Использование зрительных гимнастик и тренажеров, как профилактика и коррекция нарушения зрения
учебно-методический материал по физкультуре

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zritelnyh_gimnastik_i_trenazherov.doc134.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование зрительных гимнастик и тренажеров,

как профилактика и коррекция нарушения зрения

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений. Профилактика зрительных нарушений является неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

  • соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
  • использование наглядных пособий, методических учебников и книг,

имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

  • чередование занятий детей с отдыхом;
  • проведение физкультминуток;
  • проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;
  • контроль за правильной позой детей во время занятий;
  • организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
  • активное гармоничное физическое развитие детей;
  • организация рационального питания и витаминизации;
  • исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна;

В дошкольном учреждении для охраны и укрепления здоровья предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятия зрительного утомления.

Зрительная гимнастика - это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций.

Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка, формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, улучшает аккомодацию (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях), снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила: всегда снимать очки, фиксировать положение головы

Длительность проведения зрительной гимнастики - 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.

Начинать упражнения с простых движений, увеличивая их сложность.

Выбор зрительных упражнений для занятий определять характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована:

  • гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса

физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10-ой минуте в течение 2-3 минут, на 14-17 минуте занятия - физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут,

  • в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной

нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение, рассказывание), то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия -упражнения для глаз.

Можно применять разные варианты использования зрительных гимнастик:

со стихами, упражнения для глаз; настенные и потолочные офтальмотренажеры, электрофицированные офтальмотренажеры, с предметами, релаксация

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

"Весна" М. Пеньковская

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.

Потягивание

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!

Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным

разведением рук вверх, в стороны

Справа - первые цветочки появились на лужочке.

Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором

Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.

Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором

Мы кораблик смастерили. Соединить ладони перед грудью

В ручеёк пустить решили. Удаление сложенных ладоней вперёд от себя

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! Машем ладонями, прощаясь с корабликом

Вот как весело играть и в весенний день гулять! Легкие подпрыгивания.

Дышит свежестью земля, подышу «весной», и я!

«Веселая неделька» гимнастика для глаз

Всю неделю по - порядку, глазки делают зарядку

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся.

Вниз посмотрят на траву, и обратно в высоту.

Поднять глаза вверх опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение)

Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать,

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, сосчитать до пяти и широко открыть глазки.

По четвергам мы смотрим вдаль, на это время не жаль,

Что вблизи и что вдали, глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25 – 30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.

В пятницу мы не зевали, глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять, в другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной. мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки. чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять.
Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья. нашим глазкам жить нельзя!

Специальные упражнения для глаз.

  • зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
  • быстрые моргания 1-2 минуты.
  • смотреть вдаль перед собой 2-3 секунды,
  • поставить палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить рук. Повторить 10 раз. Массажировать веки круговыми движениями пальцев 1 минуту.
  • Поднять глаза кверху, опустить вниз, повернуть глаза вправо, повернуть глаза влево.
  • Поднять глаза кверху, сделать круговые движения по часовой стрелке, против часовой стрелки.
  • Подбросить мяч вверх и поймать.

Целью офтальмотренажеров является:

  • снижение психической и зрительной утомляемости,
  • повышение остроты зрения,
  • развития зрительно-двигательной координации,
  • упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете,
  • повышение общей активности детей во всех видах деятельности.

Настенные и потолочные офтальмотренажеры - это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей. Дети фиксируют взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), в начале учатся «обходить» схемы -траектории, с помощью лазерной указки, а затем «обегать».

Электрифицированный тренажер. Дети переводят взгляд на загорающиеся поочередно лампочки.

 Зрительная гимнастика с предметами (флажки, сердечки и т.д.) Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше.

Аккомодационные тренинги. Дети сами держат в руках флажки, на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстроту реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать, после гимнастики практикуем расслабляющие упражнения. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной проводят её в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность и у них формируется желание улучшить свое зрение.

Зрительная гимнастика относится к технологиям сохранения и стимулирования здоровья, поэтому надо ежедневно включать зрительную гимнастику с детьми в образовательную деятельность для профилактики нарушений зрения.

Для сохранения и улучшения зрения рекомендуется выработать у ребёнка следующие навыки:

  • моргать непрерывно, доведя это движение до автоматизма через каждые 5 минут.
  • смотреть на ближние и удаленные объекты.
  • возбуждать в себе интерес во время рассматривания объекта путешествовать по нему глазками.
  • Часто закрывать глаза, чтобы давать им отдых.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Зрительная гимнастика в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников....

Консультация для родителей "Профилактика и коррекция нарушений зрения у дошкольников"

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению....

«Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

«Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее досту...

"Использование зрительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у детей"

Презентация предназначена для педагогов ДОУ, работающих в группах комбинированной направленнности....

Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста...

Зрительная гимнастика и ее виды для детей с нарушением зрения в детском саду.

То, что зрительная гимнастика это метод коррекции, развития и  профилактики зрительных функций, это правда. А вот насколько она важна? Регулярное применение зрительной гимнастики, имеет неоценимо...