Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Фитбол-гимнастика"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Короткова Елена Михайловна

Данная программа создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Староюрьевского района Тамбовской области

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области

                                                                                                                                                                       

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению  педагогическим советом

 №                   2017 г.

                                                                                   

УТВЕРЖДАЮ  

Заведующий МБДОУ детским садом

«Радуга»________________ В.И.Свидерская                                                                                                                                                                                         Приказ от ____________ №__   2017 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

Фитбол-гимнастика

                     Стартовый уровень

                                                                       Возраст  учащихся: 5-6  лет

                                                                       Срок  реализации: 1 год

                                Автор-составитель: Короткова Елена Михайловна,

                                                        педагог дополнительного образования

Староюрьево

2017

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Староюрьевского района Тамбовской области

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол – гимнастика», стартовый уровень

3.  Сведения об авторе-составителе:

3.1. Ф.И.О., должность

Короткова Елена Михайловна, педагог дополнительного образования

4.  Сведения о программе:

4.1. Нормативная база:

-Закон РФ «Об образовании»

-Конвенция ООН о правах ребенка

-Конституция Российской Федерации

-Семейный кодекс РФ Раздел: «Права и обязанности родителей и детей»

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации)

-Устав МБДОУ детского сада «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области

4.2. Область применения

Дополнительное образование.

4.3. Направленность

Физкультурно-спортивная

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Вид программы

Дополнительная общеразвивающая программа

4.6. Возраст учащихся

5-6 лет

4.7.Продолжительность обучения

1 год (36 учебных часов)

5.  Рецензенты и авторы отзывов:

Т.Н.Копылова старший воспитатель МБДОУ детского сада «Радуга»

Г.В.Коновалова методист структурного подразделения МКУЦБ Информационно методического центра

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Фитбол-гимнастика» имеет физкультурно-спортивную направленность, создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Актуальность предлагаемой  программы

     Фитбол-гимнастика – одно из новых направлений в работе с дошкольниками. Актуальность фитбол-гимнастики в детском саду обусловлена тем, что новое для дошкольного учреждения оборудование имеет ряд преимуществ, среди другого физкультурного инвентаря. Занятия с мячом-фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и позволяют решать достаточно актуальную для современного дошкольника задачу – формируют правильную осанку. Являясь средством оздоровительно – коррекционной работы, такие мячи  оказывают специфическое воздействие на опорно – двигательный и связочно – мышечный аппарат.

Новизна программы.

Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

 Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы стартового уровня “Фитбол-гимнастика” определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к физической культуре через игру, применение полученных знаний, умений и навыков физической культуры в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Занятия «Фитбол-гимнастикой» являются разновидностью физической культуры и позволяют ребенку поверить в себя, свои возможности, а также научиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Стартовый уровень программы предполагает освоение азов гимнастики, изучение простейших элементов «фитбол-гимнастики»,  через использование  игровых технологий, исполнение простых физических упражнений.

Отличительные особенности программы.

      Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фитбол-гимнастика» позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Программа предоставляет собой единственный вид аэробики, где одновременно  и в равной степени задействуются двигательный, тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, что значит усиливается положительный эффект от занятий, позитивному самоопределению. Обучение  отличается практической и гуманитарной направленностью в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.  

                                               Адресат программы

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Фитбол-гимнастика» рассчитана на работу с дошкольниками в возрасте 5-6 лет. В процессе физкультурно-спортивной деятельности у детей дошкольного возраста совершенствуются координация движения, осанка, и творческие способности. Двигаясь, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: ориентирование в пространстве, согласование движений с музыкой, чувство ритма. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами физической  деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие: физическое, эстетическое, интеллектуальное, нравственное – и позволяет заниматься в дальнейшем  физической культурой  на более высоком уровне.

Условия набора учащихся:

для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Фитбол-гимнастика» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.

Объем и срок освоения программы

Программа «Фитбол-гимнастика» стартового уровня рассчитана на 1 год обучения с количеством учебных часов 36 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 25 минут.

Схема возрастного и количественного распределения учащихся, количество занятий в неделю, их продолжительность

Год обуче-ния

Количество учащихся в группе

Общее количество занятий в неделю

Продолжите-льность занятий, часов.

Общее количество часов в неделю

Общее количество часов в год

1 год

10

1 раз

1 (25 мин.)

1

36 часов

Формы и режим занятий: обучение по программе «Фитбол - гимнастика» стартового уровня проводится в форме:

- традиционное занятие;

- комбинированное занятие;

- игра, праздник;

- открытое занятие

-технология программы предусматривает занятия по группам(10-12 человек), а также индивидуальные занятия.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

-групповая;

- индивидуально–групповая;

Технология программы предусматривает проведение занятий по группам (10-12 человек), индивидуальные занятия  

                

Структура занятий.

Структура занятия включает в себя следующие этапы :

- организационный момент;

- постановка цели;

- показ с объяснением;

- динамическая пауза;

- напоминание правил по технике безопасности;

- практическая деятельность детей;

- помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется;

- анализ и самооценка деятельности детьми.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы

Цель программы:  содействовать  укреплению здоровья ребенка, приобщению к здоровому образу жизни через занятия с фитбол мячом.

Задачи программы.

Образовательные:

1.Содействовать физическому развитию, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

2.Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в физическую деятельность;

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх.

2. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

3. Формировать навыки выразительности, пластичности в движениях.

4. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.

5. Содействовать формированию коммуникативных качеств у детей.

Развивающие:

1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.

2. Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.

3. Развивать физические качества и укреплять здоровье детей, используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста.

4.Формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия и исправлению недостатков осанки;

5.Работать над умением ориентироваться в пространстве; тренировать память, внимание,

 6.Обеспечивать психологический комфорт.

   

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела, темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации

/контроля

Фитбол-гимнастика – 36 часов

1.

Введение. Путешествие в мир фитбола

1

1

-

Текущий контроль (собеседование)

2.

Упражнения в едином темпе

12

6

6

Текущий контроль

2.1.

Формирование осанки и равновесия

4

2

2

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

2.2.

Махи ногами

8

4

4

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

3.

Упражнения на растягивание

12

6

6

Текущий контроль

3.1.

Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры.

4

2

2

Текущий контроль, наблюдение, упражнение)

3. 2.

Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола.

4

2

2

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнение)

3.3.

Подвижные игры        

4

2

2

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнение)

4.

Выполнение упражнений в расслаблении мышц

10

4

6

Текущий контроль.

4.1.

Упражнения с наклонами.

8

4

4

Текущий контроль, наблюдение, упражнения).

4.2.

Подвижные игры на растяжку

2

-

2

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

5.

Итоговое занятие

1

-

1

Промежуточный контроль (диагностика выпонения упражнений)

ИТОГО

36

17

19

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1. Введение. Путешествие в мир фитбола – 1 час

Теория. Понятие фитбол-гимнастики. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2. Упражнения в едином темпе – 12 часов

2.1. Формирование осанки и равновесия - 4 часа

Теория. Базовые положения при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). Приемы самостраховки.  Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Практика. Упражнение «Крылышки», «Часики», «Ветер дует».

2.2. Махи ногами – 4 часа

Теория. Осознанное овладение движениями, самоконтроль и самооценка при выполнении упражнений.

 Практика. Упражнение «Пловец», «Спортсмен», «Гимнаст».

3.Упражнение на растягивание– 12 часов.

3.1. Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры – 4 часа.

Теория. Значение упражнений для укрепления мышечного корсета. Правильная осанка. Чувство равновесия и координация движений.

 Практика. Упражнение «Бабочка», «Елочка», «Снежинки», «Книга».

3.2. Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола – 4 часа.

Теория. Ориентирование в пространстве зала. Координация движений при выполнении движений в парах, в группе. Укрепление мышц рук, ног, спины.

 Практика. Упражнения «Покачайся», «Ходьба вокруг себя сидя на мяче», «Экскаватор», «Мостик».

3.3.Подвижные игры – 4 часа.

Теория. Развитие внимания, координации движений, формирование правильной осанки во время подвижных игр. Техника безопасности во время подвижных игр.

Практика. Подвижные игры «Гусеница», «Пингвины на льдине», «Снежная крепость», «Эстафеты».

4. Выполнение упражнений в расслаблении мышц – 10 часов.

Теория. Упражнения с наклонами. Подвижные игры на растяжку.

 Практика. Упражнения «Кошечка», «Зайка», «Лисичка». Подвижные игры «А ну ка, догони», «Ловишки», «Тучи и солнышко», «Успей догнать».

5. Итоговое занятие.

Практика. Промежуточный контроль: диагностика выполняемых упражнений

1.4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

По итогам реализации программы «Фитбол – гимнастика» (стартовый уровень)  ожидаются следующие результаты:

1. Личностные.

- развитие навыков к здоровому образу жизни;

- развитие самооценки собственного физического развития.

2. Предметные.

- формирование универсальных учебных действий учащихся в области физического развития.

Учащиеся должны

Знать:

- правила поведения на занятиях физической культуры;

- что такое фитбол-гимнастика,

- что такое правильная осанка.

 Уметь:

- выполнять упражнения с элементами фитбола;

- сохранять длительное устойчивое равновесие;

- следить за осанкой;

- контролировать действие других;

- самостоятельно правильно выполнять упражнения с фитболом  по предварительному показу;

- выполнять упражнения по фитбол-гимнастике не только в д/саду, но и самостоятельно в домашних условиях.

- соблюдать правила игры.

  Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия:

-умение организации рабочего места;

-умение соблюдения правил техники безопасности при разучивании физических упражнений;

-умение анализировать и оценивать созданные образы;

-умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.

Познавательные универсальные учебные действий

-развитие речевых навыков при обсуждении физических упражнений;

-повышение интереса к физической культуре и спорту;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

-умение вырабатывать навыки адекватной самооценки.

В ходе реализации программы «Фитбол-гимнастика» предполагается освоение и перевод на базовый уровень не менее 75% детей.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Фитбол-гимнастика»  начинается 10 сентября и заканчивается 31 мая;

Учебный период

Даты

начала

и окончания периода

Сроки

каникул

Число

учебных

недель по программе

Число

учебных

дней по

программе

Количество

учебных

часов по

программе

Первый год обучения

Первый период

01.09 - 31.12

01.01 – 10.01

17

17

17

Второй период

11.01 - 31.05

19

19

19

ИТОГО

36 недель

36 дня

36 часа

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия

1. Музыкально-спортивный зал, соответствующий требованиям:

-СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей дошкольного возраста);

-Госпожнадзора.

2. Оборудование: мячи большие (диаметр 55 см.), маты, зеркала, спортивная форма, гантели, гимнастические палки, диски; видеоматериалы.

3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Методическое обеспечение

Диагностические материалы:

- Диагностика развития спортивно-физических  движений

-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».

Методические разработки:

-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Развитие физических способностей учащихся с помощью фитбол-гимнастики»;

Кадровое обеспечение:

 Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, связанной с преподаванием физической культуры. 

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Для отслеживания результатов освоения программы используются следующие формы контроля:

Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала в форме игры, наблюдений, упражнений.

Промежуточный контроль - осуществляется по итогам года, задачами является определение изменения в уровне развития физических  способностей за данный период обучения.  В ходе контроля оценивается: правильность исполнения; активность; знание теоретической и практической части; творческий подход. Формой контроля является диагностика выполнения упражнений.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

-журнал посещаемости творческого объединения «Фитбол-гимнастика»;

-участие обучающихся в мероприятиях учреждения;

-отзывы родителей о работе творческого объединения.

        Формами  отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:

-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;

       Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

- открытые занятия.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня  «Фитбол-гимнастика» используют «Диагностика физического развития движений» (методика Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич.);

При оценке качества реализации программы применяются следующие критерии:

1.Качество знаний, умения, навыки.

2.Особенности мотивации к занятиям.

3.Творческая активность.

4.Спортивно-физическая настроенность.

5.Достижения.

Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к стартовому уровню освоения учебного материала и  предусматривают отслеживание уровня начальных навыков овладения физической деятельностью.

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Фитбол-гимнастика» основано на следующих принципах:

-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);

-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);

-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);

-творческого самовыражения (реализация  потребностей ребенка в самовыражении);

-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);

-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их физических способностей); 

-наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, видеозаписей фитбол-гимнастики );

-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, физического развития детей);

-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию физических способностей и возрастным особенностям учащихся).

При реализации программы используется следующие методы обучения:

-игровой метод. Основным методом обучения фитбол-гимнастики детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Каждая  игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

-метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

-словесный   метод. Это  беседа   о   физкультуре, спорте, здоровье,    объяснение методики   исполнения движений, оценка.

-практический метод заключается в многократном выполнении конкретного физического движения.

-наглядный метод – выразительный показ движений под счет, с музыкой. Показ детям видеофрагментов фитбол-гимнастики.

-репродуктивный (воспроизводящий);

-проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);

-творческий.

При реализации программы используется следующие методы воспитания

-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);

-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);

-стимулирование (создание ситуации успеха).

Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия и игры. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.

Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, личностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Название раздела, темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Введение. Путешествие в мир фитбола.

Беседа

Наглядный, словесный

Видеодиски с фрагментами фитбол-гимнастики ,проектор, экран; музыкальный центр, аудиодиски, инструкции по технике безопасности, мячи фитбол.

Текущий контроль (собеседование)

2

Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

Беседа;

Игровые, практические занятия

Наглядный, словесный, игровой, аналогий, репродуктивный

Видеодиски с фрагментами  фитбол-гимнастики,  проектор, экран; музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол.

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

3

Выполнение упражнений на растягивание с использованием фитбола.

Беседа;

Игровые, практические занятия.

Наглядный, словесный, игровой, репродуктивный.

Видеодиски с фрагментами фитбол-гимнастики, проектор, экран, музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол.

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

4

Выполнение упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

Беседа;

Игровые, практические занятия.

Наглядный, словесный, игровой, репродуктивный.

Видеодиски с фрагментами фитбол гимнастики, проектор, экран, музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол.

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

5

Итоги  года

Самостоятельная работа.

Репродуктивный, творческий.

Музыкальный центр, аудиодиски, мячи фитбол.

Промежуточный контроль (диагностика выполнения упражнений)

Литература

Для педагога:

  1. Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. –СПб., 2001.
  2. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2001. - 64 с.
  3. Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос.-Владивосток: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, 2001.- 120 с.
  4.  Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.
  5. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 72 с.
  6. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. С.-П. 2007.
  7. Теория и методика физического воспитания /Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1976.Т. 1, с. 85.
  8. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. С.-П. 2007.
  9. Шилкова И.К., Большев А.С. Здоровьеформирующее физическое развитие. М. 2001.
  10. М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья».

Для учащихся и родителей:

Иллюстративный материал.

Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр».

Н.М. Соломенникова, Т. Н. Машина «Формирование двигательной сферы у детей 3 – 7 лет. Фитбол – гимнастика».

Интернет – ресурсы:

1. http://doshkolnik.ru/

2. http://www.neboleem.net/fitbol.php

3. https://azbyka.ru/deti/fitbol-gimnastika

                                                                                                         

Глоссарий

1. Фи́тбол (Exercise ball, Swiss ball) — большой упругий мяч от 45 до 95 см в диаметре, используемый для занятий аэробикой. Упражнения с фитболом дают нагрузку на большинство групп мышц, помогают исправить осанку

2. Гимнастика — один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.

3. Гибкость — способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.

4. Ловкость — способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях

5. Координация (от лат. coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

6. Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.

7. Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т.п. Комплексы "партерной" гимнастики используются и в учебном процессе по физическому воспитанию для дошкольников и школьников.

8. Площадью опоры - в основной стойке является площадь, заключенная между линиями, которые соединяют носки и пятки ног. Расстояние между стопами (пятками) равно 1/4 роста человека или примерно ширине плеч. Чем выше рост, тем шире площадь опоры для сохранения устойчивости. Положение ног шире плеч и более согнутых в коленях чем при основной стойке, характеризует защитную стойку.

Приложение 1

Диагностика эффективности занятий фитбол-гимнастикой.

                                                                        По методике Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич.

Оценка эффективности занятий фитбол – гимнастикой.

Диагностика проводится 2 раза в год на общих групповых занятиях, а при необходимости на индивидуальных (если ребенок скромный, стеснительный, не уверенный в себе)

Для оценки эффективности оздоровительного курса занятий необходимо составить карту индивидуального психомоторного развития ребенка и групповой динамики проведенных оздоровительных мероприятий.

Для того чтобы оптимизировать коррекционный процесс и решить задачу оздоровления, необходимо произвести тщательный анализ занимающейся группы детей по физическому развитию, по состоянию их опорно-двигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя  произошедшие изменения. Особенно важно для детей с речевыми нарушениями определить уровень психомоторного развития.

Для оценки психомоторного развития дошкольников в практике используются следующие диагностические методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич. Они просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны. Критерии оценки выполнения:

3 балла – правильнее выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;

2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.

1 балл – ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;

0 балл – отказ от выполнения движения.

Задания для детей 5-6 лет

А – пятка правой (левой) ноги прижата к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки - вдоль туловища. Необходимо сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 15 сек.

В – ребенку предлагается сделать прыжок  с двух ног на расстояние 30 см, вперед, а затем спиной назад. Оценивается точность приземления на две ноги одновременно и «свобода» совершаемого движения.

С – ребенок должен поразить мячом цель размером 25х25 см с расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см).  Оценивается выполнение для каждой руки отдельно

Сформированность основных движений детей оценивается согласно возрастным нормам, сформулированным в типовой программе обучения и воспитания в детском саду.

Все полученные данные фиксируются педагогами группы в начале года (Н) и в конце года (К) и оформляются в следующую таблицу:

Таблица 1. Диагностика двигательного развития

Ф.и. ребенка

Психомоторное развитие

Сформированность основных движений

А

В

С

1

2

3

4

5

6

н

к

н

к

н

к

н

к

Н

К

н

к

Н

к

н

к

н

к

1.

2.

3.

4.

5.

Примечание:

А- пробы на статическую координацию и статическую выносливость;

В – пробы на динамическую координацию и способность согласовывать отдельно взятые изолированные движения в единый целый двигательный комплекс;

С – пробы на зрительно- моторную координацию и точность выполнения движений и умение согласовывать двигательный акт с внешним пространством при ведущей роли зрения.

Под номерами таблице оценка основных движений в соответствии с реальным возрастом ребенка:

1 – ходьба,  2 – бег, 3 – прыжки, 4 – ползание, лазание, 5 - равновесие, 6 – катание, бросание, ловля, метание.

Н – начало года, К – конец года.

По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.

Приложение №2

Календарный учебный график

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 «Фитбол-гимнастика» (стартовый уровень)

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

.09.2017

Водное занятие

1

Беседа

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль(собеседование)

Упражнения в едином темпе – 12 часов.

2

09. 2017

Формирование осанки и равновесия

1

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

3

09. 2017

Формирование осанки и равновесия

1

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

4

09. 2017

Формирование осанки и равновесия

1

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

5

09. 2017

Формирование осанки и равновесия

1

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

6

10. 2017

Махи ногами

1

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

7

10. 2017

Махи ногами

1

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

8

10. 2017

Махи ногами

1

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

9

10. 2017

Махи ногами

1

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

10

10. 2017

Махи ногами

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

11

10. 2017

Махи ногами

1

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

12

10. 2017

Махи ногами

1

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

13

10. 2017

Махи ногами

1

Практическое

Музыкально-спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

Упражнение на растягивание – 12 часов

14

  1. 2017

Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры.

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

15

Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры.

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

16

Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры.

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

17

Упражнения на сохранение равновесия при уменьшенной площади опоры.

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

18

12.2017

Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола.

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

19

Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола.

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

20

Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола.

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

21

Упражнения на выполнение комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола.

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения

22

01.2018

Подвижные игры

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения).

23

Подвижные игры

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения).

24

Подвижные игры

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения).

25

Подвижные игры

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения).

Выполнение упражнений в расслаблении мышц – 10 часов

26

02.2018

Упражнения с наклонами

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

27

Упражнения с наклонами

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

28

Упражнения с наклонами

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

29

Упражнения с наклонами

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

30

Упражнения с наклонами

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

31

Упражнения с наклонами

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

32

Упражнения с наклонами

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

33

Упражнения с наклонами

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

34

04.2018

Подвижные игры на растяжку

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

35

Подвижные игры на растяжку

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Текущий контроль (наблюдение, игра, упражнения)

36

05.2018

Итоговое занятие

1

Практическое

Музыкально – спортивный зал

Промежуточный контроль (диагностика выполнения упражнений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»

В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)

Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Маленькие Олимпийцы"

Совершенствование и укрепление здоровья и физических качеств детей , обладающих повышенными физическими способностями, как условие обеспечения формирования и достижения высокого уровня профессионалазм...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»

       1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»

В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...