Картотека "Игры народов Севера"
картотека по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузина Валентина Степановна

"Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. Эти игры способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.Игры стимулируют двигательную деятельность детей. Они помогают детям глубже воспринимать красоту родной природы. Через национальные игры воспитываются у детей чувства товарищества, дружбы, взаимопонимание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. 
Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями.


Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе.
Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.п.). На противоположной стороне находятся три или четыре охотника.
Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется.
Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногамhttp://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.
Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.
ВариантДве-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Участники садятся друг против друга. Средними пальцами правых рук сцепляются, а левыми руками упираются в левое плечо соперника и стараются сдвинуть его с места.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Эвенкийская подвижная игра

Верёвку с привязанной к ней, вырезанной из дерева фигуркой рыбы (длина её – 15-20 см, ширина 2см) подвешен к высокой стойке. Участники состязаний, прыгая поочерёдно, должны в прыжке задеть ногой рыбу. Первоначальная высота 1м. Игрок, не задевший рыбу, выбывает из соревнований. Участники, доставшие рыбу ногой, продолжают состязание на большей высоте. Побеждает тот, кто сможет достать рыбу на наибольшей высоте.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Эвенкская подвижная игра

Играющие делятся на две группы: пастухи и олени. Пастухи берутся за руки и встают полукругом к оленям. Олени бегают по отведённой площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Круг замыкается тогда, когда поймано большое число оленей, вырываться из круга нельзя. Затем играющие меняются ролями.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Юкагирская игра

Эстафета. Дети делятся на две команды. Игроки по очереди должны добежать до нарт, перепрыгнуть через них двумя ногами и вернуться на линию старта. (Расстояние между нартами 1м, количество по 2 на команду.)

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Якутская подвижная игра

Играющие встают в круг, держась за руки. В центре круга положен коврик из конского волоса круглой формы. По сигналу игроки, не отпуская рук, начинают выталкивать рядом стоящих таким образом, чтобы они наступили на коврик («смола»). Наступивший на коврик выбывает из игры, побеждает тот, кто остаётсяпоследним.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Чукотская игра

На площадке ставится фигура оленя. На расстоянии 3-4 м от него располагаются оленеводы (шеренгой, лицом к оленю.) Сначала девочки, потом – мальчики. Поочерёдно они бросают в оленя мяч. За каждый удачный выстрел (попадание) оленевод получает по флажку. Выигрывает тот, у которого больше попаданий.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Долганская народная игра.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В его центре располагается «белый шаман» (водящий). Он встаёт на колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт бубен. Получивший его должен повторить ритм, который отбил белый шаман, если игрок смог повторить ритм, отбивает свой ритм и игра продолжается, если игрок неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Цель:

набросить петлю из верёвки на определённый предмет, как будто на рога оленя для его ловли.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Цель:

 перепрыгнуть обеими ногами сразу через (несколько) определенный предмет небольшой высоты. Кто быстрее и ловчее.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога.Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет лей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могутимитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры:

 Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.Правила игры. Ловить оленей можно толь ко по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают пополю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутсяза кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!»игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры:

 Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие встают парами лицом друг к другу,  хлопают в ладоши, приговаривая: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят - Дзинь, дзинь…»Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» всевыстраиваются в круг и берутся за руки.Правила игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» пли «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

2 команды по 10 человек. Вначале дети маршируют с гимнастическими палками под музыку, а потом по сигналу разбегаются и начинают строить чум. Каждая пятёрка строит свой чум, выигрывает та команда, которая построит все 2 чума.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Игроки стоят в пяти—семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.                                                                                             Правила игры:Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры: Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур — это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу вгости.Правила игры: Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движениярыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.Правила игры: Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты.Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей:например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)                                                              - Вы смелые,ребята?- Смелые!- Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?- Я! Я!..- Бегите!                                                                      Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловитубегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.Правила игры: Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбираются трипастуха, они за кругом — это олени. По сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!»пастухипо очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считаетсяпойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чегоон подсчитывает отбитых оленей.Правила игры: Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на гром кий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся.Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой. Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежитобратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считаетсята команда, которая раньше закончит бег.                                                                                     Правила игры: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадкипо двое (один изображает запряженного оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, пере ходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюрловит свою пару.Правила игры: Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.Вариант: Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для береговых чукчей.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга —водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет вбубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По лучившийбубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры: Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).На слова ведущего: «Бродит в тундре важенка, с нею — оленята, топают по лужам оленята малые.Терпеливо слушая наставления мамины» —играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой. Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Охотник встает в 4—5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он дол жен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры: Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов — тундровиков звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» вседолжны построиться в прежней последовательности. Правила игры: Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов. Правила игры: Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Из числа играющих выбирается волк, остальные — олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя волк отводит к себе.

Правила игры: Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг кдругу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого,начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника зачерту.

Правила игры: Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: «Нянь-нянь (хлеб),кежи-кежи (нож)».Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры. Правила игры:  Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры: Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди онипрыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую,в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше. Правила игры: Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом. Варианты: Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше. Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играют парами на мате или на ковре. Играющие берут друг друга за плечи иборются, стараясь положить соперника на спину. Выигрывает тот, кто достиг цели,уложил противника на лопатки. Правила игры: Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаютсяшеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него. Поочередно они бросают воленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленеводполучает флажок. Выигравшим считается тот, кто больше попадет в оленя. Правила игры: Бросать мяч можно только с условного расстояния.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры: Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры: Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Ненецкая игра -  в ряд ставится 5-6 санок (или любое другое препятствие) параллельно друг другу на расстоянии 40-50см. играющие поочерёдно прыгают через них на двух ногах, мягко приземляясь. Во время прыжка нельзя задевать препятствие.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие становятся вкруг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны). Правила игры: Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного края шнурадо другого. Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Долганская игра — дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берёт скакалку-маут. После сигнала воспитателя «лови» все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть маут на оленя. Пойманный на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3-4 оленя. Затем выбирается новый оленевод. Правила игры:  Надевать маут можно только на туловище оленя, не затягивая его.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Задача игры состоит в том, чтобы попасть мячом в бегущего волка. Охотник встаёт в 4-5 метрах от волка. С этого расстояния надо попасть мячом в волка. Волком может быть ребёнок, а можно сделать фигуру волка из фанеры. Тогда двое играющих будут дёргать эту фигуру за верёвку то влево, то вправо.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:- «в лесу, во — лесочке, на зелёном дубочке, птички весело поют. Ай, птицелов идёт! Он в неволю нас возьмёт! Птицы улетайте! ». Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, водящий начинает искать птиц. Тот, кого он поймал, подражает крику птицы, которую он загадал. Птицелов угадывает игрока и птицу.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Устраиваются гонки на одной лыже. Надо скользить на одной ноге, отталкиваясь палками, пройти дистанцию 20м., дойдя до черты, попасть в мишень.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

На полу обозначается несколько кружков диаметром 1-1, 5 м. – гнёзда куропаток. Выбираются 2 охотника, остальные куропатки. Под музыку куропатки летают, выполняют движения. На сигнал «охотник» куропатки прячутся в свои гнёзда. Охотник ловит ту куропатку, которая пошевелилась.

http://kontinentusa.com/wp-content/uploads/2012/11/gmwbilus2.jpg

Ненецкая игра — на площадке проводится черта. двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. правила простые: начинать перетягивать палку только по сигналу; во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.

Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр, формируется способность проявлять выдержку, смелость, умение действовать в коллективе и индивидуально. Эти игры способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, развивают ловкость, быстроту, меткость, выносливость, смекалку, сообразительность, вырабатывают волю к победе. Дети учатся находить выход из критических ситуаций, быстро принимать решение и приводить их в исполнение, то есть дети перенимают важные качества необходимые им в будущей жизни. Игры стимулируют двигательную деятельность детей. Они помогают детям глубже воспринимать красоту родной природы. Через национальные игры воспитываются у детей чувства товарищества, дружбы, взаимопонимание.

 

Обязательно нужно проводить предварительную работу: ознакомление с окружающей средой и социальной действительностью, чтобы сформировать представления детей о традиционном занятии северных народов – охоте, познакомить с представителями животного мира тундры – северном олене, песце, полярном волке и сове, передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к животным. Познакомить с профессией оленевода.

Предлагаем вашему вниманию подборку игр народов Севера.