Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Занятия по танцевально-игровой гимнастике «Са-фи-дансе»
рабочая программа по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ирина Равильевна Селезнева

Дополнительная образовательная программа "Занятия по танцевально-игровой гимнастике "Са-фи-дансе" направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, на сохранение и укрепление физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, психических процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности.   Данная  программа  аккумулировала все то, что доставляет детям радость, помогает справляться со стрессовыми ситуациями: и игру, и творчество, и общение, и возможность выразить свой внутренний мир. И все это объединено музыкой, которая поднимает настроение, раскрепощает детей. Таким образом, программа «Са-Фи-Дансе»  помогает сохранять и укреплять и психическое и физическое здоровье.Программа состоит из множества здоровьесберегающих технологий: самомассажа, упражнений на развитие гибкости, пальчиковой, ритмической и дыхательной гимнастики, музыкальных и подвижных игр.                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_sa-fi_19-20.docx75.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ                       (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Занятия по танцевально-игровой гимнастике «Са-фи-дансе»

Направленность:

Физкультурно-спортивная

Срок реализации:

8 месяцев

Возраст воспитанников:

4-7 лет

Автор-составитель:

Селезнева Ирина Равильевна,

музыкальный руководитель высшей категории

Содержание:

  1. Комплекс основных характеристик программы                                              1.1. Пояснительная записка………… ………….3                                          1.2. Цель и задачи  программы………………….7                                        1.3. Содержание программы…………………… 8                                        1.4. Планируемые результаты…………………..8
  2.  Комплекс организационно-педагогических условий                             2.1.Календарно-учебный график ………………10                               2.2. Условия реализации программы…………..24                                                            2.3.Формы аттестации…………………………..24                                                                2.4.Оценочные материалы………………………27                                                             2.5. Методические материалы…………………..28                                      2.6. Список литературы………………………….30

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон РФ №273 - ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации »;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобразования и науки РФ №06-1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Письмо Минобразования и науки РФ № 65/23-16 от 14.03. 2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 №706;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13);
  • Лицензия на правоведения образовательной деятельности;
  • Устав МБДОУ «Детский сад №237».

Дополнительная общеобразовательная  программа «Са – Фи – Дансе» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, на сохранение и укрепление физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, психических процессов, нравственно-коммуникативных качеств личности.                                                                        

В последнее время в ДОО все чаще стали применять нетрадиционные средства в физическом развитии детей. Наиболее популярной сейчас является танцевально-игровая  гимнастика. Данная  программа  аккумулировала все то, что доставляет детям радость, помогает справляться со стрессовыми ситуациями: и игру, и творчество, и общение, и возможность выразить свой внутренний мир. И все это объединено музыкой, которая поднимает настроение, раскрепощает детей. Таким образом, программа «Са-Фи-Дансе»  помогает сохранять и укреплять и психическое и физическое здоровье.Программа состоит из множества здоровьесберегающих технологий: самомассажа, упражнений на развитие гибкости, пальчиковой, ритмической и дыхательной гимнастики, музыкальных и подвижных игр. В ней  представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика  и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.   Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по программе "Са-Фи-Дансе" создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Реализация задач сводится к общей и специальной подготовке индивидуального образа ребёнка, как прекрасное дополнение к основной программе, в целях повышения уровня здоровья детей, как множество видов физической активности и здорового образа жизни. Коррекционное, профилактическое и воспитательное воздействие  возможно лишь при соблюдении ряда дидактических принципов: научности, систематичности, постепенности, индивидуальности, доступности, учёта возрастного развития движений, чередования нагрузки, наглядности, сознательности и активности.

Для реализации дополнительной общеобразовательной  программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут  использоваться исключительно для решения задачи индивидуализации образования и оптимизации работы с детьми. Достижения ребенка должны рассматриваться педагогом с позиции той деятельности, которую он осуществляет совместно с детьми.Для этого на каждого обучающегося заведена карта диагностики уровня развития по программе «Са-Фи-Дансе» (см. п.2.4.)

Актуальность. Серьезным недостатком дошкольного воспитания является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются и  играют на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на их  духовном развитии, снижает тонус  их нервной системы,  угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Танцевально- ритмическая гимнастика должна эффективно и разносторонне воздействовать на опорно- двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребенка.Оказывается, что актуальными проблемами  детского здоровья в современном обществе, помимо гиподинамии, о которой речь идет уже не одно десятилетие, являются детские стрессы и детская тревожность. Они могут возникать из-за негативной атмосферы в семье, детском саду, усталости от постоянного нахождения в большом коллективе, т. к. родители вынуждены находиться на работе с утра до позднего вечера. Тревожность развивается от недостаточной эмоциональной поддержки, от настроя родителей и педагогов на обязательную успешность детей в любом деле, от неумения выразить свои чувства, свой внутренний мир.  Дети более чувствительны к стрессам, но и восстанавливаются быстрее. Главное -создать условия, способствующие этому.А что важно для ребенка? Важно, чтобы он чувствовал себя комфортно, защищено, без напряжения, получал положительные эмоции от всего, чем занимается.

К числу достижений проводимой в России модернизации образования относятся расширение вариативности дошкольного воспитания, разработка новых программ обучения и воспитания детей, оригинальных методик.Программа  Са-Фи-Дансе» известна во многих городах России, а также городах ближнего и дальнего зарубежья. Пользуется большой популярностью среди специалистов и занимающихся, может быть альтернативной программе по физическому воспитанию дошкольных учреждений. Программа научно обоснована и направлена на развитие двигательных, творческих, музыкально-танцевальных способностей детей и жизненно необходимых умений и навыков.

Курс программы «Са-Фи-Дансе»» рассчитан на 8 месяцев. При распределении разделов программы  учитывались основные принципы дидактики, возрастные особенности каждой группы, физические возможности и психологические особенности детей от 4 до 7 лет. Занятия по танцевально-игровой гимнастике проводятся   в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей.

Особенности организации образовательного процесса

Объем программы

Форма обучения

Состав групп

Число участников групп

30 недель                       54 часа

Очная

Постоянный, сформирован в группы обучающихся одного возраста

8-12 детей  в каждой группе

Режим занятий для обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу «Са-Фи-Дансе»

Направленность объединения

Возрастная категория

Наполняемость группы

Продолжительность занятия в день

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

Физкультурно-спортивная

Средняя                   (4-5 лет)

8-12детей

20 минут

2

54

Старшая                   (5-6 лет)

8-12 детей

25 минут

2

54

Подготовительная(6-7 лет)

8-12 детей

30 минут

2

54

1.2. Цель и задачи  программы

Основной целью программы «Са – Фи – Дансе» является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Задачи:

Воспитательные: 1.Способствовать развитию  мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, расширению кругозора.                                                                                                 2.Воспитать  чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия. 3. Приобщить обучающегося к здоровому образу жизни и гармонии тела.  4.Сформировать умение вести себя в группе во время движения, чувство такта, культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Развивающие:                                                                                                                      1.Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.                                                                                                                                   2.Содействие  развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.                                         3.Развитие творческих способностей с помощью заданий на импровизацию, творческих этюдов.                                                                                        4.Формирование красивой осанки.

Обучающие:                                                                                                                                 1.Сформировать навыки выразительности, пластики движений и жестов в танцах, играх, упражнениях.                                                                                                                 2. Способствовать овладению навыков самостоятельного выражения движений под музыку.3. Предоставить возможность  эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в играх, упражнениях.

1.3. Содержание программы                                                                               Учебный план

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.

Игроритмика

В течение года

2.

Игрогимнастика

10

10

10

3.

Игротанцы

В течение года

4.

Танцевально-ритмическая гимнастика

36

36

36

5.

Игропластика

По плану занятий

6.

Пальчиковая гимнастика

По плану занятий

7.

Игровой самомассаж

По плану занятий

8.

Музыкально — подвижные игры

По плану занятий

9.

Игры-путешествия

8

8

8

10

Креативная гимнастика

По плану занятий

Всего часов

54

54

54

1.4. Планируемые результаты

Знания и умения, которые должен приобрести обучающийся                                  в процессе освоения  программы.  

Средняя группа.

Обучающиеся будут знать  назначение музыкального и спортивного  зала и правила поведения в нем. Научатся  ориентироваться в зале.Получат навыки  выполнения ритмических танцев и комплексовупражнений, соответствующих возрасту,  под музыку. Овладеют навыками ритмической ходьбы. Научатся  хлопать и топать в такт музыки. Расширят представления о  музыкально — подвижной игре, смогут  представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т.д.).

Старшая группа.

        Обучающиеся будут иметь представление  о назначении отдельных упражнений танцевально — ритмической гимнастики.  Научатся  выполнять простейшие построения и перестроения. Получат навыки  выполнения ритмических, эстрадных танцев и комплексовупражнений  под музыку. Будут стремиться ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Будут обучены основным танцевальным позициям рук и ног. Смогут выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике.

Подготовительная группа.

В процессе освоения программы  обучающиеся  будут знать  правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами. Овладеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретут определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Будут стремиться передавать характер музыкального произведения в движениях (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Будут обучены  основным хореографическим упражнениям. Научатся исполнять эстрадные  и ритмические танцы, комплексы упражнений под музыку, а также выполнять двигательные задания по креативной гимнастике.

Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

*укрепление здоровья детей;                                                                                                 *снижение уровня заболеваемости;                                                                    *изменения отношения детей  к сохранению и укреплению своего здоровья;                                                                                                          *повышение интереса к занятиям танцевально-игровой гимнастики;      *благотворное влияние музыки на психосоматическую сферу ребёнка; *воспитание умения эмоционального выражения, творчества в движении.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы:

  • Предметные результаты:                                                                              
  • Обучить детей правилам безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами, обучить грамотному использованию предметов личной гигиены перед и на занятиях.                              

  • Метапредметные результаты:                                                                        

Развить в детях элементарные передвижения по залу и дать определенный запас движений и упражнений, передавать характер музыки. Развитьумения выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеть основами хореографических упражнений                                                                                                        

  • Личностные результаты:                                                                                  

Воспитать в детях чувство ритма для ритмических танцев и ответственность за исполнение танцевальных номеров.                  

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарно-учебный график

Количество учебных недель в 2019-2020 учебном году – 30. Продолжительность каникул – зимние – с 23.12.2019 по 12.01.2020 год.                  Начало занятий – 1 октября  2019г. Окончание занятий 22 мая 2020 г.

Средняя группа

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятий

Кол -во часов

Тема занятий

1

Октябрь

2

15.15 -15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Вводное занятие «Давайте познакомимся». Танцевально-ритмическая гимнастика «Малышарики»

2

Октябрь

7,9

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.Игрогимнастика «Левой, правой». Пальчиковая гимнастика.

3

Октябрь

14,16

15.15-15.35Группа «Топтыжки

Групповое

2

Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс. Танцевально- ритмическая гимнастика «Малышарики»Игропластика.

4

Октябрь

21,23

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Ориентация в пространстве. Игры по перемещению в пространстве.Танцевально-ритмическая гимнастика «Малышарики» Креативная гимнастика.

5

Октябрь

28

15.15-15.35Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). Танцевально-ритмическая гимнастика «Колесо». Пальчиковая гимнастика

6

Октябрь

30

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Осеннее приключение»

7

Ноябрь

6, 11

15.15-15.35Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Основные танцевальные правила. Постановка корпуса. Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, листочки).Танцевально-ритмическая гимнастика «Колесо»

8

Ноябрь

13,18

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Развитие эластичности мышц. Игровые элементы. Игровой самомассаж. Игрогимнастика «Чижик-пыжик»

9

Ноябрь

20,25

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, воротца, змейка. Танцевально-ритмическая гимнастика «Ниточка с иголочкой». Пальчиковая гимнастика.

10

Ноябрь

27

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Путешествие на веселом паровозике»

11

Декабрь

2,4

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Синхронность и координация движений. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.Танцевально-ритмическая гимнастика «Песенка-зарядка». Игропластика.

12

Декабрь

9,11

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, листочки).Танцевально-ритмическая гимнастика «Колесо».Пальчиковая гимнастика.

13

Декабрь

16

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Танцевально-ритмическая гимнастика «Руки вверх».Игрогимнастика «Листочки».  Креативная гимнастика

14

Декабрь

18

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Новогодняя зарисовка «Зимушка-Зима».

15

Январь

13

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Общеразвивающие упражнения «Танцуй, танцуй» Игрогимнастика «Большие и маленькие». Пальчиковая гимнастика.

16

Январь

15,20

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Простейшие танцевальные элементы в форме игры. Танцевально-ритмическая гимнастика «Песенка-зарядка» . Игровой самомассаж.

17

Январь

22,27

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Тренинг «Ручками похлопали».  Танцевально-ритмическая гимнастика «Ниточка с иголочкой».               Креативная гимнастика.

18

Январь

29

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Поход в зоопарк»

19

Февраль

3,5

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Общеукрепляющие упражнения «Я двигаться люблю». Игрогимнастика «В нашем зале». Танцевально-ритмическая гимнастика «Ёжик». Пальчиковая гимнастика.

20

Февраль

10,12

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Тренинг «Я танцевать хочу». Игровой самомассаж.Танцевально-ритмическая гимнастика «Ёжик»

21

Февраль

17

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Игры-эстафеты для развития гибкости, координации движений. Игропластика.Танцевально-ритмическая гимнастика «Песенка – зарядка».  

22

Февраль

19

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Простейшие танцевальные элементы в форме игры. Танцевально-ритмическая гимнастика «Мы любим танцевать» . Игровой самомассаж.

23

Февраль

26

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Времена года»

24

Март

11

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Упражнения для профилактики плоскостопия. Игровой самомассаж.Танцевально-ритмическая гимнастика «Зайка»

25

Март

16

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. Пальчиковая гимнастика.Танцевально-ритмическая гимнастика «Дождя не боимся».  

26

Март

18,23

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Упражнения на расслабление мышц. Креативная гимнастика.Танцевально-ритмическая гимнастика «Зайка».  Игровой самомассаж.

27

Март

25

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Настроение в музыке и танце. Характер исполнения .Игропластика.Танцевально-ритмическая гимнастика «Дождя не боимся».  

28

Март

30

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Весенняя зарисовка «Весна-красна»

29

Апрель

1,6

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Танцевально-ритмическая гимнастика «Робот Бронислав». Пальчиковая гимнастика.

30

Апрель

8,13

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Игры по перемещению в пространстве. Игропластика.Танцевально-ритмическая гимнастика «Зайка». Пальчиковая гимнастика.

31

Апрель

15,20

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Игрогимнастика «Листочки». Пальчиковая гимнастика

32

Апрель

22,27

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

2

Танцевальные игры с актерской задачей. Игропластика.Креативная гимнастика.

33

Апрель

29

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Любимые игрушки»

34

Май

6

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.Игрогимнастика «Левой, правой».Танцевально-ритмическая гимнастика «Дождя не боимся».  Пальчиковая гимнастика.

35

Май

13

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Мы-артисты. Актерское мастерство.Игровой самомассаж. Танцевально-ритмическая гимнастика «Дождя не боимся».  Пальчиковая гимнастика.

36

Май

18

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. Игропластика.Танцевально-ритмическая гимнастика «Дождя не боимся».  

37

Май

20

15.15-15.35 Группа «Топтыжки»

Групповое

1

Открытое занятие-путешествие  «Лето! Ура!»

Всего:

                              54 часа

Старшая группа

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятий

Кол -во часов

Тема занятий

1

Октябрь

2

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Вводное занятие «Давайте познакомимся». Танцевально-ритмическая гимнастика «Ручки, ручки»

2

Октябрь

7,9

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. Игрогимнастика «Левой, правой». Пальчиковая гимнастика.

3

Октябрь

14,16

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс .Игропластика. Танцевально-ритмическая гимнастика «Прыг-скок».

4

Октябрь

21,23

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Ориентация в пространстве. Игры по перемещению в пространстве.Танцевально-ритмическая гимнастика «Ручки, ручки». Креативная гимнастика.

5

Октябрь

28

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). Танцевально-ритмическая гимнастика «Ручки, ручки». Пальчиковая гимнастика

6

Октябрь

30

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Осеннее приключение»

7

Ноябрь

6, 11

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Основные танцевальные правила. Постановка корпуса. Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, листочки). Танцевально-ритмическая гимнастика «Беготня».

8

Ноябрь

13,18

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Развитие эластичности мышц. Игровые элементы. Игровой самомассаж.

9

Ноябрь

20,25

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, воротца, змейка. Танцевально-ритмическая гимнастика «Беготня». Пальчиковая гимнастика.

10

Ноябрь

27

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Путешествие на веселом паровозике»

11

Декабрь

2,4

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Танцевальные элементы. Игрогимнастика «Енот».                Креативная гимнастика

12

Декабрь

9,11

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, листочки). Пальчиковая гимнастика.

13

Декабрь

16

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Танцевально-ритмическая гимнастика «Руки вверх».  Креативная гимнастика

14

Декабрь

18

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Новогодняя зарисовка «Зимушка-Зима».

15

Январь

13

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Танцевально-ритмическая гимнастика «Хомяки». Пальчиковая гимнастика.

16

Январь

15,20

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Синхронность и координация движений. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. Танцевально-ритмическая гимнастика «Беготня». Игропластика.

17

Январь

22,27

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Общеразвивающие упражнения «Танцуй, танцуй».  Игрогимнастика «Большие и маленькие». Пальчиковая гимнастика.

18

Январь

29

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Поход в зоопарк»

19

Февраль

3,5

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Тренинг «Большие и маленькие шаги».                 Креативная гимнастика. Танцевально-ритмическая гимнастика «Прыг-скок».

20

Февраль

10,12

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Упражнения для профилактики плоскостопия. Игровой самомассаж. Танцевально-ритмическая гимнастика «В каждом маленьком ребенке»

21

Февраль

17

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Общеукрепляющие упражнения «Я двигаться люблю». Игрогимнастика «В нашем зале». Танцевально-ритмическая гимнастика «Облака» Пальчиковая гимнастика.

22

Февраль

19

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Тренинг «Лягушачья зарядка». Игровой самомассаж. Танцевально-ритмическая гимнастика «Прыг-скок».

23

Февраль

26

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Времена года»

24

Март

11

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Простейшие танцевальные элементы в форме игры. Танцевально-ритмическая гимнастика «То, что нужно!». Игровой самомассаж.

25

Март

16

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. Танцевально-ритмическая гимнастика «В каждом маленьком ребенке». Пальчиковая гимнастика.

26

Март

18,23

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Упражнения на расслабление мышц. Танцевально-ритмическая гимнастика «Прыг-скок».  Креативная гимнастика. Игровой самомассаж.

27

Март

25

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. Танцевально-ритмическая гимнастика «В каждом маленьком ребенке». Игропластика.

28

Март

30

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Весенняя зарисовка «Весна-красна»

29

Апрель

1,6

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Упражнения для профилактики плоскостопия. Игровой самомассаж.Танцевально-ритмическая гимнастика «Прыг-скок».

30

Апрель

8,13

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Игры по перемещению в пространстве. Игропластика.Танцевально-ритмическая гимнастика «Прыг-скок». Пальчиковая гимнастика.

31

Апрель

15,20

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Игрогимнастика «Листочки». Танцевально-ритмическая гимнастика «Облака» Пальчиковая гимнастика

32

Апрель

22,27

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

2

Танцевальные игры с актерской задачей. Игропластика.Танцевально-ритмическая гимнастика «В каждом маленьком ребенке». Креативная гимнастика.

33

Апрель

29

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Любимые игрушки»

34

Май

6

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Танцевально-ритмическая гимнастика «В ритме танца». Игропластика.

35

Май

13

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Танцевально-ритмическая гимнастика «Бум, бум». Пальчиковая гимнастика.

36

Май

18

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Игры-эстафеты для развития гибкости, координации движений.Танцевально-ритмическая гимнастика «Облака» Игрогимнастика «Левой,правой» Игропластика.

37

Май

20

16.45-17.10 Группа «Витаминки»

Групповое

1

Открытое занятие-путешествие «В мире танца»

Всего:

                                                                   54 часа

Подготовительная группа

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятий

Кол -во часов

Тема занятий

1

Октябрь

2

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Вводное занятие «Давайте познакомимся» Танцевально-ритмическая гимнастика «Солнышко лучистое».

2

Октябрь

7,9

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. Игрогимнастика «Левой, правой». Пальчиковая гимнастика.

3

Октябрь

14,16

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю. Ракурс .Игропластика. Танцевально-ритмическая гимнастика «Солнышко лучистое».

4

Октябрь

21,23

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Ориентация в пространстве. Игры по перемещению в пространстве. Креативная гимнастика. Танцевально-ритмическая гимнастика «Веселая стирка».

5

Октябрь

28

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). Танцевально-ритмическая гимнастика «Солнышко лучистое». Пальчиковая гимнастика

6

Октябрь

30

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Осеннее приключение»

7

Ноябрь

6, 11

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Основные танцевальные правила. Постановка корпуса. Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, листочки). Танцевально-ритмическая гимнастика «Веселая стирка».

8

Ноябрь

13,18

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Развитие эластичности мышц. Игровые элементы. Игровой самомассаж.Танцевально-ритмическая гимнастика «Облака»

9

Ноябрь

20,25

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, воротца, змейка. Танцевально-ритмическая гимнастика «Носса». Пальчиковая гимнастика.

10

Ноябрь

27

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Путешествие на веселом паровозике»

11

Декабрь

2,4

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Танцевальные элементы. Игрогимнастика «Помогатор».                Креативная гимнастика

12

Декабрь

9,11

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Ритмические упражнения с предметом (мяч, обруч, листочки). Игрогимнастика «Посмотрите-ка!». Пальчиковая гимнастика.

13

Декабрь

16

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Синхронность и координация движений. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.Игропластика. Танцевально-ритмическая гимнастика «Обезянки».

14

Декабрь

18

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Новогодняя зарисовка «Зимушка-Зима»

15

Январь

13

17.20– 17.50  Группа «Пружинки»

Групповое

1

Танцевально-ритмическая гимнастика «В ритме танца». Игропластика.

16

Январь

15,20

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Танцевально-ритмическая гимнастика «Обезьянки».  Креативная гимнастика

17

Январь

22,27

17.20– 17.50  Группа «Пружинки»

Групповое

2

Общеразвивающие упражнения «Танцуй, танцуй».  Игрогимнастика «Большие и маленькие». Пальчиковая гимнастика.

18

Январь

29

17.20– 17.50  Группа «Пружинки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Поход в зоопарк»

19

Февраль

3,5

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Тренинг «Ручками похлопали».                 Креативная гимнастика. Танцевально-ритмическая гимнастика «Енот».

20

Февраль

10,12

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Простейшие танцевальные элементы в форме игры. Танцевально-ритмическая гимнастика «Мы любим танцевать» . Игровой самомассаж.

21

Февраль

17

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Общеукрепляющие упражнения «Я двигаться люблю». Игрогимнастика «Помогатор». Пальчиковая гимнастика.

22

Февраль

19

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Тренинг «Я танцевать хочу». Игровой самомассаж. Танцевально-ритмическая гимнастика «В ритме танца».

23

Февраль

26

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Времена года»

24

Март

11

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Танцевально-ритмическая гимнастика «В ритме танца». Игропластика.

25

Март

16

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки. Пальчиковая гимнастика. Танцевально-ритмическая гимнастика «Енот».

26

Март

18,23

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Упражнения на расслабление мышц. Креативная гимнастика. Игровой самомассаж. Танцевально-ритмическая гимнастика «В ритме танца».

27

Март

25

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Настроение в музыке и танце. Характер исполнения. Игропластика. Танцевально-ритмическая гимнастика «Море по колено».

28

Март

30

17.20– 17.50  Группа «Пружинки»

Групповое

1

Весенняя зарисовка «Весна-красна»

29

Апрель

1,6

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Упражнения для профилактики плоскостопия. Игровой самомассаж. Танцевально-ритмическая гимнастика «Море по колено».

30

Апрель

8,13

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Игры по перемещению в пространстве. Игропластика. Танцевально-ритмическая гимнастика «В ритме танца».Пальчиковая гимнастика.

31

Апрель

15,20

17.20– 17.50  Группа «Пружинки»

Групповое

2

Игрогимнастика«Платочки». Танцевально-ритмическая гимнастика «Облака» Пальчиковая гимнастика

32

Апрель

22,27

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

2

Танцевальные игры с актерской задачей. Игропластика.Танцевально-ритмическая гимнастика «Носса».Креативная гимнастика.

33

Апрель

29

17.20– 17.50  Группа «Пружинки»

Групповое

1

Занятие-путешествие «Любимые игрушки»

34

Май

6

17.20– 17.50  Группа «Пружинки»

Групповое

1

Танцевально-ритмическая гимнастика «Мама-Мария». Пальчиковая гимнастика.

35

Май

13

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Мы-артисты. Актерское мастерство.Игровой самомассаж. Танцевально-ритмическая гимнастика «Мама-Мария».Пальчиковая гимнастика.

36

Май

18

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Игры-эстафеты для развития гибкости, координации движений. Игропластика.

38

Май

20

17.20– 17.50 Группа «Пружинки»

Групповое

1

Открытое занятие-путешествие «В мире танца»

Всего:

                                                                  54 часа

2.2.Условия реализации программы

Для реализациипрограммы в ДОУ созданы необходимые условия.Развивающая  среда  музыкального и спортивного залов  соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает  возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.

Развивающая среда  по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность,в музыкальном  залесозданы условия для нормального психосоциального развития детей:                                                                     спокойная и доброжелательная обстановка,  внимание к эмоциональным потребностям детей, созданы условия для развития и обучения. Музыкальный зал оснащен: аудиоаппаратурой, фортепиано, компьютером, обширной фоно- и видеотекой, современным нотным материалом,  пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и  детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, масками и костюмами.Для проведения общеразвивающих упражнений имеются обручи, кегли, флажки, ленточки, платочки,  мячи, гимнастические палки, скакалки, снежинки, листики, цветочки, салютики. Педагог, занятый в реализации программы,имеет опыт работы и высшую квалификационную категорию.Личный инвентарь и одежда обучающихся: чешки, белые футболки, юбки для девочек и шорты для мальчиков. Для праздников – костюмы в зависимости от специфики танцев.

2.3.Формы аттестации

       Для определения результативности освоения программы разработаны следующие формы аттестации:                                                                           1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:                             - журнал посещаемости;                                                                                                                - анкетирование родителей;                                                                                                 -фото и видеосъемка;                                                                                                                - отзыв детей и родителей.                                                                                                      2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:                    -участие в утренниках и концертах в ДОУ;                                                               - участие в конкурсах дошкольного творчества;                                                                                              - открытые занятия согласно учебному плану.

2.4.Оценочные материалы

Карта диагностики уровня развития ребенка                                                              по программе «Са-Фи-Дансе»

Способом определения результативности реализации дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Са-Фи-Дансе» является диагностика.                                                                                                       Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий  в условиях выполнения обычных и специальных подобранных заданий.

Ф.И. ребенка    __________________________

Группа              ______________________

Параметры

Начало года

Конец года

Динамика роста развития

Ритмика

Пластика

Внимание

Память

Координация движений

Эмоциональность

Музыкальность

Творческие проявления

Ритмика – умение двигаться в такт, выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу.

 Пластика – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, тела, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные  упражненя.                                                                                            Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.  Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений.                                                                                                         Координация  движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе.                                                                                                    Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.                                                                          Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).                                                                                       Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.

    В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики и развития ребенка на протяжении определенного периода времени.

В  - Высокий уровень

С   - Средний уровень

Н    - Низкий уровень

2.5. Методические материалы. Алгоритм учебного занятия.

 В структуру занятия входят три части: подготовительная, основная и заключительная. Продолжительность занятия может длиться от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей.

В подготовительной части  решаются задачи функциональной подготовки организма детей к предстоящей работе с помощью строевых упражнений, специальных упражнений для согласования движений и музыки, различных видов ходьбы и бега.                                                                                                                 В основной части занятия средствами танца решаются задачи общей и специальной направленности, разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой.

В заключительной части  решаются задачи восстановления сил организма детей после физической нагрузки. Используется спокойная ходьба, упражнения в растягивании и расслаблении мышц, элементы самомассажа, музыкальные игры и творческие задания.

Дидактические материалы.

• Образные предметные картинки;                                                                      

• атрибуты к подвижным и музыкальным играм;

• ноутбук, магнитофон, аудио- видео записи;

• спортивная форма детей и педагога;

• декорации (для проведения сюжетных занятий)

Особенности организации образовательного процесса

Методы обучения и воспитания

Формы организации образовательного процесса

Формы организации учебного занятия

Педагогические технологии

Очно

Объяснительно - иллюстративный(беседа, объяснение, прослушивание

музыкального  материала, показ); игровой;

метод  поисковых  ситуаций (побуждение  детей  к  творческой  и  практической  деятельности); упражения; мотивация.

Групповая

Практические занятия, беседы, просмотр видео-материалов, концерты, праздники.

Здоровьесберегающие технологии (самомассаж, упражнения на развитие гибкости, пальчиковая, ритмическая и дыхательная гимнастика); технология игровой деятельности

Особенности организации образовательного процесса.

Основными видами деятельности на занятиях по танцевальной ритмике являются репродуктивная и творческая. Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми умениями и навыками через повторение выполнения движений, показанных педагогом. Творческая деятельность направлена на самостоятельное преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового результата. Взаимосвязь двух этих видов деятельности дает детям возможность реализации творческой самореализации и способствует гармоничному (умственному и физическому) развитию личности. Кроме того, в работе с детьми используются следующие методы обучения: показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет; выразительное исполнение движения под музыку; словесное пояснение выполнения движения; внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка; творческие задания. По уровню деятельности детей используются методы объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские. Методы и приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания, объема программных умений, этапа разучивания материала, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы танцевальная деятельность детей была исполнительской и творческой. Учебный материал на занятиях по ритмике распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала или при выполнении творческих заданий. Этому способствуют совместное обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе, поощрение творческих проявлений, создание положительной мотивации, актуализации интереса, проведение конкурсов, соревнований. Важным условием творческого самовыражения воспитанников является реализация идеи свободного выбора: детям предоставляется право выбора танцевальных средств для выражения музыкального образа, творческой комбинации знакомых танцевальных движений. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени отводится практической части. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

2.6. Список литературы

Автор

Методическое пособие

Ж.Е.Фирилева,Е.Г. СайкинаСанкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003 г

«Са-Фи-Дансе»                                                          Танцевально-игровая гимнастика для детей

Л.И.Пензулаева, Москва, «Мозаика-Синтез», 2017г

«Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста»

О.В.Козырева, Москва, «Просвещение», 2003 г

«Лечебная физкультура для дошкольников»

О.Б. Казина, Ярославль, Академия Холдинг, 2005 г

«Веселая физкультура для детей и их родителей»

О.Н. Моргунова, Воронеж, 2005 г

«Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»

И.Е. Аверина, Москва, 2005 г

«Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»

В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)

Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Фитбол-гимнастика"

Данная программа создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности....

Занятие по танцевально - игровой гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ» (средняя группа)

В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. В нас...