Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ
статья по физкультуре

Перевозчикова Ирина Юрьевна

Данная работа знакомит как с традиционными, так и с инновационными подходами к физкультурно- оздоровительной работе в детских дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_podhody_k_fizkulturno.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их психофизического развития является в настоящее время самой актуальной и приоритетной для ДОУ. Это не случайно, так как констатируется снижение двигательной активности, начиная с раннего детства. Все больше детей вырастают в условиях, когда прогулки ребенка производятся в коляске, хотя он умеет ходить; автоматизация и компьютеризация быта, учебы и труда; пассивный отдых; развитие индустрии развлечений, практически не требующих мышечных затрат; развитие транспортной индустрии – определяют малоподвижный образ жизни современного человека. Плюс к этому завышенные требования, как со стороны родителей, так и педагогов. Ни для кого ни секрет, что существует ограничение детей в сфере движений в условиях как детского сада, так и в семье. Из прогулок зачастую исчезают подвижные игры и спортивные упражнения, как организованные взрослыми, так и самостоятельного характера. При режиме малоподвижности возникают негативные проявления в состоянии здоровья наших детей. Так же хочется отметить, что дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих сверстников. Отклонение в физическом развитии у них встречается в 3-4 раза чаще, чем у здоровых детей. Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях  опорно-двигательного аппарата и осанки. Наряду с нарушением осанки у детей встречается деформация нижних конечностей, выражающееся в искривлении стоп. Плоскостопие у детей с нарушением зрения появляется в результате постоянной статической перегрузки нижних конечностей, оно резко снижает опорную функцию ног. Неправильно сформированные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для большего проявления этих нарушений.

Из выше изложенного следует, что все более очевидным становится несовершенство традиционного подхода в физическом воспитании дошкольников.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в нашем ДОУ включает в себя как традиционные, так и инновационные формы работы. Традиционными являются такие как: утренняя гимнастика, подвижные игры, динамическая пауза на занятиях, подвижные игры на прогулке и спортивной площадке, индивидуально-коррекционная  работа над совершенствованием движений.

К инновационным формам работы по физическому воспитанию относится реализация программы 12 месяцев. Это развивающая двигательная программа, создана на основе принципов возрастной физиологии, с учетом сензитивных периодов и этапов развития ребенка. Эта программа решает базовые задачи развития нервной системы, органов чувств ребенка. Комплексы включают тренировку зрительно-моторной координации и основных факторов развития нервной системы. Большое внимание уделяется формированию оптимальной осанки, оптимально двигательного стереотипа и высоко-социализированных движений; работе с формой- формой движения, ее телесным и объектным образом.

В нашем ДОУ широко реализуется эта программа, так как она помогает решать ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществления взаимосвязи с лечебно воспитательной работой:

  • достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития ОВД, физических качеств, ориентировке в пространстве, координации движений;
  • коррекция здоровья и физического развития, путем применения спец. средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно- двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную систему, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку
  • преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, неуверенности, боязни пространства и т.д.)

Авторами программы 12 месяцев взяты на вооружение развивающих технологий такие базовые сенсомоторные координации как зрительно-моторная, слухо-моторная и музыкально-ритмо-моторная. Разработки занятий включают упражнения с разными предметами, что обогащает двигательный и сенсорный опыт детей. Так же предлагаются упражнения на ограниченной площади опоры с открытыми и закрытыми глазами. Все эти задачи решаются средствами физического воспитания: физические упражнения, самомассаж, закаливание. Все это способствует развитию двигательных и психических способностей детей. Основным развивающим направлением программы является развитие сенсомоторных координаций всех уровней. В программе последовательно осуществляются:

  • сенсомоторное развитие через взаимосвязь движений тела и сенсорных процессов, прорабатываются базовые, жизненные и учебные функции старшего дошкольника: видение, слушание, осязание, ориентация, тонкая моторика кисти и др.
  • реализация основных факторов развития нервной системы, организма в целом - формируется физическое и неврологическое развитие будущего школьника
  • формирование оптимального двигательного стереотипа ОДС, статики, динамики и ОВД - идет проработка координации крупной, средней, мелкой моторики и развитие основных двигательных качеств (выносливость, координация, гибкость, ловкость и др.)
  • укрепление мышечного корсета и сводов стопы, формирование правильной осанки, коррекция нарушений физического развития ребенка, вызванных зрительной патологией.

В основе формирования правильной осанки лежит комплексный подход к процессу обучения детей двигательным умениям и навыкам, развитие сенсомоторной деятельности с учетом уровня их функционального развития. Таким образом, методами физического воспитания формируется физическое и неврологическое здоровье будущего школьника, его осанка, базовые жизненные и учебные функции его организма, необходимые для успешного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные подходы к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ»

Система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных ме­роприятий, реализуемая ДОУ, и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности (ДА) позволят снизить заболеваемость воспи...

«Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»

Сохранение и укрепление здоро­вья детей — одна из  основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ  уделяет внимание укрепле­нию здор...

Семинар - практикум «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе».

Семинар-практикум по физической культуре в ДОУ (для педагогов) «Инновационные подходы в физкультурно-оздоровительной работе»....

Консультации для воспитателей « Инновационные подходы к физкультурно- оздоровительной работе ДОУ.»

Инновацион­ные формамы физкультурно-оздоровительной работы с детьми от 1,5 до 7 лет....

Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня

Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной  работе технологий в течении дня2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – ...