Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через систему мероприятий по развитию валеологических и физических качеств детей четвертого года жизни
методическая разработка (младшая группа) на тему

 

Здоровье человека одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Миссия нашего ДОУ заключается в сохранении и укреплении здоровья и проживания дошкольного детства как самоценного периода жизни.

     В настоящее время появились новые требования к характеру и качеству работы ДОУ. Согласно федеральным государственным требованиям в структуре общеобразовательной программы выделены следующие образовательные области «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Содержание работы по освоению детьми данных образовательных областей направлено на формирование физических, интеллектуальных  и личностных качеств ребенка и решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей.

     Разработанная мной система мероприятий по развитию валеологических представлений у детей четвертого года жизни направлена на достижение следующих целей:

·                     Охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

           -  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

           - воспитание культурно-гигиенических навыков;

           - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

·                     Формирование у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, гармоничное развитие физических качеств детей, накопление и обогащение двигательного опыта и формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Данная разработка позволяет использовать для достижения поставленных целей все виды деятельности ребенка, а именно: двигательная деятельность (подвижные дидактические игры, игровые упражнения), игровая деятельность (сюжетные игры, игры с правилами), коммуникативная деятельность (беседы, отгадывание загадок), трудовая деятельность (поручения, совместные трудовые действия), познавательно-исследовательская деятельность (наблюдение, экспериментирование), музыкально-художественная деятельность (слушание, музыкально-дидактические игры), продуктивная деятельность (изготовление  продуктов детского творчества), чтение художественной литературы.

     Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них – это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или иных привычек и формировались вовремя. Ребенок в возрасте 3 – 4 лет начинает осознавать себя как активное действующее существо. В этот период он вступает в фазу активного самоутверждения, при этом наблюдается окончательное выделение себя, как самостоятельной личности. Именно к этому возрасту образ физического «Я» проходит этап становления схемы тела, его границ. Поэтому именно в этом возрасте важно правильно организовать совместную деятельность взрослого и ребенка.

     Актуальность данной работы заключается в использовании современных приемов партнерского взаимодействия с ребенком 3-4 лет. А именно организация образовательного процесса с учетом потребностей и интересов ребенка; педагог в совместной  деятельности находится на одном уровне с детьми (наравне); поставленные задачи соответствуют возможностям детей данного возраста; деятельность носит интегративный характер.

     Представленный мной методический материал содержит в себе описание организации совместной деятельности взрослого и ребенка в вопросах физического и валеологического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma.zip229.3 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Согласно федеральным государственным требованиям психолого-педагогическая работа по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», Здоровье», «Безопасность», Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Именно опираясь на эти требования, я разработала систему мероприятий по развитию валеологических представлений у детей четвертого года жизни.  Наряду с этими требованиями, в своей работе я опиралась на программу развития и воспитания в детском саду «Радуга» и региональную программу физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» Т. Э. Токаевой.

     Цель: сформировать у ребенка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье.

     Для достижения поставленной цели необходимо:

  1. сформировать навыки ухода за телом;
  2. создать проблемную ситуацию, которая наглядно демонстрирует значимость правильного отношения к здоровью;
  3. дать представления об опасных предметах;
  4. дать представление о полезных и вредных продуктах;
  5. дать основные представления о строении и функциях тела;
  6. формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;
  7. дать представления о правилах ухода за больными (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения);
  8. дать представления о витаминах, их значении в жизни человека.

     Реализация данной системы мероприятий осуществляется на протяжении всего дня, в различных видах совместной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов.

Принципы создания разработки:

  1. Доступность:
  1. учет возрастных особенностей детей;
  2. адаптивность материала к возрасту.
  1. Систематичность и последовательность:
  1. постоянная подача материала от простого к сложному;
  2. частое повторение усвоенных правил и норм.
  1. Наглядность:
  1. Учет особенностей мышления.
  1. Динамичность:
  1. Интеграция мероприятий в различные виды деятельности.
  1. Дифференцированность:
  1. учет возрастных особенностей;
  2. создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

     Средства реализации

  1. Совместная деятельность педагога с детьми по темам: «Я – человек», «Я и мое тело», «Я и движение», «Я осваиваю гигиену», «Я и опасные предметы», «Я и витамины». Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, прием пищи, индивидуальную работу.
  2. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.
  3.  Диагностика. Разработаны и апробированы критерии диагностика усвоения поставленных задач валеологического образования.

     Ожидаемые результаты

  1. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
  2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

     Методы реализации данной системы мероприятий

     Практические:

  1. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду.
  2. Демонстрация различных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
  3. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.

     Словесные:

  1. Беседы.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Дидактические игры.
  4. Сюжетные игры.
  5. Подвижные игры.
  6. Наблюдения.

     Наглядные:

  1. Сбор фотоматериалов.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Театрализованная деятельность.
  4. Личный пример взрослого.

     Таким образом, согласно федеральным требованиям, следуя разработанной мной системе мероприятий, мы формируем у детей такие интегративные качества как:

     физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

     Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов, вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах деятельности).

     Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

     Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

     Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

     Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания  и способы деятельности для решения готовых задач, поставленных как взрослым, так и им самим.

     Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях.

     Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения  и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика валеологических компетентностей детей по реализации образовательной области "Здоровье" (средняя, старшая, подготовительная группа).

Диагностические задания для детей средней, старшей и подготовительной групп дошкольного возраста. Мониторинг по образовательным областям ещё разрабатывается и дорабатывается. Некоторые задания разрабо...

Семинар Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде «Здоровым будешь, все добудешь»

Методическая разработка проведения семинара с педагогами МДОУ по реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье"...

Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию занятий по развитию речи и физической культуре.

Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию речи и физической культуре....

Воспитание у детей четвертого года жизни ценностей здорового образа жизни - как приоритетное направление деятельности МАДОУ.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста приобрело значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране....

ДОКЛАД На тему: «Особенности психического и физического развития детей четвертого года жизни».

ДОКЛАД На тему: «Особенности психического и физического развития детей четвертого года жизни»....

Воспитание у детей четвертого года жизни ценностей здорового образа жизни.

Физическому развитию в ДОУ уделяется много времени....