Картотека игр по физическому развитию
картотека по физкультуре (средняя группа)

Мунтян Елена Анатольевна

Картотека игр по физическому  развитию (для группы общеразвивающей направленности в возрасте от 4 до 5 лет)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_muntyan_e.a.docx230.03 КБ

Предварительный просмотр:

Мунтян Елена Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

Картотека игр

по физическому  развитию

(для детей группы общеразвивающей направленности в возрасте от 4 до 5 лет)

C:\Users\PC\Desktop\55.gif

                                   Воспитатель:                

Мунтян Е. А.  

                     

                               

                                                     г. Котовск

ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

  Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.                            Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме: эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.  

Велика роль подвижной игры и в умственном развитии ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

   Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Только при систематическом повторении подвижных игр приобретенные способы действий закрепляются и совершенствуются. У детей развивается хорошая ориентировка в игровой ситуации. К играм, повторяемым без изменений, дети быстро теряют интерес: необходимо видоизменять содержание и усложнять двигательные задания.

По ходу игры возможны экспромты со стороны воспитателя. Такие моменты могут быть вызваны эмоциональным состоянием детей, желанием выразить себя в движении. Экспромт дает возможность развивать у малышей собственные творческие способности. Итак, играя, ребенок не только способен воспроизводить показанное взрослым движение, но и в состоянии с содержанием игры придавать действиям воображаемые свойства, существующие у него в памяти в виде представлений, понятий.

Игра «растет» вместе с ребенком на протяжении всего его детства.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

1. «Зайцы и волк»

Цель: воспитывать умение подчиняться правилам игры; развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание, ориентировку в пространстве, выразительность речи.                                                                                                                                                                         Оборудование: шапочка волка.                                                                         Ход игры: Воспитатель считалкой выбирает одного ребенка, который будет изображать роль волка. Остальные дети – зайчата.                                                   Дети идут к логову волка, произнося:
   Мы зайчата смелые, 
   Не боимся волка.
   Спит зубастый серый волк
   Под высокой елкой. (Волк просыпается и старается поймать зайчат)
   Мы, зайчата, не просты:
   Разбежались под кусты. (Дети бегут  на стульчики)                       Продолжительность игры 4 – 5 раз.

2. «Мы - ребята смельчаки»

Цель: Воспитывать выдержку и дисциплинированность, формирование навыки безопасного поведения в подвижной игре, развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров.                       Оборудование: кубики, шнур.                                                                                              Ход игры: Дети стоят в шеренге на одной стороне площадки, обозначенной кубиками и шнуром (корабль).На противоположной стороне спиной к ним стоит «акула» из числа детей. Дети идут к «акуле» и говорят слова:

    Мы- ребята смельчаки, потому что моряки.

    Мы от страха не дрожим, от акулы убежим.      

«Акула» поворачивается к детям, догоняет их. Дети убегают на «корабль». Продолжительность игры 4 – 5 раз.

3. «Лиса в курятнике»

Цель: Развивать, внимание, ловкость, выполнять  движения по сигналу; упражнять в беге.                                                                              Оборудование:  шапочка лисы, шнур.

Ход игры: На одной стороне площадки шнуром очерчивается курятник. На противоположной стороне – нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные дети – куры.                                     По сигналу воспитателя куры ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «Лиса!» - куры убегают в курятник, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, в нору. Продолжительность игры 4 – 5 раз.

4. «Волк во рву» 

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.                                             Оборудование: 2 шнура.

Ход игры: На площадке  при помощи шнура обозначаются две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается«дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в «ров». По сигналу воспитателя: «Волк во рву!», козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 4-5 раз

 

5. «Бездомный заяц»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром       беге.                                                                                                               Оборудование: обручи.

Ход игры: из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные играющие – «зайцы»,занимают «свои домики»-обручи. «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится «бездомным зайцем». Если «охотник» поймает «зайца», то они меняются ролями.                                                                                                        Продолжительность игры 5-7 минут.

6. «Хитрая лиса»

Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу, формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле. 
Ход игры: Играющие стоят по кругу. Расстояние между детьми один шаг. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, обходит круг за их спинами и дотрагивается до одного ребенка – он становится лисой. Играющие открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, угадывая, кто же из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Дети спрашивают хором сначала тихо, потом громче: «Хитрая лиса, где ты? » После трехкратного произнесения этих слов хитрая лиса выходит на середину круга, поднимает руку и произносит: «Я здесь!» Все разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманных детей она отводит в свой дом (заранее определенное место). Когда лиса поймает 2-3 детей, воспитатель говорит: «В круг!». Все играющие встают в круг, и игра возобновляется.

 Продолжительность игры 4 – 5 раз.

7. «Мышеловка»

Цель: упражнять в построении в круг. Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. 
Ход игры: Играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Со словами: 
Ах, как мыши надоели, 
Все погрызли, все поели. 
Берегитесь же плутовки, 
Доберемся мы до вас. 
Вот расставим мышеловки, 
Переловим всех сейчас! -
дети  изображающие мышеловку идут по кругу то влево, то вправо. Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя: «Хлоп!», дети опускают руки вниз и приседают, а пойманные  «мыши» встают в круг и мышеловка увеличивается. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются местами.                                          Продолжительность игры 4 – 5 раз.

8. «Веселые пингвины»

Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед с зажатым между ногами мешочком; развивать зрительную ориентировку в пространстве. Оборудование: цветные корзины, цветные мешочки.    

Ход игры: Играющие строятся в две колонны на расстоянии 1,5 метров от цветных корзин. Перед ними коробка с цветными мешочками (по цвету корзин).                                                                                                                                   Каждому  участнику необходимо взять мешочек, зажать между коленями, допрыгать  до соответствующей по цвету мешочка  корзине,  положить мешочек.  Побеждает команда, чьи мешочки раньше будут помещены в корзины.

Продолжительность игры3- 4 раза.

9. «Цветные автомобили» 

Цель: упражнять в беге, ходьбе, различении цвета. Развивать умение действовать по сигналу.

Оборудование: флажки по количеству детей разных цветов.  

Ход игры: Дети рассаживаются вдоль стены на стульчики. Их назначают «автомобилями».  Каждому раздаются флажки разных цветов. Воспитатель поднимает вверх любой флажок, например, красный. Это сигнал для «автомобилей», что пора выезжать из своих «гаражей». Дети, у кого красный флажок встают и ходят по комнате, при этом гудят, изображая автомобиль. Воспитатель опускает флажок. «Автомобили» сразу же останавливаются и не двигаются с места. Звучит команда «пора домой». «Автомобили» разъезжаются каждый на свое место. Воспитатель опять поднимает флажок, но уже другого цвета и игра продолжается – выезжают другие «автомобили». Продолжительность игры 5-7 минут.

10. «Перелет птиц»

Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Ход игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом - гимнастическая стенка. По сигналу «птицы улетают» дети бегают по площадке, размахивая руками-крыльями. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают.                                                                                                       Продолжительность 5-7 минут.

11. «Совушка»

Цель: упражнять в умении действовать по сигналу; при ускорении делать более частые шаги, энергично двигать руками.                                 Оборудование: шапочка совы.

Ход игры: Выбирается водящий- «Совушка».Остальные дети изображают бабочек, птичек и т.д. По сигналу воспитателя: «День наступает- всё оживает!»- дети бегают по всему залу. На команду: «Ночь наступает- всё замирает, сова вылетает!»- замирают и останавливаются в том же месте, где их застала команда. «Совушка» выходит из своего гнезда и тех, кто шевелится забирает к себе. Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих. Продолжительность игры 4-5 раз.  

12. «Пробеги тихо»

Цель: учить бесшумно двигаться.

Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего.  Он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит: «Стой!», и  бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий  говорит, какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо,  и водящий не смог её обнаружить.                    Продолжительность игры 3- 4 раза.  

13.  «Зайцы и медведи»

Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Оборудование: шапочка медведя.

Ход игры: Ребенок-«медведь» сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:

   -Мишка бурый, мишка бурый,

    Отчего такой ты хмурый?

А медведь отвечает:

    Я медком не угостился,

    Вот на всех и рассердился.

    1,2,3,4,5- начинаю всех гонять!

После этого медведь ловит зайцев.

Продолжительность игры 4-5 раз.  

14. «Пустое место»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.                                           Оборудование: обруч.

Ход игры: Дети держатся за обруч правой рукой, и двигаются по часовой стрелке, а ведущий идет в противоположную сторону со словами:

Вокруг домика хожу

И в окошечко гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу:

«Тук- тук- тук».

Все дети останавливаются. Игрок, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришел?» Ведущий называет имя ребенка и продолжает:

Ты стоишь ко мне спиной,

Побежим- ка мы с тобой.

Кто из нас молодой

Прибежит скорей домой?

Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займет пустое место у круга.                                               Продолжительность игры3- 4 раза.

15. «Дети и волк»

Цель: развивать двигательные умения и навыки; учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.                                                                                                    Оборудование: куб, шапочка волка.

Ход игры: На одном стороне площадки перед начерченной линией стоят дети. На противоположной стороне, за «деревом» (кубом), сидит «волк» - ведущий. Воспитатель читает:

      Дети по лесу гуляли, землянику собирали,

      Много ягодок везде - и на кочках, и в траве.

Дети расходятся по площадке, бегают. Воспитатель продолжает:

      Но вот сучья затрещали…

      Дети, дети, не зевайте,

      Волк за елью,- убегайте!

Дети разбегаются, «волк» их ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.                               Продолжительность 5-7 минут.

C:\Users\PC\Desktop\22.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...