Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Павленко Светлана Антоновна

 

     Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым ограничением состояния здоровья детей дошкольного возраста.

     Последние статистические данные по России свидетельствуют о том, что до 50% дошкольников страдают нарушениями речи различной тяжести (Н.В.Новотворцева, Л.Р.Давидович, О.А.Степанова) и нуждаются в специальной логопедической помощи.

     Проанализировав диагностические данные, по нашему дошкольному учреждению за последние пять лет, мы отметили высокий процент (до 60%) и тенденцию роста речевых нарушений у детей. К старшему дошкольному возрасту произношение некоторых звуков у ребят сформировано неправильно (межзубные свистящие, [р]- горловой, [л]- двугубный) и уже закреплено в спонтанной речи. В процессе динамического наблюдения выявляется, что ребенок имеет стертые проявления более сложного, чем предполагалось ранее нарушения речи (например, дизартрии). Это означает, что постановка и автоматизация звуков затягиваются. Нарушения касаются не только фонетической стороны речи детей. Недостаточно сформирован словарь, наблюдаются проблемы лексико-грамматического характера, связная речь представлена отдельными простыми нераспространенными предложениями.

     Ориентируясь на работу с детьми старшего дошкольного возраста, существующая на сегодняшний день система специального коррекционного обучения не рассчитана, не готова к оказанию логопедической помощи детям раннего возраста.

     Причина происходящего явления заключается в объективных причинах. В штатное расписание не включена ставка учителя-логопеда неречевого дошкольного учреждения. Группы для коррекционных  занятий формируются, в основном, из детей старшей и подготовительной групп. А ведь речь малыша формируется уже к трем годам.

     Понятно, что вышесказанное осложняет организацию  всего коррекционного процесса в детском саду. Но,  понимая, что, упуская работу с детьми раннего возраста, упускаем возможности воздействия на развитие многих нервно-психических функций, в том числе и речи малыша, мы стали больше внимания уделять детям двух-трех лет  (ясельная группа). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных  исследованиях

  1. Речь - основа  полноценного развития ребенка-дошкольника

     Речь – это наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. Она служит орудием осуществления   многих психических функций, поднимая их до уровня ясного сознания и открывая возможности произвольно регулировать  и контролировать психические процессы.

     Дошкольное детство – первый период  психического развития ребенка, в связи с этим он является  самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы  всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и  расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение со взрослым, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую. Эльконин Д.Б. считает, что «первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка – это потребность в другом человеке». В общении потребность изменяется  по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым.

     Именно в дошкольном возрасте, речь ребенка наиболее  уязвима, и  под воздействием неблагоприятных факторов может нарушиться и в дальнейшем иметь патологическое развитие. В связи с вышесказанным, очень важно наблюдать за развитием малыша, его общением со взрослыми и сверстниками. При первых же тревожных симптомах, касающихся развития малыша, необходимо обратиться к  специалистам (невропатологу, психиатру, логопеду, психологу). Важно не упустить момент и вовремя начать коррекционную терапию, так как в дошкольном возрасте  детский организм очень пластичен, что создает огромные возможности для воспитания, обучения и компенсации нарушенных функций с помощью других функций и систем организма.

     Проблемой развития речи и ее влиянием на развитие других психических процессов занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Е.А. Миронова, Л.Г. Соловьева, Е.А. Стребелева, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и др.

     Не оставляют эту проблему без внимания и зарубежные исследователи. Наибольшее количество работ встречается у  Ш. Бюлара, Г. Гетцера, У. Голдфарба и др.

На третьем году жизни  бурно нарастает словарь, появляется фразовая речь.     В два-три года у ребенка идет интенсивное накопление не только пассивного, но и активного словаря, чему способствует и приход малыша в детский сад, и его общение со взрослыми и сверстниками. Ребенок овладевает более разнообразной и сложной деятельностью, которая поможет познакомиться с  различными свойствами предметов, установить простейшие связи между ними, обобщить по сходным признакам. Значения слов становятся все более определенными. К концу третьего года в речи малыша появляются слова с обобщающим значением, обозначающим предметы, которые встречались в его личном опыте, и с которыми он действовал. Способность же понимать обобщенные значения слов  у детей этого возраста, развита недостаточно. К концу третьего года ребенок владеет набором примерно из  1000 слов.

     У малышей появляется более точное произношение слов, теперь их начинают понимать не только родители, но и окружающие. Хотя дети ещё нередко пропускают отдельные слоги («клой» -открой, «коди»-крокодил), звуки при стечении согласных («тлой»-строй, «вель»-зверь, «туфи»-туфли), вставляет лишни звуки («таньканьчик»-стаканчик, «таньтетка»-конфетка). О звукопроизносительной стороне речи ребенка можно судить, когда у него появляется достаточный запас слов, ведь звуки и их различные сочетания усваиваются лишь через слово, которое является для малышей наименьшей единицей речи. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаково.Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, п', б, б', м, м'), губно-зубные (ф, ф', в, в'), передне - язычные (т, т', д, д', н, н', с’, л' ), задне - язычные (к, к', г, г', х, х' ). Свистящие (с, з, з', ц), шипящие (ш, ж, щ, ч) и соноры (р, р', л), ребенок либо пропускает, либо заменяет (с-с’, ф'; з- с', в; ц-т'; ш-с', т'; ж-с', д; ч-т'; р-л'; р'-л'; л-л').

     Начиная высказывать элементарные суждения о предметах и явлениях ребенок пользуется односложными предложениями («Дай». «Мозьно?»- Дай. Можно) и предложениями из нескольких слов («Баба буде садиться».- Бабушка будет садиться), но допускают ошибки в роде, числе, падеже существительных («Где миса сидела?» - Где мишка сидел?»). К началу третьего года у детей формируется грамматический строй речи. Полное  отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2-3 лет, и в 4-6 лет. Интересно, что современных родителей задержка речевого развития начинает беспокоить по достижении ребенком  2,5-3 лет, а не 4-5. как это было совсем недавно. Уже первые слова детей могут свидетельствовать о неблагополучном развитии речи: «ма» (вместо мама), «па» (вместо папа). «ба»   (вместо баба) или слово мама относят к отцу и другим лицам.

     У детей разный уровень понимания  речи  (импрессивная речь). Некоторые дети имеют большой словарный запас и довольно тонкое понимание значения слов. О таком ребенке родители обычно говорят, что «он все-все понимает, но только не говорит». Яркой  особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам

1.2 Диагностика речевого развития в раннем возрасте как условие обеспечения эффективности коррекционной деятельности

     Проведение диагностики связано с вопросами: с какой целью она проводится, как будут использоваться ее результаты. Данные диагностики помогают отслеживать динамику развития речи ребенка, осуществлять индивидуальный подход. В соответствии с итогами диагностики педагог выбирает содержание, ставит цели и задачи, планирует учебно-воспитательный и  коррекционный процесс. Создаются условия для развития детей с разными проблемами. Сегодня в наших дошкольных учреждениях находятся дети с разными возможностями. Строя взаимоотношения с ними, педагог всегда помнит, что каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо уважать, с которой надо считаться. Диагностика помогает педагогу изучить эту личность, чтобы создать условия для ее развития. Будучи включена в дошкольное образование, диагностика развития детей  призвана помогать педагогам и родителям правильно строить педагогическое общение с ребенком. В этом заключается ее позитивная роль  в системе дошкольного образования.

     Результаты диагностики, хотя  они достоверны, нельзя считать устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение на каждом этапе  его развития является промежуточным и служит лишь основанием  для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допускать, чтобы результаты диагностики служили для навешивания на ребенка «ярлыка». А тем более, были недостоверными, что может привести к тяжелым последствиям.

     Диагностика, как специфический вид педагогической деятельности, выступает непременным условием эффективности воспитательного и  образовательного процесса. Это настоящее искусство - найти в ребенке то, что скрыто от других.

      Изучив методическую литературу по вопросу (О.Е. Грибова Р.А. Кирьянова, В.Б. Балабанова, О.А. Степанова О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина, Л.А Колунова и др.), используя различные технологии обследования, мы старались грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям, которы был выдвинут еще в 40-х годах психологом  С.П. Рубинштейном.

   Так как существующая в настоящее время система диагностики ориентирована, в основном, на выявление нарушений речевого развития  в дошкольном возрасте, начиная с трех лет, теряется очень много ценного,  иногда невосполнимого, времени для начала коррекции. Поэтому мы считаем важным,  выявить детей с отставанием в развитии речи и различными речевыми нарушениями именно в группе детей 2-3 лет.

     Развитие речи у разных детей, в зависимости от разных причин  (уровня физического и психического развития ребенка, состояния окружающей среды, наличие общения и др.), протекает по-разному.    

     Диагностика представляет собой, собственно, процедуру обследования ребенка.

     Опыт показывает, как трудно проходит этот процесс с детьми раннего возраста. Не все методы и приемы, которые мы используем при обследовании старших детей, подходят для работы с малышами. Поэтому, применяя знакомые методики обследования, мы старались упростить их, применимо к младшему возрасту, более широко использовать игру, принцип индивидуального подхода.

     Процедура обследования начиналась с установления контакта с ребенком Здесь всегда присутствовал момент заинтересованности. Дети, ни  в коем случае, не должны были понять, что их  исследуют. Логопед всегда приходил с яркими игрушками, картинками, играл с детьми в интересные игры, помогал одеваться на прогулку, умываться, укладывал спать, рассказывал сказки, читал стихи, шутил и был для детей группы своим и всегда желанным. Все задания давались только в игровой форме. В это время фиксировались все, даже самые маленькие достижения и успехи детворы.

«Меня понимают все»- так можно назвать возрастной период с двух до трех лет в развитии речи ребенка. Малыш начинает много говорить, запоминает стихи, сказки, может объяснить, что ему нужно, рассказать, что видел и слышал. Речь становится более выразительной. К концу третьего года ребенок уже употребляет  распространенные предложения, почти все части речи. В возрасте двух-трех лет ребенок начинает отображать то что воспринимает вокруг себя, таким образом, возникает описательная речь. Малыш хочет многое узнать, обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Начинает воспроизводить услышанные песенки, стишки, потешки, прибаутки, сказки. Речь включается в игру. Ребенок пытается обозначить словами  все, что видит и понимает, по-своему, т.е. «творит слова». Эту способность детей к словотворчеству ярко описал К.И. Чуковский.

      У малыша растет потребность узнать, рассказать, воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....

"Теоретические аспекты формирования правового сознания дошкольников"

Методический семинар для воспитателей по правовому воспитанию...

Теоретический аспект исследования произвольного внимания у дошкольников

Теоретический аспект исследования произвольного внимания у дошкольников...

Теоретические аспекты исследования развития понимания эмоций у детей дошкольного возраста

Понятие эмоционального интеллектаПонятие «эмоциональный интеллект» подразумевает умение человека воспринимать информацию, передаваемую ему из окружающей среды, а также им самим, посредство...

Задание по теме: "Теоретические и методические основы реализации речевого развития дошкольников".

Во время учебы на курсах выполняла задание по речевому развитию. Предполагаю, что моя разработка может пригодиться в работе воспитателям.Задания и критерии оценки для папки слушателя:...

Доклад: "Теоретические аспекты проблемы сенсорного развития"

Сенсорное воспитание помогает реализовать главную задачу, которая сформулирована в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации. В статье 64 «Дошкольное образование» обо...

Консультация для педагогов «Теоретические аспекты влияния мелкой моторики на речевое развитие дошкольников»

Консультация для педагогов «Теоретические аспекты влияния мелкой моторики на речевое развитие дошкольников»...