ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре

Ясюк Алеся Анатольевна

. В статье рассматриваются критерии оценки физического развития ребенка, которые в целом позволят применительно к детям дошкольного возраста внести серьезный вклад в систему профилактик у них функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата и положительно скажутся на динамике физического развития и гармоничности морфофункционального статуса.

Ключевые слова: физическое развитие, дошкольный возраст, двигательная активность детей, физическая работоспособность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

По мнению ведущих специалистов (Л.Н. Антонов, 2004; Ю.Ф. Змановский, 1989, и др.), период дошкольного возраста является одним из важных, сложных, но необходимых этапов жизни человека. Именно в этот период происходит становление и совершенствование большинства систем организма ребенка.

Основным и наиболее важным показателем состояния здоровья и развития ребенка является физическое развитие ребенка. В результате исследований было выявлено, что вероятность возникновения заболеваний напрямую связана с низкими показателями тестов, для оценки физического развития ребенка, тем более дошкольного возраста [6]. Отталкиваясь от биологических закономерностей, физическое развитие зависит от целого ряда факторов, в числе которых отдельное место занимает адекватная в количественном и содержательном плане, нетравмоопасная двигательная активность детей [5].

К подобным видам двигательной активности может быть отнесен и целый ряд элементов детской легкой атлетики.

Однако проблема обоснованного выбора и особенностей использования отдельных легкоатлетических упражнений у детей дошкольного возраста с учетом доступности этих упражнений, их физиологической корректности и эффективности пока практически не изучена.

Учитывая это, мы сочли целесообразным провести специальные исследования, основной целью которых являлось обоснование принципов использования элементов детской легкой атлетики в дошкольном возрасте.

В качестве критериев физического и биологического развития регистрировались такие показатели, как: суммарно общее количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти, окружность грудной клетки, длина тела, масса тела, прибавка длины тела за последний год, изменения в пропорциях тела (отношение окружности головы к длине тела) и «Филиппинский тест».

Морфофункциональный статус ребенка оценивался с позиции общей физической работоспособности (показатель пульс-скорость при 2-минутном беге трусцой на пульсе 130-160 уд/мин), мышечной силы правой и левой кисти, жизненной емкости легких, функциональной силы постуральных мышц, формирующих осанку.

Физическая подготовленность детей предполагала оценку результатов 210


следующих упражнений (тестов):

 бег на 30 м с высокого старта (с);

 прыжок в длину с места (см);

 наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейке (см);

 метание набивного мяча весом 0,5 кг из-за головы из положения сидя (см);

 метание теннисного мяча с места правой и левой руками (см);

 теппинг-тест на максимальное количество касаний в четырех квадратах (кол-во раз).

Также учитывались особенности развития движений у раннего и дошкольного возраста

Результаты предварительного этапа исследований, в которых приняли участие 30 детей разного пола в возрасте 5-6 лет, показали следующее.

Наиболее высокие коэффициенты вариации обнаружили результаты теста на координацию от 27,54% до 62,86% и наклона вперед от 62,19% и выше.

В тестах, благодаря которым было возможно оценить скоростно-силовые способности мышц нижних конечностей, метании теннисного мяча левой рукой, гибкости, выявлен наибольший процент низких результатов.

Тестирование уровня развития ряда постуральных мышц выявило низкие показатели двухстороннего развития силы ромбовидных мышц (40-53,8%) и прямых мышц живота (51,8-85,7%).

Уровень общей физической работоспособности у детей дошкольного возраста обнаружил прямую взаимосвязь с длиной и массой тела, что предполагает его дифференцированную оценку [7].

Литература:

1. Антонов Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2004.

2. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3.

3. Довыдов В.Ю. Методика оценки физического развития подготовленности детей младшего школьного возраста / В.Ю. Довыдов, С.А. Шептикин, А.Г. Трифонов. – Волгоград, 1973.

4. Ишмухамедов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // Начальная школа. – 2006. – №4.

5. Шубина Н.Г. Легкая атлетика в детских дошкольных учреждениях / Н.Г. Шубина, М.С. Шубин / Материалы научной и научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ (15–27 мая 2014 г. Краснодар): материалы конференции. – Краснодар: КГУФКСТ, 2014. – С. 222-224.

6. Ясюк А.А. Физическое развитие детей дошкольного возраста // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной 45-летию Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – Краснодар, 2014. – №1. – С. 224-225.

7. Ясюк А.А. Средства воспитания детей дошкольного возраста // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – Краснодар, 2016. – №1. – С. 260-262.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Программа "Система диагностики и коррекции психического развития детей дошкольного возраста"

Программа содержит основновное содержание работы педагога-психолога в ДОУ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...

Современные игровые технологии коррекции и развития детей дошкольного возраста.   

Игровая  технология – это специальный набор форм, методов, приёмов обучения и воспитательных средств. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.  ...

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2018– 2019 учебный год.

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2018– 2019 учебны...

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2019– 2020 учебный год.

Планирование мероприятий в системе дошкольного образования ГО Красноуфимск, городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста» на 2019– 2020 учебны...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работ...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...