физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
статья по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Одной из основных задач работы детского сада является обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей, создание условий для снижения заболеваемости дошкольников. Результаты анализа физической подготовки показывают снижение физических способностей. Обсуждая эти результаты, мы пытались установить причины роста количества ослабленных детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota_v_detskom_sadu.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

«ФИЗКУЛЬТУРНО –   ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ   РАБОТА

В ДЕТСКОМ    САДУ»

                                                                     

          Одной из основных задач  работы детского сада является обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей, создание условий для снижения заболеваемости дошкольников. Результаты анализа физической подготовки  показывают снижение физических способностей. Обсуждая эти результаты, мы пытались установить причины роста количества ослабленных детей. Выяснили, что во время досуговой деятельности, дети очень мало двигаются, подолгу сидят за столом, рассматривая книжки, рисуя, клея, играя в пазлы или настольные и компьютерные игры. Дома, дети в вечернее время, находятся  у экранов телевизора, сидя или лежа с джойстиком за компьютерной игрой, много времени проводят в статистическом состоянии. Это приводит к нарушению осанки,  некоторые  дети не охотно занимается физическими упражнениями, на прогулке стараются уединиться, не участвуют в подвижных и спортивных играх. Как результат – плохой аппетит, медленное засыпание, тревожный сон. Из объективных причин следует отметить тяжелую степень адаптации, которая также приводит к ослаблению детского организма, приход в дошкольное учреждение часто болеющих, не развитых физически или со слабым иммунитетом  детей. Озабоченность по поводу выявленной картины состояния здоровья детей, побудила педагогов детского сада не только к совершенствованию уже имеющихся оздоровительных технологий, но и к поиску новых, более эффективных форм и методов оздоровления детей в детском саду. Поскольку,  наш детский сад с круглосуточным пребыванием детей, то и большая часть ответственности за физическое воспитание и физическое развитие лежит на плечах педагогов детского сада. Первым этапом работы педагогического коллектива по оздоровлению детей в детском саду стало проведение ряда семинарских занятий по следующей тематике:

  1. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня;
  2. Проведение диагностики состояния здоровья и физического развития детей;
  3. Организация здоровосберегающей предметно-развивающей среды. Подготовка и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  4. Организация совместной работы детского сада и семьи.

Параллельно проводилась консультационная работа с воспитателями .

Итогом теоретической подготовки педагогов стал круглый стол по теме «Дифференцированная работа по  физическому развитию детей дошкольного возраста» с участием старшего воспитателя, старшей медицинской сестры, заведующей детским садом и воспитателей групп.  После обсуждения всех проблем участники круглого стола пришли к единому мнению, что в физическом воспитании дошкольников, как в организованных формах, так и самостоятельной деятельности надо исходить из индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья и физической подготовленности. Ряд теоретических и практических занятий был посвящен закаливающим мероприятиям. Для того чтобы закаливающие процедуры приносили пользу для здоровья ребенка должно выполняться главное правило – это регулярность проведения процедур. Приобретается привычный характер закаливающих мероприятий. Основным условием успешного закаливания является согласованность в работе педагогического, медицинского, технического персонала, а также установление контакта с родителями. В нашем детском саду не все виды закаливания могут проводиться в связи с приспособленностью здания и отсутствием необходимых условий. Поэтому мы постарались разнообразить формы закаливания, вызвать у детей интерес, желание выполнять те или иные процедуры. Для этого были изготовлены руками воспитателей и родителей пособия и оборудование. Закаливающие мероприятия начинаются дома и продолжаются в детском саду: утренняя гимнастика, сквозное проветривание в отсутствие детей в группе, полоскание рта и горла прохладной водой для ночующих в детском саду детей, обмывание рук до локтя прохладной водой, сон с открытыми верхними фрамугами в соседней комнате, когда свежий воздух постепенно поступает в спальное помещение, гимнастика с постели после дневного сна, хождение по мокрой солевой дорожке, затем по сухой, хождение по массажным коврикам. В летний период практикуются хождение на участке босиком по свежескошенной траве, гальке, песку, по асфальтовой дорожке. Особое место  уделяется танцетерапии. В осеннее-весенний  период для занятий на участке – спортивные костюмы, вязанные шапочки. В летнее время  проводим дополнительно третью прогулку с 19ч.00 до 20ч.20мин. в целом летом дети гуляют 6 часов в старших группах и 4 часа- в младших. Обязательное употребление в течение всего года зеленого лука, выращенного на подоконнике и огороде, чеснока, чесночно-лимонного настоя в период обострения ОРЗ, аскорбиновой кислоты.

  Так как наше дошкольное образовательное учреждение находится в приспособленном здании, то и спортивный зал в нем не был предусмотрен. Мы добились разрешения переоборудовать одну из групповых комнат в музыкально-спортивный зал. В спортивном зале имеется все необходимое оборудование и пособия для занятий физкультурой. На участке разметили беговые дорожки, змейку, оборудование для упражнений в равновесии, лазании, подлезании, метании. Здесь же оборудован щит для игры в баскетбол, оборудована площадка для спортивных игр в городки, кегли. На этой площадке мы организуем спортивные праздники и  вечера развлечений, игры спортивного характера и другие мероприятия. Утро  ночующих детей начинается с постепенного подъема, по мере просыпания,  приема гигиенических процедур, закаливающих мероприятий и выхода детей на свежий воздух. В утренние часы обязательно проводится подвижная игра, хороводная игра, наблюдения в природе, коллективный труд, что тоже является формой оздоровительных мероприятий. Перед завтраком обязательно проводится утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением. Весной, летом и осенью гимнастика проводится на свежем воздухе: на участке или веранде, в зависимости от состояния погоды. Основной формой обучения детей движениям являются физкультурные занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю в зале 1 раз – на участке.  В каждой подгруппе выделены дети двух групп: I- основной группы, не имеющих никаких медицинских, педагогических противопоказаний для занятий  физкультурой; II -  ослабленная группа, дети имеющие ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий Работая с этой группой детей, воспитатель уменьшает число повторений каждого упражнения. С такой же нагрузки начинают дети, вернувшиеся в детский сад после болезни (ОРЗ, обострение хронического тонзиллита, хронического бронхита и т.д.). Дети II группы находятся под постоянным наблюдением медицинской сестры и детского врача и при положительных сдвигах в состоянии здоровья переводятся в I группу.  На занятии часто используем элементы «восточной гимнастики» А. Раевского. Особую популярность завоевали гимнастические занятия у дошкольников по системе стретчинга на развитие гибкости.  На базе детского сада ведет работу туристический кружок «Рюкзачок» Все проводимые совместные мероприятия дают положительный результат: дети стали меньше болеть, у них постепенно формируется привычка к здоровому образу жизни и активной деятельности.

Список литературы

1-2. Журнал «Обруч» «Школа здоровья» № 4,6 2003

3-4. Журнал «Дошкольная педагогика» «Здоровье наших детей» № 1, 2 2008г.

5.   Журнал «Дошкольная педагогика» «Здоровье наших детей» № 6, 2004г.

6.   Прогулки в природу. В.А. Шишкина

7.   Программа Воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой

8.   Программа «Детство» Санкт – Петербург

9.   Спортивные праздники и развлечения В.Я. Лысова

10. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Э.Я.  Степаненкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительный проект "Футбол в детском саду"

Представляю 2-х месячный проект по обучению детей элементам игры в футбол....

Отчет по годвому плану:"Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада"

Отчет по годовому плану: «Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада»...

Физкультурно-оздоровительный уголок в группе детского сада

laquo;Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения»....

Физкультурно-оздоровительный проект для педагогов детского сада "Здоровье, сила, красота".

Проект отражает систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению сотрудников, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления, профилактической  работе в коллективе....

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...