Квест технология
методическая разработка по физкультуре
Квест технология
В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, базирующийся на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфической для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности
- образовательная деятельность в формате Квеста замечательно вписывается в эту концепцию, становится отличной возможностью для педагога, детей и родителей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_tehnologiya.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Квест технология
В свете последних тенденций, когда вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, базирующийся на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфической для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности
- образовательная деятельность в формате Квеста замечательно вписывается в эту концепцию, становится отличной возможностью для педагога, детей и родителей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым для всех участников образовательных отношений.
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует
формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определённого сюжета.
Данный вид деятельности был разработан в 1995 году в государственном университете Сан-Диего (США) исследователями Берни Додж и Томом Марч.
Любая образовательная технология предполагает в качестве результата усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков. Сокол И.Н. рассматривает Квест как технологию, которая имеет чётко поставленную задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), чёткие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. При применении Квест технологии дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры.
Квест - технология имеет ряд особенностей:
- образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
- самовыражению ребёнка способствует внедрение технических средств обучения (совместный поиск с родителями и сверстниками информации в сети Интернет по ссылкам, данным в задании, что даёт родителю уверенность в качестве и правдивости информации);
- целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребёнка;
- образовательная деятельность может быть организована в форме обучающей игры, творческой, познавательной и поисковой деятельности детей совместно с родителями;
- может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Квест – это своего рода игровой проект-путешествие, который дети реализуют, действуя единой командой. Квест может быть как краткосрочным, в рамках одного занятия, так и долгосрочным.
Образовательный квест предполагает самостоятельный поиск участниками решения возникающих проблем, нацеливает их на поиск новых, творческих решений. Важно также обладать умением работать в коллективе, команде, видеть конечный результат работы команды.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
При проведении квест-игры в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняют двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находят подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует Квест технологию как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно- исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.
С помощью квест-игры можно достичь образовательных целей:
реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Задачи квест-игры:
- Способствовать всестороннему развитию детей;
- Развивать социально-коммуникативные качества путём коллективного решения общих задач;
- Побуждать к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
- Обеспечивать интеграцию содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;
- Создавать положительный эмоциональный настрой.
Любой квест требует тщательной подготовки педагога.
Подготовка осуществляется в 3 этапа:
– подготовка условий, оборудования, материала квеста;
– разработка маршрута и карты, сценария квеста;
– подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение, игра).
Принципы разработки и проведения квестов:
1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Виды квестов:
- линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;
- штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
- кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идёт по своему пути к финишу (финиш- место старта).
Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы (например, расширить знания детей о русских народных сказках). Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.
План подготовки квест-игры:
- написание сценария, содержащего информацию познавательного характера;
- подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.);
- разработка маршрута передвижений:
- во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей;
- во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными;
- в третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков».
При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребёнка. Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути.
Благодаря проведению квестов предметно-развивающая среда (ПРС) учреждения всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в ПРС, согласно заданной тематике, могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей. Подготовка реквизита обязательна для проведения каждого задания.
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.
Темы квестов могут быть самыми различными:
- поиск сокровищ;
- помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма);
- познавательные - ознакомление с окружающим миром;
- познавательно – исследовательские, с многообразием опытов и экспериментов;
- литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям
на конкретную тему);
- физкультурные праздники.
Задания детского квеста могут быть самыми разнообразными:
• загадки;
• ребусы;
• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
• собрать пазлы;
• творческие задания;
• игры с песком; с водой;
• опыты, эксперименты;
• лабиринты;
• спортивные эстафеты.
Во время проведения квест - игры, дети, получив большой эмоциональный заряд, становятся более раскрепощёнными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех ведущих специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель).
Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
Самое главное – это то, что квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Использованные источники:
- Лосева Л.Ю., Колесникова И.В. «Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками»/ журнал «Воспитание и обучение детей младшего возраста»; Москва «Мозаика-Синтез» №5, 2016.
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-forma-obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami - Сокол И.Н. https://e-koncept.ru/2013/13248.htm
- Шураева Е.В. http://io.nios.ru/articles2/87/10/sovremennye-igrovye-tehnologii-v-dou-kvest-igra
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра для родителей и детей ДОУ «Ты откуда, Дед Мороз?» (квест–технология, как форма взаимодействия с родителями)
Данная игра проводилась в рамках годового проекта ДОУ «Применение квест-технологии в практике ДОУ». Игра разработана в соавторстве с педагогами: Дорошиной М.В., Каравайчик Н.Ю.Цель: в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре на тему «Тренировка Олимпийцев» с использованием квест-технологии и информационно коммуникативной технологии для детей подготовительной к школе группе
Приложение № Этап занятияСтруктурные компоненты деятельностиСодержание Дозировка ОМУвремя 1....
Сценарный план квест-игры «Путешествие в страну вулканов» (с элементами интерактивных квест-технологий)
Сценарный план квест-игры может быть использован воспитателем для ознакомления детей с вулканами и развития познавательно-исследовательских навыков детей 5-6 лет. Тип занятия – квест-игра. Участ...
Квест-технологии. Виды квестов. Примерные темы квестов.
Квест-технологии. Виды квестов. Примерные темы квестов....
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Фрагмент квест-игры «Веселый день с Еленой Мироновой»
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕФрагмент квест-игры «Веселый день с Еленой Мироновой»Цель: способствовать формированию устойчивого...
Мастер- класс на тему «Квест – технология – как одна из современных технологий в образовательном процессе».
Сформировать у участников представления о Квест - технологии в дошкольном образовательном учреждении....
Квест-технология в детском саду. Квест для детей старшей группы "Муми-тролли в гостях у детей"
На сегодняшний день одной из самых актуальных технологий является квест-игра. Использование квест-игры в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки о...