Статья "Современный урок физкультуры в контексте требований ФГОС"
статья по физкультуре

Егорихина Стелла Владимировна

В процессе занятий закладывается базовый уровень, способствующий успешному освоению учебного предмета "Физическая культура" в начальной школе, обеспечивающий общефизическую подготовку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                              Егорихина Стелла Владимировна

                                    воспитатель

                                                          ЧУДОО «Инпредсервис»                              

                                                           Василеостровский район

                                                    гор. Санкт-Петербург

Современный урок физической культуры в контексте требований ФГОС

        Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: − анализировать свои действия; − самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; − отличаться мобильностью; − быть способным к сотрудничеству; − обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Главной задачей  современности является развитие личности ребёнка, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, научить применять полученные знания в жизни. Как для воспитанников, так и для педагога, урок интересен тогда, когда он актуален или, проще говоря, современен. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. ⎯ урок должен быть проблемным и развивающим: ⎯ педагог сам нацеливается на сотрудничество с детьми и умеет направлять детей на сотрудничество с педагогом и группой; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность воспитанников; ⎯ вывод делают сами дети; ⎯ минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; o время-сбережение и здоровье-сбережение; ⎯ в центре внимания урока — дети; ⎯ учет уровня и возможностей воспитанников, в котором учтены такие аспекты, как возраст, физические возможности,  настроение детей; ⎯ умение демонстрировать методическое искусство учителя; ⎯ планирование обратной связи. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ребёнок должен стать живым участником образовательного процесса, главным деятелем.

Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», и т. п. Представлены четыре вида УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

 Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры. Формирование УУД на уроках физической культуры направлено на: − самостоятельный поиск решения двигательной задачи; − анализ и оценку двигательных действий; − поиск и формулирование цели; − систематизацию полученных знаний и умений. 

Содержание УДД на уроке физической культуры зависит от: − этапа обучения; − поставленных задач физического воспитания; − типа урока; − личности педагогов и особенности его работы. Так, на этапе начального разучивания необходимо создать представление обучающихся об изучаемом двигательном действии, выделяя существенные признаки движения при демонстрации в различных её видах: − показ учителя или ребёнка; − изображения, различные схемы; − видеоматериалы. Можно предложить детям выполнить действия, близкие по технике к вновь изучаемому элементу. Рекомендуется выполнение частей движения по инструкциям, рисункам; выявление грубых ошибок в выполняемом действии, выполнение движения в условиях, в которых необходимо акцентировать внимание на ведущем звене техники. Для сравнения и классификации двигательных действий можно использовать подводящие и подготовительные упражнения, выполняемые ранее, для освоения двигательного действия из другого раздела учебной программы с выявлением цели его выполнения, основываясь на предыдущем опыте обучение другому действию.

При выборе программ для организации учебного процесса в детском саду необходимо учитывать её соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части реализации задач образовательной области «Физическое развитие» и направленность на:

- приобретение детьми опыта в двигательной деятельности (выполнение упражнений, нацеленных на развитие координации и гибкости, способствующих правильному формиированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия , координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных  привычек и др.).

Содержание образовательной деятельности должно соответствовать трём основным видам деятельности по физическому развитию дошкольников:

- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

- формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ;

- приобщение детей к физической культуре.

При планировании физкультурно-оздоровительной работы необходимо учитывать нормативные требования  к организации развивающей предметно-пространственной среды.

        В процессе занятий закладывается базовый уровень, способствующий успешному освоению учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе, обеспечивающая общефизическую подготовку, инициаливность и самостоятельность детей в организации двигательной деятельности, сформированность предпосылок учебной деятельности – основных напралений преемственности программ дошкольного и начального общего образования.

        Используется индивидуально – дифференцированный подход к каждому ребёнку, в том числе с нарушениями развития. Особое внимание уделяется организации образовательной деятельности по физхическому развитию в группах компенсирующей направленности для детей с различными нарушениями здоровья.

При проведении мониторинга индивидуального физического развития ребёнка предметом оценки является только личный результат ребёнка, который не коррелируется со «средними» показателями, т.е. ребёнок сравнивается сам с собой, цель: прослеживание динамики физического развития в индивидуальном порядке.

В отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности  и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. Педагог и его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебновоспитательного процесса  не могут существовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕСТО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО В УСЛОВИЯХ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации...

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важных  задач государственной политики в области образования. Получение детьми с огранич...

Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно-пространственно среды в контексте требований ФГОС ДО.

Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно-пространственно среды в контексте требований ФГОС ДО. ...

Организация валеологического обучения в системе образовательного пространства современного дошкольного учреждения в контексте требований ФГОС ДО.

статья для воспитателей с целью пропоганды организации оздоровительной работы в формировании убеждений и привычек здорового образа жизни ребенка на основе валеологических знаний....

Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО

1.Процесс социализации- это......2. Влияние семи.3.Игры и социализация....

Особенности организации развивающей игровой среды в контексте требований ФГОС ДО

ФГОС ДО - стандарт условий раз­вития ребенкаСтруктура ФГОС ДО, по аналогии со стандартами других уровней об­разования, включает три группы требований: 1) к структуре про­граммы; 2) к условиям ее реали...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: "Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"

Выступление на районном методическом объединении "Школа начинающего педагога".Тема:Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО....