Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
    учебно-методический материал по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Севостьянова Людмила Евгеньевна

    Благоприятное воздействие плавания на детский организм считается общепризнанным, т.к. является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Игры на воде помогают решать ряд педагогических задач. Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания. Повышая эмоциональность занятия, игра используется как отдых и развлечение.

    Таким образом, использование игровых технологий повышают интерес детей к занятиям  по плаванию, облегчают обучение, а значит, является актуальным и эффективным в дошкольном обучении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Плавание и игра20.25 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                         Ребенок всегда является зеркалом среды,

                                                         в играх он усваивает все: привычки и обычаи

                                                        своей среды, воспринимая все, что чаще видит 

                                                        и узнает от окружающих его лиц.    

                                                                                             П.Ф. Лесгафт                                                                                                                            

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Все родители хотят видеть своего ребенка здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Здоровье является важнейшей ценностью для человека. Но прочный фундамент здоровья должен быть заложен именно в детстве, так как от этого будет зависеть качество всей последующей жизни человека.

    Деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей не потеряла своей актуальности, а приобрела еще большую остроту в условиях реформирования и модернизации системы образования. Повысились требования к содержанию образовательных программ, к их материальному обеспечению, изменился контингент воспитанников: в ДОУ появляется все больше детей «группы риска» или «условно здоровых». Перед дошкольным учреждением встала проблема: как обеспечить полноценность сегодняшней жизни ребенка и определить условия оздоровительной развивающей среды, необходимые для повышения адаптивных психофизических возможностей детей дошкольного возраста.

    В современном дошкольном образовании физкультурно – оздоровительному направлению в развитии детей уделяется непосредственное внимание, которое включает различные виды гимнастик, массаж и самомассаж, занятия физической культурой, проведения дней здоровья, совместных мероприятий с родителями по формированию здорового образа жизни, также подвижные и другие разновидности игр. Т.е. в соответствии с переходом от концепции воспитания на основе формирования знаний умений и навыков в дошкольных учреждениях осуществляется замена регламентированной образовательной деятельности свободными совместными действиями педагогов с детьми, где особое место занимает игра. Значение подвижной игры для ребенка велико – это  школа управления собственным поведением. Формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, благополучное эмоциональное состояние. Подвижные игры дают возможность развить скоростно-силоваые, координационные двигательные способности детей, проявить такие физические качества, как выносливость, сила, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции всех сенсорных анализаторов. Игры с мячом занимают особое место среди подвижных игр.

    Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через планомерное, целенаправленное и последовательное использование игровых технологий, направленных на формирование определенных плавательных способностей по принципу «от простого к сложному» путем превращения игровой ситуации в учебную. Игровые технологии используем с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, физической подготовленности и степени владения каждым навыком предлагаемых движений. Игра является мощным мотивационным средством в образовательном процессе, направленным на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

       Процесс обучения начинаем с наблюдения за детьми. Своим поведением они сами подсказывают, что нужно делать, причем с каждым в отдельности. Ведь каждый ребенок — индивидуальность. На воде сразу видно: вот этот продвинулся, а этому малышу нужно еще время. Если ребенку, на начальном этапе обучения,  трудно преодолеть страх перед погружением в воду, но он уже пытается поднять игрушку  со дна — учим его погружаться в воду безбоязненно. У ребенка развито воображение, и он с интересом погружается в воду, преодолевая свой страх.  Например, предлагаем детям выполнить игровое упражнение «звездочка». Одному ребенку достаточно выполнить упражнение с показа, а другому требуется как психологическая, так и физическая помощь педагога. Ведь основная задача при этом — сохранить эмоционально-позитивное отношение ребенка к воде. Чтобы вода стала другом. Чтобы дети влюбились в воду. Чтобы они испытывали эмоциональный подъем.

      Обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого либо самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

      На занятиях дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродолжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Кроме того, дети должны научиться самостоятельно, выполнять вдох-выдох в воду несколько раз. Например, такие игровые упражнения, как «Бегемотики», «У кого больше пузырей», «Насос». Прежде чем научить детей умению свободно лежать на груди и на спине, необходимо научить их погружаться, нырять и открывать в воде глаза, не протирая их после этого руками. Умение открывать глаза помогает сохранить нужное направление движения и облегчает ориентировку под водой. Если дети в состоянии задерживать дыхание, то мы начинаем учить их доставать со дна различные предметы («Водолазы», «Искатели жемчуга», «Кто больше соберет игрушек»). Очень важно обратить внимание ребенка на то, что под действием выталкивающей силы он всплывает к поверхности воды.
    Дети также должны усвоить, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, мы предлагаем присесть под воду после глубокого вдоха и после энергичного выдоха (упражнения «Надуй шар», «Лопнул шар»).

      После этого обучаем воспитанников плаванию кролем на груди и на спине с неподвижной и подвижной опорой, согласованными движениями рук, ног и дыхания. В результате чего дети должны уметь проплыть определенным способом («Заведи мотор», «Катера», «Доставь письмо», «Лодочки плывут»).

      Каждое занятие в воде – для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранить эту радость на протяжении всего занятия. Такие движения как: “Крокодилы”, “Раки”, “Фонтаны”, «Водяной покажи пятки» и др. полезны для укрепления различных групп мышц и разгрузки позвоночника. Эти упражнения являются подготовительными для освоения скольжения на груди.

      Большую роль в повышении интереса к выполнению двигательных заданий в воде играет художественное слово. Образно-игровые движения в воде развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. В результате чего у детей расширяется двигательный опыт в воде. Эмоциональная окраска речи инструктора усиливает значение слов, помогает решению воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Например, во время выполнения прыжков на 2-х ногах около бортика можно включить такое художественное слово:

    “Мой веселый звонкий мяч,
    Ты, куда помчался вскачь?
    Желтый, красный, голубой,
    Не угнаться за тобой!”

    Условия эффективности: 

    — наличие оптимального количества игровых и обучающих средств, их разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т.д.);

     — умение и готовность педагога наблюдать за детьми, заметить внутреннюю готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий;

     — умение педагога учиться у детей и импровизировать вместе с ними и вслед за ними («подглядеть» новый способ манипуляций ребенка с предметами и оборудованием; подхватив инициативу ребенка, придумать новое упражнение и предложить его детям); 

    — умение педагога быть терпеливым, не навязывать ребенку новые упражнения, лишь косвенно, через деятельность других детей, вызвать его желание делать то, что и другие, стимулировать и поощрять самостоятельный выбор.

    Игры, как правило, должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные  подготовительные упражнения к плаванию. Занимающиеся будут с удовольствием участвовать в предлагаемых играх  

    тогда, когда они, во-первых, понимают их содержание и задачи, во-вторых, активно участвуют в игре. Поэтому особое значение приобретает четкое объяснение правил игры, исключающих произвольное толкование действий. Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в целях содействия обучению технике плавательных движений  должно тесно сочетаться с задачами развития двигательных качеств. Для воспитания ловкости надо обновлять и варьировать знакомые игры, ставить перед играющими новые задачи на координацию движений, проводить игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий.

    Для воспитания быстроты полезно проводить игры, требующие незамедлительных, двигательных ответов в часто изменяющейся обстановке, усложненной дополнительными заданиями, а также с преодолением расстояний  на скорость.

    Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс обучения увлекательным, лишают его однообразия и монотонности, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации.

    Игры на воде помогают решать ряд педагогических задач:

    • Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма.
    • Развивает и укрепляет организм.
    • Закрепляет и совершенствует навыки плавания.
    • Повышает эмоциональность занятия.
    •  используется как отдых и развлечение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

    Обучение плаванию детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

    Материал включает в себя основные задачи и этапы  обучения плаванию детей,   посредством  использования  сюжетно-ролевой ритмопластики....

    Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

    В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....

    " Обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных средств"

    Вода- это действительно проводник культуры, это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было"...

    Методическая разработка: "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста".

    Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через планомерно...

    Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

    В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....

    Методическая разработка: "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста".

    Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через целенаправ...