ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДОЛШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ (теоретические аспекты)
статья по музыке (старшая группа) на тему

Жесткова Ксения Борисовна

 

Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техники, экономики.

Понятие «интеграция» сегодня широко используется в науке, образовании, производстве. Буквальный смысл этого понятия (от латинского integration – восполнение, восстановление) – объединение, суммация определенных процессов, видов деятельности. Отсюда следует, что под интеграцией в широком смысле слова понимают процесс становления целостности. Термин «интеграция» прочно вошел в научный оборот.

Интеграция относится к общенаучным категориям и заимствована педагогикой из философии. В философии интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место в рамках уже сложившихся систем – в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_kaf.sb_._-_ispravl.docx25.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Жесткова К.Б.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДОЛШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ (теоретические аспекты)

Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техники, экономики.

Понятие «интеграция» сегодня широко используется в науке, образовании, производстве. Буквальный смысл этого понятия (от латинского integration – восполнение, восстановление) – объединение, суммация определенных процессов, видов деятельности. Отсюда следует, что под интеграцией в широком смысле слова понимают процесс становления целостности. Термин «интеграция» прочно вошел в научный оборот.

Интеграция относится к общенаучным категориям и заимствована педагогикой из философии. В философии интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место в рамках уже сложившихся систем – в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов.

Различные аспекты проблемы интеграции наук как основы разработки интегративного подхода к содержанию образования рассмотрены в трудах таких выдающихся ученых, педагогов, психологов современности, как В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Ю.А. Самарин, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов, Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Н.А Менчинская и др.

Психологические механизмы интегративного обучения и его влияние на развитие личности ребёнка объясняются с позиций ряда концепций в области психофизиологии (П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и др.) и психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, Ю.А. Самарин, Д.Б. Эльконин и др.). Физиологической основой интеграции, по мнению физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и психологов Н.А. Менчинской, А.Н. Леонтьева и др., является закономерность функционирования высшей нервной деятельности – образование временных нервных связей, возникающих под непосредственным влиянием предмета действительности или словесных раздражителей на органы чувств.         Временные связи, образующиеся таким образом, есть система ассоциаций, которая, по мнению Ю.А. Самарина, «в конечном итоге представляет собой систему знаний. Основой интеграционных связей являются межсистемные ассоциации, рассматривающиеся как высший этап умственной деятельности детей. Они охватывают разные системы знаний, обобщают их, позволяют взглянуть на предмет под разным углом зрения, что дает целостное представление  о нём» [10, с. 34].

Психологическими основами интеграции являются системность психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание).

Методологическая база интегративного подхода к воспитанию и обучению, его теоретические основы вытекают из реального понимания общественной жизни, из самого существа теории и практики воспитания людей. Существо интегративного подхода в полном смысле можно понять только в том случае, если он исследуется на основе таких фундаментальных категорий диалектики, как единство и многообразие мира; всеобщая связь явлений, их взаимодействие и целостность; единичное, особенное и всеобщее; общественное и индивидуальное сознание.

Таким образом, интегративный подход мы понимаем как возникающий из потребностей современной образовательной практики способ комплексирования всей совокупности условий и факторов, имеющих прямое или косвенное отношение к формированию личности в условиях образовательного процесса.

Интегративный подход в то же время – это методологический и организационный, управленческий принцип, метод мышления, познания и решения воспитательных и образовательных задач в  педагогическом процессе.

Интегративный подход к воспитанию и обучению означает не односторонний, однолинейный, а многосторонний, многоплановый подход как с точки зрения содержания, так и форм организации образовательной деятельности. Интегративность проявляется через единство всех этапов педагогического процесса – четкого и полного определения целей, задач, способов их реализации и анализа эффективности конечных результатов.

В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования становится актуальным рассмотрение вопроса об интеграции как основополагающем принципе организации современного дошкольного и начального образования. Этот принцип предполагает коренное изменение образовательной деятельности дошкольных учреждений. Реализация новых требований в аспекте преемственности ступеней образования требует обращения к сущности интеграции, и изучения вариантов инновационного решения этой проблемы.

Нельзя сказать, что применение  принципа интеграции в дошкольной педагогике является чем-то новым. Так,  идея интегрированного обучения нашла отражение  в исследованиях, посвященных взаимодействию различных видов искусства и детской художественной деятельности (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, М.Ю. Картушина, М.А.Михайлова, Р.М. Чумичева, С.Д. Сажина и др.).

В работах Н.П. Сакулиной конца 70-х гг. ХХв. отражен и теоретически обоснован первый опыт интеграции художественной деятельности и содержания познавательной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста.

В 70-80-х гг. XX в. наиболее полно и глубоко идеи интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях воплотились в концепции художественно-эстетического воспитания Т.С. Комаровой, а также в ряде выполненных под ее руководством диссертаций. В работах Т.С. Комаровой и её учеников с позиций интегративного подхода рассматриваются различные аспекты педагогической интеграции: содержание дошкольного образования на примере взаимосвязи изобразительной деятельности и ознакомления с изобразительным искусством, с другими видами искусства, с представлениями об окружающем мире; затронуты отдельные элементы интегрированного обучения – игра как интегрирующий фактор, вопросы о таксономии целей и задач интегрированных занятий, о направлениях интеграции (внутривидовой и межвидовой) и многие другие.

Значимыми являются работы Р.М. Чумичевой (90-е гг. XX в.), в которых сделана попытка рассмотреть синтез (интеграцию) искусств и выявить механизмы их взаимодействия в содержании занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями искусства. В своих работах автор опирается на теории известного учёного в области педагогики искусства Б.П. Юсова, который считал, что «полихудожественный подход к образованию в области искусства является одним из правил решения вопросов художественного образования учащихся. Он позволяет вмещать в рамки образовательного процесса все стороны и всё разнообразие видов и форм современной общественной художественной культуры» [6, с. 218]. 

В 2010 году выполнено диссертационное исследование М.В Лазаревой на тему: «Интегрированное обучение в дошкольных образовательных учреждениях». Автор  предложил концептуальную модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. По мнению, М.В. Лазаревой, «интегрированное обучение – это воспитательно-образовательный процесс, построенный на усилении взаимосвязей всех его компонентов, прежде всего, содержания разных предметных областей, отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимосвязях и взаимозависимостях, и направленный на развитие и воспитание личности ребёнка посредством формирования знаний, умений и навыков» [9, с. 124.

Дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования у детей представлений об окружающем мире. «Поэтому задача дошкольной педагогики», - считает М.В. Лазарева – «заключается не в том, чтобы научить ребёнка читать и считать, а в том, чтобы показать ему многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробудить познавательный интерес» [8, с. 51. Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребёнка, необходимо особое внимание уделять содержанию образования.

Таким образом, следует отметить, что интеграция образовательных областей (с учётом возрастных особенностей дошкольников) дает возможность показать ребёнку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Однако интеграция видов музыкальной деятельности как средство достижения эффективного результата в вокально-хоровой работе с дошкольниками специально не рассматривалась. Более того, до недавнего времени существовала предметная система обучения воспитания и развития (например: хор, оркестр, театрализация, ритмика), и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.

Интегративная деятельность на музыкальных занятиях, по мнению специалистов, имеет ещё и особую значимость благодаря интенсификации информационных процессов между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей способностей к восприятию информации и концентрации внимания. Интегративная музыкальная деятельность является не только эффективным средством для развития творческой личности, но и  прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения ребёнка в школе.

Одно из требований дошкольной дидактики состоит в том, что содержание образования детей должно быть небольшим по объему, но ёмким. Это требование будет соблюдено, если формировать познавательные способности дошкольников, позволяющие охватить многочисленные аспекты того или иного явления, обогащая и развивая при этом всю совокупность личного опыта ребёнка. Отрывочные сведения из разных областей науки не становятся для ребёнка знанием, поскольку не актуализируются в его жизни, и, соответственно, не формируется целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Решить эту проблему на современном этапе и помогает интегративный подход к выбору содержания образования.

Необходимо отметить, что интегрированные музыкальные занятия (интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение) позволяют сформировать у дошкольников способность одновременного осмысления и «чувствования» качеств, свойств изучаемых объектов. Широкий спектр средств познания (образных и понятийных) в их взаимодействии предполагает как наличие эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие интеллектуальных компонентов в художественной деятельности. Это непременное условие нормального функционирования мыслительной и эмоциональной сфер человеческой психики в их единстве и условие осуществления продуктивной деятельности человека.

Также, при активном использовании интеграции различных видов деятельности, с обязательным включением вокально-хоровой работы в каждый из них, вокально-хоровая работа может стать стержнем учебно-творческого игрового процесса, что значительно повысит интерес к ней как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Кроме того, в процессе целенаправленно выстроенной вокально-хоровой работы, дети могут достичь прочного усвоения навыков, что позволит им исполнять музыкальные произведения, раскрывая художественный замысел композитора. В ходе процесса интеграции видов музыкальной деятельности увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами. Соответственно, успешное овладение детьми одного вида музыкальной деятельности при интегративном подходе является залогом столь же успешного освоения остальных видов. Интегративный подход способствует наиболее полному восприятию детьми дошкольного возраста музыкального материала и дает возможность детям максимально раскрыть свой творческий потенциал.

Так, в процессе интегрированных музыкальных занятий у детей могут быть сформированы основные вокально-хоровые навыки, улучшена дикция, такие занятия способствуют развитию звуковысотного слуха и чистоты интонирования, развитию чувства ритма, и на основе этого могут быть разучены и художественно выразительно исполнены разнохарактерные музыкальные произведения.         

Таким образом, интегративный подход на музыкальных занятиях с дошкольниками позволяет в процессе обучения сформировать у детей целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.

Литература:

  1. Базуров, К. И.        Интегративный подход к педагогическому процессу : (теорет. и прикладные аспекты в контексте этнопедагог. особенностей) : [монография] / К. И. Бузаров, Б. Х. Хамукова ; Адыг. гос. ун-т, Каф. педагогики дошк. и нач. образования. - Адыгея, 2002. – 111
  2. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.,1989. – 279 с.: ил., нот.
  3. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: Сб. ст. / Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар. образоват. и психол. колледж; Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995. - 144 с.: ил.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. – 91с.
  5. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Свердлов. инж.-пед. ин-т ; [Редкол.: В. С. Безрукова (отв. ред.) и др.]. - Свердловск: СИПИ, 1991. - 182 с.
  6. Интеграция - основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования: материалы Всероссийской конференции «Юсовские чтения»: сборник научных статей. – М.: Спутник+, 2010. - 330 с.: ил.
  7. Комарова Т.С. Художественная культура: Интегрирован. занятия с детьми 5-7 лет: Кн. для воспитателей дошк. учреждений, педагогов дополн. образования и учителей нач. классов. - М.: АРКТИ, 2003. – 95 с.: табл.
  8. Лазарева М.В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях: диссертация д.п.н.: 13.00.01 / Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. – М., 2010. - 479 с.: ил.
  9. Лазарева М.В. Концептуальная модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. – Автореф. на соискание уч. степ. д.п.н. – М., 2010. – 42 с.
  10. Самарин Ю.А. Воспитание способностей у детей: Стенограмма публичной лекции / Канд. пед. наук Ю. А. Самарин . – Л., 1954. - 40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок"

Педагогическая технология развития певческих умений детей старшего дошкольного возраста  в процессе подготовки и проведения конкурса "Звонкий голосок".  В работе описаны этапы педагогической...

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий

Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....

Развитие певческих умений детей дошкольного возраста через использование музыкально - речевых игр и упражнений

Задачи:1.       Совершенствовать     певческий     голос     и     вокально-слуховую   координацию.2...

«Развитие певческих умений у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

Опыт формировался на базе Новоаганского муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Лесная сказка» пгт. Новоаганск,  осуществляющего обр...

Консультация «Развитие певческих умений детей в музыкально-дидактических играх и игровых упражнениях»

Консультация «Развитие певческих умений детей в музыкально-дидактических играх и игровых упражнениях»Самый любимый детьми вид музыкальной деятельности –пение. Благодар...

Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-дидактических играх и игровых упражнениях

В статье описаны музыкально-дидактические игры и способы их реализации для благоприятного развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие певческих умений у детей посредством музыкально-дидактических игр.

Пение является важнейшим компонентом музыкального образования и всестороннего развития ребенка. Оно способствует развитию слуха, ритма, голоса и артикуляции, а также воспитанию эмоциональной чуткости ...