Творческий проект "Игры народов Севера - путь к улучшению физических качеств детей"
проект (подготовительная группа)

Щелканова Жанна Юрьевна

Приобщение детей дошкольного возраста, проживающих на территории Крайнего Севера, к сохранению знаний о жизни, труде, быте, уникальности коренных малочисленных народов, обогащение их физических навыков, актуально во все времена.

Мы решили изучить национальные игры народов Севера и их влияние на развитие физических качеств детей дошкольного возраста. Повысится ли уровень физической подготовленности?

В своей работе поставили и выполнили ряд задач:

1. познакомиться с культурой и бытом народов Севера;

2. изучить влияние национальных игр на физическое развитие детей;

3. укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности;

4. привить интерес к народным играм.

Мы поставили эксперимент – провели тестирование физических качеств в сентябре и декабре этого года и увидели положительную динамику. При этом на занятиях по физическому развитию с ребятами подготовительной группы использовались новые упражнения и игры народов Севера.

Играя в национальные игры и состязания, мы с ребятами не только познали культуру народа Севера, но и укрепили здоровье.

Жизнь и быт народов Севера очень интересны. В нашей группе оформлен уголок «Любимый край - родной Ямал». Мы принимаем активное участие в городских и региональных творческих конкурсах, посвященных Ямалу, занимаем призовые места.

Благодаря проекту мы поняли и доказали, что играя в игры народов Севера, можно улучшить свои физические качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igry_narodov_severa.docx178.11 КБ

Предварительный просмотр:

(Меж) Муниципальная научно-исследовательская конференция дошкольников

«Я – исследователь»

                    Игры народов Севера –

путь к развитию физических качеств детей

F:\игры народов Севера\какртинка на обложку.png

Автор проекта:

 Кузьминчук Александра Викторовна,

воспитанница подготовительной  группы  МАДОУ «Ягодка».

Руководитель проекта:

Щелканова Жанна Юрьевна

инструктор по физической культуре

МАДОУ «Ягодка»

город Лабытнанги

2018 год


АННОТАЦИЯ

Данная работа посвящена знакомству с играми народов Севера и их влиянию на развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.

Положительным фактором этой работы можно считать то, что ребёнок с большим интересом познавал национальные игры, которые являются неотъемлемой частью богатейшей культуры коренных народов Севера

Физическое воспитание в ДОУ разнообразно. Учитывая региональный компонент, развиваем физических качества детей через средства физического воспитания, посредством  физических упражнений и национальных игр. На занятиях используются прыжки через нарты (многоскоки), укрепляет силу мышц ног; бег с палкой, развивает выносливость; метание в цель, развивают меткость, координацию  и т.д. Народные национальные игры («Пуксэл», «Турухтаны», «Ярколава – Ловля оленей»), несут в себе весь многогранный спектр воспитания, с самобытными состязаниями.

Следовательно, детский организм оздоравливается и расширяется кругозор детей.


ВВЕДЕНИЕ

Процессы, происходящие в современном обществе, способствуют «открытию» многих считающихся утраченными ранее народных истоков духовности многонациональной России. Народные традиции физического воспитания подрастающего поколения, составляющие большой пласт народной культуры, имеют глубокие исторические корни. Потребность же в их возрождении и продолжении для народов Севера в настоящее время огромна, так как опыт прошлых поколений в этой области воспитания, образования и оздоровления стал, наконец, востребован.

Проживание в экстремальных условиях научило северные народы эффективно использовать для укрепления своего здоровья суровую природу (воздух, воду, снег и солнце), так называемые естественные факторы закаливания. В  основу физического воспитания подрастающего поколения народов Севера, положена самобытная физическая культура. Для этого необходимо учитывать исконные традиции материальной и духовной культуры того или иного народа, уклад жизни, промыслы, климат, зону проживания - тайгу, лесотундру, тундру, а также традиционные средства физического воспитания народов к самобытному укладу жизни народов Севера.

Физическое воспитание народов Севера мало изучено, несмотря на то, тяга к нему молодого поколения северян в последнее время возрастает. Мы совершенно не знакомы с их уникальными народными играми, несущими в себе весь многогранный спектр воспитания человека, с самобытными состязаниями, проводившимися в прошлом не только для показа физического совершенствования, но и для выявления наиболее профессионально способных оленеводов, охотников, рыбаков или зверобоев. На Севере национальные игры являются фактором мира и доброжелательности, они поистине несут согласие между всеми народами.

        Предлагаемые в проекте национальные подвижные игры Северян помогают сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а также обогащают физические навыки детей.

Цель моего проекта: сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры.

Объектом моего исследования стали ребята подготовительной группы.

Предметом является уровень развития физических качеств.

Гипотеза: если мы будем играть в игры народов Севера на занятиях физической культуры, то наши физические качества улучшатся. (повысится уровень физической подготовленности)

Чтобы достичь цели я поставила себе ряд задач:

  • познакомиться с культурой и бытом народов Севера;
  • изучить влияние национальных игр на физическое развитие детей
  • укрепить здоровье и повысить уровень моей физической подготовленности;
  • привить интерес к народным играм.

В работе над проектом были использованы методы и приёмы: наблюдение, беседа, тесты для определения физических качеств.

По окончании проекта мною были получены следующие результаты:

  • узнала при посещении музея о культуре и быте народов Севера;
  • укрепила свои физические качества с помощью новых  упражнений и игр народов Севера;

Экспериментальным путем доказала, что физические качества можно развивать с помощью физических упражнений и национальных игр.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

        Мы живем на Севере и очень мало знаем о северном народе. Какие у них традиции, уклад жизни, промыслы. Как северному народу: ненцам, хантам, проживая в экстремальных условиях, удается сохранить свое здоровье и быть физически подготовленными. Чтобы больше узнать о них я с ребятами посетила  краеведческий музей. (Приложение 1).

         В музее нас познакомили с культурой первых поселенцев Семи лиственниц - ханты и коми-зырян. Нам представили несколько экспозиции: «Стойбище», так называют место  кочевников. Там стояли разные нарты: для перевозки груза, для хранения продуктов «Холодильник» в виде домика, для женщин. Следующая  «Разновидности одежды», она не заменима и в настоящее время. Это «Ягушка, «Гусь», кисы- похожи на чулки. Есть летняя одежда из сукна. Всюду одежда украшена арнаментами. В третьей экспозиции макет «Чума». Живут в чуме только оленеводы. В тундре его можно быстро собрать и разобрать. Дальше показали нам предметы для ловли рыбы и охоты. На последней экспозиции была представлена «Обувь из кожи». Все эти интересные предметы отражают, быт и традиционные занятия северян. А так же мы узнали, что у каждого народа есть свои традиционные игры для детей и взрослых. Они нас очень заинтересовали.

В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, обычаи, это лучший способ узнать о культуре коренных наров Севера.

        Среди игр и развлечений взрослого населения проводятся национальные виды соревнований, которые сопровождают праздники: гонки на оленьих упряжках, метание тынзяна (аркана), пастушьего топора на дальность, прыжки через нарты, перетягивание палки, тройной прыжок. Эти состязания проводятся на национальном празднике «День оленевода».

Народы Севера воспитывают своих детей через игры, которые готовят их к взрослой жизни: прыжки через нарты, «Пуксел», «Оленья упряжка», «Бег на перегонки»,  «Гонки на оленях»; «Яркыбыва», «Хытыдырма» - перетягивание палки, «Игра в мяч» и другие».

Такие игры развивают силу, ловкость, выносливость, воспитывают смелость, трудолюбие, любовь к родному краю, как у взрослых, так и у детей.

         Мы с ребятами на занятиях физической культуры с удовольствием играем в эти игры. Жанна Юрьевна нас научила, как правильно прыгать через нарты. Это оказалось непросто. Прыгать нужно через 10 нарт отталкиваясь двумя ногами, без остановки. Перепрыгнув последнюю нарту нужно прыжком за 5 секунд повернуться лицом к нартам и продолжать перепрыгивать в обратном направлении. Кто больше перепрыгнет нарт, тот становится победителем.

Мы теперь знаем, что нарты бывают грузовые и для состязаний. Нам изготовили в саду макеты нарт, через которые мы прыгаем и соревнуемся.

Состязания в силе

«Ныхыдырма - перетягивание палки»

Для этой игры нужно 5-6 гимнастических палок, столько же (опорных досок длиной 50-60 см, шириной 20- 25 см) небольших досок, которые надо положить ребром между ступнями. (Дети) Сесть лицом друг другу с вытянутыми ногами, держа палку обеими руками. По сигналу начать перетягивание. Ноги можно слегка согнуть в коленях. Побеждает тот, кто перетянет к себе другого.

 «Турухтаны» - Бой петухов

Дети встают по двое, рядом друг с другом. Одну руку держат за спиной, другой держат согнутую в колене ногу. Прыгают на одной ноге, толкая друг друга плечом. Тот, кто встанет на землю двумя ногами, тот выходит из игры

Игры с метанием

Метаем тынзян (аркан) – это длинная веревка с петлей иначе тундровики ее называют длинная рука, с помощью которой отлавливают в тундре оленей. Тынзян метают на хорей, это длинный шест, который устанавливается в центре круга вертикально. Мы заменяем веревку (тынзян) кольцами и набрасываем их на маленький хорей - высотой 1 м., а расстояние от детей до хореев 1,5 – 2 метра Игра называется «Яркыбыва». (приложение   )

А так же метаем на дальность, играем в игру «Пуксэл». В эту игру раньше играли летом только мальчики, сейчас все вместе. «Пуксел» - это мяч из корней кедра с хвостиком 10-15 см.  Нужно метать мяч по очереди с одного и того же места, держа его рукой за хвостик, с замаха бросают его как можно дальше. Место падения мяча отмечалось палочкой или камешком. Мы с ребятами метаем теннисный мяч, место падения отмечаем фишкой, если на улице, то камешком. Тот, у кого мяч пролетел дальше, становится победителем.

Следующая игра «Метание диска»

Каждый из игроков изготовлял себе палку из черемухи длиной 1 м., а также 20 березовых дисков, из коры этого дерева. Палка с одного конца расщеплялась, и в этот расщеп вставлялся диск. Игрок брал палку в правую (левую) руку и после небольшого замаха назад, выбрасывал диск из расщепленного конца палки. Игроки старались перебросить диски через реку. Мы метали с помощью гимнастической палки, а диски цветные и пластмассовые.

Игры с бегом

«Ловля оленей»

Делимся на две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не могут вырваться из круга, если их замкнут, лучшими считаются те игроки, которые были пойманы последними.

«Бег по медвежьи»

Она проводилась в любое время года. В игре принимали участие только мальчики. Все участники становились вдоль стартовой линии, принимая исходное положение: стоя на четвереньках. По команде судьи (голосом) начинался «бег по-медвежьи», который выполнялся так: оттолкнувшись двумя руками, игроки подтягивали ноги к груди и приземлялись на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становился участник, «пробежавший» таким образом к финишу первым.

Увидеть насколько мы стали сильнее и выносливее можно из результатов наших тестов.

Метание набивного мяча

Метание мешочка на дальность

Прыжок в длину с места

Бег 10 м. сходу

Челночный бег (приложение)

Играя в национальные игры и состязания, мы с ребятами не только познали культуру народа Севера, но и укрепили здоровье.

 


Заключение

Коренные жители испокон веков передавали своим детям традиционные северные ремесла: охоту, рыбную ловлю, оленеводство. Вместе с ними зарождались и национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, но и профессиональное мастерство, необходимое в быту северян.

Национальные игры способствуют развитию физических качеств, фантазии, находчивости, смекалки, смелости и сноровки.

Народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, значит, она воспитывает у детей уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни.

Благодаря своему проекту я поняла, что играя в игры народов Севера, можно улучшить свои физические качества. Моя гипотеза подтвердилась.

Жизнь и быт народов Севера очень интересны. В нашей группе оформлен уголок «Любимый край - родной Ямал». Мы принимаем активное участие в городских и региональных творческих конкурсах, посвященных Ямалу, занимаем призовые места.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гонтмахер П. Я. Эстетическая и историческая ценность национальных игр коренных народов Приамурья и Сахалина: Науч.-метод, рек. Хабаровск, 1985.
  2. Грачева Г. Н. Традиционное воспитание детей Сибири. Л., 1986.

Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. М., 1989

  1. Певгова Л. В. Национальные игры детей народов Севера. Л., 1989.
  2. Прокопенко В. И. Игры и национальные виды спорта народностей Севера - нивхов: Науч.-метод, рек. М., 1988.
  3. Прокопенко В.И. Традиции хантыйского народа в физическом воспитании подрастающего поколения: Материалы 5 Виноградских чтений «Дети и народные традиции». - Ч. 2. - Челябинск, 1991. - С. 221.
  4. Сем Ю.А. Воспитание детей в традиционной культуре нанайцев // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л.: Наука, 1988. - С. 123.


Приложение 1

Игры народов Севера

Игра «Метание диска»

В этой игре принимали участие только мальчики. Каждый из игроков изготовлял себе палку из черемухи длиной 1 м. 20 см, диаметром 2 см, а также 20 березовых дисков, изготовленных из коры этого дерева. Диаметр дисков 15 см, толщина в средней части 0,5 см и по краям 0,1–0,2 см. Палка с одного конца расщеплялась, и в этот расщеп вставлялся диск. Игрок брал палку за нерасщепленный конец в правую (левую) руку и после небольшого замаха назад, за счет сильного захлестывающего движения руки с палкой, выбрасывал диск из расщепленного конца палки. Игроки старались перебросить диски через реку. Выигрывал тот, кому удавалось наиболее часто это сделать.

Игра «Метание тынзяна»

 Ямб-уда - Длинная рука - так называют тундровики тынзян. Метание тынзяна на дальность - начальный этап тренировки, метание на хорей - завершающий. Хорей устанавливается в центре круга диаметром 15 метров вертикально. Метание производится с любой точки круга. Для детей и подростков радиус круга меньше. Тынзян изготавливается из кожи оленя в сечении не более 6-7 мм, детский - диаметром около 5 мм. На переднем конце тынзян имеет костяшку-сармик- с двумя отверстиями (малым и большим), через которые протянут сам тынзян, образующий петлю. Длина тынзяна не ограничена. Игры с метанием: «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод», «Охота на волка».

Прыжки через нарты

Прыжки через нарты - широко распространенный вид состязаний среди народов Крайнего севера Азии, Европы, Америки. В России данный вид национальных физических упражнений классифицируется как вид спорта. Установлены разрядные нормативы, фиксируется рекорды. Высота спортивных нарт равняется 50см, ширина верхней части - 50см, нижней – 70см. Прыжки через нарты ставятся на ровной площадке поперек движению, на расстоянии 50см друг от друга – в количестве 10 штук. Участник должен последовательно перепрыгивать через расставленные нарты, отталкиваясь двумя ногами, без остановки. После прыжки через последнюю нарту он прыжком поворачивается лицом к нартам и продолжается перепрыгивать в обратном направлении. Окончательный результат участника определяется по количеству перепрыгнутых нарт в лучшей попытке. Участнику не разрешается задерживаться больше 5 секунд после преодоления последней нарты и разводить ступни на ширину локтей. В момент перепрыгивания нарты колени разводятся, ступни подтягиваются, минимальное движение туловища. Такая техника прыжка экономит силы и напоминает технику бега барьериста.

«Бег по медвежьи»

Она проводилась в любое время года. В игре принимали участие только мальчики. Дистанция бега была произвольная и обговаривалась между участниками до начала игры. Перед игрой в начале и в конце дистанции проводились линии старта и финиша. Все участники располагались вдоль стартовой линии, принимая исходное положение: стоя на четвереньках. По команде судьи (голосом) начинался “бег по-медвежьи”, который выполнялся так: оттолкнувшись двумя руками, игроки подтягивали ноги к груди и приземлялись на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становился участник, “пробежавший” таким образом к финишу первым.

“Кто быстрее”

Она проводилась в любое время года. Участвовала в ней вся семья, как дети, так и взрослые. Тот, кому во время игры доставалась шейная часть позвоночника оленя, должен был тут же быстро разъединить ее позвонки ножом. Игрок, который первым замечал в руках кого-либо шейную часть, должен был быстро выбежать из дома, припрыгать на одной ноге вокруг него и вернуться обратно. Если обладатель кости не успевал ее к тому времени разделить, то ее в этом случае забирал игрок, который пропрыгал вокруг дома, а игрок, отдавший ему кость, должен был также выбежать из дома и пропрыгать вокруг него и т.д. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то из сидящих за столом не разъединял шейную часть. Он обычно и становился победителем.  

«Медведь и ягодники»

В игре участвовали мальчики и, девочки. Она обычно проводилась на песчаном берегу реки. Для игры чертили на песке игровую площадку, прямоугольной формы. Ее длина была равна 15 м, ширина 7–10 м. В центре проводили линию, разделяющую площадку на две половины. На одной половине площадки сидел “медведь” – водящий, которого выбирали с помощью считалки в начале игры. Дети – “ягодники” заходили на половину “медведя” и имитировали сбор ягод (собирали камешки). “Медведь” неожиданно вскакивал и старался схватить кого-либо из игроков-“ягодников”, которые старались увернуться от него и убежать за среднюю линию на свою половину площадки. Если ему (водящему) удавалось поймать кого-либо из игроков–“ ягодников”, то этот игрок становился “медведем”- водящим, а водящий становился ягодником. Если же водящему не удавалось поймать никого из игроков, то он снова садился на свое место (на своей половине площадки), а игроки подходили к нему и начинали “собирать ягоды”, и игра продолжалась вновь.

“Пуксэл”.

Играли в нее только мальчики в летнее время на дороге или на поляне. Количество игроков не ограничивалось. Для игры требовался мяч, который сплетали из корней кедра, растущего на болоте (так как его корни более гибкие). Мяч обычно имел диаметр 10–15 см, и у него был небольшой хвостик (15–20 см).

Игроки метали мяч по очереди с одного и того же места (от линии или от палки, камня). Метающий брался рукой за хвостик мяча и с замаха старался бросить его вперед-вверх как можно дальше. Место падения мяча отмечалось палочкой или камешком, и каждый игрок запоминал свою отметку. Тот, у кого мяч пролетал большее расстояние, и становился победителем.

«Игра в мяч»

Играли в нее на ровных площадках возле домов, на лесных полянках в летнее время. В начале игры чертили на земле круг диаметром 20 м, затем по желанию или по договоренности между собой игроки выбирали двух водящих. Все игроки располагались внутри круга, а два водящих ходили за кругом, пряча мяч под одеждой. Мяч изготавливали из оленьей кожи и набивали тряпками. Его диаметр от 10 до 15 см.

Водящие ходили за кругом и старались неожиданным броском попасть в кого-либо из игроков в кругу. Если им удавалось это сделать, то игрок, в которого попали мячом, выходил за круг. Та пара водящих, которая быстрее выбивала всех игроков из круга, и становилась победителем.

Прятки” (“Каняхянтэх”)

Она проводилась зимой на снегу. Участвовали в игре девочки и мальчики. Количество игроков не ограничивалось. Перед игрой участники проделывали под большими сугробами ходы в разных направлениях с выходами наружу и определяли недалеко от этих ходов место водящего, например у дерева, камня и т.д. По желанию или по договоренности, иногда по жребию выбирался водящий, который занимал отведенное ему место, повернувшись спиной к играющим. Все участники игры разбегались и прятались в снеговых ходах. После предупреждающего сигнала голосом водящего, что он идет искать, водящий начинал искать спрятавшихся игроков. Обнаружив кого-либо, водящий осаливал (пятнал, ляпал), и после этого оба, кратчайшим путем, используя любые снежные лабиринты и выходы, старались как можно быстрее добежать до места, где первоначально стоял водящий (дерево, камень и т.д.) и коснуться его рукой. Так игра продолжалась до тех пор, пока водящий не обнаруживал и не осаливал всех игроков. Победителями становились игроки, сумевшие опередить водящего и первыми коснуться рукой предмета, у которого он ранее стоял. Последний проигравший водящему игрок становился новым водящим, и игра продолжалась дальше. Водящему разрешалось осалить сразу несколько игроков.

      В другом варианте игры выбирался водящий, который располагался спиной к снеговым ходам у дерева (камня и т.д.), остальные игроки разбегались, прячась в ходах. Водящий по сигналу одного из игроков приступал к поиску спрятавшихся игроков, которые, проявляя находчивость, хитрость и смекалку, старались незаметно для водящего приблизиться по снеговым ходам к дереву (камню), пытаясь опередить друг друга. Игрок, первым успевший коснуться дерева (камня), становился победителем. Игра заканчивалась, когда водящий находил всех игроков. Спрятавшимся игрокам разрешалось вылезать из-под снежных ходов на любом участке площадки для игры. Иногда снежные ходы и выход наружу подходили прямо к месту водящего (дереву, камню), и достаточно было протянуть руку, чтобы коснуться дерева (камня) в тот момент, когда водящий приступал к поиску спрятавшихся игроков.

Игра с кольцами” (“Кусанюх”)

Играли в эту игру летом в лесу на полянках мальчики и девочки. В игре принимало участие 6–8 человек. Для игры из веток тальника толщиной примерно 1 см изготавливали 5–6 колец диаметром 15 см и палку (кол) длиной 90 см, толщиной 2–3 см, для чего использовали ветки сухостоя. Каждый игрок вбивал себе кол на расстоянии 2–3 м от линии броска. Игроки становились у линии напротив своих кольев, держа в руке все кольца, и старались по одному набросить их на колья. Тот, кто набрасывал на свой кол больше колец, становился победителем и считался самым метким и ловким игроком

«Салки под снегом»

Проводилась она зимой на снегу. Играли мальчики и девочки. Количество играющих - произвольное. Перед игрой участники делали ходы под снегом в различных направлениях и с выходом на игровую площадку. Площадка была довольно произвольных размеров, ограниченная предметами, расположенными на ней (деревьями, камнями, нартами и т.д.).

По желанию или по договоренности выбирался водящий, задача которого осалить (заляпать) кого-либо из разбежавшихся по снежным ходам игроков. Игроки же, передвигались под снегом в различных направлениях, старались “убежать” от водящего, используя для этого и выходы наружу, на площадку. Игрок, которого поймал (осалил) водящий, также начинал ловить других участников. Игра прекращалась, когда были пойманы все игроки или по желанию всех играющих.

Игрокам разрешалось вылезать наружу из снежных ходов и передвигаться только в обговоренных пределах площадки.

«Метание шишек»

Играли весной и летом около дороги на открытых местах мальчики и девочки. В игре участвовали от двух до пяти человек. Для игры из гибкого прутика черемухи или тальника выстругивали палочку длиной 60–80 см, диаметром 1–2 см, один ее конец заостряли. Игроки собирали шишки и складывали их в кучку у линии броска. Броски делались поочередно. Игрок становился у линии, где находились шишки и палочка, втыкал ее в любую шишку (так, чтобы она при броске могла сорваться с палочки) и старался бросить шишку как можно дальше. Место падения определял (отмечал) судья. Победителем становился тот, кто сумел бросить шишку дальше всех.

«Яркыбыва» - Поимка арканом

На расстоянии 1,5 – 2 метра от детей в снег или землю воткнуты несколько хореев  высотой 1 -1,5 м. Воспитатель показывает детям, как надо набрасывать аркан на хорей. В игре принимает участие от 3-5 человек. (Развивает ловкость, глазомер)

«Ловля оленей»

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Участники делятся две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очередной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не могут вырваться из круга. Если из замкнут, лучшими считаются те игроки, которые были пойманы последними.

«Ныхыдырма – перетягивание палки»

Цель: Развивать детей физически (укреплять мышцы). Вырабатывать выносливость, ловкость. Учить радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей.

Для этой игры нужно иметь 5-6 гимнастических палок, столько же опорных досок длиной 50-60 см, шириной 20- 25 см. Дети сидят лицом друг другу с вытянутыми ногами. Опорную доску надо положить ребром между ступнями. Затем палку берут обеими руками. Для перетягивания палки можно сразу посадить 5-6 пар детей. По сигналу воспитателя дети начинают перетягивание. При этом ноги у детей могут слегка сгибаться в коленях. Побеждает тот, кто перетянет к себе другого.

«Цэдалерць - пирдырча” – гонки на оленях»

Цель: Совершенствовать умение метать аркан на движущуюся цель. Развивать ловкость, глазомер, ориентацию в пространстве. Воспитывать умение сопереживать товарищам.

Группа детей делится на «ездоков» и «оленей». «Оленей» надо отловить арканом. Затем воспитатель на земле отмечает границы пробега флажками. От старта до финиша 20-25 м. Дети должны пробежать это расстояние за 5-7 секунд. У старта стоит «судья» с флажком, а сам педагог с секундомером стоит у финиша, отмечая время прибытия. Дети стартуют только по сигналу «судьи» - взмаху флажком. У каждого «ездока» 3 «оленя», вожжи и хорей. Кто первый доедет до флажка, тот и победит.

Тиртя - тубка – летающий топорик

Цель: Показать детям технику метания топора. Воспитывать волю к победе, настойчивость, терпеливость.

Для этой игры воспитателю необходимы 5-6 деревянных топориков. Для детей 5-7 лет длина топорища должна быть 30-35 см, диаметр места обхвата - 3,5-4 см, длина лезвия - 7 см, вес топорика должен составлять 150- 200 г.

Топорик можно метать из разных исходных положений. В полете он должен крутиться. На земле надо начертить линию. Дети стоят вдоль этой линии в ряд на расстоянии 1,5- 2 м друг от друга. Метание можно проводить и с разбега. Когда дети хорошо усвоят технику метания, можно организовать состязание по метанию топорика на дальность.


Приложение 2

Метание набивного мяча

Метание мешочка правой рукой

Метание мешочка левой рукой

Прыжок в длину с места

Бег 10 метров сходу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через систему мероприятий по развитию валеологических и физических качеств детей четвертого года жизни

Здоровье человека одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Миссия нашего ДОУ заключается в сохранении и укреплении здоровья и проживания дошкольного детства как самоценног...

Проект "Подвижные игры народов севера, как средство развития физических качеств старших дошкольников"

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»      ПРОЕКТ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»    Составител...

Педсовет. Деловая игра с педагогами ДОУ. Тема: «Совершенствование физических качеств детей через подвижные игры и физические упражнения».

Задачи 1.      Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников, через  подвижные игры и упражнения.2....

Семинар – практикум «Подвижные игры народов Севера – как средство повышения двигательной активности детей»

Народные подвижные игры являются важнейшим средством повышения двигательной активности детей. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, вызывает у них яркие эмоциональные переживания. Уч...

Игровой стретчинг как один из методов оздоровления и поддержания физического здоровья, развития физических качеств детей с ЗПР.

Игровой стретчинг как один из методов оздоровления и поддержания физического здоровья, развития физических качеств детей с ЗПР....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...