Физкультурно - оздоровительная деятельность структурного подразделение «Детский сад «Солнышко».
учебно-методический материал по физкультуре

Ключникова Ирина Михаловна

 

Дифференцированный подход к детям в различных формах физической культуры и дозирование нагрузки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области  структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

 C:\Users\Lubov Kluchnikova\Downloads\Эмблема ДС Солнышко.jpgФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                 структурного подразделение «Детский сад «Солнышко».

1. Физкультурно-оздоровительные занятия

1.1 Утренняя гимнастика 10-12 мин. Ежедневно на открытом воздухе или в зале

1.2 Физкультминутки 3-5 мин. Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания непосредственно образовательной деятельности

 1.3 Двигательная разминка 7-10 мин. Ежедневно после непосредственно образовательной деятельности (с преобладанием статических поз)

 1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 15-30 мин. Ежедневно во время утренней прогулки (проводится по подгруппам, с учетом Д. А. детей)

1.5 Оздоровительный бег 3-7 мин. Ежедневно во время утренней прогулки

 1.6 Индивидуальная работа по развитию движений 12-15 мин. Ежедневно во время вечерней прогулки

 1.7 Ленивая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами 10-15 мин. Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей

 2. Непосредственно образовательная деятельность

2.1 Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 15-30 мин. 2 раза в неделю

 2.2 Спортивные игры и упражнения на воздухе 15-30 мин. 1 раз в неделю

 3. Физкультурные праздники и развлечения

 3.1 Неделя здоровья - 1 раз в год (первые недели сентября)

3.2 Физкультурный досуг 75-90 мин. 1 раз в неделю (проводится по параллелям)

3.3 Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе 50-60 мин. 2-3 раза в год (проводится по параллелям)

3.4 Спортивные игрысоревнования 60 мин. 1-2 раза в год на воздухе или в зале

3.5 Спартакиады вне детского сада 120 мин. 1 раз в год (участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе)

 4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа Детского сада и семьи

 4.1 Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ 2-3 раза в год.

Дифференцированный подход к детям в различных формах физической культуры и дозирование нагрузки 

Большое значение на занятиях по физической культуре уделяется дозированию физической нагрузки, которая должна быть адекватна состоянию здоровья ребенка и его психомоторному развитию. Дозированная физическая нагрузка дает возможность осуществлять дифференцированный подход к детям, перенесшим различные заболевания, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Основными критериями дозировки при проведении занятий являются исходные положения при выполнении упражнений, подбор физических упражнений (с исключением некоторых, в зависимости от медицинской группы занятий физической культурой), количество повторений каждого упражнения и методы их выполнения (повторный, интервальный), продолжительность занятий и моторная плотность нагрузки на протяжении занятия. Сведения о дозированной нагрузке заносятся инструктором по физическому воспитанию в специальную документацию. Составляются списки детей, состоящих на диспансерном учете у врачей-специалистов, список детей с проблемами в развитии общей моторики. В данных списках фиксируется диагноз ребенка, группа здоровья и группа развития для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная, занятия лечебной физкультурой). Для определения правильности построения занятия по физической культуре и распределения физической нагрузки по частям мед. сестра измеряет частоту пульса у ребенка до занятия после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных видов движения, дифференцированных игр (направленных на регулирование двигательной активности детей), общей подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3 – 5 минут. Учитываются требования к сроку возобновления занятий физическими упражнениями детьми после болезни.

 На основании собранных данных, инструктором по физическому воспитанию, совместно с медицинским работником, определяется вид нагрузки для конкретного ребенка, в зависимости от состояния здоровья ребенка и уровня его физической подготовленности. Различают три вида нагрузки: большую, среднюю и малую (Епифанов В. А., 1987). При большой физической нагрузке (основная) используются все физические упражнения без ограничений; при средней исключаются бег, прыжки, сложнокоординированные упражнения; при малой используются элементарные упражнения для верхних и нижних конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. В журнале учета посещаемости используется цветовая гамма, для определения дозированной нагрузки, в соответствии с показаниями конкретных детей. Разработаны специальные рекомендации для воспитателей и родителей по физической реабилитации детей, имеющих показания для назначения медицинской группы «занятия лечебной физкультурой» (функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата: дефекты осанки и плоскостопие). Инструктором по физическому воспитанию, дополнительно к основной (большой) нагрузке на занятиях, вводятся элементы ЛФК для коррекции нарушения осанки и плоскостопия. Используются и другие формы лечебной физической культуры: утренняя гимнастика, самостоятельные занятия (под контролем воспитателей и родителей), прогулки, оздоровительный бег, игровые занятия.

Требования к организации занятий по физическому воспитанию Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния  здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года. Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие. Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 – 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 – 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций. Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребенка. Оценка эффективности физического развития осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни. Эффективность занятия по физической культуре зависит не только от его содержания и организации, но и от санитарно-гигиенических условий, в которых оно проводится. Проверку условий и санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий (групповые участки, спортивная площадка, физкультурный зал), физкультурного оборудования и инвентаря, спортивной одежды и обуви осуществляют органы Роспотребнадзора, заведующий, методист, инструктор по физической культуре, врач, медсестра. Температура воздуха в помещении, где организуются занятия, должна быть 19-20°С. Перед проведением занятия проводится сквозное и угловое проветривание и влажная уборка. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении. Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается в присутствии 56 детей. Для соблюдения температурного режима, во время занятия, при необходимости, должны быть открыты фрамуги, форточки. На занятиях дети занимаются в спортивной одежде (спортивная майка, трусы-шорты, носочки, обувь на светлой резиновой подошве). С детьми второго и третьего года жизни непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию осуществляют по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. С детьми второго года жизни ее проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале. Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовывать непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию максимально организуют на открытом воздухе. Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей 5-7 необходимо использовать все организованные формы непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм). Работа по физическому развитию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников.

 Рекомендации к одежде при проведении физкультурных занятий на воздухе:

Температура воздуха (оС)при скорости ветра 0.1 – 0.6 м./с.

Одежда (количество слоев)

Одежда и обувь

+20 и выше

1/11

Трусы, майка, носки, спортивные туфли

от+15 до +19

2/2

Хлопчатобумажный тонкий трикотажный спортивный костюм, майка, трусы, носки, спортивные туфли

от +10 до +14

2/2

Хлопчатобумажный тонкий трикотажный спортивный костюм, майка, трусы, носки, спортивные туфли (кеды)

от +3 до + 9

2/2

Тренировочный костюм с начесом, майка, трусы, хлопчатобумажные носки, кроссовки(кеды), шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке

от +2 до -5

3/3

Тренировочный костюм с начесом, футболка с длинными рукавами, майка, трусы, колготки, шерстяные носки, кроссовки(кеды), шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке

от -6 до -11

3/3

Тренировочный костюм с начесом, фланелевая рубашка, майка, трусы, колготки, шерстяные носки, кроссовки(кеды), шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке, варежки

от -12 до -15

4/3

Ветровка (куртка из ткани типа болонья), тренировочный костюм с начесом, фланелевая рубашка, майка, трусы, колготки, шерстяные носки, кроссовки, шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке, варежки

1В числителе указано количество слоев одежды выше пояса, в знаменателе – ниже пояса.

Примечания: Кроссовки (кеды) должны быть на 1-2 размера больше, и в них обязательно следует проложить стельку из фетра, сукна или войлока.

Если дети недостаточно закалены, то при морозе от -7 до -15 оС первое время следует под спортивный костюм одевать шерстяную кофту, а на ноги мягкие сапожки из кожи или войлока.

Подготовил: инструктор по физической культуре

Ключникова И.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду.

Предлагаю презентацию, в которой раскрыты вопросы физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-6 лет. Режим дня, бассейн, гимнастика, упражнения и подвижные игры в группе, на прогулке, спортивные эс...

Физкультурно-оздоровительный уголок группе детского сада, презентация

Консультация для воспитателей по правильному расположению и наполнению физкультурно-оздоровительного уголка в группе по всем возрастам....

физкультурно-оздоровительная работа в детском саду

Одной из основных задач работы детского сада является обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей, создание условий для снижения заболеваемости дошкольников. Результаты анализа физической подг...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...