«Организация двигательной активности детей дошкольного возраста»
методическая разработка

С. Ю. Смирнова

Актуальность проблемы физического развития детей обусловлена некоторым противоречием между потребностью современного общества в личности творческой, гармонично развитой, активной,  физически здоровой, способной к качественному непрерывному образованию, и недостаточным вниманием в дошкольном образовании к процессам физического развития детей, организации двигательной активности дошкольника, пропаганде активного и здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старший воспитатель дошкольных групп

Смирнова Светлана Юрьевна

«Организация двигательной активности детей дошкольного возраста»

Содержание

  1. Введение.
  2. Глава I. Теоретические основы организации двигательной активности детей дошкольного возраста.
  3. Сущность и значимость двигательной активности для детей дошкольного возраста.
  4. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста.
  5. Двигательная активность детей дошкольного возраста и её организация  в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  6. Средства, методы и приемы организации и руководства двигательной активностью дошкольников.
  7. Глава II. Особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.
  8. Разработка рациональной модели организации двигательной активности детей в дошкольном отделении.
  9.  Методические рекомендации по организации двигательной активности в дошкольном отделении.
  10.  Список литературы.

Введение.

В процессе всестороннего и гармоничного развития человека является физического воспитания и физической активности для детей дошкольного возраста. В дошкольные годы это является основой для крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит формирование моторных видов деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.  

На данном этапе развития общества наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения. Процесс достиг масштаба национальной проблемы, поэтому в актуальности вопроса поддержания и улучшения здоровья детей, никто не сомневается.  

В Концепции охраны здоровья населения России среди приоритетных мер, направленных на защиту здоровья, названо создание условий и активное  участие различных групп населения в культурных и спортивных мероприятиях. Таким образом физическое воспитание детей дошкольного возраста следует рассматривать в качестве одной из приоритетных задач в деятельности дошкольного учреждения.

Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. По определению экспертов этой  Организации, демографический потенциал страны определяют дети в возрасте до пяти лет, если больше 35% дошкольников имеют отклонения в здоровье, то проблема его сохранения является не только актуальнейшей педагогической задачей, но и важнейшей стратегической задачей российского общества в целом. 

В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 41   «Охрана здоровья обучающихся» указано:

«1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом…»

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает реализацию образовательной области «Физическое развитие», с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлен на решение многих задач, первой из них названа задача «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а также формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

В программе «Столичное образование» значительное место отведено «вопросам охраны и укрепления здоровья детей, создания благоприятных условий для нормального развития, обеспечения социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ».

Актуальность проблемы физического развития детей обусловлена некоторым противоречием между потребностью современного общества в личности творческой, гармонично развитой, активной,  физически здоровой, способной к качественному непрерывному образованию, и недостаточным вниманием в дошкольном образовании к процессам физического развития детей, организации двигательной активности дошкольника, пропаганде активного и здорового образа жизни.

Дошкольный возраст имеет решающее значение в формировании основ физического, психического, социального и духовного здоровья, важная роль отводится для дошкольного учреждения. Однако решение этой проблемы невозможно без слаженной работы родителей, педагогов, медицинских учреждениях, спортивных комплексов. Самое главное - здоровый образ жизни должен стать нормой для взрослых и детей, не на словах, а на деле. Его основными компонентами являются: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхания, поддержание стабильного эмоционального состояния.

По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-25%-от окружающей среды, на 16-20%-от наследственности и 10-15% от уровня здравоохранения в стране. На фоне экологической и социальной напряженности, происходит огромный рост заболеваний «цивилизации». Чтобы быть здоровым, необходимо освоить искусство сохранения и укрепления здоровья. До 7 лет, ребенок проходит долгий путь в развитии и формирование функциональных систем организма, формируются основные черты личности, отношение к себе и другим. Важно на этом этапе развития дошкольников формировать навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях в области физической культуры и спорта.

Проблемой физического развития детей дошкольного возраста занимались такие выдающиеся ученые, как Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н.Авдеева, В.Г.Алямовская, В.А.Шишкина, М.А.Рунова, И.Гронец,

Е.Ачканова, Д. Видра, Г.Г.Лукина, Е.Г.Сайкина, В.Кудрявцев,  О.Б.Казина,   И.Киргинцева,   С.Прищепа,   Н.Попкова,  Т.Коняхина, Е.Демидова и др.

Методический аспект проблемы рассматривали Т.И.Осокина, М.Ю. Кистяковская, Ю.Ю. Рауцкис, Е.А. Тимофеева, В.Г. Фролов, С.Б. Шарманова, Н.А. Фомина, Н. Аксенова и др. Проблему исследовали психологи, педиатры и педагоги: А.З.Запорожец, В.П. Зинченко, Ю.Ф. Змановский, В.Т. Кудрявцев; П.С. Лесгафт, Е.А. Аркин, И.А. Аршавский и др.

Однако вопрос о путях повышения двигательной активности детей в режиме   дошкольного учреждения изучен не достаточно.

В современной педагогике Э.Я. Степанковой понятие «Физическое воспитание» рассматривается «как педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства».

По мнению М.А. Руновой,  понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.

Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А. Аршавский, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

По мнению Н.А. Виневской, дети дошкольного возраста являются «пытливыми исследователями окружающего мира. Дошкольники познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – создавать условия для развития двигательной активности детей».

И.Д. Маханева, С.Н. Дышаль, М.Н. Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными сверстниками: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Наиболее доступным способом для увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Природа, путем конкретных физиологических механизмов (в частности, усталость), сама регулирует скорость и количество движений. Таким образом боятся перегрузки надо гораздо меньше, чем недогрузки. Физическое бездействие создает условия для ненормального физического развития детей. Однако в дошкольных образовательных учреждениях  значение двигательной активности учитывается недостаточно. По современным данным дети двигаются в два раза меньше, чем предусмотрено возрастной нормой.

Анализ официальных документов, теоретических источников по исследуемой проблеме показывает, что современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку. А также испытывать потребность регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе, стремление совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, смелость и инициативу, обладать высокой (соответственно возрасту) работоспособностью (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки его к школе. Одним из путей достижения такого уровня развития ребенка является разработка и использование таких методов и приемов при организации деятельности по физическому развитию, чтобы они способствовали функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Глава I. Теоретические основы организации двигательной активности детей дошкольного возраста.

  1. . Сущность и значимость двигательной активности для детей дошкольного возраста.

Двигательная активность является естественной потребностью в движении и имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение является врожденной, жизненно важной необходимостью и потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда все основные системы и функции организма только формируются. Ограничение движений или их нарушение влияет на все жизненные процессы.

Особенно большое количество движений требует растущий организм ребенка. Неподвижность для детей утомительна, это приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям. Огромное количество движений ребенка является естественным желанием для улучшения физического и психического совершенствования. Различная мышечная активность имеет благотворное влияние на физиологические функции организма, помогает адаптироваться к различным условиям окружающей среды [29, с.3].

Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А. Аршавский, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка [40, с. 7]. Она подчинена основному закону здоровья: «приобретаем, расходуя», сформулированному И.А. Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенно энергетики на уровне целостного организма и его клеточных компонентов зависит от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Физическая активность является фактором функциональной индукции процесса восстановления (анаболизм). Последняя функция является не просто восстанавливающей исходное состояние регулярной деятельности развивающегося организма, а избыточное восстановление, т.е. необходимо постоянно  обогащать энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенка, обеспечивается полноценное индивидуальное развитие [3, с.5].

Т.И. Осокина и Е.А. Тимофеева отмечают [29], что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т. к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность».

По мнению авторов, рост и формирование мышц происходит одновременно с развитием костной системы ребенка. Под влиянием упражнений гибкие кости ребенка, содержащие много хрящевой ткани, становятся толще, прочнее, более приспособленными к повышенной мышечной нагрузке.

Очень важно, говорят педагоги, влияние мышечной активности на формирование естественных изгибов позвоночника. «Для хорошей осанки необходимо равномерное развитие мышц туловища. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение, т. к. обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, особенно сердца и легких» [29, с. 4]. «Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок» [47, с. 5].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как:

1) главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева);

2) основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: «приобретаем, расходуя» (И.А. Аршавский);

3) кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами (Н.А. Бернштейн, Г. Шеперд);

4) удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.).

Исследования показали, что увеличение объема и интенсивности физической активности для улучшения деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания); физическое и нервно психологического развития;  развитие моторных навыков.

Были рассмотрены исследования: Л.В. Кармановой, В.Г. Фролова и др. об использовании физических упражнений на свежем воздухе, направленное на увеличение двигательной активности детей.  М.А. Руновой об оптимизации двигательной активности детей с учетом индивидуального уровня их развития. В.К. Бальсевича о конверсии избранных элементов, технологии спортивной тренировки.

Физиологи Н.А. Бернштейн и Г. Шеперд считают, что «двигательная активность - кинетический фактор, который во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодальной информации. Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов» [41, с. 6]. Таким образом, по мнению ученых, программа дошкольного образования «Физическое развитие» в одинаковой степени должна быть нацелена и на телесное (физическое), и на нервно-психическое развитие ребенка.

В.А. Шишкина отмечает решающую роль движений для развития психики и интеллекта. «От работающих мышц постоянно импульсы мозга стимулируют центральную нервную систему и таким образом, способствуют его развитию. Более тонкие движения выполненные ребенком дают более высокий уровень развития его координации и тем более успешным ребенок будет в процессе психического развития. Двигательная активность ребенка не только само по себе способствует развитию мышечной силы, но также увеличивает резерв мощности тела» [47, с. 5].

Учеными установлена прямая корреляция между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышления. Они отмечают, что под влиянием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, положительно влияют на настроение, улучшают их умственную и физическую работоспособность. «В состоянии ограниченной двигательной активности снижается метаболизм и количество информации, поступающих в мозг от мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в головном мозге, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потока импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, особенно сердца, отражается на проявлении психических функций, процессов обмена на клеточном уровне [47, с. 5].

Психологи предупреждают, что ребенок не иностранец среди своих и не всегда дружит с интересами взрослых и не потому, что «так должно быть», а потому, что он удовлетворяет свои собственные мотивы, действует из-за внутренней необходимостью, которая возникла раньше или только сейчас, даже под влиянием взрослого. Одной из таких внутренних потребностей, по их мнению, является зарожденная в виде инстинкта «радость движения»[2, с. 72].

Говоря о двигательной активности как основы жизнеобеспечения детского организма, Э.Я. Степаненкова указывает, что именно она оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. «Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция (координация физиологических и биохимических процессов в организме). Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдают и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов» [40, с. 12]. Т.И. Осокина и Е.А. Тимофеева также отмечают в своих исследованиях, что в процессе мышечной деятельности совершенствуется работа сердца: оно становится сильнее, увеличивается его объем. Даже больное сердце, отмечают они, под влиянием физических упражнений значительно укрепляется. «Кровь очищается от углекислого газа и насыщается кислородом в легких. Более чистый воздух будет иметь возможность разместиться в лёгких, больше кислорода понесёт тканям кровь. Выполняя упражнения, дети дышат гораздо глубже, чем в состояние бездействия, это увеличивает подвижность грудной клетки, жизненной емкости легких». Авторы отмечают, что особенно активизируют процессы газового обмена физические упражнения на открытом воздухе. Ребенок, будучи систематически длительное время на воздухе, закалятся, что приводит к увеличению сопротивляемости к инфекционным заболеваниям [29, с. 5].

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить двигательную активность как биологическую потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. «Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей» [47, с. 5].

Многими учеными (Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, М.А. Рунова, В.А. Шишкина) установлено, что уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяется не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребенка, индивидуально-типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависит от внешних условий - гигиенических, социально-бытовых, климатических и т.д.

Исследования показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию, развитию моторики (Ю.Ю. Рауцкис, О.Г. Аракелян, С.Я. Лайзане, Д.Н. Селиверстова и д.р.) [43, с. 3].

Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в разных формах - физкультурные занятия, спортивные упражнения, упражнения на прогулке в летнее время, подвижные игры (Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, О.Г. Аракелян, Г.В. Шалыгина, Е.А. Тимофеева и др.). Авторами этих исследований разработаны содержание и методика проведения физических упражнений, направленных на увеличение двигательной активности детей дошкольного возраста, показано положительное влияние сочетания физических упражнений и закаливающего воздействия свежего воздуха на организм детей.

В.Г. Фролов, Г.Г. Юрко [42] отмечают, что при проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. А многократное повторение упражнений в условиях большего пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

В исследованиях М.А. Руновой по проблеме оптимизации двигательной активности детей в ДОУ с учетом индивидуального уровня их развития, отмечается: «Оптимальный уровень двигательной активности ребенка должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать функциональным возможностям организма, способствовать улучшению состояния здоровья и гармоническому физическому развитию» [37, с. 81].

На основе комплексной оценки основных показателей двигательной активности - объема, продолжительности и интенсивности, М.А. Рунова распределила детей на три подгруппы, по уровням развития ДА (высокий, средний и низкий уровни). По мнению автора, это даст возможность воспитателю проводить дифференцированную работу с подгруппами и использовать индивидуальный подход [37, с. 82].

М.Н. Кузнецова [23], говоря о двусторонней зависимости между физическим и нервно-психическим развитием считает, что более интенсивная двигательная активность способствует лучшему физическому развитию, а лучшее физическое развитие, в свою очередь, стимулирует двигательную активность и нервно-психическое развитие.

1.2. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста.

Понятие «двигательная активность» включает в себя всё количество движений, выполняемых человеком в процессе его жизни. В детстве двигательной активности можно разделить на 3 части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность во время подготовки и в процессе обучения, во время трудовой и общественно полезной деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти компоненты являются взаимосвязанными [39].

Характеристики двигательной активности могут включать в себя такие параметры, как «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».

По данным литературы [35], существует три уровня двигательной активности:

- высокий уровень. Для детей характерна высокая мобильность, высокий уровень развития основных движений, довольно богатый опыт для обогащения их собственной самостоятельной деятельности. Некоторым из детей в этой группе характерны психомоторная повышенная возбудимость, гиперактивность.

Дети со средним уровнем двигательной активности, имеют степень среднего и высокого уровня физической подготовки и развития моторных навыков. Они характеризуются разнообразием независимой двигательной активности.

Низкий уровень физической активности у малоподвижных  детей. Они имеют отставание в показателях развития основных движений и физических качеств от возрастных нормативов. Им свойственна общая пассивность, застенчивость, раздражительность. Исследования не выявили каких-либо очевидных изменений в сердечно-сосудистой реакции на физический стресс [35].

Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Каждый ребенок обладает своим типом двигательной активности. Невыявление этого типа и навязывание несвойственного типа движения, по мнению автора, приводит к тому, что у ребенка возникает неприязнь к этому движению, а часто и к двигательной активности вообще. Увеличение количества физической деятельности, которая не является необходимой для ребёнка и не соответствует типу двигательной активности, может привести к резко негативные последствиям, стать источником длительного стресса, способствуя враждебности к активным движениям. Отдельные моторные характеристики определяются в наблюдении за ребенком долгое время с фиксацией в дневнике движений, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием. Л.М. Лазарев [24] выделяет следующие двигательные типы ребенка:

- взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;

- циклический. Дети с циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции);

- пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;

- силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки [24].

В настоящее время, общепринятыми критериями для оценки повседневной физической активности являются: продолжительность, объём и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что эксперты рекомендуют условно разделить детей на группы большой, средней и малой мобильности. Это дает некоторые ориентиры для управления двигательной активностью детей. Однако эти характеристики основаны на усреднённом подходе, задача заключается в определении индивидуальной оптимальной двигательной активности каждого ребенка. В конце концов, большая подвижность детей, в зависимости от их индивидуальных потребностей в движении, может выступать в качестве и оптимальной и чрезмерной, а  средняя подвижность окажется для кого-то недостаточной. В этом плане более точно характеризуют степень подвижности понятия: оптимальная двигательной активности (рассматриваемая как индивидуальная норма), недостаточная (гипоподвижность, или малоподвижность), чрезмерная (гиперподвижность). Двигательное поведение малоподвижных и гиперподвижных детей совпадает с характеристиками «медлительных» и «гиперактивных», на которых серьезное внимание обращается со стороны физиологов, психологов и врачей (М.М. Кольцова, В.И. Габдракипова, Г.Г. Гарскова, М. Пассольт), что еще разубеждает в важности оценки уровня подвижности ребенка.

Таким образом, организация оптимальной двигательной активности должна считаться важнейшим показателем гармоничного развития дошкольника.

1.3 Двигательная активность детей дошкольного возраста и её организация  в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Анализ официальных документов, теоретических источников на эту тему показывает, что современный выпускник дошкольного учебного заведения должен иметь крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, высокий уровень физической подготовки, способность поддерживать правильную осанку. Ему необходимо регулярно заниматься физической деятельностью по своей собственной инициативе, чтобы улучшить свои достижения, терпение, мужество и инициативу. Высокая работоспособность в соответствии с возрастом, здоровье (как физическое, так и психическое),  особенно важно в подготовке его к школе. Воспитание здоровой личности в самом широком смысле является одним из основных требований модернизации системы образования.

Одним из главных факторов оздоровления детей является правильно организованная двигательная активность. Первые семь лет являются годами быстрого умственного и физического развития ребенка, организм которого и его функции являются далеко не идеальными и легко подвержены различным влияниям. Вот почему так важно, чтобы в этот период развития для детей была организована педагогически рациональная среда. От состояния здоровья ребенка, возможности владеть различными движениями, от его ловкости, ориентации, скорости моторных реакций во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем и успехи в учебе и трудовой деятельности.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО направлено на укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Основные задачи для достижения поставленной цели это:

- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;

- развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств;

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- формирования предпосылок учебной деятельности.

Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для сохранения здорового физического состояния и психики ребёнка в течение дня.

Двигательный режим - одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Правильно организованный двигательный режим - это как раз то, о чем точно сказал Семашко «Физкультура - 24 часа в сутки!»

Двигательный режим по ФГОС - это рациональное сочетание различных видов и форм двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко видны все движения детей в течение дня. В литературе встречаются термины «достаточный двигательный режим», «нормальный», «повышенный». Все эти термины  ориентируют педагогических работников на организацию оптимальной двигательной активности детей в дошкольных учреждениях. Однако это одностороннее освещение сущности двигательного режима. Назначение его не только в удовлетворении потребности детей в движении. Не менее важна его роль в формировании целостной личности, её интеллектуального потенциала, работоспособности и целенаправленности.

Продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования, что равняется 6-7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Двигательная активность здесь должна составлять 65-75% времени пребывания на воздухе. Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей - это время до и после завтрака, перед непосредственно образовательной деятельностью, особенно если она предназначена для интеллектуальной работы и требует от детей стационарной нагрузки. Хорошо себя зарекомендовали мероприятия, проводимые на улице с элементами образовательной деятельности. Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам сразу после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для этого [34].

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой самый разнообразный комплекс мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность, основанная на игровой деятельности ребенка. В этот комплекс входят самостоятельная двигательная деятельность и организованные физкультурные мероприятия. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Это можно объяснить тем, что дети наиболее полно реализовываются в самостоятельной деятельности, которая развивает их творческие и личностные качества. Это наименее утомительный из всех форм двигательной активности. Кроме того именно в самостоятельной деятельности ребенок наиболее ярко проявляет свою индивидуальность, а также уровень двигательных навыков. Содержание данной деятельности определяется самими детьми, но это не значит, что взрослые могут не обращать на это внимание.

К организованным формам двигательной активности относятся:

- физкультурные занятия;

- физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия и др.);

- активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, спартакиады и др.);

- домашние задания по физкультуре;

- индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);

- секционно-кружковые занятия;

- профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).

Главная цель правильной организации двигательного режима - всестороннее физическое развитие детей, удовлетворение естественной потребности детей в движении, улучшение их здоровья, обучение детей  двигательными умениями, навыками и элементарным знаниям по физической культуре, создание условий для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности в систематических физических упражнениях [26].

Если ребенок находится в состоянии психологического комфорта,  то проявляет непритворный интерес к различным видам деятельности, творческий потенциал ребенка резко возрастает и его заинтересованность охватывает всё большее количество объектов, процессов и действий.  

При внимательном наблюдении за детьми можно вполне достоверно оценить их психологическое состояние в течение определенного периода.. Если ребенок не хочет идти в детский сад, с трудом расстается с родителями, малоподвижен, часто грустит, капризничает, плачет, ссорится со сверстниками, не активен в период бодрствования, если он зажат, скован, значит, психологический дискомфорт налицо и надо срочно принимать меры! [46]

Формы работы по физическому воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом, как считает Шишкина В.А., отбираются по принципу системности. Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольного учреждения в области физической культуры на предстоящий период.

Учитывая требования федеральных государственных образовательных стандартов, каждое дошкольное учреждение имеет право на формирование своих подходов при организации работы по физическому воспитанию; педагогический коллектив детского сада совместно с родительской общественностью определяет, каким формам физической деятельности  отдать предпочтение, оценивая их эффективность и учитывая возможности учреждения по динамике развития материальной и предметно-пространственной среды. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодичных физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач [19].

1.4 Средства, методы и приемы организации и руководства двигательной активностью дошкольников.

Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используют различные инструменты.  Знание особенностей физического развития детей и основ воспитания позволяет педагогам использовать в своей работе всевозможные средства для выбора наиболее эффективных технологий, а также разрабатывать индивидуальные комплексы. Для современной системы физического воспитания характерно использование  интегрированных  средств и методов. Основным средством освоения навыков и умений являются физические упражнения, вспомогательным -  естественные силы природы и гигиенические факторы.

В.А. Шишкина [44] в своих работах выделила; гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на всестороннее развитие детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, конструирование, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания, умывания и др.).

Каждая из трех перечисленных групп, как отмечает В.А. Шишкина [44], обладает специфическими возможностями воздействия на организм занимающихся, и объединяет по этому признаку определенное количество типичных средств. Разнообразие средств создает, с одной стороны, большие затруднения при выборе наиболее эффективного из них, а с другой стороны - широкие возможности при решении любых педагогических задач.

По мнению В.А. Шишкиной, все многообразие факторов может быть сгруппировано следующим образом [44, с. 28]:

1. Важнейшими факторами являются личностные характеристики педагога и детей.

2. Научные факторы характеризуют меру познания человеком
закономерностей физического воспитания. Чем глубже разработаны педагогические, физиологические особенности физических упражнений, тем эффективнее их можно использовать для решения педагогических задач.

3. Методические факторы объединяют обширную группу требований, подлежащих реализации при использовании физических упражнений.

4. Метеорологические факторы (температура воздуха, влажность и пр.) составляют ту группу факторов, познав закономерности, воздействия которых можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений.

5. Материальные факторы (спортивные сооружения, инвентарь,
одежда и пр.) в большей мере влияют на решение спортивных задач, в меньшей мере - общеобразовательных и оздоровительных.

По мнению М.А. Руновой основным средством развития двигательной активности являются физические упражнения и игры. Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека [35]. Понятие «физическое упражнение» связано с представлениями о движениях и двигательных действиях человека. Автор выделяет несколько отличительных признаков физических упражнений [36, с. 26]:

1. Физическим упражнением решается педагогическая задача
(образно говоря, физическое упражнение направлено «на себя»,
на свое личное физическое совершенствование).

2. Физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания.

3. Только системы физических упражнений создают возможности для развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении.

Эффективность физического воспитания и результативность развития двигательной активности достигается использованием всей системы средств, однако значимость каждой группы средств неодинакова: наибольший удельный вес в решении задач обучения и воспитания приходится на долю физических упражнений.

Обусловлено это рядом причин, отмечает Л.П. Матвеев [40, с. 27]:

1. Физические упражнения как системы движений выражают
мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действительности.

2. Физические упражнения - это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания.

3. Физические упражнения воздействуют не только на морфо-функциональное состояние организма, но и на личность выполняющего их.

4. Среди всех видов педагогической деятельности только в физическом воспитании предметом обучения являются действия, направленные на физическое совершенствование обучающегося и выполняемые ради усвоения самих действий.

5. Физические упражнения могут удовлетворять природную потребность человека в движениях.

Известно, что одни и те же физические упражнения могут производить различные эффекты, и, наоборот, различные упражнения могут привести к одному результату. Это является доказательством того, что упражнения сами по себе не имеют каких-либо постоянных эффектов. Таким образом, знание факторов, определяющих эффективность упражнений, повысит управляемость педагогического процесса.

Существует несколько классификаций физических упражнений. Рассмотрим некоторые из них.

Классификация позволяет распределить физические упражнения на группы, согласно наличию наиболее существенных характерных свойств. С помощью классификации, воспитатель может определить сложность упражнений и таким образом скорректировать свои действия, чтобы лучше выполнить педагогическую задачу. Потому что наука физического воспитания постоянно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными.

Существующие классификации характеризуются определенной формальностью, но каждая из них отвечает потребностям практики.

М.В. Мащенко предлагает следующую классификацию физических упражнений [26]:

1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игра, туризм, спорт). По этой классификации физические упражнения делятся на четыре группы: гимнастические упражнения, игровые упражнения, туристические физические упражнения, спортивные упражнения.

2. Классификация физических упражнений по признаку особенностей мышечной деятельности: скоростно-силовые упражнения, физические упражнения, требующие проявления выносливости (например, бег на длинные дистанции, ходьба на лыжах и т.п.); физические упражнения, требующие проявления координации движений при строгой регламентации условий выполнения (например, упражнения на гимнастических снарядах, прыжки в воду и т.п.); физические упражнения, требующие комплексного проявления двигательных качеств при постоянно меняющихся уровнях усилий в соответствии с изменяющимися условиями (игры, единоборства).

3. Классификация физических упражнений по их значению для
решения образовательных задач: основные упражнения (или соревновательные), то есть действия, являющиеся предметом изучения в соответствии с образовательными задачами учебных программ; подводящие упражнения, то есть действия, облегчающие освоение основного упражнения благодаря наличию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений; подготовительные упражнения, то есть действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для изучения основного упражнения.

4. Классификация физических упражнений по признаку преимущественного развития отдельных мышечных групп предусматривает выделение упражнений для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища и шеи, для мышц ног и таза. Внутри этой классификации упражнения подразделяются на упражнения для голеностопного сустава, для коленного сустава и т.п.; на упражнения без предметов и с предметами, индивидуальные и парные, стоя, сидя и лежа; упражнения для развития силы и гибкости.

5. Классификация физических упражнений по видам спорта. Известно, что одно и то же физическое упражнение может привести к разным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения могут привести к одинаковому результату.

Это является доказательством того, что определённое упражнение само по себе не имеет каких-либо постоянных эффектов. Таким образом, знание факторов, определяющих эффективность упражнений, повысит управляемость педагогического процесса. Все физические упражнения могут проводиться без предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палки, мячи, обручи, флаги, канат, гимнастические скамейки в тренажерном зале, гимнастические стенки, стулья и т.д.).

С детьми дошкольного возраста можно использовать лишь некоторые физические упражнения из видов спорта (лыжи, коньки, санки, велосипеды, плавание, и т.д.). Формирование у детей дошкольного возраста самых простых спортивных навыков решает основные задачи физического воспитания, соответствующие возрасту.

Подвижные игры отличаются от физических упражнений особенностями их организации.  В игре детей объединяет общий замысел, который включает в себя возможность внезапно меняющейся ситуации. Игровая деятельность является интегрированной деятельностью, основанной на комбинации различных двигательных действий (бег, прыжки и т.д.). Игры используются, когда движение уже освоено, и необходимо развивать способность применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме того игры используются для развития физических качеств, а также для воспитания моральных и волевых качеств.

Туризм позволяет закреплять моторные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного возраста прогулки организуются с использованием различных видов передвижения (ходьба, катание на лыжах, велосипед, и т.д.).  В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пеньков, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.). Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях.

Методы организации двигательной активности дошкольников, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним, по мнению М.А. Руновой [37], относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.

Наглядный метод обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей.

Словесный метод помогает осмысливанию детьми поставленной перед ними задачи и в связи с этим способствует сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.

Практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства. Этот метод используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство).

В практической работе с детьми, методы преподавания переплетаются. По словам М.В. Мащенко [26], принимая во внимание содержательную составляющую упражнений, возраст и личность ребенка, педагог, в одном случае, отправной точкой в процессе обучения использует восприятие ребёнком образца движения в сочетании с объяснениями, а в другом случае только объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае, педагог опирается на имеющийся опыт детей и конкретные знания о движениях. После визуального или словесного метода должны следовать практические действия детей, независимое и самостоятельное выполнение движений под руководством педагога.

Применение методов обучения при руководстве двигательной активностью дошкольников, отмечает М.А. Рунова [35], строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.

Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.

В процессе обучения методы обучения выбираются в каждом конкретном случае с учетом индивидуальности ребенка, принимая во внимание степень его развития, физическое состояние, возраст и типологические особенности личности.

В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой - сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.

При обучении детей движениям подбираются методы, которые сочетаются и наилучшим способом взаимодействуют между собой. Преимущественно используются визуальные методы, такие как показ образца движений, на всех этапах обучения и в разных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), что может вызвать механическое, мало осознанное, копирование их ребенком.

1. Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности.

- Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий (кино, фотографий, картин и т.п.).

- Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена.

- Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.

Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условно-рефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку - способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения.

Выполнение движений с музыкальным сопровождением, отмечает В.А. Шишкина [44], должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменять характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей.

2. Словесные приемы. Слова, используемые в обучении, направляют все виды деятельности детей, придают им смысл, делают их более понятными и помогают усвоить новые понятия, являются причиной активности мысли и умственного напряжения. Словесные методы, при обучении движениям выражаются в четком и кратком объяснении детям. При этом используется их жизненный опыт и личное мнение. Объяснение, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет некоторые из его элементов. В беседе с детьми, предвидя введение новых упражнений и игр на открытом воздухе или при обучении, когда требуется уточнение некоторых действий. Разъяснения по сюжету подвижных игр и т.д.  В вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.

Кроме того, словесные приемы заключаются также и в четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч - ставь!» Или для окончания движения: «На месте - стой». «Раз, два, три - беги!» и т.д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.

Таким образом, проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что:

- одним из информативных критериев оценки двигательного развития, является двигательная активность ребенка;

- двигательная активность - одно из необходимых условий здоровья и развития ребенка;

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что двигательная активность рассматривается как:

1) главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева);

2) основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка; она подчинена основному закону здоровья: «приобретаем, расходуя» (И.А. Аршавский);

3) кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами (Н.А. Бернштейн, Г. Шепард);

4) удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» (Ю.Ф. Змановский и др.).

Таким образом, правильно организованная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем физического развития дошкольника. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.

Знание особенностей двигательной активности детей и степени обусловленности ее воспитанием и обучением необходимо для правильного построения процесса физического воспитания детей.

Глава II. Особенности организации двигательной активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Двигательный режим в дошкольном отделении включает в себя практически всю динамическую деятельность (двигательную активность)  детей, как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима каждому педагогу важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому каждому педагогу необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Основными элементами двигательного режима в дошкольном отделении являются:

  1. Утренняя гимнастика - ежедневно в помещении или на улице.
  2. Подвижные игры во время утреннего приёма детей – ежедневно 3-12 мин.
  3.  Двигательная разминка - ежедневно во время большого перерыва между занятиями.  Длительность 7-10 мин.
  4. Физкультминутка - ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержаний занятий. Длительность 3-5 мин.
  5. Занятия по физической культуре – проводятся 3 раза в неделю инструктором по физическому развитию (2 раза в спортивном зале и 1 раз на улице).
  6. Занятия по физической культуре по плаванию – проводятся 2 раза в неделю инструктором по плаванию.
  7. Музыкальные занятия – два раза в неделю, 15-30 мин.
  8. Подвижные игры и физические упражнения в помещении – ежедневно с группой или подгруппой детей в течение нахождения детей в дошкольном отделении.
  9. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке - ежедневно во время утренней и вечерней прогулок на спортивной площадке, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей. Длительность 25-30 мин.
  10. Оздоровительный бег – два - три раза в неделю во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.
  11.  Гимнастика после дневного сна – два - три раза в неделю, по мере побуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.
  12.  Самостоятельная двигательная деятельность - ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.
  13.  Индивидуальная работа по развитию движений - ежедневно во время  прогулок. Длительность 12-15 мин.
  14.  Закаливающие процедуры – ежедневно, по индивидуальным потребностям.
  15.  Неделя здоровья – два раза в год.
  16.  Физкультурный досуг – один раз в месяц на улице или в помещении совместно со сверстниками из других групп. Длительность 30-40 мин.
  17.  Игры-соревнования – один раз в месяц между группами в зале или на улице.
  18.  Физкультурно-спортивные праздники - два раза в год (зимняя и летняя спартакиады), внутри дошкольного отделения. Длительность 75-90 мин.
  19.  Туристические походы, прогулки – один раз в квартал в ближайший лес, парк, во время физкультурного занятия.
  20.  Участие родителей в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях дошкольного отделения - во  время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, неделя здоровья, туристических походов, посещение открытых занятий.
  21.  Релаксация - проводится в любое подходящее время со всеми детьми или индивидуально.
  22.  Пальчиковая гимнастика - проводится ежедневно индивидуально, либо с подгруппой детей. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  23.  Гимнастика для глаз - проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время  в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
  24.  Артикуляционная гимнастика - проводится ежедневно индивидуально, либо с подгруппой детей. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  25.  Дыхательная гимнастика - проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определились приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит организованной физкультурно-оздоровительной деятельности. К ней относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику нашего дошкольного отделения внедряются дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанных с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Рекомендуется проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).

        Организация обучения детей плаванию должна осуществляться не менее 2 раз в неделю, подгруппами 10-12 человек. Только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей на протяжении всего учебного года может способствовать закаливанию и увеличению двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных способностей детей в двигательной деятельности.

Воспитатель не является пассивным наблюдателем за двигательной деятельностью детей. Его задача организовывать эту деятельность - подключить малоподвижных, инертных детей к игре, притормозить гиперактивных; переключить тех, кто забегался, на игру со сверстниками, или просто предложить такому ребенку поиграть вместе с собой.

2.1. Разработка рациональной модели организации двигательной активности детей в дошкольном отделении.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители воспитанников дошкольного отделения. К таким занятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады, туристические походы. 

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте” (п. 1 ст.18 Закона РФ “Об образовании в Российской Федерации”). К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. 

Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.

Проведя исследование прямых показателей активности детей: объема (шагометрия), интенсивности (пульсометрия), времени (хронометрирование), было обнаружено, что двигательная активность детей всех исследованных возрастов ниже нормы. Приложение № 3 «Анализ самостоятельной двигательной активности детей разных возрастных групп».

Это исследование послужило поводом для проведения тематической проверки дошкольного отделения по теме «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности»  (Приложение № 4). Для этой цели были разработаны карты по проверке организации работы педагогами различных элементов двигательной активности детей в дошкольном отделении (Приложение № 5). Выявлено, что многие виды двигательной активности детей организовывались и проводились в группах формально, без должной подготовки и не в полном объёме.

В недостаточной степени использовался игровой метод, наиболее близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, но эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

В результате проведенной работы значительно возрос интерес воспитанников к подвижным играм. Творческие игры стали значительно разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные. Прямо пропорционально возросшему интересу к подвижным играм снизилась хаотичная спонтанная двигательная активность дошкольников. В целом дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Возросли продолжительность и интенсивность движений. Разнообразнее стали сами движения.

2.3. Методические рекомендации по организации двигательной активности в дошкольном отделении.

Основными условиями реализации педагогического обеспечения рациональной организации двигательной активности детей являются: организация пространственно-развивающей среды, профессиональная компетентность педагогов, учет степени подвижности детей, учет базовых потребностей в двигательной активности, учет и обогащение двигательного опыта детей. Под обеспечением надо понимать организацию разнообразных двигательных режимов в самостоятельной и организованных формах двигательной активности. Содержательный компонент организации двигательной активности представлен программным обеспечением базовой физической культуры в дошкольных учреждениях и включает в себя федеральный компонент и вариативный (региональный) компонент. Основной педагогической возможностью реализации поставленных задач в нашем исследовании является организация взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательного процесса (педагог, ребенок, родитель).

В результате реализации всех компонентов обеспечения и при соблюдении всех условий, мы предполагаем, получить оптимальный уровень двигательной активности дошкольников с учетом степени подвижности, где у малоподвижных детей двигательная активность будет интенсифицироваться, у детей с высокой подвижностью рационализироваться, у детей с оптимальной степенью подвижности обогащаться. При этом у детей всех групп будет формироваться интерес к физкультурным занятиям, обогащение двигательного опыта, прирост физических качеств.

Необходимо обратить особое внимание на то, что двигательное развитие гиперподвижных детей должно быть направлено на нивелирование недостаточной двигательной координации, а так же улучшение показателей психических процессов, концентрации внимания, его устойчивости, улучшения процесса восприятия значимых объектов. Необходимо помогать ребенку в развитии чувства самоконтроля: использовать игры средней и низкой интенсивности, которые способствуют удовлетворению биологической потребности в движении и развитию концентрации внимания. Таким детям необходимы задания на развитие глазомера, силы и точности броска.

Для малоподвижных детей рекомендуется использовать игры разной степени подвижности (малой, средней, высокой), обогащать состав движений, использовать различный инвентарь, особенно крупный, стимулирующий развитие крупной моторики. Малоподвижные дети, как правило, не мотивированы на подвижные игры, педагогу необходимо заинтересовать их в первую очередь на прогулке. Парные игры и игры с инвентарем способствуют развитию чувства коллективизма, обогащают двигательный опыт, развивают ловкость и выносливость. Особенно хорошо даются малоподвижным детям игры с четким регламентом и правилами, они позволят педагогу создать ситуацию успеха для таких детей, развивать коммуникативные умения, стимулировать двигательную деятельность.

В работе с детьми с оптимальным уровнем двигательной активности нужно использовать разнообразные игры. Подвижность, активность, общительность таких детей помогут педагогу в объяснении правил сверстникам, и быть помощниками по ходу игр. Таким детям рекомендуется продолжать обогащать двигательный опыт, вводить больше игр с правилами, новым инвентарем, включать игры, где дети исполняли бы роль ведущего организатора.

Реализацию модели педагогического обеспечения двигательной активности возможно осуществить, через технологию, имеющую три основных уровня:

1 уровень - осуществить анкетирование, опросы и предварительные беседы с педагогами и родителями дошкольников с целью выявить проблемы и актуализировать интерес к проблемам двигательной активности дошкольников.

2 уровень – организовать взаимодействие всех участников образовательной деятельности (педагог, ребенок, родитель) на физкультурных мероприятиях, а также обеспечить взаимодействие педагогов и родителей в ходе организации разнообразия двигательных режимов в организованных формах двигательной активности и в самостоятельной двигательной активности дошкольников.

3 уровень – осуществлять диагностику и анализ эффективности педагогического обеспечения при организации двигательной активности детей, как в его ходе, так и после его реализации.

Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую, умную личность!

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. М.: Аркти, 2001 – 80 с.

3. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть: физкультура для здоровья / И.А. Аршавский; - М.: Советский спорт, 1990. - 30 с.

4. Байкова Г.Ю., Моргачева В.А., Пересыпкина Т.М. – Волгоград: Учитель, 2014. – 171 с.

5. Богина Т.Л. Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей / Т.Л. Богина, Л.П. Усова // Дошкольное воспитание. 1994. - № 6. - 9-12 с.

6. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольнси о возраста: книга для воспитателя детского сада / З.М. Богуславская, КО. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

7. Борисова П. Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников / 11. Борисова, П. Картавых // Дошкольное воспитание. 1996. - № 10. – 27 с; № 11 – 21 с.

8. Васильева H.H. Физическое воспитание дошкольника / H.H. Васильева. -Ярославль : Академия развития, 2001. 122 с.

9. Волошина Л.Б. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства / Л.Б. Волошина // Дошкольное воспитание. 2006. - № 3. -  117-122 с.

10. Воронова Е.К. Игры - эстафеты для детей 5 - 7 лет: практическое пособие / Е.К. Воронова. - М.: Аркти, 2009. - 88 с.

11. Воротилкина И.И. Организация двигательной активности дошкольников / И.И. Воротилкина // Дошкольное воспитание. 1998. - № 6. - 4-38 с.

12. Глазырина Л.Д, Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных  учреждений/ Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 175 с.

13. Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

14. Голубева Г.Н. Тестирование и стимулирование двигательной активности ребенка дошкольного возраста в процессе обучения (рекомендации, нормативы, результаты исследований) / Г.Н. Голубева. - Набережные Челны : Изд-во КамПИ, 2000, - 30 с.

15. Гончарова Е.В., Кузнецова Т.Л. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников // Педагогические науки. 2007. № 3 (25). 159 – 168 с.

16. Гурьев С. .В. Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников [Текст]: учеб. метод. пособие / С. В. Гурьев, В. И. Прокопенко. Екатеринбург: Изд во ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун т», 2003. – 105 с.

17. Запорожец A.B. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства / A.B. Запорожец // Общественное дошкольное воспитание на современном этапе. М., 1981. - 47-55 с.

18. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника / В.Н. Зимонина.- М.: ВЛАДОС, 2003. - 304 с.

19. Змановский Ю.Ф. Авторская программа «Здоровый дошкольник» / Ю.Ф. Змановский // Обруч. 1996. - № 3. - 4-5 с.

20. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. 1993. - № 9. - 23-25 с.

21. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим!?». М.: Просвещение, 2007.

Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка / М.М. Кольцова. -  М.: Педагогика, 1973, - 142 с.

22. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 296 с.

23. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольных образовательных учреждений: пособие для медработников и воспитателей. - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с.

24. Лазарев, М.Л. Здравствуй! : учебно-метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / М.Л. Лазарев. М.: Мнемозииа, 2004. - 248 с.

25. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: КРОНПРЕСС, 1997, - 336 с.

26. Мащенко М.В. Физическая культура дошкольника : пособие для педагогов дошк. учреждений, методистов по физ. воспитанию. - Минск: Ураджай, 2000. - 156 с.

27. Моргун И.Н. Физкультурное образование детей 5-6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис.: канд. пед. наук / И.Н. Моргун. Краснодар, 2001.-23 с.

28. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.

29. Осокина Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1971. - 159 с.

30. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

31. Пазыркина М. В., Плахов Н. Н. Здоровьесберегающие технологии как основной компонент образовательного процесса дошкольников//Материалы ХIV Всероссийской научно-практической конференции. 23-26 ноября 2010. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена.  95-97 с.

32. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 80 с.

33. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании -Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2007. – 262 с.

34. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» / под редакцией З. И. Бересневой. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 32 с.

35. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.

36. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная Активность - источник здоровья детей : пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Линка - Пресс, 2007. - 96 с.

37. Рунова М.А. Дошкольные учреждения: оптимизация режима двигательной активности / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - 81-86 с.

38. Сопко Г. И. Скворцова Н. Н. Платонов Д. В. «Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». Здоровье детей как ценность культуры// Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16-18 апреля 2003. СПб 20036 РГПУ им. А. И. Герцена. 318 с.

39. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание ребенка», 2005. - 96 с.

40. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учебник для ин-тов физ. культуры. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, том 2. - М.: ФиС, 1976. - 256 с.

41. Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Шилкова И.К., Силкин Ю.Р., Большев А.С. и др. Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет : пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.

42. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 191 с.

43. Шарманова С.Б. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / С.Б. Шарманова, Г.К. Калугина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 2. - 9-12 с.

44. Шишкина В.А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников [Текст] / В.А. Шишкина // Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2005. - 34 с.

45. Шишкина В.А. Движение + движения: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – 93 с.

46. Шишкина В.А. Здоровый ребенок: Физическое воспитание - основа здоровьесберегающего образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Шишкина // Пралеска. - 2006. - №9. - 25-28 с.

47. Якунина С.А. Ритмическая гимнастика [Текст] / С.А. Якунина // Дошкольное воспитание. - 2003. - №10. - 64-71 с.

48. http://www.iemcko.narod.ru/2516.html (дата обращения: 24.08.2014).

49. http://www.bambinella.ru/podvignie-igri.php (дата обращения 20.10.2014).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"

В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....

Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает  основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече...

Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста

Обеспечить соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям гармоничное физическое развитие ребенка. Совершенствовать средствами художественной гимнастики и акробатики двигательные умения и навы...

Итоговый отчёт по самообразованию на тему: «Применение народных игр при организации двигательной активности детей дошкольного возраста».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 258»       Итоговый отчёт по самообразованию на тему: «Применение народных игр при организации...

Организация двигательной активности детей дошкольного возраста на прогулке в летний период (консультация для воспитателей).

В материале представлены варианты организации двигательной деятельности дошкольников на прогулке летом: подвижные игры, упражнения, игры с элементами спорта. Это поможет грамотно и интересно организов...

Организация двигательной активности детей дошкольного возраста

Статья для начинающих инструкторов по физической культуре и воспитателей....