Методика проведения физкультурных занятий для детей дошкольного возраста Презентация
презентация по физкультуре

Свешникова Наталья Сергеевна

Презентация "Методика проведения физкультурных занятий для детей дошкольного возраста" для инструкторов по физической культуре и воспитателей ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первоуральское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 «Смайлик» Методика проведения физкультурных занятий для детей дошкольного возраста Подготовила Свешникова Н.С. инструктор по физической культуре высшая квалификационная категория г.о. Первоуральск 2018

Слайд 2

Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций и систем организма, раскрытие способностей, становление личности, благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культурой. Одной из основных форм двигательной деятельности в ДОУ являются физкультурные занятия или НОД (непосредственно образовательная деятельность). Физкультурные занятия в каждом возрастном периоде имеют свою направленность. В младшей группе занятия должны доставлять удовольствие; дети учатся ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, учатся приемам элементарной страховки. В среднем возрасте – развивают физические качества (прежде всего выносливость и силу). В старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности, самостоятельность и т.д.

Слайд 3

Педагогические и методические принципы Принцип всесторонности интегрируется как принцип преимущественной направленности на общую физическую подготовку. Принцип сознательности и активности характеризует отношение занимающихся к процессу занятий. Принцип цикличности требует четкого определения задач, средств и методов для каждого этапа обучения и развития детей. Принцип повторности заключается не только в повторении отдельных упражнений, но и в повторном применении различных средств и этапов подготовки. Принцип постепенности требует дифференцирования и последовательного усложнения задач физического воспитания в полугодовом и годовом периодах. Принцип наглядности при обучении двигательным действиям учитывает преобладание зрительномоторных координаций. Принцип доступности и индивидуализации заключается в том, что из групп, сходных по структуре, выделяют действие, представляющее собой основу техники данной группы движений. Принцип прикладности предполагает применение всех изученных упражнений и игр в реализации самостоятельной двигательной активности.

Слайд 4

Оздоровительные задачи направлены на: охрану и укрепление здоровья детей, улучшение их физического развития, функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка, закаливание, совершенствование координации движений дошкольников, развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной систем детского организма. Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, получение элементарных знаний о своем организме и роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Воспитательные задачи направлены на: разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое), формирование у них интереса, потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Слайд 5

Структура организации образовательного процесса Продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут для детей 5-го года жизни - не более 20 минут для детей 6-го года жизни - не более 25 минут для детей 7-о года жизни - не более 30 минут Занятия по физической культуре для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю: 2 раза в зале; для детей 5-7 лет один раз в неделю круглогодично на открытом воздухе. Проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям; для детей 3-5 лет ДД проводится один раз на прогулке на основе подвижных игр.

Слайд 6

Структура физкультурного занятия Физкультурное занятие состоит из трех частей. Первая часть - вводная направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части. В ней используются строевые упражнения, ходьба и бег, упражнения на внимание, упражнения на формирование стопы и осанки, танцевальные движения, подскоки, могут быть упражнения в равновесии, завершается перестроением на выполнение комплекса. Длительность части: средняя группа 2 – 3 мин старшая группа 4 – 5 мин подготовительная группа 4 – 5 мин младшая группа 1,5 – 2 мин

Слайд 7

Вторая часть основная (самая большая по объему и значимости), включающая в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей. Состоит из общеразвивающих упражнений , общеразвивающие упражнения это упражнения направленные на все группы мышц, порядок выполнения сверху вниз, учитывается возраст ребенка, индивидуальные особенности; основных видов движений , это движения в виде ползания, лазания, упражнений на пресс, упражнений на равновесия, метания и т. д.; подвижной игры высокой активности. Длительность этой части: младшая группа: ОРУ 3-5 мин, ОВД 2-3 мин, игра 2–3мин средняя группа: ОРУ 5-6 мин, ОВД 4-5 мин, игра 3-4 мин старшая группа: ОРУ 6-7 мин, ОВД 5–6 мин, игра 5–6 мин подготовительная группа: ОРУ 6–7мин, ОВД 6-7мин, игра 6–7 мин

Слайд 8

Последняя часть занятия это заключительная часть , в ходе которой выравнивается функциональное состояние организма детей. В ней используются : коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания; ходьба в спокойном темпе; игра малой подвижности; подведение итогов занятия; игровой самомассаж; упражнения на расслабления. Длительность: младшая группа — 2 мин средняя группа — 3 мин старшая группа 3 — 4 мин подготовительная группа 3 - 4 мин

Слайд 9

Наглядные : - наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры); - тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора); Словесные: - объяснения, пояснения, указания; - подача команд, распоряжений, сигналов; - вопросы к детям и поиск ответов; - образный сюжетный рассказ, беседа; - словесная инструкция. - слушание музыкальных произведений; Практические: - выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями; - выполнение упражнений в игровой форме; - выполнение упражнений в соревновательной форме; - самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.

Слайд 10

Способы организации детей на занятии Фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение или делают одновременно разные движения. Поточный способ. Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются, выполняя заданное упражнение. Групповой способ. Дети по указанию инструктора распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания. На одном занятии можно чередовать способы организации детей.

Слайд 11

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ № Формы занятий Задачи занятия Особенности построения занятия 1 Традиционный тип Ознакомление с новым программным материалом Обучение спортивным играм и упражнениям, знакомство с правилами, содержанием, техникой различных видов движений. 2 Смешанного характера Разучивание новых и совершенствование освоенных ранее. Организация дифференцированного обучения с учетом здоровья детей, двигательной активности, уровня освоения двигательных навыков. 3 Вариативного характера Формирование двигательного воображения На знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий. 4 Занятие тренировочного типа Направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.

Слайд 12

5 Игровое занятие Направлено на формирование двигательного воображения. Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. 6 Сюжетно-игровое занятие Направлено на формирование двигательного опыта ребенка, приобретение ЗУНов из окружающего мира (включать задачи по развитию речи, ориентировки в окружающем, обучению счету и др) Занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка. Состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений обще развивающего воздействия («Цирк», «Спортсмены», «Зоопарк», «Рыбаки»). 7 Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов Направлено на приобретение определенных двигательных умений и навыков, на обучение самостоятельного пользования тренажерами, овладение приемами страховки. Занятие включает разнообразные упражнения: висы, лазание по гимнастической стенке, канату, шесту, веревочной лестнице, упражнения с эспандерами, гантелями, на дисках здоровья, на велотренажерах, бегущих дорожках и т.д.

Слайд 13

8 Занятия ритмической гимнастикой Направлено на развитие и совершенствование музыкально-эстетических чувств, развитие эмоциональной сферы ребенка. Проводится под музыкальное сопровождение с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений на этих занятиях не проводится. Материал должен быть знаком детям. 9 Занятие по интересам Направлено на развитие двигательных способностей, формирование индивидуальности, развитие творчества, инициативности и самостоятельности в выборе рода занятий в физкультурно-предметной среде. Детям предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями. Зал разбит на зоны, где расположены разные физкультурные пособия. Воспитатель предлагает по желанию выбрать любую зону и выполнить произвольные движения с пособиями. Через определенное время дети меняются зонами. 10 Тематическое занятие Направлено на освоение хорошего качества выполнения одного вида физкультурного упражнения. Посвящено одному виду физкультурного упражнения: лыжам, элементам игры в теннис, в баскетбол и др. Отрабатывается физическое упражнение, умение пользоваться оборудованием.

Слайд 14

11 Занятие «Туризм» Направлено на закрепление двигательных навыков и умений, полученных ранее с использованием пособий в природном окружении Расстояние, которое дети проходят во время похода – от 1,5 до 3 км, время непрерывного движения - от 15 до 25 минут, длительность промежуточного привала - 5-10 мин., большой привал, на котором организуются игры, соревнования и отдых перед обратной дорогой - 30-40 минут. Отправляясь в мини-поход с некоторыми его атрибутами (рюкзак, фляжка с водой), первую часть пути и после привала дети проходят несколько медленнее. Впереди идут менее подготовленные дети, в конце колонны — физически более крепкие, чтобы колонна не растягивалась. 12 Контрольно-проверочное занятие Направлено на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств Участвуют воспитатели и методист. Составляются «Протоколы оценки физических качеств и двигательной подготовленности детей» с учетом коэффициента двигательного развития каждого ребенка. Проводится 2 раза в год. Можно проводить в виде соревнований или спартакиад.

Слайд 15

13 Занятие «Забочусь о своем здоровье» Направлено на приобщение к ценностям здорового образа жизни, получение представления о своем теле и своих физических возможностях. Обучение приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию медицинской помощи. 14 Занятие-соревнование Направлено на развитие инициативности, самовыражения, уверенности в своих силах, опирающиеся на разнообразный моторный опыт. Две команды в ходе различных эстафет выявляют победителей.

Слайд 16

15 16 Занятие комплексного характера Занятие по типу круговой тренировки Синтезирование разных видов деятельности Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Совершенствование физических качеств, Закрепление двигательных умений и навыков. Проводится в форме игровых упражнений, с включением задач из разных разделов программы Последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных по кругу. Использование хорошо освоенных упражнений. Последовательное включение в работу различных мышечных групп. Регламентация работы и отдыха на каждой «станции». Индивидуализация тренировочной нагрузки. Систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.

Слайд 17

Варианты проведения нетрадиционных физкультурных занятий. Развивающие занятия по программе «Театр физического воспитания» представляют собой ситуационную мини игру, в которой дети вступают в этап ролевой, «подражательной» или имитационной игры, выступая то в роли животных, то в роли птиц, кукол или сказочных героев. Занятия с элементами стретчинг - гимнастики , включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц, снятие в них напряжения, повышения физической работоспособности. Совместные физкультурные занятия родителей с детьми – способствую развитию межличностного общения ребенка с взрослым, помогают родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности. Занятия основанные на гендерных особенностях детей имеют два вида. Первый вид - это совместные занятия для мальчиков и девочек, где в зависимости от пола имеются различия в подборе упражнений, оборудования, дозировке и т. д. Второй вид - раздельные занятия. У девочек они, построены на танцевальном материале и музыкально - ритмических движениях. У мальчиков же преобладают тренировочные занятия.

Слайд 18

Роль воспитателя на физкультурном занятии Воспитатель младшей группы выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом. Помогает физинструктору в перестроении детей, следит за исходным положением и качеством движений во время выполнения общеразвивающих упражнений и в основных видах движений. Делает по необходимости замечания детям или поощряет их. Во время подвижных игр следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила. Участвует в оказании индивидуальной помощи детям по необходимости. Занимается со второй подгруппой (выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложнённых условиях)

Слайд 19

Роль воспитателя на физкультурном занятии Выполняет раздачу и сбор предметов и атрибутов в ОРУ, помогает расставлять инвентарь для ОВД и убрать его после выполнения детьми упражнений. Контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам утомления. Обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями. Следит за соблюдением правил игры, за дисциплиной, за безопасностью. Обеспечивает страховку, чтобы не допустить травматизма. Контролирует поведение детей. Оказывает детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях.

Слайд 20

Используемая литература 1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.—368с. 2. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985-271 с. 3. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с. 4. Холодов Ж.К. и др. Теория и методика физического воспитания. – М., 2000. 5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с. 6. Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – Мн., 1998. 7. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения театрализованных игр в дошкольном образовательном учреждении.

Методика проведения театрализованных игр в дошкольном образовательном учреждении...

Методика проведения диагностики для детей дошкольного возраста

Важным условием физического развития является проведение диагностики вместе с медицинскими работниками и психологами....

Методика проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении

Данная методика проведения утренней гинастики помогает молодым специалистам на раннем этапе их  становления как педагога дошкольного образовательного учреждения....

Методика проведения утренней гимнастики в дошкольных учреждениях

Методика проведения утренней гимнастики в дошкольных учреждениях...

Консультация для воспитателей:"Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении."

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттрак...

Консультация "Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольном учреждении"

Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Методика проведения утренней гимнастики в дошкольной организации

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. ...