Главные вкладки

    Семинар-практикум «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе»
    учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

    Сафарова Диана Радиковна

    Я надеюсь, что выбранная тема будет интересна Вам, и Вы станете активными участниками обсуждения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar.docx45.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Ромашка»

    Семинар-практикум «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе»

    Подготовили:

    Горобец А.В.

    Сафарова Д.Р.

    Такиуллин Д.Ф.

    инструкторы по физической культуре

    г. Советский, 2020 год


    Семинар-практикум «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе»

    1 слайд 

    2 слайд  

    Тема «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе».

    Цель семинара: повысить уровень теоретических знаний педагогов, вооружить практическими навыками проведения работы с детьми по оздоровлению.

    Задачи:

    1.  Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

    2. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

    Ход семинара – практикума

    3 слайд

    Я надеюсь, что выбранная тема будет интересна Вам, и Вы станете активными участниками обсуждения.

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Дошкольное учреждение должно обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

    Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни одна из первостепенных задач детского сада. Проанализировав состояние здоровья, детей мы пришли к следующим результатам.

    1 группа здоровья – 25 %

    2 группа здоровья – 65%

    3 группа здоровья – 6%

    4 группа здоровья – 0 %

    5 группа здоровья – 4 %

    Конечно причин для этого много и экологические, и социальные, и генетические, и медицинские. В связи с этим мы должны продолжать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовать весь комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и профилактических мероприятий.

    Я предлагаю Вам осмыслить, чем обеспечивается здоровье, и что является результатом хорошего здоровья?

    Зачем нужно заботиться о здоровье детей.

    4 слайд

    Рефлексивно-ролевая игра.

    Предлагаю вам поработать в мини группах. Постарайтесь ответить на вопрос: «Что мешает ребёнку быть здоровым?». Найдите причины, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье ребёнка дошкольного возраста. Не затрагивая глобальные причины: наследственная предрасположенность, экология… найдите те причины, на последствия которых мы можем повлиять. Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему детский сад, быть здоровым.

    Каким образом мы можем на это повлиять? (работа в группах).

    - Правильно, искать новые приемы, которые разнообразили занятия и заинтересовали детей. Одним из путей решения этой проблемы является поиск и внедрение инновационных подходов в физкультурно-оздоровительной работе. Их много, но мы остановимся на некоторых из них, которые можно использовать при работе с детьми.

    О некоторых инновационных технологиях мы сегодня поговорим.

    5 слайд

    «Дождь здоровья»

    Уважаемые педагоги, перед вами набор различных слов. Нужно весь этот беспорядок превратить в три группы здоровьесберегающих технологий. Из каждой тучки идет целительный дождик здоровья. У каждой тучки свое название – вид технологий. Вам нужно распределить технологии по группам.

    1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, кинезиологические упражнения, степ аэробика.

    2. Технологии обучения здоровому образу жизни: беседы из серии «Здоровье», самомассаж, виброгимнастика

    3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, психомышечная гимнастика.

    На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

    - возрастные и индивидуальные особенности детей;

    - использовать разные формы работы по формированию здорового образа жизни дошкольников;

    - систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

    Невозможно решить проблему здоровья, применяя только традиционные педагогические технологии. Необходимо использовать в оздоровительной работе и инновационные подходы.

     6 слайд

    Рубрика. Копилка педагогических идей

    7 слайд

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья

    1. Корригирующая гимнастика

    Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) — разновидность лечебной гимнастики. У детей представляет собой систему спец. физ. упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

    Корригирующая гимнастика встречается во всех режимных моментах в ДОУ. В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, прогулка, гимнастика после дневного сна физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения.

    1. Фролова И. С Кинезиологические упражнения

    Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

    1. Кулак-ребро-ладонь.

    Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

    1. Упражнение «Ухо – нос»

    Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за левое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

    1. Упражнение «Хвалим – ругаем»

    Одновременно гладить себя по голове и стучать по животику.

    1. Джин Миллер Степ аэробика

    Степ-аэробика — это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе, высоте которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна. Степ аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновейсие. Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Для достижения эффекта продолжительность выполнения таких упражнений должна составлять не менее 20-30 минут. Занятия аэробикой доставляют мышцам большое удовольствие.

    1. Харченко Татьяна Егоровна   Бодрящая гимнастика для дошкольников. ФГОС

    Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме. Вашему вниманию будет представлен комплекс гимнастики после дневного сна «Забавные котята».

    «Забавные котята».

    На кровати:

    1) «Котята просыпаются». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища,

    поднимают правую руку, затем левую, потянуться, в и. п. (потянули передние

    лапки).

    2) «Потянули задние лапки». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно

    опустить.

    3) «Ищут маму-кошку». И. п.: лежа на животе, приподнять голову,

    поворот головой влево - вправо, и в и. п.

    4) «Котенок сердитый» И. п.: стоя на четвереньках, приподняться, выгнуть спину «дугой», голову вниз «фыр-фыр»;

    5) «Котенок ласковый» И. п.: стоя на четвереньках. Стоя на четвереньках, голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

    8 слайд

    Технологии обучения здоровому образу жизни

    1. Зубатова И.А. Самомассаж

    Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. А сейчас я вам предлагаю самостоятельно ознакомится, и представить друг другу некоторые комплексы самомассажа.

    1. «Неболейка»

    Чтобы горло не болело мы его погладим смело погладить ладонями шею

    мягкими движениями сверху вниз

    Чтоб не кашлять, не чихать надо носик растирать

    Указательными пальцами растираем крылья носа

    Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком

    (Растирать лоб)

    «Вилку» пальчиками сделай массируй ушки ты умело

    (Растирать пальцами ушную раковину)

    Знаем, знаем да, да, да нам простуда не страшна.

    Хлопки

    1. Рыжкова Н. Г. Виброгимнастика

    Еще один вид инновационной технологии разработал академик Микулин. Называется он виброгимнастика. Это встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм. Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это.

    Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка вовремя или после напряженной умственной деятельности. Упражнения виброгимнастики разработаны академиком А. А. Микулиным.

    Нужно подняться на носки, чтобы пятки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.

    Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек, потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы пятки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. Они должны быть такими, как при беге. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти.

    Общая длительность выполнения упражнения - 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза. Никакой опасности, отмечает А. А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет.

    9 слайд

    Коррекционные технологии:

    1. Королёва Т.А. Технология музыкального воздействия

    Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по физической культуре.

    1. Первая игра, с которой мы с вами познакомимся, называется «С бубном».

    Выбираем водящего, он стоит в кругу с бубном, остальные вокруг него по кругу выполняют движения, например, боковой галоп, а водящий стучит в бубен с закрытыми глазами, затем сам прекращает, и играющие тоже останавливаются. Тот, кто оказывается напротив водящего, танцует в паре с водящим, а все хлопают.        

    1.  «Ручейки и озёра»

    Программное содержание: Передавать в игре на инструменте и в движении различные ритмические рисунки. Учить двигаться змейкой в колонне по одному, строить круг. Двигаться в соответствии с различным характером музыки: Лёгким изящным бодрым, энергичным. Слышать начало и окончание музыки.

    Правила игры: Выбирается ведущий с музыкальным инструментом. Игроки становятся в 2-3 колонны, с одинаковым количеством играющих, в разных частях дома – эта ручейки. Под лёгкую изящную музыку (или быстрое звучание восьмыми длительностями бубна или колотушки) ручейки змейками легко бегут в разных направлениях. При смене музыки на бодрую и чёткую (звучание четвертными длительностями на бубне или колотушки, дети идут бодрым шагом, образуя озёра (круги) по числу ручейков. Бегать, не выходя из колонны, друг за другом. Строиться круг только с изменением музыки.

     

    1. А. В. Алексеева Психомышечная тренировка

    К современным методам психокоррекции и психопрофилактики в работе с детьми можно отнести психогимнастику. Это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Направлена на восстановление контакта с собственным телом и способствует:

    1. оптимизации и стабилизации общего тонуса тела,
    2. развитию невербальных компонентов общения,
    3. активизации когнитивного развития,
    4. снятию психоэмоционального напряжения (как у ребенка, так и у взрослого).

    Вышеперечисленные формы используются на занятиях следующим образом. Очень важно в вводной части физкультурного занятия не только разогреть мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Проводя «эмоциональную разминку», моя задача - научить своих воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, «Грустный и веселый», «Гномы и великаны», «Холодно – жарко» и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые, плавные или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. Поэтому на физкультурных занятиях, проводимых под музыкальное сопровождение, использую красочные рисунки, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный подъем. Все это помогает гармоническому развитию личности.

    Слайд 10

    Психомышечная тренировка с фиксацией внимания

    на дыхании

    На берегу моря.

    Вводная игра. Дети играют на берегу моря: гуляют, останавливаются, нагибаются за камушками, заходят в воду, брызгаются, зачерпывают воду руками. Садятся на песок, играют с камушками, подбрасывают вверх и ловят, кидают в даль. Плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа. Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

    Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук).

    Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхнуть песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить 2-3 раза.

    Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног).

    На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом же положении, прислушаться на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах, сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки опускаются вниз - в стороны, ноги расслаблены, ноги отдыхают. Повторить 2-3 раза.

    Солнышко и туча (на напряжение и расслабление мышц туловища).

    Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). С. вышло из-за тучки. Стало жарко – расслабились, разморило на солнце (на выдохе).

    Слайд 11

    Игра «Аплодисменты друг другу»

    Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

    Слайд 12

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

    Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, мы ожидаем, что

    1. У детей повысится интерес к таким занятиям.

    2. Увеличится уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;

    3. Будут развиваться психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

    4. Произойдёт воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

    5. Укрепится костно-мышечная система, повысится функциональная деятельность органов и системе организма.

    6. Создадутся условия для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Инновационные подходы к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ»

    Система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных ме­роприятий, реализуемая ДОУ, и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности (ДА) позволят снизить заболеваемость воспи...

    «Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»

    Сохранение и укрепление здоро­вья детей — одна из  основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ  уделяет внимание укрепле­нию здор...

    Семинар - практикум «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе».

    Семинар-практикум по физической культуре в ДОУ (для педагогов) «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе»....

    Консультации для воспитателей « Инновационные подходы к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ.»

    Инновацион­ные формамы физкультурно-оздоровительной работы с детьми от 1,5 до 7 лет....

    Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня

    Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной  работе технологий в течении дня2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – ...