сек)

Высокий: 11.1 и менее

Средний: 11.1 - 12.8

Низкий: более 12.8

Высокий: 9.9 и менее

Средний: 9.9 – 12.2

Низкий: более 12.2

 Высокий: 9.5 и менее

 Средний: 9.5 – 9.8  

 Низкий: более 9.8

Прыжок в длину с места (см )

Высокий: 110 и более

Средний: 100 - 110

Низкий: менее 100

Высокий: 120 и больше

Средний: 116 - 120

Низкий: меньше 116

Высокий: 123 и более

Средний: 117 - 123

Низкий: менее 117

Метание набивного мяча

массой 1 кг из-за головы,  (см).

Высокий: 270 и более

Средний: 187 - 270

Низкий: менее 187

Высокий: 303 и более

Средний: 221 – 303

Низкий: менее221

Высокий: 360 и  более

Средний: 242 -360

Низкий: менее 242

Бег на 10 метров  (сек)

Высокий: 2.5 и менее

Средний: 2.7 – 2.5

Низкий: более 2.7

Высокий: 2.2 и менее

Средний:2.5 – 2.2

Низкий: более 2.5

Высокий: 2.0 и менее

Средний: 2.2 – 2.0

Низкий: более 2.2

Бег  на 30 метров (сек).

Высокий: 7,9 и менее

Средний: 9.5 – 7.9

Низкий: более 9.5

Высокий: 7.6 и менее

Средний:8.6 – 7.6

Низкий: более 8.0

Высокий: 7.0 и менее

Средний: 8.0 – 7.0

Низкий:  более 8.0

Приседание,

количество раз за 10 сек.

Высокий: 16 и более

Средний: 14 - 16

Низкий: менее 14

Высокий: 18 и более

Средний: 16 – 18  

Низкий: менее  16

Высокий: 20 и более

Средний: 18 - 20

Низкий: менее 18

Метание теннисного мяча,

правой рукой  (м)

левой рукой  (м)

Высокий: 7 и более

Средний: 5 - 7

Низкий: менее 5

Высокий: 6 и более

Средний: 4 - 6

Низкий:  менее 4

Высокий: 9 и более

Средний: 6 - 9

Низкий: менее 6

Высокий: 8 и более

Средний: 5 – 8

Низкий: менее 5

Высокий: 12 и более

Средний: 10 - 12

Низкий: менее 10

Высокий: 9 и более

Средний: 7 - 9

Низкий: менее 7

Приложение 3

Показатели уровней физического развития (девочки, 5-7 лет)

Контрольные упражнения

(тесты)

Результат:

5 лет

6 лет

7 лет

Челночный бег 3 х 10 м (сек)

Высокий: 11.2 и менее

Средний: 12.9 – 11.2

Низкий:  более 12.9

Высокий: 10.0  и менее

Средний:11.3 – 10.0

Низкий: более 11.3

Высокий: менее 9.9

Средний: 10.0 – 9.9

Низкий: более 10.0

Прыжок в длину с места,

(см )

Высокий: 104 и более

Средний: 95 - 104

Низкий: менее 95

Высокий: 119 и выше

Средний: 110 - 119

Низкий: менее 110

Высокий: 123 и более

Средний: 111 – 123

Низкий: менее 111

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы,  (см).

Высокий: 221 и более

Средний: 138 -221

Низкий: менее 138

Высокий: 256 и более

Средний: 156 - 256

Низкий: менее 156

Высокий: 311 и более

Средний: 193 – 311

Низкий: менее 311

Бег на 10 метров, (сек)

Высокий: 2.7 и менее

Средний: 2.8 – 2.7

Низкий: более 2.8

Высокий: 2.4 и менее

Средний: 2.7 – 2.4

Низкий: более 2.7

Высокий: 2.2 и менее

Средний: 2.4 – 2.2

Низкий: более 2.4

Бег на 30 метров (сек).

Высокий: 8.3 и менее

Средний:  9.8 – 8.3

Низкий: более 9.8

Высокий: 7.7 и менее

Средний: 8.9 – 7.7

Низкий: более 8.9

Высокий: 7.4 и менее

Средний: 8.7 – 7.4

Низкий: более 8.7

Приседание,

количество раз за 10 сек.

Высокий: 16 и более

Средний: 14 -16

Низкий: менее 14

Высокий: 18 и более

Средний: 16 - 18

Низкий: менее 16

Высокий: 20 и более

Средний: 18 – 20

Низкий: менее 18

Метание теннисного мяча, (м)

Правой рукой

Левой рукой

Высокий: 6 и более

Средний: 4 – 6

Низкий: менее 4

Высокий: 5 и более

Средний: 3 – 5

Низкий: менее 3

Высокий: 8 и более

Средний: 6 – 8

Низкий: менее 6

Высокий: 6 и более

Средний: 4 – 6

Низкий: менее 4

Высокий: 10 и более

Средний: 8 – 10

Низкий: менее 8

Высокий: 8 и более

Средний: 6 – 8

Низкий: менее :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о городских соревнованиях по легкой атлетике

В материале представлены:  положение о соревнованниях, месте проведения, основных требованниях и заявка на участие....

План физкультурного досуга для старших дошкольников по легкой атлетике.

21 сентября в Санкт-Петербурге состоялся массовый забег «Кросс Наций» посвященный Всероссийскому дню бега и наш детский сад не остался в стороне от этого спортивного праздника. Только мы отмечали его ...

Методическая разработка спортивных соревнований по легкой атлетике для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у дошкольников гражданственности и патриотизма через спортивно-патриотической воспитание...

Соревнования по \'\'Легкой атлетике\'\'

Участники: Зинков Артем, Шилова Лера, Козлова Аня,Рождественская Алиса, Мосолов Марк, Пятаков Дима...

Проект по физкультуре "Легкая атлетика в детском саду" - старший дошкольный возраст.

Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях большого треноровочного зала (в спорткомплексе). Развитие у детей основных видов движений. Содержит учебно-тематичесикй план занятий...