Квест технология
методическая разработка по физкультуре

Юдичева Ольга Олеговна

Квест технология

 

    В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, базирующийся на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфической для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности

- образовательная деятельность в формате Квеста замечательно вписывается в эту концепцию, становится отличной возможностью для педагога, детей и родителей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_tehnologiya.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

                          Квест технология

    В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, базирующийся на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфической для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности

- образовательная деятельность в формате Квеста замечательно вписывается в эту концепцию, становится отличной возможностью для педагога, детей и родителей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым для всех участников образовательных отношений.

    Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует

формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определённого сюжета.

    Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном университете Сан-Диего (США) исследователями Берни Додж и Томом Марч.

    Любая образовательная технология предполагает в качестве результата усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков. Сокол И.Н. рассматривает Квест как технологию, которая имеет чётко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), чёткие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. При применении Квест технологии дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры. 

Квест - технология имеет ряд особенностей:

- образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

- самовыражению ребёнка способствует внедрение технических средств обучения (совместный поиск с родителями и сверстниками информации в сети Интернет по ссылкам, данным в задании, что даёт родителю уверенность в качестве и правдивости информации);

- целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребёнка;

- образовательная деятельность может быть организована в форме обучающей игры, творческой, познавательной и поисковой деятельности детей совместно с родителями;

- может быть как индивидуальной, так и коллективной.

   Квест – это своего рода игровой проект-путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой. Квест может быть как краткосрочным, в рамках одного занятия, так и долгосрочным.

Образовательный квест предполагает самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Важно также обладать умением работать в коллективе, команде, видеть конечный результат работы команды.

   Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

При проведении квест-игры в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняют двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находят подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует Квест технологию как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно- исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.

С помощью квест-игры можно достичь образовательных целей: 

реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Задачи квест-игры:  

  • Способствовать всестороннему развитию детей;
  • Развивать социально-коммуникативные качества путём коллективного решения общих задач;
  • Побуждать к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
  • Обеспечивать интеграцию содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.

Любой квест требует тщательной подготовки педагога.

Подготовка осуществляется в 3 этапа:

– подготовка условий, оборудования, материала квеста;

– разработка маршрута и карты, сценария квеста;

– подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение, игра).

Принципы разработки  и проведения квестов:

1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Виды квестов:

- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;

- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;

- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идёт по своему пути к финишу (финиш- место старта).

      Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы (например, расширить знания детей о русских народных сказках). Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.

План подготовки квест-игры:

  • написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;
  • подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.);
  • разработка маршрута передвижений:

-  во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей;

- во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений    могут быть различными;

- в третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков».

При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребёнка. Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.

     Благодаря проведению квестов предметно-развивающая среда (ПРС) учреждения всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в ПРС, согласно заданной тематике, могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей. Подготовка реквизита обязательна для проведения каждого задания.

    Основа успеха проведения любого квеста зависит  от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.

                   Темы квестов могут быть самыми различными:

  1. поиск сокровищ;
  2. помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма);
  3. познавательные  - ознакомление с окружающим миром;
  4. познавательно – исследовательские, с многообразием опытов и экспериментов;
  5. литературные  квесты  (по произведениям автора, либо по произведениям      

                  на конкретную тему);

  1. физкультурные праздники.

                Задания детского квеста могут быть самыми разнообразными:

 • загадки;

                 • ребусы;

                 • игры «Найди отличия»«Что лишнее?»;

                 • собрать пазлы;

                 • творческие задания;

                 • игры с песком; с водой;

                 • опыты, эксперименты;

                 • лабиринты;

                 • спортивные эстафеты.

           Во время проведения квест - игры, дети, получив большой эмоциональный заряд, становятся более раскрепощёнными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех ведущих специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель).              

     Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое  разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

Самое главное – это то, что квесты помогают  активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

                 Использованные источники:

  1. Лосева Л.Ю., Колесникова И.В. «Игра-квест как форма образовательной деятельности   со старшими дошкольниками»/ журнал «Воспитание и обучение детей младшего возраста»; Москва «Мозаика-Синтез» №5, 2016.
    КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-forma-obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami
  2.  Сокол И.Н. https://e-koncept.ru/2013/13248.htm
  3. Шураева Е.В. http://io.nios.ru/articles2/87/10/sovremennye-igrovye-tehnologii-v-dou-kvest-igra 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра для родителей и детей ДОУ «Ты откуда, Дед Мороз?» (квест–технология, как форма взаимодействия с родителями)

Данная игра проводилась в рамках годового проекта ДОУ «Применение квест-технологии в практике ДОУ». Игра разработана в соавторстве с педагогами: Дорошиной М.В., Каравайчик Н.Ю.Цель: в...

Сценарный план квест-игры «Путешествие в страну вулканов» (с элементами интерактивных квест-технологий)

Сценарный план квест-игры может быть использован воспитателем для ознакомления детей с вулканами и развития познавательно-исследовательских навыков детей 5-6 лет. Тип занятия – квест-игра. Участ...

Квест-технологии. Виды квестов. Примерные темы квестов.

Квест-технологии. Виды квестов. Примерные темы квестов....

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Фрагмент квест-игры «Веселый день с Еленой Мироновой»

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕФрагмент квест-игры «Веселый день с Еленой Мироновой»Цель: способствовать формированию устойчивого...

Мастер- класс на тему «Квест – технология – как одна из современных технологий в образовательном процессе».

Сформировать у участников представления о Квест - технологии в дошкольном образовательном учреждении....

Квест-технология в детском саду. Квест для детей старшей группы "Муми-тролли в гостях у детей"

На сегодняшний день одной из самых актуальных технологий является квест-игра. Использование квест-игры в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки о...