Главные вкладки

    Доклад на тему: «Организация оптимальной двигательной активности – как важное условие развития физических качеств дошкольников»
    статья по физкультуре

    Елена Сергеевна Синичкина

     «Движение – это жизнь» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx25.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему:

    «Организация оптимальной двигательной активности – как важное условие развития физических качеств дошкольников»

    Подготовила: Синичкина Е.С.

    Воспитатель МБДОУ «Инсарский

    детский сад «Солнышко»

                                           Инсар 2019г

     «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.

    В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. На практике мы убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.

    На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья, и работоспособность растущего организма, и двигательная активность.

    Что же такое двигательная активность?

    Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

    Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.

    Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателями детского сада в плане физвоспитания.

    Что для этого необходимо?

    Во-первых, специально созданные условия (материальная база — помещение, оборудование — и педагогическая работа: умение организовать двигательную активность детей, научить детей различным подвижным играм, физическим упражнениям и т.п., воспитать в них потребность в культурном движении).

    Во-вторых, нужна система занятий, основанная на следующих принципах:

    • непрерывность (с утра до вечера);
    • добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
    • доступность упражнений;
    • чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

    Все это формирует физическую культуру детей.

    Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

    выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно - оздоровительной работы;

    способствовать формированию необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

    развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

    способствовать формированию моральных качеств (силы воли, выносливости);

    профилактика простудных заболеваний;

    воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь его.

    В системе физкультурно-оздоровительной работы в нашем  детском саду используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

    • физкультурные занятия;
    • утренняя гимнастика;
    • физкультминутки;
    • подвижные игры и физические упражнения на улице;
    • физкультурные досуги, праздники;
    • дни здоровья;
    • закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;
    • самостоятельная двигательная активность;
    • работа с родителями.

    Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в саду.

    Планирование двигательной активности.

    Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при её организации уделять большое внимание планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам.

    Этапы – это условное деление физкультурно – оздоровительной работы в режиме дня.

    1 этап педагогического процесса – «Утро».

    «Утро» - самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно – образовательными мероприятиями. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью.

    Утром мы планируем деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Заранее создаем условия для самостоятельной двигательной активности, продумываем размещение инвентаря, дидактических пособий. Предлагаем  детям поиграть в дидактические игры «Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбома «Забочусь о своем здоровье», «Я и здоровый образ жизни» и др. Малышам  предлагаем  поупражняться в отдельных упражнениях (перешагивание через пенечки, подлезание под дугу, прокатывание мяча друг другу и .т. п).

    Играем в игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности «Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю» и др. При планировании подвижных игр необходимо учитываем, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изобразительная деятельность, то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то утром планируется более спокойная двигательная деятельность или организовываются подготовительные упражнения для разогрева определенных группы мышц.

    Утром обязательно проводим индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития.

    2 этап педагогического процесса – «Прогулка»

    В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной деятельной активности. Очень важно создать необходимые условия, вынести на улицу необходимое оборудование для организации двигательной активности детей.

    На прогулке предлагаем 1 подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами детей. Кроме того, необходимо намечаем игровые упражнения для индивидуальной работы.

    Для прогулки планируем не только различные подвижные игры, но и спортивные игры (Например: зимой – хоккей; весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (зимой – катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью – катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках).

    3 этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»

    Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации необходимо в группе создавать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.

    Во 2 половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий предлагается  активный отдых детей. Физкультурные праздники, досуги, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей.

    Также  планируем самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, дидактический материал. Вечером перед уходом детей больше играем в  малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения и т.д.

    Если проанализировать работу по оптимизации двигательной активности в нашем детском саду можно отметить положительные изменения, но есть и недоработки. Возрос интерес детей к разным видам упражнений, разнообразилась игровая деятельность. Двигательная активность стала более целенаправленной. Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх. Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно. Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата. Но недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды специальным физкультурным оборудованием препятствует эффективному освоению многих основных движений.                     

    Вывод: Хороший фундамент общей физической подготовленности, заложенный на основе дифференцированного обучения детей основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей, позволяет достичь гармоничного физического развития на важном этапе подготовке детей к обучению в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация оптимальной двигательной активности детей в течение дня»

    Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.При разработке рационального двигательного режима важно не только обе...

    «Создание условий для организации оптимальной двигательной активности детей».

    Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться его сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одно...

    Доклад Тема: «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада»

    ДокладТема: «Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях детского сада»Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей...

    Двигательная активность ,как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников.

    Двигательная активность как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников ....

    Консультация: Двигательная активность ,как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников.

    Здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче...