МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «НАРОДНАЯ ИГРА В ДОУ»
консультация по физкультуре

Юдичева Ольга Олеговна

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«НАРОДНАЯ ИГРА В ДОУ»

    Современный мир меняется, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир. Но родители сегодня не интересуются историей своей страны, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.  Перед педагогами стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей являются детские традиционные (народные) игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_narodnye_igry.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18 «Росинка» компенсирующего вида

 городского округа Щёлково

 

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ДОУ»

                                                                    Составитель:

                                                                    инструктор по физической культуре

                                                                    высшей квалификационной категории

                                                                    Юдичева Ольга Олеговна

                                                             

                                                                               

г. Щёлково

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«НАРОДНАЯ ИГРА В ДОУ»

     Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер — класс будет посвящен  народным играм и их значению в воспитании дошкольников. 

    Современный мир меняется, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир. Но родители сегодня не интересуются историей своей страны, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.  Перед педагогами стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей являются детские традиционные (народные) игры.

         Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Это удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа.      

   Народная игра это средство обучения и воспитания, обеспечивающее самообразование ребёнка. Она – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребёнка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.   Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

     К.Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов  детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.            

        Игровая культура применительно к дошкольникам выполняет свою традиционную развивающую функцию и в разделах социального развития ребёнка, и в эстетическом цикле, и на занятиях- праздниках физкультурной направленности.      

    Дошкольник приобщается к традиционной игровой культуре естественнее всего через участие в играх вместе с взрослыми и более старшими детьми. Не всегда просто научить детей народной игре. Лучше, если мероприятие будет устроено в форме разновозрастного праздника, когда нет «игроков» и «зрителей» - играют все!

    Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С её помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, соблюдать правила игры. Развивается внимание, мышление, воображение, память. Народные игры способствуют развитию речи ребёнка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в себе разную социальную направленность, приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных народных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. 

Народные игры можно распределить на 3 группы:

  1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
  1. Игры, отражающие быт  народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
  1. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью.

    Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволявшее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.                      

      Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Народные игры доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны они и для взрослых. Поэтому возвращение этого вида деятельности очень важно и нужно в воспитательном процессе детского сада.

Взаимодействие народной игры с другими                              видами детской деятельности

                                 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Аксинья: Здорово, Кузьмич!

Егор: И тебе не хворать, Аксинья. Что запыхалась соседка?

Аксинья: А гости ушли что ли? А я так хотела еще поиграть…

Егор: Так поиграй, смотри, сколько любопытных, да желающих…

Аксинья: Да и поиграю,  а какой будет игра, ну-ка угадайте…

Загадка:     Бывает цветною боярыня эта.

                   Раннею, среднею, позднею…

                   Светлой и цвета фиалки толстушка бывает,

                   Скажите, кто эту красотку не знает?

                   Тушёной едят и сырой она вкусна,

                   На ней сто одежек, зовется… (капуста).  

Игра «Вейся капуста»

Ведущий:   Вы к соседу повернитесь,

                    Вы соседу поклонитесь,

                    Крепче за руки держитесь

                    В хороводе закружитесь.

                    Гости, не скучайте,

                    Скорей капусту завевайте….

                   На меня вы посмотрите,

                   И за мною повторите.

   Все иду под музыку за водящим, и закручивают капусту (движение улитка), а затем все поднимают руки и водящий выводит в ворота играющих, (можно сделать несколько танцевальных движений в конце игры).

Русская народная игра «Горелки с платочком»

  Считалкой выбирается водящий.  Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три!

Последняя пара беги!

    Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берёт у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит. 

Русская народная игра «Золотые ворота»

       Два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все говорят:

Ай, люли, ай, люли,

Наши руки мы сплели.

Мы подняли их повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота! 

«Цепочка»  проходит в  «ворота».

 «Ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас! 

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Пойманные игроки становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре  игрока, опускать руки надо быстро, но аккуратно. 

    «Заря – Заряница»
    Считалкой  выбирается  водящий. Дети идут по кругу, водящий двигается вне круга в противоположную сторону, и запевают песню:
Заря - Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь,
А беги, как огонь!
  С последними словами игрового припева водящий кладёт ленту между игроками,  они вдвоём бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит ленту водящего, тот победит, а неудачник становится водящим.

Игра «Доскажи словечко… »  (компьютерная игра)

Ведущий:   1.  Мы сегодня не устали,

                        Потому что…………………(поиграли).

                    2. Много нас собралось вместе,

                        Было очень…………(интересно).

                    3. Игр нам разных показали.

                        Новых много мы ………….(узнали).

                    4. Русские народные

                        Игры хороводные

                        Не пристало забывать,

                        Будем чаще в них……………….(играть).

  Спасибо за внимание!

Список использованных источников:

  1. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов мира». Издательство «Просвещение» Москва. 1988 год
  2. М. Ф. Литвинова «Народные подвижные игры». Издательство «Просвещение» Москва. 1986 год
  3. Л.А. Лялина «Народные игры в детском саду»  Творческий Центр «Сфера» Москва, 2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по теме: «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника  к будущей жизни? Безусловно – это игра.Как учитель-логопед,  я...

Мастер-класс на родительском собрании "Дидактическая игра как средство по сенсорному воспитанию ребенка дошкольника"мастер клас

Обаготить опыт в семье знаниями дидактических игр, способствующих сенсорному воспитанию ребенка....

Мастер-класс для родителей по теме: «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Мастер-класс для родителей, направленный на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс на тему: «Фантазируем, мастерим, играем»

Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогическ...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:показать участникам мастер-класса разл...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:·...