Доклад "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО по физическому развитию"
учебно-методический материал по физкультуре

Павлова Елена Александровна

Доклад "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО по физическому развитию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО по физическому развитию

Инструктор по физической культуре

Павлова Елена Александровна,

СП «Детский сад Созвездие»

ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава

     Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности педагогов создать в детском саду благоприятный климат. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества.  И для этого нужна соответствующая развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО)определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде. Согласно ФГОС ДОразвивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной.                                                                                 При создании условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, повышая интерес к физкультуре, спорту и двигательной активности в условиях реализации ФГОС ДО, оформление и оснащение спортивного зала в детском саду играет не последнюю роль.

Спортивный зал - это центр физического развития, где всё приспособлено для активного занятия спортом. Оформление спортивного зала в детском саду можно считать своеобразным созданием атмосферы взаимного сотрудничества, а так же здорового соперничества и стремления к новым удачным достижениям.

Моя задача – организовать  развивающую предметно пространственную среду так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, а так же чтобы пространства физкультурного зала  было оснащено нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, психическим, эстетическим, и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим  нормам.                                                             

В нашем детском саду имеется музыкально-физкультурный зал, который дает нам возможность,   использованию разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, повышает интерес к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства физкультурного зала и спортивного участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

 Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала в нашем детском саду соответствует всем критериям ФГОС. При обустройстве спортзала в детском саду руководствовались следующими принципами, РППС должна быть:                                                                                     Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.                                                           Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.      Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.            Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.  Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Пространство оснащено средствами обучения и воспитания (спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем) как в спортивном зале, так и на участке. В набор спортивно-игровых комплектов обычно входят традиционные пособия: гимнастические лестницы, скамейки, палки, мячи, обручи, пособия для ОРУ и спортивных подвижных игр и нетрадиционные.

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей.

Гимнастическая скамейка.  В большинстве случаев упражнения направлены на укрепление мышц — ног, рук, пресса, спины. Гимнастическую скамью применяют для занятий, направленных на поддержание осанки и улучшения координации.  Упражнения на скамейках развивают и совершенствуют: силу мышц, гибкость, подвижность суставов, быстроту мышечных сокращений, координацию, ловкость, умение регулировать напряжение и расслабление отдельных групп мышц.          Среди популярных  общеразвивающих упражнений можно выделить: различного вида ходьбы, прыжков, перелазование, подлазование, профилактика плоскостопия

Гимнастическая стенка. Развивает и укрепляет  мышцы рук, ног и спины, растягивается позвоночник; Развитие координации, гибкости, ловкости и силы

Мяч.  Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, ориентировку в пространстве. Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, но мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребёнка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

Хопы и фитболы. Развивают чувство равновесия, координацию движений. Помогают развивать и укреплять мышцы спины, живота, ног и рук. Помогают формировать правильную осанку детей. Тренируют вестибулярный аппарат. Избавляют от стрессов и снимают нервное напряжение

Скакалка. Прыжки через скакалку используют для укрепления мышц ног, улучшения координации и подвижности стоп. Способствует развитию воображения. Это прекрасное средство тренировки сердечно - сосудистой и дыхательной систем, развивающее общую выносливость и координацию движений.

 Кубики разной величины. Развивают чувство равновесия, координацию движений.

Обручи. Укрепляют мышцы брюшного пресса и мышцы спины. Способствуют развитию гибкости, силы. Применяются при ОРУ.

Туннели. Развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве и ориентироваться в нем.

 Баскетбольные кольца и щиты для метания. Способствуют развитию глазомера, меткости, силы и ловкости.

Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.

Дорожки здоровья и массажные коврики - развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков. Замечательным средством для профилактики и лечения детского плоскостопия являются ортопедические и массажные коврики и дорожки. Их неоднородная поверхность стимулирует нервные окончания на ноге, помогает сформировать правильный свод стопы, так как в юном возрасте косточки легче поддаются корректировке.

Тренажёры «Бильбоке» - развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания. Материалы: пластиковые бутылки из-под воды, к которым на шнуре прикрепляются контейнеры от киндер-сюрпризов, шарики. Задания: поймать шарик ёмкостью.                                                                        

                                                                                                                         Султанчики-развитие дыхательного аппарата (речевого дыхания). Материалы: на деревянной палочке крепятся , синтетические нити- волосы человечков. Задание: дуть на нити, усиливая или уменьшая воздушную струю. Используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.

                                                                                                                  Солнышко- развивать мелкую моторику пальцев рук, профилактика плоскостопия, развивать ловкость, координацию движений, воспитание правильной осанки, внимания, учит детей действовать по сигналу. Дети с удовольствием раскручивают и закручивают солнечные лучики.             Материал:  деревянный диск, атласные ленточки разного цвета, один конец  ленты приклеен к диску, другой приклеен  карандаш. Задание: упражнять в разных видах прыжков, ходьбы, быстро собрать ленточка на карандаш,

Приседание, прыжки в  зависимости от цвета ленты.

Эспандер - укреплять мышцы спины, груди и ног. развитие силы и гибкости, улучшение координации движений, универсальным тренажером, используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте

Материал: капсулы от шоколадных яиц, шнур, шило; 

Массажер – счеты - развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы, предназначены для профилактики плоскостопия у детей и улучшения кровообращения в нижних конечностях. Материал: деревянные счеты, костяшки которых покрашены в яркие цвета.

Говоря о РППС нельзя не сказать о территории участка детского сада, большая часть площадки свободна от каких-либо устройств и предназначена для подвижных игр, игровые снаряды расположены на положенном СанПином расстоянии друг от друга, все сооружения украшают площадку, делают ее нарядной и привлекательной, созданы условия для группового рассредоточения детей, есть возможность объединяться по интересам, учитываются индивидуальные и возрастные особенностей развития. Все это способствует всестороннему развитию детей: эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологическому. Развивающая среда помогает формировать системные представления о предметном, природном, социальном мире.

Спортивное оборудование: бревно для развития равновесия, дуги, лестницы, кольца, турники. Обязательно выносится на участок атрибуты для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, обручи, самокат, санки, лыжи, ракетки для игр в бадминтон, мячи разных размеров, корзины для метания и т. д.

Предметно-развивающая среда играет огромную роль в оздоровлении детей. В совместной деятельности со сверстниками у детей воспитывается готовность помочь партнеру по игре, способность сопереживать его успехам или неудачам, умение радоваться общим достижениям в том или ином виде двигательной деятельности.

1. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М. Просвещение. 2005.

2. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы – Волглград:Учитель,2009.

3. Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева. - Москва 2014.

4. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Рунова М. А. «Физкультурное и спортивно- игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений». М.: Мозаика-Синтез, 1999.

  5. Доронова Т. Н., Тимофеева Т. И., Короткова Н. А., Рунова М. А. «Материалы и оборудование для детского сада»«Линка-Пресс», 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ для физического развития детей в соответствии с ФГОС»

Примерные условия для реализацииОО "Физическое развитие"в группе  раннего возраста, младший дошкольный возраст, физкультурный зал   Условия расположения в группе;Рекомендуемый перечень ...

«Влияние развивающей предметно – пространственной среды на оздоровление и физическое развитие детей»

«Влияние развивающей предметно – пространственной  среды на оздоровление и физическое развитие детей»...

«Влияние развивающей предметно – пространственной среды на оздоровление и физическое развитие детей»

Развивающая     предметно – пространственная среда – это  необходимое условие развития ребенка, в том числе и физического. Физические умения и качества ребенка невозможно закр...

Роль предметно - пространственной развивающей среды как одно из средств развития речевого творчества детей

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это един...