Проект "Игры прошлого"
проект по физкультуре (подготовительная группа)

Алехина Екатерина Михайловна

Актуальность проекта:

В 21 веке незаметно исчезает культура дворовых игр и дворовая социализация. В настоящее время наблюдается всплеск популярности компьютерных игр. Дети с малых лет приобщены к телефонам, планшетам, компьютерам. Зачастую выясняется, что дети не умеют играть непосредственно со сверстниками, не знают дворовых подвижных игр, не умеют самостоятельно организовывать свое свободное время. Физически, дети, развиты на среднем уровне, так как ведется малоподвижный образ жизни. Именно по этому, проект «Игры прошлого» в данный момент времени очень актуален. Дети могут быть вовлечены в игровую деятельность со сверстниками, а также, взрослыми; развиваться физически и умственно.

Цели проекта:  передача игрового наследия из поколения в поколение; развитие коммуникативных и физических способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igry_proshlogo.docx47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Воспитанник нашего ДОУ принес в группу приставку «Волк и яйца», которую ему дал его папа. Другие дети были заинтересованы данной игрушкой. В ходе беседы, выяснилось, что дети не придают значения тому, что их родители когда-то тоже были детьми и играли в игры.

В виду того, что игры нашего детства отличаются от современных игр, дети не могут ответить на вопрос «Во что могли играть ваши мамы и папы?»

На основе этих размышлений, был разработан проект.

Актуальность проекта:

В 21 веке незаметно исчезает культура дворовых игр и дворовая социализация. В настоящее время наблюдается всплеск популярности компьютерных игр. Дети с малых лет приобщены к телефонам, планшетам, компьютерам. Зачастую выясняется, что дети не умеют играть непосредственно со сверстниками, не знают дворовых подвижных игр, не умеют самостоятельно организовывать свое свободное время. Физически, дети, развиты на среднем уровне, так как ведется малоподвижный образ жизни. Именно по этому, проект «Игры прошлого» в данный момент времени очень актуален. Дети могут быть вовлечены в игровую деятельность со сверстниками, а также, взрослыми; развиваться физически и умственно.

Цели проекта:  передача игрового наследия из поколения в поколение; развитие коммуникативных и физических способностей детей.

Задачи проекта:

- гармонизация детско-родительских отношений;

- приобщение детей к здоровому образу жизни;

- развитие двигательных навыков;

- развитие логического мышления;

- развитие памяти, ловкости, быстроты реакции.

Предварительная работа: беседа «В какие игры играли наши родители», подвижные игры «Жмурки», «Ловишки», «Ловишки с мячом», «Вышибалы», «Жмурки», «Совушка», «Горелки», «Гори, гори ясно!», разучивание считалок («На золотом крыльце сидели», «Эники, Беники ели вареники», «Чики-брики», «Трынцы-брынцы»).

        Предполагаемые результаты:

Предполагается, что в ходе реализации проекта у детей будет проявляться двигательная активность, дети будут легче общаться со сверстниками, произойдет сплочение детей и их родителей на основе общих игровых увлечений.

Сроки и этапы проекта

Данный проект состоит из трех этапов:

I этап: подготовительный (октябрь 2019 г.)

II этап: внедренческий (ноябрь 2019 г. –  январь 2020 г.)

III этап: экспертно-аналитический (февраль 2020 г.)

Содержание работы

Сроки исполнения

I этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.

Создание методической базы по проекту

Октябрь 2019 г.

2.

Разработка проекта

3.

Создание условий для реализации проекта

II этап: ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

1.

Исследование с детьми «Играли ли в игры  в старину?»

Ноябрь 2019 г.

2

Родительская гостиная «Вспоминая детство»

Ноябрь 2019 г.

3.

Обучение и организация игр для детей группы

В течение проекта

4.

Организация совместной досуговой деятельности (дети-родители) «Поиграем вместе»

Декабрь 2019 г.

5.

Организация фотовыставки «Играю в игры своих родителей»

Декабрь 2019 г.

6.

Создание картотеки игр на основе предпочтения детей (какие игры больше всего понравились детям)

Январь 2019 г.

7.

Организация чемпионатов по играм (резиночки, классики и т.д.) по инициативе детей

В течение проекта

III этап: ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

1.

Оценка эффективности реализации проекта

Февраль 2020 г.

2.

Создание презентации/видеоролика «Игры прошлых лет»

Февраль 2020 г.

Приложение

Игра «Резиночки»

Цель: развитие координации движений, внимательности

Материал и оборудование: резинка длиной 3-4м, концы которой связаны в узел

Количество игроков: от 3 и больше

Ход игры:

Два игрока становятся «в резинку», один игрок прыгает, выполняет все упражнения по порядку, переходя на более высокие уровни сложности , а далее меняют ширину резинки, пока не собьется (зацепится за резинку, случайно наступит на нее, не выпрыгнет, не впрыгнет и т.п.). В этом случае он становится «в резинку» на место одного из тех, кто ее держал, а тот человек выходит прыгать. Продолжают с того места, где ранее сбились. На «верхних этажах» самые сложные движения не выполняют.

Если в игре принимают участие 4 игрока – прыгают парами. Двое стоят «в резинке», два других прыгают по очереди. В случае, если один  ошибается, другой может «выручить» его, выполнив за него упражнение без ошибок. Тогда оба продолжают игру. В противном случае они становятся «в резинку», а двое других выходят.

Если число игроков больше 4х, можно делиться на команды.

Уровни сложности по высоте (этажи):

1 — резинка находится на уровне щиколоток
2 — резинка на уровне колен
3 — резинка на уровне бедер
4 — резинка на уровне пояса
5 — резинка на уровне груди
6 — резинка на уровне шеи

Уровни сложности по ширине натянутой резинки:

1 -«Широтки» - ноги на ширине плеч, или составлены вместе (зависит от толщины ног игроков). На такой ширине прыгают все 6 этажей (с 1-ого по 6-ой).

2 - «Узинки» - резинку натягивают на одну ногу вместо двух. На такой ширине прыгают 3 этажа.

3 -«Иголочки» — самый сложный. Резинку натягивают на указательные пальцы. По высоте устанавливают этажи с 1-ого по 6-ой.

РУССКИЕ РЕЗИНКИ

1 – «десяточки»

Стоим слева от резинки, впрыгиваем двумя ногами в серединку, выпрыгиваем справа. Обратно прыгаем наоборот справа налево.

2 – «девяточки»

Становимся в серединку между резинками, в прыжке разводим ноги и приземляемся с наружных сторон так, что между ног оказываются две линии резинки. Снова впрыгиваем двумя ногами в середину.

3 – «восьмерочки»

Становимся в середину между резинками, подпрыгиваем и наступаем на обе резинки, прыжок - возвращаемся обратно в серединку.

4 – «семерочки»

Правая нога стоит между резинок, левая – снаружи. Прыжок с поворотом на 180 – поменяли положение ног, теперь левая внутри, правая снаружи. Опять подпрыгиваем с поворотом на 180 и возвращаемся в начальное положение.

5 – «шестерочки»

Становимся левой ногой на левую резинку, правой ногой – на правую. Прыжок с поворотом на 180 – поменяли положение ног, теперь левая оказывается на правой резинке, правая – на левой. Подпрыгиваем с поворотом на 180 и возвращаемся в исходную позицию.

6 – «пятерочки»

Стоим снаружи по левую сторону от резинок. Подпрыгиваем, цепляя правой ногой левую резинку и перепрыгиваем через правую. В итоге правая нога оказывается зажатой в треугольнике, а левая стоит снаружи. Теперь левую ногу перекидываем к правой в центр треугольника, немного отходим влево так чтобы раздвинуть расстояние между резинками и выпрыгиваем с правой стороны от резинок.

7 – «четверочки»

Стоим снаружи лицом к резинке, прыжок вперед –приземляемся между резинками, прыжок вперед – выпрыгиваем наружу, прыжок назад спиной (не поворачиваясь) в серединку, выпрыгиваем назад спиной в начальную позицию.

8 – «троечки»

Стоим снаружи лицом к резинке слева, прыгаем вперед, цепляя двумя ногами левую резинку, напрыгиваем на правую. Подпрыгиваем с поворотом на 180, сбрасывая резинку с ног и приземляемся снаружи справа лицом к резинке.

9 – «двоечки»

Стоим слева от резинки. Прыгаем, наступив двумя ногами (одна впереди, другая сзади) на левую резинку. Подпрыгнув с поворотом на 180°, наступаем двумя ногами (одна впереди, другая сзади) на правую резинку. Повторяем в обратном направлении.

10 – «единички»

Стоим снаружи спиной к левой резинке, подпрыгиваем и цепляем двумя пятками левую резинку, приземляемся на правую двумя ногами. Выпрыгиваем справа, освободив ноги от резинок, и останавливаемся за резинкой и лицом к ней.

НЕМЕЦКИЕ РЕЗИНКИ

1 – «простые»

Прыжок- ноги по обе стороны от одной резинки, подпрыгиваем, ноги с двух сторон от другой, выпрыгиваем с другой стороны резинки

2 – «бегуночки»

Подпрыгиваем, наступаем одновременно — по одной ноге на каждую резинку, в прыжке меняем ноги местами, приземляемся на резинки; выпрыгиваем из резиночки

3 – «ступеньки»

Прыгаем вперед двумя ногами вместе, цепляя одну резинку, перепрыгивая через другую, потом одним прыжком освобождаемся от резинки и выпрыгиваем с другой стороны

4 – «бантик»

Правая нога сверху первой резинки, левая снизу. Прыгаем на вторую резинку так, чтобы получился бантик (правая снизу, левая сверху). Одним прыжком освобождаемся от резинки и выпрыгиваем с другой стороны

5 – «конферт»

Прыгаем двумя ногами вместе за вторую резинку, зацепив первую (получаем перекрест, внутри которого стоим), подпрыгиваем и наступаем на обе резинки двумя ногами, выпрыгиваем из резинки

6 – «кораблик»

Начинаем как в конвертике — запрыгиваем внутрь двумя ногами, подпрыгиваем и приземляемся так, чтобы обе ноги оказались «снаружи» резинки, перекрещиваем в одну и в другую сторону, выпрыгиваем из резинки

7 – «платочек»

Цепляем одну резиночку одной ногой, переносим ее за вторую (получается конвертик, но одной ногой), подпрыгиваем и поворачиваемся на 180, не отпуская резиночку, дальше прыгаем — освобождаемся от резинки и приземляемся так, чтобы ноги были с двух сторон от второй резиночки 1.

Игра «Веревочка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, мышление

Материал и оборудование: нить (1-1,5 м), концы который связаны узлом

Количество игроков: 2

Ход игры:

Один игрок натягивает нить на руку: продеть в верёвочную петлю ладони обеих рук, высвободить пальцы и ещё раз обвести верёвкой каждую ладонь. Указательными пальцами обеих рук подцепить верёвочку у середины противоположной ладони. Второй игрок начинает игру. 

  1. Участвуют два пальца обеих рук: указательный и большой, остальные пальцы зажаты в кулак. Продеть пальцы в места с двух сторон от пересечения нитей. Пальцы сомкнуть и развести в стороны кисти рук, опустить вниз и пройти под ниткой.. Получилась фигура «Коврик»
  2. Также нам понадобятся два пальца: большой и указательный. Продеваем пальцы сверху в места от пересечения нитей (ближайшие к параллельным сторонам нити). Пальцы смыкаем и понимаем кисти рук вверх. Разводим кисти рук в стороны, опускаем немного вниз. И подныриваем под параллельными сторонами нити. Получилась фигура «Дорожка».
  3. Участвуют три пальца каждой руки: большой, указательный и мизинец. Подхватить мизинцем, как крючком нитку, которая находится ближе к середине и оттянуть в противоположную сторону.

Второй рукой сделать тоже самое. Опустить сомкнутые пальцы в получившийся треугольник и подвести под ниткой. Получилась фигура «Коляска».

  1. Продеть указательный и большой пальцы в отверстия, развести в стороны и провести под параллельными сторонами нити, поднимая пальцы вверх. Получилась фигура «коврик».
  2. Можно взять пересекающиеся нити снизу. Опустить кисти рук вниз, потом в стороны, вверх и подвести под параллельными сторонами нити. Получилась фигура «конверт».
  3. Провести пальцы снизу в места рядом с пересечением нитей и провести в середину. Получилась фигура «Скорпион».
  4. Взять снизу в местах пересечения, поднять пальцы вверх и провести между смыкающимися в середине нитями. Получилась фигура «конверт».
  5. Во второй раз можно просто растянуть в стороны, вставив пальцы в места рядом пересечениями нитей.

Игра «Квадрат»

Цель: развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции

Материал и оборудование: мяч, расчерченное поле

Количество игроков: 4

Ход игры:

На земле чертится квадрат произвольного размера, разделенный на четыре меньших квадрата, по одному на каждого участника. В центре поля рисуется круг, предназначенный для подачи. Игра начинается с подачи мяча игроком, которого выбирают с помощью считалки. Мяч бросается одной или двумя руками в центральный круг, так, чтобы он отскочил к игроку, находящемуся по диагонали. Игрок, находящийся по диагонали, должен отбить мяч после одного касания о землю в его квадрате.. Отбивать мяч нужно ногами, коленом, головой, руками трогать нельзя.

Игра «Тише едешь – дальше будешь»

Цель: развивать внимание, координацию движений, быстроту реакции

Материал и оборудование: расчерченное поле

Количество игроков: от 4 и более

Ход игры: 

На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 20 метров.
Все игроки становятся с одной стороны водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:
"Тише едешь-дальше будешь. Стоп". Фразу можно произносить как угодно - намеренно растягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее, чтобы был эффект неожиданности.
В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать - пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока - тот выбывает из игры.


Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается снова.

Игра «Колечко-колечко»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции

Материал и оборудование:

Количество игроков: от 5 человек

Ход игры:

Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

Игра «Джами»

Цель: развивать глазомер, быстроту реакции, координацию движений, двигательные способности

Материал и оборудование: 4 кубика, мяч, расчерченное поле

Количество игроков: от 6 человек (обязательно четное количество)

Ход игры:

В центре площадки чертится квадрат; в центре квадрата небольшой круг,. В центре круга ставятся кубики один на один. Играющие делятся на две команды, одна - нападающая, другая - водящая. Игроки обеих команд располагаются по кругу через одного.

Одному из нападающих дается мяч.. По сигналу игроки нападающей команды по очереди начинают метать мяч в кубики, стараясь разрушить их. Если ни одному из них не удастся это сделать, то игроки обеих команд меняются ролями.

Если кому-либо удастся разрушить «башню» из кубиков, то все игроки нападающей команды разбегаются по площадке до ее границ, а игроки водящей команды, подняв мяч, передают его друг другу в движении, стараясь догнать убегающих игроков нападающей команды и осалить мячом кого-нибудь из них. Осаленный мячом выходит из игры.

Одновременно с этим игроки нападающей команды пытаются восстановить «башню», а игроки водящей команды препятствуют этому: стараются осалить мячом игрока, пытающегося восстановить «башню». Если одному из нападающих удастся восстановить разрушенную «башню» и уйти неосаленным, то команда нападающих получает выигрышное очко. После этого команды меняются ролями. Команда водящих выигрывает в том случае, если сможет вывести из игры всех соперников, осалив их мячом и не дав восстановить «башню». Выигрывает команда водящих, сумевшая осалить всех игроков нападающей команды, или команда нападающих, сумевшая большее количество раз разрушить «башню».

Игра «Светофор»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, двигательные навыки

Материал и оборудование: не требуется

Количество игроков: от 4 человек

Ход игры:

Игроки выбирают одного водящего. Он встает в центре площадки, спиной к остальным, и называет любой цвет. Игроки ищут, есть ли этот цвет на них (в предметах одежды, обуви). Если цвет успешно найден, нужно, держась за вещь, на которой обнаружили нужный цвет, перейти на другую сторону.

Если нужный цвет не обнаружен, необходимо обхитрить водящего и перебежать. Водящий должен успеть перехватить перебегающего. В случае успеха перебежчик становится водящим.

Игра «Многоклеточные классики»

Цель: закреплять счет до 20, развивать ловкость, координацию движений, внимание, двигательные навыки

Материал и оборудование: расчерченное поле, состоящее из 20 клеток (цифры вписаны вразброс)

Количество игроков: от 2 человек

Ход игры:

Игра по типу «Классики», но со своими правилами:

Прыгать  только по порядку (от 1 к 2, от 2 к 3 и т.д.), долго не стоять на одной клетке, на линии не наступать.

Усложнение: можно прыгать на одной ноге.

Игра «Толкни камушек» («Классики с камешком»)

Цель: развивать внимание, координацию движений, прыжки, аккуратность

Материал и оборудование: расчерченное поле (в два ряда: от 1 до 5, от 6 до 10), небольшой камушек.

Количество игроков: от 2 человек

Ход игры:

На расчерченное поле бросается камешек. Сначала на цифру 1. Игрок прыгает на эту цифру и обратно, в прыжке двигая камешек. Затем, бросает камешек на цифру 2. Прыгает сначала на цифру 1, затем 2. С цифры 2, игрок возвращается на старт, прыгая, двигает камешек на каждй клетке с цифрами. Цель игры: пройти все 10 квадратов. Каждый раз, возвращаясь на стар, игроку необходимо двигать камешек на каждую цифру. Если камешек попал на линии или перелетел на другой квадрат или в сторону – игра начинается снова. Выигрывает тот, кто первый прошел все игровое поле.

Игра «Двенадцать палочек»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, силу, бег

Материал и оборудование: 12 небольших брусочков, кубик, дощечка

Количество игроков: от 4 человек

Ход игры:

12 брусочков укладываются на «рычаг» (на дощечку и положенный под нее кубик) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать бусочки. Задача водящего — собрать брусочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до брусочков первым, водящий не меняется.

Игра «Вы поедите на бал?»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, коммуникативные способности

Материал и оборудование: не требуются

Количество игроков: от 5 человек

Ход игры:

Водящий проговаривает:

«Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?»
Задача водящего — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха/невесту и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего чередуя простые и сложные вопросы, меняя темп речи, интонацию и т.д.

Игра «Уголки»

Цель: развивать быстроту реакции, скорость, ловкость

Материал и оборудование: расчерченный квадрат

Количество игроков: 5 человек

Ход игры:

Четыре игрока становятся в углы  нарисованного квадрата, пятый ребёнок – это водящий, стоит в центре.

По знаку водящего «Займи уголок» -  дети, стоящие в «уголках», меняются местами.

Задача водящего – занять любой освободившийся уголок.

Оставшийся без «уголка» ребёнок становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Богатыри прошлого и настоящего"

творческий,исследовательский групповой проект, возникший по инициативе детейгруппы. использовались информационные методы исследования с помощью поиска  информации по интернету во взаимодействии с...

Проект «Из прошлого в будущее»

Формирование у воспитанников гражданственности, патриотизма, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения. Воспитание любви и привязанности к род...

Проект "Зима прошла"

Цель этого проекта: систематизировать и дополнить знания  детей о зиме, влиянии зимнего времени года на окружающий мир....

Педагогический проект на тему: «ДВОРОВЫЕ ИГРЫ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ». В рамках образовательной области физическое развитие для детей 4 – 7 лет

Основной идеей проекта «Дворовые игры. Прошлое и настоящее» является необходимость включения дворовых игр в организацию воспитательно-образовательного процесса ДОО для обобщения социально-...

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...

Сообщение «Спортивные игры и упражнения, как средство укрепления здоровья детей. Подвижные игры: прошлое, настоящее и будущее»

    В возрасте 3-7 лет дети, как правило, обладают неуёмной энергией и буквально неистовым желанием постоянно двигаться.      Спортивные, подвижные игры - отл...

Малые Олимпийские игры для детей дошкольного возраста «Весенние игры» прошли в детском саду 9 апреля 2021 года

В целях формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к Олимпийским играм, создания условий для сопричастности детей к важнейшим событиям и спортивной жизни Красногорска. Провели ма...