Теоретические аспекты развития гибкости
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Спищева Анастасия Денисовна

Специалисты в области физической культуры гибкость относят по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растяжку эффективным средством здорового и гармоничного развития. Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_aspekty_razvitiya_gibkosti.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Понятие «гибкость» и значение

Специалисты в области физической культуры гибкость относят по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растяжку эффективным средством здорового и гармоничного развития. Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела.

Понятия «гибкость» и «подвижность» стоит рассматривать как два разных направления, так как они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л.П. дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена» [10].

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, не исключая её функции в быту. Исследования доказывают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для освоения техникой двигательных действий в разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после бытовых и спортивных травм.

Многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, развитее гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [29].

Термином «гибкость» уместнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о итоговой подвижности в суставах всего тела. Применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность» например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений [15].

На гибкость существенно влияют внешние условия:

1.Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);

2.Температура воздуха (при +20…+30°С – гибкость выше, чем при +5… +10°С);

3.Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки);

4. Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40С или после 10 минут пребывания в сауне) [17 с.44].

По форме проявления различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость проявляется амплитудой движений, реализуемая за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Пассивная гибкость выражается по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил (например, вес партнера или его мышечных усилий). Величина пассивной гибкости всегда больше активной.

 Под влиянием переутомления активная гибкость уменьшается (за счет уменьшению способности мышц к абсолютному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная возрастает (за счет меньшего сопротивления растяжению тонуса мышц). Уровень овладения гибкости оценивают по амплитуде движений, которая измеряется либо линейными мерами, либо угловыми градусами. В практике физического воспитания выделяют общую и специальную гибкость. Первая характеризуется по максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах опорно-двигательного аппарата, вторая — амплитудой движений, требуемой технике конкретного двигательного действия[4].

По способу проявления гибкость подразделяется на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая в позах.

Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и специальную. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном позвоночника и др.); специальная гибкость – амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия [21].

Анатомическая подвижность сравнительно постоянна и она предоставляет картину возможной амплитуды движений. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движение в суставе (разгибание, сгибание, приведение, отведение, супинация, пронация, вращение).

Она ограниченный силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью осуществлять движения в суставах за счет фактических усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, оказываемых движение в данном суставе.

Пассивная подвижность соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы развития гибкости. При пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше, чем при активной.

В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости у спортсменов можно разделить на три этапа: [12]

  • первый этап – «суставной гимнастики»;
  • второй этап – специализированного развития подвижности в суставах;
  • третий этап – подвижности в суставах на достигнутом уровне.

Первый этап – «суставной гимнастики». Задачей этого этапа представляется не только повышение общего уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суставов, а также тренировка мышечно-связочною аппарата с целью достижения прочности и совершенствования эластических свойств мышц и связок. Специальные исследования, произведённые на животных, указали, что этому содействуют упражнения на растягивание. На данном этапе осуществляется как бы "проработка" всех суставов[7].

Исходя из того, что именно прогрессирующими возможностями для воспитания гибкости обладают дети до 9 – 13 лет, разумно занятия суставной гимнастикой планировать именно на этот возрастной период. К тому же необходимо регулярно воздействовать и на те суставы, которые без нагрузки физических упражнений менее всего развиваются в повседневной жизни. Обычно у младших школьников плохо развита эластичность в разгибательных движениях, в поворотах рук, ног и туловища.

Второй этап – специализированного развития подвижности в суставах. Задачей данного этапа является развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрейшему овладению спортивной техникой и на этой основе - улучшению спортивных результатов.

В качестве средств развития гибкости применяют упражнения, которые можно воспроизвести с максимальной амплитудой. Их называют упражнениями на растягивание[31].

Применение упражнений на растягивание в процессе физической подготовки лишь тогда дает положительный эффект, когда при этом не нарушаются условия спортивной специализации. Одни и те же упражнения на растягивание могут оказывать прямо противоположное влияние на процесс спортивного совершенствования.

Так, большая подвижность в суставах позвоночного столба создает неблагоприятные условия для подъема тяжестей штангистом, в то же время она необходима барьеристу, прыгуну в высоту.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы– антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими – задача упражнений на растягивание [17].

Основные правила применения упражнений в растягивании:

− не допускаются болевые ощущения;

−движения выполняются в медленном темпе;

− постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника[26].

Преимущественное воспитание подвижности в суставах в тренировке представителей всех видов спорта осуществляется в подготовительном периоде. Упражнения для воспитания подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой. Здесь решается задача повышения уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах. Специальные упражнения можно включать в ежедневную зарядку и разминку перед основными занятиями.

Высокого уровня развития пассивной подвижности и в суставах спортсмены могут достигнуть за 2-4 месяца специальной тренировки, причем темпы развития пассивной подвижности до предела зависят от суставно-связочного аппарата[23].

На развитие активной подвижности требуется значительно больше времени. Методика воспитания активной подвижности в суставах изучена недостаточно.

Упражнения на растягивание необходимо использовать в течение всего года, так как при длительном перерыве в их применении подвижность в суставах ухудшается. Это, как правило, отражается на спортивных результатах. Многие спортсмены в соревновательном периоде используют неоправданно малое число упражнений на растягивание с небольшой дозировкой, а это не может способствовать поддержанию подвижности в суставах на достигнутом уровне [32].

В тренировочном цикле меняется соотношение используемых методов воспитания гибкости. На первом этапе подготовительного периода преимущественно развивается пассивная подвижность в суставах, на втором – активная, в соревновательном периоде - как пассивная, так и активная [14].

Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочетания в тренировочном цикле упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально полно развивать отдельно силу и подвижность, но и постоянно приводить их в соответствие между собой. Только таким путем можно добиться эффективного использования подвижности в суставах для достижения высокого спортивного результата.

Нарушение этого требования приводит к тому, что одно из качеств, имеющее более низкий уровень развития, не дает возможности в полной мере использовать другое качество.

Третий этап – поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне. Показатели подвижности в суставах не могут длительное время удерживаться на требуемом уровне. Если упражнения на растягивание исключить из тренировки, то подвижность в суставах ухудшится, поэтому упражнениями на растягивание нужно заниматься в течение всего года, меняя их дозировку [8].

Низкий уровень развития гибкости объясняется не только анатомофизиологическими особенностями организма, но и недостатками методики развития этого качества, особенно в том случае, когда усилия направляются преимущественно на растягивание мышц - антагонистов, а не на увеличение силы и амплитуды сокращающихся мышц. Оказывается, что на практике чаще работают не над активной, а над пассивной гибкостью.

В практике физической культуры и спорта широко распространены два основных вида упражнений для развития гибкости: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах.

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физического воспитания детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью. Как правило, это различные направления гимнастики — ритмическая гимнастика, аэробика, дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы, фитбол-гимнастика, специально подобранные комплексы физических упражнений для профилактики нарушения осанки и свода стопы, гимнастика для профилактики нарушения зрения, упражнения с использованием самомассажа и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение жизненного тонуса и функциональных возможностей ребёнка дошкольного возраста.

По мнению Потапчук А.А. с каждым годом растёт количество часто болеющих детей, а также страдающих сердечно-сосудистых заболеваниями, ожирением, нарушением осанки и других заболеваний опорно-двигательного аппарата, координации движений. Все движения выполняются благодаря подвижности в позвоночнике и суставах организма ребенка[20].

 Отсутствие или недостаточность этой подвижности снижает уровень силы, негативно влияет на скоростные и координационные способности, зачастую является причиной повреждения мышц и связок. Для воспитания двигательных качеств и физического состояния детей, гибкость имеет особое значение, так как целенаправленное влияние на ее уровень ограничено возрастными рамками. Гибкость представляет собой способность человека выполнять движения с большой амплитудой[23].

Гибкость предоставляет свободу движений, их легкость, раскрепощенность, непринужденность, умение как концентрировать силы собственного тела, так умение его расслаблять. Люди, которые не обладают гибкостью в достаточной степени, имеют низкую способность мышц к координации в процессе выполнения движения[9].

Специалисты в области физической культуры гибкость относят по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растяжку эффективным средством здорового и гармоничного развития.

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. Понятия «гибкость» и «подвижность» стоит рассматривать как два разных направления, так как они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л.П. дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена» [9]

Негибкие дети расходуют гораздо больший объем энергии, и быстрее утомляются. Начинать развивать гибкость у ребенка лучше всего с 6–7 лет. К этому возрасту мышечно-связочный аппарат уже окрепнет, а его растяжимость останется по-прежнему высокой. Как правило, подвижность крупных суставов планомерно увеличивается до 13–14 лет, а к 16–17 годам стабилизируется. Поэтому, чтобы сохранить природную гибкость ребенка, специальные занятия нужно начинать уже в старшем дошкольном возрасте, в противном случае пластичность тела неизбежно будет снижаться.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в решении задач физического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание психофизических качеств, к которым относится гибкость[14].

По определению Степаненковой Э.Я. «гибкость - это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев»[22, с.43].

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок и определяет пределы амплитуды движений. Физиологическое значение гибкости заключается в том, что при достижении и удержании определенной позы, в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяет сделать мышцы более эластичными и упругими, увеличить мобильность суставов, что способствует развитию координации, ловкости, быстроты, выносливости. По развитию гибкости определяется биологический возраст человека.

О влиянии гибкости на совершенствование двигательных возможностей и оздоровление всего организма писали многие зарубежные и отечественные ученые: Демени Ж, Лесгафт П.Ф., Степаненкова Э.Я. По утверждению Бернштейна Н.А. «гибкость - это качество, наделяющее человека умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть впостоянном контакте с ним, знать его возможности, использовать их, управлять ими»[3, с. 166].

На основе взятых определений Степаненковой Э.Я. и Бернштейна Н.А., вывели свое определение «гибкости»: Гибкость - это физическое качество, которое зависит от морофофункионального свойства опорно-двигательного аппарата и Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого детства и систематически[22].

Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а так же эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой.

Проблема развития гибкости привлекала исследователей с давних пор. Интерес к этому психофизическому качеству объясняется значением гибкости для выполнения любого двигательного акта.

Развитие гибкости начинает интенсивно развиваться с шестилетнего возраста, причем это происходит почти в два раза эффективнее, чем у школьников; в старшем дошкольном возрасте увеличивается амплитуда движений во всех суставных сочленениях: у детей данного возраста мышечно-связочный аппарат характеризуется большой растяжимостью; дифференцируются процессы напряжения и расслабления действующих мышц, развивается в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры головного мозга способность ребенка осваивать сложную программу действий[27].

В отличие от других физических качеств гибкость начинает ухудшаться еще до начала поступления ребенка в школу. При этом увеличение объема двигательной активности не оказывает особого влияния на темпы роста гибкости у детей.

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Учитывая, что у дошкольников опорно-двигательный аппарат отличается пластичностью, при развитии гибкости следует ограничиться серийными общеразвивающими упражнениями (после разминки) и выполнением физических упражнений с большой амплитудой. Объем и интенсивность упражнений на развитие гибкости должны увеличиваться постепенно.

Гибкость в отличие от других качеств начинает регрессировать уже с первых лет жизни. Причины в постепенном окостенении хрящевой ткани, уменьшении эластичности связок. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, и, как правило, стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению[30].

При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной - 10-14 лет. Интенсивно увеличивается гибкость у детей в возрасте от 6 до 11 лет, поэтому целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет.

Гибкость - одно из качеств, где девочки имеют преимущество над мальчиками, которые опережают мальчиков по ряду показателей примерно на 20-30%. У детей и подростков это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

И наоборот, даже в возрасте 40-50 лет, после регулярных занятий с применением разнообразных средств и методов, гибкость повышается, а у некоторых людей достигает или даже превосходит тот уровень, который был у них в юные годы. Положительные эмоции и мотивация также улучшают гибкость.

К снижению гибкости может привести и систематическое или концентрированное на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если при этом в тренировочные программы не включаются упражнения на растягивание[32].

Зависит гибкость от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц. Чем больше соответствие друг другу сочленяющихся суставных поверхностей (т.е. их когерентность), тем меньше их подвижность.

Гибкость — это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок и определяет пределы амплитуды движений.  Ее измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах)[21].

Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы.

По утверждению Бернштейна Н.А., развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования других психофизических качеств. Тем не менее, проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста мало изучена. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества. Результаты тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста, полученные Московской городской федерацией спортивных обществ, свидетельствуют о том, что только 50 % дошкольников г. Москвы показывают положительные результаты развития гибкости[3].

Гибкость как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев, во многом зависит от врожденных биологических факторов. Однако при систематическом, целенаправленном воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этого психофизического качества.

При выполнении отдельных статических упражнений, под которыми понимают неподвижное сохранение определенной позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается рефлекторное сокращение мышц.

В процессе выполнения рывковых баллистических упражнений в мышцах возникает напряжение в два раза большее, по сравнению со статической растяжкой, и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное положение. Таким образом, для развития гибкости взрослого целесообразно использовать статические упражнения[14].

Выполнение статических упражнений на уменьшенной площади опоры развивает равновесие, от которого зависит качественное выполнение любого движения. Статические упражнения составляют основу многих систем, разработанных для взрослых и направленных на совершенствование физических и психических возможностей человека. Самая древняя из них — хатха-йога, в которой статические упражнения являются средством развития гибкости.

В настоящее время получила распространение система стретчинга, суть которой состоит в том, что с помощью медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза.

Но какими бы эффективными ни были перечисленные выше системы, они разработаны для взрослых. Применение их в неизменном виде в работе с дошкольниками, без учета психофизиологических особенностей детей, может нанести вред несформировавшемуся организму. Специалисты Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук выделяют шестой год жизни детей как наиболее нестабильный период в физическом развитии[25].

С одной стороны, в старшем дошкольном возрасте увеличивается амплитуда движений во всех суставных сочленениях, дифференцируются процессы напряжения и расслабления действующих мышц, развивается в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры головного мозга способность ребенка осваивать сложную программу действий.

С другой стороны, несмотря на хорошо развитые крупные мышцы туловища и конечностей, активнее всего обеспечивающих вертикальное положение тела, слабо развитыми остаются связочные отделы позвоночного столба, мелкие мышцы шеи, груди, поясницы. В связи с чем форсированное развитие гибкости без соразмеренного укрепления мышечно-связочного аппарата, может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки[13].

В исследовании Тарасовой Т.А. подчеркивается, что на шестом году жизни происходит изменение пропорций тела ребенка за счет увеличения длины ног. По мнению Алтера М.Дж. кости развиваются значительно быстрее, чем мышцы и сухожилия, а значит, в периоды быстрого скелетного роста может происходить увеличение плотности сухожилий вокруг суставов и снижение гибкости[21].

В связи с чем необходимо использовать средства, позволяющие сохранить оптимальный уровень гибкости и предотвратить возможные травмы. Сочетать в процессе физического воспитания детей упражнения, направленные на развитие гибкости, с динамическими упражнениями.

Основы методики развития гибкости у детей 6-7 лет

Развитие гибкости очень важный этап тренировок, в старшем дошкольном возрасте ее можно тренировать при помощи элементов игрового стретчинга.

Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений тела.

Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого занятия. Эти упражнения могут составлять программы отдельных тренировочных занятий. Однако чаще их включают в комплексные занятия, в которых наряду с развитием гибкости планируется силовая подготовка [23].

Начинать растягивание рекомендуется пассивной и статической растяжкой, после чего переходить к динамической, активной или изометрической, а заканчивать в обратной последовательности.

Специальная гибкость - способность успешно (результативно) выполнять действия с минимальной амплитудой. Специальная гибкость позволяет спортсмену в момент выполнения композиции успешно выполнять технические действия, а также помогает избежать травмирования суставов.

Под специально-подготовительными упражнениями для развития гибкости следует понимать элементы технических действий, типичныхдляизучаемоговидатанцевальногонаправления.Большаяамплитудадвижениявсуставахпозволяетспортсменувыполнятьболееширокийарсеналдвижений. Выполнение этих движений с большой амплитудой делает их более эффективными и результативными[34].

Гибкость бывает трех разновидностей. Какая-то из них может быть развита больше, а какая-то меньше:

  1. динамическая или кинетическая гибкость - это возможность выполнять динамическое движение в суставе по полной амплитуде.
  2. статически-активная гибкость - способность принимать и поддерживать растянутое положение только при помощи мышечного усилия.
  3. статически-пассивная гибкость - способность принять растянутое положение и поддерживать его при помощи собственного веса, удержания руками, с помощью партнера или оборудования [6].

В зависимости от того, какую разновидность гибкости вы хотели бы развивать, следует использовать различные виды растягивания.

Гибкость характеризует степень подвижности в суставах и состояния мышечной системы. Гибкость зависит от пола, возраста, времени суток (утром гибкость снижена).

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В общем виде их можно классифицировать не только по активной, пассивной направленности, но и по характеру работы мышц.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, мячи, обручи и т.д.).

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения с использованием отягощения; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела) [15].

Тренировка пассивной подвижности улучшает активную гибкость, феномен так называемого «переноса» подвижности. Однако он отсутствует в обратном направлении: тренировка активной подвижности практически не оказывает влияния на увеличение пассивной. Если в одних видах двигательной деятельности или в специальных упражнениях главной является пассивная подвижность («шпагат», «выкруты», «мост»), то в других важнее активная (спринтерский бег, ходьба), в третьих - требуется максимальное проявление специальной гибкости, например, силовая гибкость, проявляемая в статических положениях в акробатике, гимнастике, прыжках в воду и т.п., а в четвертых - необходим высокий уровень развития как пассивной, так и активной гибкости в метании мяча, барьерном беге и т.д [29].

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинистых «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности, занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный метод (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.

Воздействуя на мышечную деятельность человека растяжками, мы повышаем его двигательную активность, улучшаем подвижность суставов, способствуем быстрейшему восстановлению полноценных движений в случае травм, заболеваний, нервных перенапряжений и стрессовых ситуаций. Растяжки способствует приобретению навыка глубокого расслабления, что благотворно влияет на эмоциональную сферу [10].

Гибкость зависит от возраста: у детей она наибольшая. С возрастом гибкость снижается. После 14 лет подвижность в суставах резко ухудшается, что приводит к уменьшению разницы между активной и пассивной гибкостью. Дети более гибки, чем взрослые. Обычно у девочек и девушек это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего амплитуда движений человека уменьшается вследствие возрастных изменений.

Гибкость следует развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений. При этом величина гибкости должна несколько превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение, т.е. должен быть определенный «запас гибкости». Это предотвратит нежелательные изменения в структуре техники, которые могут быть связаны с уменьшением амплитуды движений [9].

Как средства воспитания гибкости в ДОУ используются упражнения на растягивание, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Это преимущественно гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела [8].

Проблема воспитания гибкости у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время, так как большинство используемых физических упражнений лишь косвенно влияют на это психофизическое качество и не позволяют достигать оптимального уровня его развития. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых рассматривается специфическое воздействие статических упражнений на воспитание гибкости человека. При выполнении определённых статических упражнений, предполагающих сохранение определённой позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается их рефлекторное сокращение. В то же время в процессе выполнения рывковых баллистических упражнений, которые преобладают в физическом воспитании дошкольников, в мышцах возникает напряжение в два раза больше по сравнению со статической растяжкой и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное положение [24].

Выполнение статических упражнений на уменьшенной площади опоры развивает равновесие, от которого зависит качественное выполнение любого движения.

Оптимальный уровень гибкости считается важным показателем гармоничного психофизического развития, поэтому закономерно, что воспитание этого качества является одной из первейших задач многих систем, способствующих совершенствованию человека. Но какими бы эффективными не были эти системы, применение их без учёта психофизических особенностей детей, может нанести вред не сформировавшемуся организму ребёнка, так как специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМП выделяют шестой год жизни как наиболее нестабильный период в физическом развитии . С одной стороны, в старшем дошкольном возрасте растёт уровень физической подготовленности, создаются прочные психологические и физиологические основы для повышения их работоспособности путем целенаправленного воспитания психофизических качеств[22].

С другой стороны, несмотря на хорошо развитые крупные мышцы туловища и конечностей, у детей этого возраста слабо развиты связочные отделы, особенно мелкие мышцы шеи, груди, поясницы. В связи с этим форсированное воспитание гибкости без соразмеренного укрепления мышечно-связочного аппарата, может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение мышц, нарушение осанки. Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания статических положений, направленных на воспитание гибкости, с динамическими упражнениями с целью обеспечения гармоничного воспитания психофизических качеств[4].

Основным средством развития гибкости являются упражнения на растягивание. В практике широкое применение нашли три группы таких упражнений:

1 – динамические упражнения без отягощения;

2 – динамические упражнения с отягощениями;

3 – статические упражнения.

Динамические упражнения без отягощения и с отягощениями делятся на три группы:

1) простые, однократные (наклон вперед, назад, в сторону и др.);

2) пружинистые (например, многократные наклоны);

3) маховые упражнения, связанные с последовательно сменяемыми предельными сгибаниями и разгибаниями.

Развивающий эффект этих групп упражнений неодинаков. Самый маленький – у однократных, наивысший – у маховых, а пружинистые занимают среднее положение.

Далее. Упражнения с отягощениями позволяют выполнять движения с большей амплитудой, по сравнению с упражнениями без отягощения[11].

Статические упражнения также могут выполняться без отягощений и с отягощениями. Например, стоя на левой, поднять правую ногу вверх и зафиксировать в крайнем положении. Это будет упражнение без отягощения. Зафиксированный «сед в шпагате» – это упражнение с отягощением, т.к. отягощением здесь будет вес собственного тела.

Такой достаточно широкий круг упражнений на растягивание позволяет эффективно совершенствовать гибкость во всех ее проявлениях[18].

В основе методики ее развития лежит многократное систематическое повторение разнообразных упражнений на растягивание. В этом случае повторный метод требует соблюдения следующих условий:

1. Повторять упражнения нужно многократно. Это объясняется тем, что при развитии гибкости очень ярко проявляется эффект суммации нагрузки. Ни в одном другом случае этот эффект не проявляется так заметно, как при выполнении упражнений на растягивание. Например, если наклониться вперед один раз и зарегистрировать величину наклона, то, повторяя наклоны, можно заметить, что с каждым разом человек наклоняется все ниже. Если повторять наклоны несколькими сериями, то в последующей серии результат будет лучше, чем в предыдущей. Однако этот эффект быстро проходящий.

Чтобы его закрепить, необходимо повторять упражнения на растягивания достаточно много и часто.

Для развития гибкости лучшие результаты достигаются при ежедневных или двухразовых упражнениях в день.

Критерием достаточности повторений в занятии является появление очень легкой боли в тех мышцах и связках, которые подвергаются растягиванию. При щадящем режиме прекращать можно и несколько раньше – при первых признаках напряженности или дискомфорта[19].

Для поддержания гибкости можно заниматься растягивающими упражнениями два-три раза в неделю с нагрузкой 25–30% от развивающей, доводя амплитуду движений до 90–95% от анатомически возможной.

2. Упражнения на гибкость необходимо давать в следующей очередности:

– активные однократные – пружинистые – маховые – маховые с отягощениями;

– пассивные статические – пассивные динамические.

Предложенная схема, с одной стороны, способствует эффективному развитию гибкости, с другой – снижает появление травматизма.

После занятия на гибкость необходимо обязательно выполнять упражнения на расслабление. Начинать же упражнения на гибкость можно только после хорошего предварительного разогревания тела, достигаемого выполнением общеразвивающих упражнений[6].

3. Повторения растягивающих упражнений целесообразно проводить сериями, с небольшими интервалами отдыха. Амплитуду следует постепенно увеличивать, как в рамках одной серии, так и во всех последующих.

Типичное число повторений в рамках физического воспитания в одной серии – 10–12 раз, число серий колеблется от 4 до 8.

Для высококвалифицированных спортсменов эти величины могут быть выше. Однако общая нагрузка на гибкость в одном занятии не должна превышать: при сгибании и разгибании позвоночника – 90–100 повторений, тазобедренного сустава – 60–70, плечевого –50–60 и других суставов – 20–30 раз.

Если на следующий день после занятия на гибкость появились болевые ощущения, то это признак слишком большой нагрузки. Возобновить занятия можно после исчезновения мышечных болей.

4. В заключение кратко остановимся на достаточно эффективном способе увеличения гибкости, так называемом стретчинге, получившем широкое распространение за рубежом.

Термин стретчинг происходит от английского слова stretching — натянуть, растягивать.

Эта система возникла в 50-е годы в Швеции, но лишь на 20 лет позже стала активно применяться в спорте и получила свое обоснование в работе американских и шведских ученых. Специалисты называют метод растягивания, как самый эффективный метод предотвращения травм, поддержания подвижности, снятия напряжения, а также повышения работоспособности и качества жизни[13].

В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.

Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

Существуют различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1—5 с, затем расслабление мышцы 3-5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении[33].

Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом.

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.

1. Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 15 до 60 с (для начинающих и детей — 10—20 с).

2. Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10—30 с.

3. Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4. Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5. Характер отдыха — полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.

Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.

Стретчинг как средство развития гибкости

Стретчинг – это растяжка, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц, через специальные позы. Главное назначение стретчинга – удлинить мышечные волокна путем растягивания (чтобы повысить их сократительную способность), увеличить амплитуду движения в суставах, ускорить восстановление организма после интенсивных физических нагрузок.

В отличие от известных всем наклонов и махов, упражнения в стретчинге совершаются очень медленно. В настоящее время, в связи с масштабным распространением стретчинга, становится очевидной проблема методического обеспечения в соответствие с возрастом учащихся, задачами учебной программы, условиями, в которых проводятся занятия и уровнем педагогической компетентности педагога.

Система упражнений стретчинга по характеру своего подхода к оздоровлению человека ближе к восточным оздоровительным методикам, чем к традиционной западной физкультуре, основанной на культе движения, внешнего воздействия на тело, спорта как средства выражения своих достижений. Еще со времен древней Греции в этой системе преобладает дух соревнования, профессионализма, самоутверждения перед другими.

В свое время религиозный культ тела древних греков сменился опять же религиозным культом уничтожения плоти у христиан. Масса крайностей в отношении культуры тела, развития его способностей осталась и у нас, от полного пренебрежения к своему телу до культуризма, от различных систем бега до увлечения медитативными техниками. Система стретчинга не отрицает различные виды спорта, но дополняет их.

Сейчас на западе возникло новое течение стретчинга, в котором элементы растяжек преобразуются в танец. Техника стретчинга не содержит каких-либо особенных движений. Многие из них знакомы еще со школы. Единственная разница в том, что в школе выполняют растяжку слишком резко, тогда как в идеале ее нужно делать медленно и плавно.

Упражнения могут быть разнообразными — от обычных потягиваний сидя на полу, до элементов растяжки, взятых из тренировок, например, по спортивной гимнастике или даже классического танца.

Термин «стретчинг» американского происхождения от англ. «stretching» — растягивание, обозначает систему упражнений и поз для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Стретчинг как молодежное течение зародилось в США. Оно быстро охватило Европу и стало очень популярным в спортивных и оздоровительных занятиях.

Стретчинг оказывает положительный эффект на весь организм в целом, улучшает самочувствие. Поэтому этот вид тренировки широко используется в составе оздоровительных тренировочных комплексов или в качестве самостоятельного занятия. Повышение гибкости – основной эффект стретчинга и улучшением этой физической способности человека чаще всего оценивают его эффективность[30].

Поддержание достаточного уровня гибкости необходимо для обеспечения эффективных движений тела, снижается вероятность травм мышц, появления болезненных ощущений в области поясницы.

Главный эффект – расслабление. Напряженные мышцы хуже снабжаются кислородом, в них наблюдается повышенное содержание продуктов обмена веществ. Расслабленные, эластичные мышцы меньше подвержены травматизму, в них реже возникают боли.

Стретчинг снижает интенсивность болевых ощущений или даже ликвидирует мышечные боли. Положительный эффект наблюдается только после пассивного статического стретчинга.

Стретчинг – система статических упражнений для развития гибкости и подвижности в суставах[12].

Стретчинг:

− существует как самостоятельная система оздоровления организма; или

− используется как часть специальной тренировки в различных видах спорта и физкультуры.

Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.

Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, снижается опасность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений[28].

Среди существующих методик и видов тренировок стретчинг занимает особое место, при этом главными его отличиями являются: статичность поз и плавность движений, которые гарантируют безопасность, отсутствие травматизма; для начала занятий нет ограничений по возрасту или уровню физической подготовки; не требуется никаких дополнительных устройств и тренажеров, достаточно коврика для фитнеса; помимо мышц, эта система тренировок также направлена на суставы и нормализацию общего состояния организмах[26].

По уровню мышечной нагрузки стретчинг разделяют на мягкий и глубокий. Задачей первого вида стретчинга является растяжение мышц до их привычной длины, чтобы поддерживать природную гибкость тела. Продолжительность каждого упражнения комплекса составляет 30-40 секунд. Глубокий стретчинг предназначен для удлинения привычного размера мышц. Это нужно, к примеру, если вы планируете освоить шпагат. Для этого вида предусмотрены упражнения большей продолжительности — от одной до пяти минут.

Назарова А.Г. предлагает, что способ выполнения комплекса стретчинга также может быть различным:

  1. статический — суть этих плавных и медленных упражнений состоит в том, что, напрягая определенные мышцы, человек ненадолго замирает и заставляет мышцы нагружаться;
  2. динамический — чередующиеся упражнения вначале нацелены на напряжение мышц, а затем — на их расслабление;
  3. активный — предназначен для работы с пассивной мышцей за счет окружающих ее мышц, что значительно улучшает подвижность суставов;
  4. изометрический — смысл занятий состоит в растягивании мышц за счет противодействия и, в отличие от предыдущих способов, здесь требуется хорошая физическая форма и значительные усилия;
  5. баллистический — небезопасный вид стретчинга, в котором за счет коротких и резких динамических движений постепенно увеличивается их амплитуда, за счет чего быстро растягивается определенная группа мышц;
  6. проприоцептивный нервно-мышечный — лечебный стретчинг для людей, перенесших травмы или операции, проходит исключительно под контролем квалифицированного специалиста.

Игровой стретчинг -  это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность.

Игровой стретчинг - оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках, направлена на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Методика позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм. При исправлении осанки тело как бы просыпается, улучшается общее самочувствие, исчезают спазмы мышц[33].

Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему, вырабатывается естественная сопротивляемость организма.

Помимо общего оздоровительного эффекта, умения управлять своим телом, запас двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы[6].

В данной программе используется оздоровительная методика Назаровой А.Г., педагога-психолога, методиста института валеологического образования, сотрудника Института образования взрослых РАО (Санкт-Петербург), а также оздоровительно-развивающая программа «Са-фи-дансе» Фирилевой Ж.Е. и Сайкиной Е.Г.. Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений.

Очень важно заниматься именно с детьми дошкольного возраста, тем более что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету. На занятии даётся сказка – игра, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.п., выполняя в такой интересной форме сложные упражнения. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку[27].

Упражнения с дошкольниками выполняются без воздействия со стороны педагога, физиологические особенности развития гибкости у детей дошкольного возраста, являются благоприятным условием для развития этого качества. Характер выполнения движений, а в частности медленный темп, содействует развитию глубинной эластичности мышц и суставов.

Статичные упражнения стретчинга нормализуют и усиливают защитные функции организма, регулируют желудочную кислотность и работу кишечника, влияют на свертываемость крови и количество лейкоцитов. Очень важно для дошкольников успешно справляться с трудностями, которые связаны с выполнением физических упражнений, поэтому преподаватель должен умело влиять на процессы, которые связанные с формированием волевых импульсов. С возникновением в коре головного мозга очага возбуждения двигательного анализатора, который направляет волевые импульсы в работающие мышцы[17].

Цель: Содействие всестороннему развитию личности укрепление здоровья, активизация и развитие двигательной деятельности детей средствами игры, комплексное оздоровление детей через систему игрового стретчинга.

Задачи:

  1. Формировать правильную осанку, способствовать плоскостопия.
  2. Совершенствовать физические способности, развивать мышечную силу, подвижность различных суставах (гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.
  3. Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
  4. Развивать и совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистую и нервную системы организма.
  5. Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.
  6. Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

Форма проведения: групповая, очная.

Режим занятий: продолжительность 30 минут, количество занятий в неделю - 2

Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках, одежда облегченная, без обуви (в носках).

Участники: дети средней, старшей, подготовительной групп.

Шенкеман В.Н. выделяет следующую структуру занятий в дошкольном учреждении.

В первой (вводной части) дети выполняют музыкальную разминку. Задача разминки подготовить организм ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия. Подготовительная часть состоит из трех разделов: 1) вступительная часть, ее цель - подготовить ребенка на эмоциональном уровне к дальнейшим занятиям посредством выполнения несложных движений под музыку; 2) разминка (движения под музыку), цель разминки — подготовить к работе все группы мышц; 3) джоггинг - прыжки на месте с целью воспитания выносливости, силы. Заканчивается подготовительная часть дыхательными упражнениями.

Во второй (основной) - дети обучаются новым упражнениям, закрепляют старые. В этой части используются упражнения стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитываются физические качества детей.

Главная задача этой части состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц для удержания позвоночника в прямом положении. Детям 4 лет предлагается до 6 игровых упражнений, детям от 5 до 7 лет - до 12 упражнений.

На каждом занятии дети выполняют упражнения на различные группы мышц. Все упражнения связаны сюжетом сказки, которая рассказывается детям по ходу занятия. Упражнения выстроены в такой последовательности, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на всё тело ребёнка.

В конце второй части занятия детям проводится подвижная игра. Цель игры: обеспечить двигательную активность детей, развивать коммуникативные, дружеские качества.

В заключительной части занятия (третьей):

1) выполнение танцевальных упражнений, которые расширяют двигательные навыки детей, учат их координировать свои движения согласно музыке;

2) подвижная игра;

3) расслабление (приведение организма ребенка и его эмоциональной сферы в спокойное состояние после физических нагрузок; дети расслабляются, слушая спокойную, тихую музыку, проводятся игры на восстановление дыхания, на внимание, пальчиковая гимнастика и т.п., организм ребёнка приводится в спокойное состояние, обеспечивается переход к другим видам деятельности).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2012
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Берштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт. 1991.- 288 с.
  4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.:Академия, 2003. – 288 с.
  5. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки- М. :Советский спорт, 2012. –384 с.
  6. Демидов. В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физкультура в школе. – 2011.- №1.-с. 32-35.
  7. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растём здоровыми: Пособие для воспитателе, родителей и инструкторов физкультуры.- 2-е изд.-М,:Просвещение 2003.-78с.
  8. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры. Курс лекций / И.В.Еркомайшвили. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2004. – 191 с
  9. Кудрявцев М.Д. Методика развития гибкости у студентов вузов: учеб.-практ. Пособие / М.Д. Кудрявцев, Т.А. Мартиросова, Л.Н.Яцковская. – Красноярск: КГТЭИ, 2010.-233с.
  10. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания, теоретико-методологические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры)М., Физкультура и спорт, 2008.-289с.
  11. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.-207с.
  12. Метод глубокой растяжки / М.Путкисто, Стретчинг. Пер. с финск.- М.: «Эксмо Пресс», 2004.- 175 с.
  13. Миллер Э.Б. Упражнения на растяжку: Простая йога везде и в любое время года / Миллер Э.Б., Блекман К.; пер. с англ. Е.Богдановой. – М., 2002.-188с.
  14. Мильнер Е.Д. Дыхательная гимнастика по Стрельниковым, древнегреческий массаж Физкультура и спорт. – 2002. № 9.-65с.
  15. Милюкова И.В. Гимнастика для детей / Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. – М., 2004.-165с.
  16. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко – М., 2003.-218с.
  17. Профилактика и лечение спортивных повреждений: очерки /А.М. Ланда, Н.М. Михайлова. – М.: ФиС 1953.- 229 с.
  18. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др., науч.рук. А.Г. Асмолов; рук.авт.коллектива Н.В. Федина.-М. :Просвещение, 2011.-115с.
  19. Современные подходы к выбору форм и методов работы с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-sovremenye-podhody-k-vyboru-form-i-metodov-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html (датаобращения:12.05.2019)
  20. Современные подходы к организации обучения дошкольников. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://detskiysad30.ucoz.ru/publ/ sovremennye_podkhody_k_organizacii_obuchenija_doshkolnikov/1-1-0-44 (дата обращения 24.04.2019)
  21. Современные подходы к организации обучения дошкольников. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mylektsii.ru/7-56523.html (дата обращения 03.02.2019)
  22. Степаненкова Е.Я. Методика физического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2005.-266с.
  23. Травматология: Учебник /А.Ф. Краснов, В.Ф. Мирошниченко, Г.П. Котельников. – М.: Москва. 1995. – 455 с.
  24. Федорова С. Гимнастические упражнения на ограниченной опоре как средство развития координационных способностей дошкольника / С. Федорова // журнал Дошкольное воспитание . – 2016 . – № 8 . – С. 25-29.
  25. Физкультура без травм /В.К. Вилитченко. – М.: Просвещение. 1993. – 128с.
  26. Филиппова С.О. Теория и методика физической культуры дошкольников / Филиппова С.О., Пономарёва Г.Н. – М., 2008.-247с.
  27. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г «Са-фи-дансе» Танцевально-игровая гимнастика для детей. Санкт-Петербург. «Детство-пресс». 2009.-338с.
  28. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «Фитнес – данс» Учебное пособие. [Текст] / Е.Ж. Фирилёва, СПб.: Детство-прессс, 2014.-384 с.
  29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2004.-179с.
  30. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Холодов Ж.К., Кузнецова В.С. – М., 2003.-298с.
  31. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.-М,: Исекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.-266с.
  32. Шебеко В. Н., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. 2015.-411с.
  33. Шенкман С. Что такое стретчинг? Физкультура и спорт. – 1987. №10.-223с.
  34. Щербак А. Энциклопедия физической культуры ребенка. Физическое воспитание. №5-2018.-199с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях

   Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым о...

Теоретические аспекты развития сенсорного восприятия у детей 2-3 лет

В материале раскрываются вопросы по развитию сенсорного восприятия....

Теоретические аспекты развития творческих способностей посредством интеграции нетрадиционных приёмов обучения у старших дошкольников.

Развитие творческих способностей, по нашему мнению, возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в мышлении,...

Теоретические аспекты развития игры дошкольников

Презентационный материал раскрывает теоретические аспекты  развития игры детей дошкольного возраста....

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДОЛШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ (теоретические аспекты)

Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техни...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ .Понятие сенсорного развития.

Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к ...

«Теоретические аспекты развития грамматических категорий у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

Согласно современным научным представлениям фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительно...