Организация двигательной активности детей дошкольного возраста
статья по физкультуре
Статья для начинающих инструкторов по физической культуре и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_dvigatelnoy_aktivnosti.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильная организация двигательной активности физического развития
Укрепление здоровья ребенка, забота о его нравственном, своевременном развитии тесно связаны с обеспечением условий для рациональной организации физического воспитания, при котором полностью удовлетворяется потребность организма в движении.
Физическому воспитанию отводится одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной работы, т.к. оно способствует всестороннему развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы, повышению выносливости, развитию физических качеств, высокой работоспособности.
Уровень двигательной активности и физическая активность потребность организма в движении определяются возрастом, индивидуальными способностями и особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависят от внешних условий: гигиенических, социально бытовых, климатических.
Как правило здоровые дети среднего и выше среднего уровня физического развития при гармоничном телосложении отличаются большей подвижностью по сравнению со взрослыми. Если понаблюдать за ребенком, когда он предоставлен сам себе, не увлечен игрой, можно увидеть, что он ни минуты не остается спокойным. Его движения отличаются неупорядоченностью, т.к. они не мотивированы. Это свойственно дошкольнику, ему необходимо реализовать потребности, потенциальную энергию. Чаще это происходит тогда, когда ребенку мало уделяется внимания, нет интересного занятия, и его начинают считать избалованным, шаловливым, недисциплинированным.
Одним из основных условий успешного решения задач физического воспитания является двигательная активность детей в течении дня, которая обеспечивается комплексным использованием всех форм работы:
- Физкультурные занятия;
- Утренняя гимнастика;
- Физкультминутки;
- Подвижные и спортивные игры;
- Прогулка;
- Индивидуальная работа;
- Самостоятельная двигательная деятельность детей;
- Физкультурные досуги и праздники.
Нет сомнений в благотворном влиянии на организм рационально организованной деятельности и вредном влиянии недостатка движений. Так для детей младшего дошкольного возраста необходимый объем движений такой, при котором ребенок совершает в среднем от 9-10 до 11-12 тысяч шагов(движений), для старшего дошкольного возраста13-15, 16-17 тысяч движений. Эти показатели условны, они могут быть и больше.
Физкультурное занятие – является основной формой систематического общения детей физическими упражнениями. Во всех возрастных группах, кроме раннего возраста должно быть 3 занятия.
Физкультурное занятие состоит из 3-х частей:
Вводная;
Основная:
Заключительная.
Вводная часть – должна соответствовать и способствовать повышению эмоциональному состоянию детей, активизации их внимания, готовить организм к предстоящей физической нагрузке, поэтому вначале занятия используются разнообразные виды ходьбы, бега, прыжков с продвижением вперед, упражнения на формирование правильной осанки, строевые и танцевальные движения. На это отводится 2-5 минут в зависимости от возраста.
Обеспечению общей и специальной подготовки организма ребенка к основным движениям служат общеразвивающие упражнения. Они подбираются для разных мышечных групп (плечевого пояса и рук, мышц туловища и ног) и выполняющиеся из исходных положений: стоя, сидя, лёжа на животе, на спине.
Основная часть – посвящается разучиванию и закреплению 2-4 основных движений в течение 8-12 минут, на подвижную игру 4-6 минут.
Заключительная часть – обеспечивает постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойному состоянию. Важно, чтобы они сохраняли бодрое настроение. В этой части могут быть разные виды ходьбы, танцевальные упражнения, игры малой подвижности. На эту часть отводится 2-4 минуты.
Утренняя гимнастика – проводится с младшей группы, ежедневно, состоит из упражнений, разученных на физкультурных занятиях. Это разные виды ходьбы, бега, прыжки на месте и с продвижением, общеразвивающие упражнения, танцевальные движения, упражнения на внимание. Упражнения на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы.
Общеразвивающие упражнения даются в такой последовательности: для плечевого пояса, туловища, ног. Перед упражнениями целесообразно проводить бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой, а после них – бег в более спокойном темпе, прыжки, ходьба.
Физкультминутка – проводится в группах старшего дошкольного возраста на занятиях с большой умственной нагрузкой, требующих длительного статического положения тела. Это 3-4 упражнения на 2-3 минуты. Упражнения должны быть интенсивными, эмоциональными и по возможности связанными с содержанием занятия.
Подвижные игры – они должны быть проведены на дневной и вечерней прогулках. Для холодной погоды такие игры, где дети движения выполняют одновременно. Для жаркой погоды – игры малой подвижности, для осеннего времени – на ограниченной площади.
Индивидуальная работа – идет в течение дня в свободное от занятий время на основе общих дидактических принципов с применением тех же методов и приемов обучения, что и на занятиях со всей группой.
Самостоятельная двигательная деятельность детей – момент, когда дети имеют возможность заниматься любимыми видами упражнений индивидуально и объединяясь в небольшие группы. Но этой деятельностью необходимо руководить (следить за дозировкой, за сменой деятельности), наличие физического оборудования и инвентаря, целесообразного размещать так, чтобы это побуждало детей к движению.
Физкультурные досуги – проводятся со второй младшей группы 1 раз в месяц. Для этого подбирают знакомые детям физкультурные упражнения, подвижные игры, игры-забавы, аттракционы, элементы танцев, игры с пением, хороводы.
Физкультурные праздники – проводятся с детьми со средней группы 2 раза в год (или 1 раз в сезон), для их проведения подбираются подвижные игры с элементами соревнований , танцевальные движения, аттракционы, сюрпризные моменты. Задания давать в занимательной форме. Здесь дети могут продемонстрировать свои умения: в беге, прыжках, метании, др. упражнениях, проявить смекалку, быстроту, навыки, находчивость, сообразительность, коллективные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"
В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....
Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече...
Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста
Обеспечить соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям гармоничное физическое развитие ребенка. Совершенствовать средствами художественной гимнастики и акробатики двигательные умения и навы...
Итоговый отчёт по самообразованию на тему: «Применение народных игр при организации двигательной активности детей дошкольного возраста».
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 258» Итоговый отчёт по самообразованию на тему: «Применение народных игр при организации...
Организация двигательной активности детей дошкольного возраста на прогулке в летний период (консультация для воспитателей).
В материале представлены варианты организации двигательной деятельности дошкольников на прогулке летом: подвижные игры, упражнения, игры с элементами спорта. Это поможет грамотно и интересно организов...
«Организация двигательной активности детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы физического развития детей обусловлена некоторым противоречием между потребностью современного общества в личности творческой, гармонично развитой, активной, физически здор...