Программа дополнительного образования "Здоровячок"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа)

Каминская Юлия Николаевна

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

 

Современные статистические данные свидетельствуют о ежегодном снижении уровня физического и психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста (Т.Э. Токаева). Основными причинами, оказывающими негативное влияние на здоровье дошкольника, являются увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха. Немаловажным является также низкий уровень знаний родителей о ребенке, его интересах, потребностях и возможностях.

  • Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

«Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».

Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую роль в этом направлении провели такие известные

 

  • сфере дошкольного образования ученые как В.Г. Алямовская, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, С.М. Мартынова, М.Н. Кузнецова и многие другие. Перед дошкольными учреждениями теперь открыты большие позитивные возможности в плане обеспечения условий оптимизации физкультурно-оздоровительной работы.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни. Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств. Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.

Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает

 

  • него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться и на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovyachok.docx109.42 КБ

Предварительный просмотр:

 СОДЕРЖАНИЕ:

Актуальность программы

2

Значимость программы

3

Вид программы

3

Новизна программы

3

Цель программы

3

Задачи программы

3

Основные принципы реализации программы

4

Основные направления программы

5

Особенности возрастной группы детей

5

Сроки реализации программы

6

Основные понятия:

6

  Содержание программы

8

Требования к результатам освоения и способы проверки усвоения содержания

9

первый год обучения

9

второй год обучения

9

Критерии оценки уровня освоения программы.оценочные материалы

10

  Формы подведения итогов реализации программы

11

первый год обучения

11

второй год обучения

12

Структура занятий

12

первый год обучения

12

второй год обучения

13

Тематический план

13

первый год обучения

13

второй год обучения

13

Календарно-тематический план

14

первый год обучения

14

второй год обучения

16

Перспективный план

17

первый год обучения

17

второй год обучения

20

Список литературы

23

Список художественной литературы для детей по физкультуре и спорту

24

Пояснительная записка

  • Я не боюсь еще и еще раз повторить: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Современные статистические данные свидетельствуют о ежегодном снижении уровня физического и психоэмоционального здоровья детей дошкольного возраста (Т.Э. Токаева). Основными причинами, оказывающими негативное влияние на здоровье дошкольника, являются увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха. Немаловажным является также низкий уровень знаний родителей о ребенке, его интересах, потребностях и возможностях.

  • Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

«Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».

Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую роль в этом направлении провели такие известные

  • сфере дошкольного образования ученые как В.Г. Алямовская, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, С.М. Мартынова, М.Н. Кузнецова и многие другие. Перед дошкольными учреждениями теперь открыты большие позитивные возможности в плане обеспечения условий оптимизации физкультурно-оздоровительной работы.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни. Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств. Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.

Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает

  • него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться и на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ:

Программа «Здоровячок» - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Использование различных методик, традиционных программ и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов, родителей. Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.

Занятия построены с учетом возрастных критериев. Предусматривает использование малых форм народного фольклора.

ВИД ПРОГРАММЫ:        модифицированная

НОВИЗНА ПРОГРАММЫ:

Программа состоит из двигательных игр, упражнений, бесед о здоровом образе жизни, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа и других нетрадиционных форм физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Совершенствование двигательной деятельности детей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Оздоровительные задачи:

  • Всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма.

  • Повышение активности и общей работоспособности.

Образовательные задачи:

  • Формирование жизненно необходимых умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями.
  • Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного

здоровья.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание потребностей в здоровом образе жизни.

  • Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы используются технологии:

  • Корригирующая, ритмическая гимнастики

  • Динамические и оздоровительные паузы

  • Релаксационные упражнения

  • Хороводы, различные виды игр

  • Занимательные разминки

  • Различные виды массажа

  • Пальчиковая гимнастика

  • Дыхательная гимнастика

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

  • Традиционные

  • Круговые тренировки

  • Игровые

  • Занятия – путешествия

  • Обучающие

  • Познавательные

Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной.

Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей заниматься.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип научности -подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  1. Принцип активности и сознательности -участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

  1. Принцип комплексности и интегративности-решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

  1. Принцип личностной ориентации и преемственности -организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровнего и разновозрастного развития и состояния здоровья.

  1. Принцип демократизации, гуманизации и индивидуализации -отказ от насилия, подавления личности, подчинения её педагогу, создающему условия, умело и осторожно направляющему развитие ребёнка.

  1. Принцип гарантированной результативности -реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого- педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

  1. Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

  1. Программа строится с учетом принципов лечебной физической культуры:

  • Индивидуализации. В методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка.
  • Системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения.
  • Регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма.
  • Длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений.
  • Постепенного нарастания физической нагрузки в процессе курса, в первые7-10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато, затем постепенно снижается.
  • Разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений, целесообразно через каждые 2-3 дня обновлять 20-30% упражнений.
  • Умеренности воздействия физических упражнений, продолжительность занятий25-30минут в сочетании с дробной физической нагрузкой.
  • Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнениями на расслабление.
  • Всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам.
  • Учет возрастных особенностей при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Профилактическое

  • Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.

  • Предупреждение острых заболеваний и проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

  • Организация здоровьесберегающей развивающей среды ДОО

Определение    показателей    физического    развития, двигательной активности        и

подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики.

  • Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ

Первый год обучения (разновозрастная группа)

Младший дошкольный возраст 3 – 5 лет

Второй год обучения (разновозрастная группа)

Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет

Вид группы: профильный, состав постоянный

Особенности набора детей: свободный

Занятия проводятся по группам.

Наполняемость – до 10 человек.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 2 года.

Продолжительность занятий составляет:

1 год обучения - 20 минут

2 год обучения — 25 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 занятия в год.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Физическая культура -часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленного использования физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития личности. Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, ее совершенствование продолжается по настоящее время Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда, способствующей гипокинезии.

Физическая культура—сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физическое развитие—динамический процесс роста(увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства.

Физическая подготовка –это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.

Физическое совершенство -высшая степень гармоничного физического развития и всесторонней физической подготовки человека, оптимально соответствующая требованиям различных сфер жизнедеятельности (Р.Бардина).

Гибкость–это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.

Быстрота -это способность человека в определённых специфических условиях мгновеннореагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат.

Быстрота (скоростные способности) -это способность человека выполнить двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота - это морфофункциональное свойство организма человека, которое определяет быстроту двигательных реакций и движений человека.

Выносливость -возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности, то есть способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Общая выносливость-это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Координация — [лат. coordinatio] 1.Согласование,приведение чего-либо в соответствие друг

  • другом (понятий, действий, составных частей и т.п.). 2. Физиологически обусловленное согласование движений частей тела человека или животного (Толковый словарь русского языка Кузнецова).

Ловкость –физическое качество человека, которое определяет успешность выполнения новых движений и эффективность всей двигательной активности в целом. Проявление ловкости во многом зависит от всего многообразия сложных психических процессов, необходимых для выполнения плавных и чётких движений.

Данное физическое качество немыслимо без слаженной работы слухового, зрительного и вестибулярного анализаторов и опорно-двигательного аппарата. Ловкость также во многом зависит от скоростно-силовых качеств человека и его выносливости.

Сила -это почти целиком физическое качество организма. Она непосредственно зависит от объема и качества мышечной массы и только второстепенным образом от других обстоятельств (Н.А. Бернштейн).

Физическая или двигательная активность -это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве.

Двигательная активность –суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций).

Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результатекакой-либо деятельности (в кал или Дж за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю) (В.И. Угнивенко).

Физические упражнения—элементарные движения,составленные из них двигательныедействия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Здоровячок» включает четыре раздела. В каждый раздел входит теоретический и практический материал.

  1. Профилактика и коррекция нарушения осанки

Теоретический материал:

  • знакомство детей с упражнениями, формирующими осанку и их значение
  • правила безопасности при их выполнении

Практический материал:

  • специальные упражнения в положении сидя, стоя, направленные на воспитание правильной осанки с предметами и без них

  • специальные упражнения в положении лежа на животе, на спине, направленные для укрепления мышц спины брюшного пресса с предметами и без них

  • самовытяжение из разных исходных положениях, направленные на исправление нарушений осанки

  • подвижные игры, направленные на воспитание навыка правильной осанки

  • дыхательные упражнения
  • упражнения на расслабление
  • общеразвивающие упражнения из различных исходных положений, для всех мышечных групп с предметами и без них

  1. Профилактика и коррекция плоскостопия

Теоретический материал:

  • знакомство детей с упражнениями, направленные на укрепление мышц ног и способствующие нормальному развитию стопы

  • для чего надо заботиться о здоровье своих ног

Практический материал:

  • самомассаж стоп и голени
  • специальные упражнения в исходном положении лежа
  • специальные упражнения с мячом обычным, массажным разного размера

  • специальные упражнения, выполняемые в исходном положении сидя на полу, руки в упоре сзади с мелкими предметами (карандаш, мелкие игрушки, платочком)

  • специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе

  • игры разной степени подвижности, закрепляющие коррекционное воздействие физических упражнений

  1. Совершенствование двигательных умений

Теоретический материал:

  • техника безопасности во время беги и ходьбы
  • во время бега и ходьбы соблюдать дистанцию, не наталкиваться

Практический материал:

  • игры и упражнения на развитие двигательных навыков
  • упражнения в ползание
  • ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках
  • формирование навыка рациональной техники бега

  • совершенствование ходьбы, добиваясь непринужденности и красоты походки

IV.        Развитие физических качеств

Теоретический материал:

  • общие сведение о технике безопасности во время проведения игр

Практический материал:

  • игры, направленные на развитие физических качеств (силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, ловкости).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

  • СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ ОДЕРЖАНИЯ Первый год обучения

3-5 лет

В результате освоения программы дошкольник:

Будет знать: правила поведения на занятиях лечебной физической культуры,что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Будет уметь: выполнять упражнения с элементами лечебной физической культуры.

Обучащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения:

  • положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

                                    И СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Второй год обучения

5-7 лет

В результате освоения программы дошкольник:

Будет знать: правила поведения на занятиях лечебной физической культуры,что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры и самостоятельным занятиям в домашних условиях.

Будет уметь: выполнять упражнения с элементами лечебной физической культуры не только вдетском саду, но и самостоятельно в домашних условиях.

Обучащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения:

  • положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Комплексная оценки здоровья дошкольников строится на следующих показателях.

  1. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.

  1. Физическое развитие:

  • Оценка физического развития;

  • Физическая подготовленность.

  1. Показатели состояния осанки и свода стопы.

  1. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка

  • Эмоциональность;

  • Моторика;

  • Внимание;

  • Память;

  • Психологическая адаптация.

Оценка осуществляется по5-бальной системе:

1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5 балла – ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания.

Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе:

Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%)

Средний уровень – 3 балла  - 4,4 балла (от 60% до 88%)

Низкий уровень – менее 2,9 балла (менее 58%)

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Диагностика физического развития детей.

  • Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
  • Открытое итоговое занятие для родителей с показом детьми различных методов оздоровления.

Диагностика проводится 2 раза в год.

Цели диагностики:

На начало года:определение зоны образовательных потребностей детей для коррекциипланирования содержания программы с учетом его индивидуализации.

На конец года:Определение степени освоения детьми программы и влияние образовательногопроцесса на развитие ребенка.

Формы мониторинга: специальные педагогические пробы.

Оформление результатов промежуточной и итоговой диагностики - первый год обучения, для детей 3-5 лет

Ф И О

Пробы для

Оценка

Знает и

Соблюдает

Итоговый

п/п

ребенка

определения

физической

выполняет

правильную

показатель

функциональной

подготовленности

упражнения

осанку,

по каждому

подвижности

по динамическим

дыхательной

выполняя

ребенку

позвоночника,

и статическим

гимнастики

физические

(среднее

силы мышц

телам

упражнения

значение)

спины и сила

мышц

брюшного

пресса

Окт.

Май

Окт.

Май

Окт.

Май

Окт.

Май

Окт.

Май

1

2

Итоговый

показатель по

группе

(среднее

значение)

Оформление результатов промежуточной и итоговой диагностики- второй год обучения, для детей 5 – 7 лет

Ф И О

Пробы для

оценка

Знает и

Соблюдает

Итоговый

п/п

ребенка

определения

физической

выполняет

правильную

показатель по

функциональ

подготовленн

упражнения

осанку,

каждому

ной

ости по

дыхательной

выполняя

ребенку

подвижности

динамически

гимнастики

физические

(среднее

позвоночника

м и

упражнения

значение)

, силы мышц

статическим

спины и сила

телам

мышц

брюшного

пресса

Окт.

Май

Окт.

Май

Окт..

Май

Окт.

Май

Окт.

Май

1

2

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

При создании программы стремились разработать такую систему, которая бы развивала детей физически и, одновременно решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.

Первый год обучения

для детей 3 – 5 лет

Продолжительность занятия – 20 мин

Занятия проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале.

Вводная часть:

Занимательная разминка - 4 мин

Основная часть:

Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики – 2 мин.

ОРУ - 3-5 мин

ОВД- 5-6 мин

Веселый тренинг - 2 мин.

Подвижная игра - 3 мин

Заключительная часть:

Игра малой подвижности (или упражнения на расслабление)  – 1 мин

Второй год обучения

для детей 5 - 7 лет

Продолжительность занятия – 25 мин

Занятия проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале.

Вводная часть:

Занимательная разминка - 4 мин

Основная часть:

Комплекс точечного массажа и дыхательной гимнастики – 3 мин.

ОРУ - 6 мин

ОВД - 8 мин.

Веселый тренинг -2 мин.

Подвижная игра -2 мин

Заключительная часть:

Игра малой подвижности (или упражнения на расслабление) – 1 мин.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

3-5 лет

Разделы программы

Общее кол-во

Кол-во часов

п/п

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Специальные (корригирующие) упражнения

3

0,5

2,5

3

Упражнения в расслаблении

3

0,5

2,5

4

Дыхательная гимнастика

3

0,5

2,5

5

Физические упражнения прикладного характера

4

0,5

3,5

6

Точечный массаж

1

0,5

0,5

7

Лечебные игры

4

0,5

3,5

8

Итоговые занятия

1

-

1

Итого:

20

3,5

16,5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

5-7 лет

Разделы программы

Общее кол-во

Кол-во часов

п/п

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Специальные (корригирующие) упражнения

3

0,5

2,5

3

Упражнения в расслаблении

3

0,5

2,5

4

Дыхательная гимнастика

3

0,5

2,5

5

Физические упражнения прикладного характера

4

0,5

3,5

6

Самомассаж стоп

1

0,5

0,5

7

Лечебные игры

4

0,5

3,5

8

Тестовое занятия

1

-

1

Итого:

20

3,5

16,5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

3-5 лет

Месяц

Занятие

Тема занятия

Общее

Календарные сроки

кол-во

освоения

занятий

1

Октябрь

9-11

1

«Листочки»

1

2

12-14

2

«Травинка»

1

19-23

3

«Капельки»

1

24-28

4

«Тучка»

1

Ноябрь

1-3

5

«Снежинка»

1

7-10

6

«Ветерок»

1

15-17

7

«Лучик»

1

21-24

8

«Птички»

1

Декабрь

5-7

9

«Тропинка»

1

13-14

10

«Капель»

1

19-21

11

«Лодочки»

1

26-28

12

«Снеговики»

1

Январь

12-13

13

«Метелица»

1

2

14-16

14

«Вьюга»

1

3

19-23

15

«Ветерок»

1

4

26-30

16

«Снежки»

1

Февраль

2-6

17

«Метель и вьюга»

1

1

9-13

18

«Морозко»

1

16-20

19

«Стройняшки»

1

24-27

20

«Солнечные лучики»

1

2-6

21

«Ветер»

1

10-13

22

«Веселая игрушка»

1

Март

16-20

23

«Качельки»

1

23-27

24

«Капельки»

1

Апрель

31-3

25

«Весенний дождик»

1

6-10

26

«Каркушата»

1

13-17

27

«Журавль»

1

20-24

28

«Цветик-семицветик»

1

Май

5-7

29

«Солнышко»

1

12-15

30

«Скакалочка»

1

18-22

31

«Веселые мячики»

1

25-30

32

«Здоровячки»

1

ВСЕГО ЗАНЯТИЙ В ГОД

32

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

5-7 лет

Месяц

Занятие

Тема занятия

Общее

Календарные сроки

кол-во

освоения

занятий

Октябрь

9-11

1

«Листочки»

1

12-14

2

«Травинка»

1

19-23

3

«Капельки»

1

24-28

4

«Тучка»

1

Ноябрь

1-3

5

«Снежинка»

1

7-10

6

«Ветерок»

1

15-17

7

«Лучик»

1

21-24

8

«Птички»

1

Декабрь

5-7

9

«Тропинка»

1

13-14

10

«Капель»

1

19-21

11

«Лодочки»

1

26-28

12

«Снеговики»

1

Январь

12-13

13

«Метелица»

1

14-16

14

«Вьюга»

1

19-23

15

«Ветерок»

1

26-30

16

«Снежки»

1

Февраль

2-6

17

«Метель и вьюга»

1

9-13

18

«Морозко»

1

16-20

19

«Стройняшки»

1

24-27

20

«Солнечные лучики»

1

2-6

21

«Ветер»

1

10-13

22

«Веселая игрушка»

1

Март

16-20

23

«Качельки»

1

23-27

24

«Капельки»

1

Апрель

31-3

25

«Весенний дождик»

1

6-10

26

«Каркушата»

1

13-17

27

«Журавль»

1

20-24

28

«Цветик-семицветик»

1

Май

5-7

29

«Солнышко»

1

12-15

30

«Скакалочка»

1

18-22

31

«Веселые мячики»

1

25-30

32

«Здоровячки»

1

ВСЕГО ЗАНЯТИЙ В ГОД

32

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

5 -7 лет

Месяц

Занятие

Тема занятия

Общее

Календарныесроки

кол-во

освоения

занятий

Январь

12-13

1

«Солнышко»

1

14-16

2

«Скакалочка»

1

19-23

3

«Веселые мячики»

1

26-30

4

«Здоровячки»

1

Февраль

2-6

5

«Вьюга»

1

9-13

6

«Морозко»

1

16-20

7

«Стройняшки»

1

24-27

8

«Солнечные лучики»

1

2-6

9

«Ветер»

1

10-13

10

«Веселая игрушка»

1

Март

16-20

11

«Качелька»

1

23-27

12

«Капель»

1

Апрель

31-3

13

«Весенний дождик»

1

6-10

14

«Каркуша»

1

13-17

15

«Журавлики»

1

20-24

16

«Цветик-семицветик»

1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Первый год обучения

3-5 лет

Ме

Занятие

Тема

Задачи

Примечание

сяц

занятия

«Метелица»

1.Укреплять здоровье детей,

Магнитофон,

2. Повышать жизненный тонус.

тоннели, мячи,

1

3.Улучшать память,настроение

ребристая дорожка,

канат,

гимнастические

палки

«Вьюга»

1.Развитие физических качеств

Магнитофон, маты

2

2.Обучениесамовытяжению

,скакалки, мячи

3.Формирование правильной

,гантели, массажные

осанки

коврики для стоп,

Январь

фитбольные мячи

«Ветерок»

1.Воспитание потребности в

Магнитофон,

здоровом образе жизни

обручи, мячи

3

2.Обучениесамовыражению

3.Формирование правильной

осанки

«Снежки»

1.Развитие физических качеств

Магнитофон,

2.Обучениесамовытяжению

фитбольные мячи,

4

3.Формирование правильной

канат, скакалки,

осанки

обручи

ребристая доска.

«Метель и

1.Укреплять здоровье детей,

Музыка,тонелли,мя

5

вьюга»

2. Повышать жизненный тонус.

чи,ребристая

3.Улучшать память, настроение

дорожка,канат,гимн

астические палки

«Морозко»

1.Воспитание потребности в

Музыка, маты,

здоровом образе жизни

обручи, скакалки,

6

2.Обучениесамовытяжению

фитбольные мячи

3.Формирование правильной

,канат,ребристая

Февраль

осанки

доска

«Стройняшки»

1.Развитие физических качеств

Музыка,обручи,мячи

7

2.Обучениесамовыражению

3.Формирование правильной

осанки

«Солнечные

1.Укреплять здоровье детей,

Музыка, маты,

8

лучики»

2. Повышать жизненный тонус.

скакалки, мячи,

3.Улучшать память, настроение

гантели, массажные

коврики для стоп,

фитбольные мячи

18

Март

Апрель

Май


«Ветер»

1.Воспитание потребности в

Магнитофон, маты,

здоровом образе жизни

обручи, скакалки,

9

2.Обучениесамовытяжению

фитбольные мячи

3.Формирование правильной

,канат, ребристая

осанки

доска

«Веселая

1.Развитие физических качеств

Магнитофон, маты

10

игрушка»

2.Обучениесамовытяжению

,скакалки, мячи

3.Формирование правильной

,массажные

осанки

коврики для стоп,

фитбольные мячи

«Качельки»

1.Укреплять здоровье детей,

Магнитофон,

2. Повышать жизненный тонус.

тонелли, мячи,

11

3.Улучшать память, настроение

ребристая дорожка,

канат,

гимнастические

палки

«Капельки»

1.Профилактика плоскостопия

Магнитофон,

2.Обучениесамовытяжению

фитбольные мячи,

канат, скакалки,

12

3 .Укреплять здоровье детей,

обручи

4. Повышать жизненный тонус.

ребристая доска.

 коврики для

стоп

«Весенний

1.Укреплять здоровье детей,

Магнитофон, маты,

13

дождик»

2. Повышать жизненный тонус.

обручи, скакалки,

3.Улучшать память, настроение

фитбольные мячи,

канат, ребристая

доска

«Каркушата»

1.Развитие физических качеств

Магнитофон,

14

2.Обучениесамовытяжению

обручи, мячи

3.Формирование правильной

осанки

«Журавль»

1.Формирование правильной

Магнитофон, маты,

15

осанки

обручи, скакалки,

2.Профилактика плоскостопия

фитбольные мячи,

3. Повышать жизненный тонус

канат, ребристая

доска

«Цветик-

1.Воспитание потребности в

Магнитофон,

семицветик»

здоровом образе жизни

фитбольные мячи,

16

2.Обучениесамовытяжению

канат, скакалки,

3.Формирование правильной

обручи

осанки

ребристая доска

«Солнышко»

1.Укреплять здоровье детей,

Магнитофон,

17

2. Повышать жизненный тонус.

обручи, мячи

3.Улучшать память, настроение

полусферы

массажные

18

«Скакалочка»

1.Формирование правильной

Магнитофон, маты,

19

осанки

скакалки, мячи,

2.Профилактика плоскостопия

гантели, массажные

3. Повышать жизненный тонус

коврики для стоп,

фитбольные мячи

«Веселые

1.Развитие физических качеств

Магнитофон,

19

мячики»

2.Обучениесамовытяжению

обручи, мячи

3.Формирование правильной

осанки

«Здоровячки»

1.Формирование правильной

Магнитофон,

осанки

фитбольные мячи,

20

2.Профилактика плоскостопия

канат, скакалки,

3. Повышать жизненный тонус

обручи

ребристая доска,

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Второй год обучения

5-7 лет

Ме

Занятие

Тема

Задачи

Примечание

сяц

занятия

«Солнышко»

1.Профилактика плоскостопия.

Магнитофон,

2.Укреплять здоровье детей,

фитбольные мячи,

3.Повышать жизненный тонус

канат, скакалки,

1

обручи,

ребристая доска,

«Скакалочка»

1.Формирование правильной осанки

Магнитофон,

2.Профилактика плоскостопия.

тоннели, мячи,

Январь

2

3.Укреплять здоровье детей,

ребристая

4.Повышать жизненный тонус.

дорожка, канат,

гимнастические

палки

«Веселые

1.Развитие физических качеств

Магнитофон,

3

мячики»

2.Обучениесамовытяжению

обручи, мячи

3.Формирование правильной осанки

«Здоровячки»

1.Профилактика плоскостопия.

Магнитофон,

2.Укреплять здоровье детей,

маты, скакалки,

4

3.Повышать жизненный тонус

мячи,гантели,

массажные

коврики для стоп,

фитбольные мячи

«Вьюга»

1.Укреплять здоровье детей

Магнитофон,

2 Повышать устойчивость организма к

маты, обручи,

5

заболеванию

скакалки,

3.Обучение самовыражению

фитбольные мячи

канат, ребристая

доска

«Морозко»

1.Развитие физических качеств

Магнитофон ,

2.Обучениесамовыражению

фитбольные мячи,

Февраль

3.Формирование правильной осанки

канат, скакалки,

6

обручи,

ребристая доска

«Стройняшки»

1.Укреплять здоровье детей

Магнитофон,

7

2. повышать устойчивость организма к

обручи, мячи

заболеваниям

3.Коррекция плоскостопия

8

«Солнечные

1.Обучениесамовыражению

Магнитофон,

лучики»

2.Формирование правильной осанки

маты, скакалки,

3.Коррекция плоскостопия

мячи, гантели,

21

4. Укрепление мышц живота

массажные

коврики для стоп,

фитбольные мячи

«Ветер»

1.Формирование правильной осанки

Магнитофон,

2.Профилактикаплоскостопия.

фитбольные мячи,

3.Укрепление мышц рук

канат, скакалки,

9

обручи,

ребристая доска

«Веселая

1. Укреплять здоровье детей

Магнитофон,

игрушка»

2

Повышать жизненный тонус

маты, обручи,

10

3 . Улучшать память.

скакалки,

Март

4.

Улучшать настроение

фитбольные мячи

канат, ребристая

доска

«Качелька»

1.Формирование правильной осанки

Магнитофон,

2.Укрепление мышц живота

тонелли, мячи,

11

3. Укрепление мышц рук

ребристая

4. Укрепление мышц спины,

дорожка, канат,

гимнастические

палки

«Капель»

1.Повышать жизненный тонус

Магнитофон,

2 . Улучшать память.

маты, обручи,

12

3.

Улучшать настроение

скакалки,

фитбольные мячи

канат, ребристая

доска

«Весенний

1.Повышать жизненный тонус

Магнитофон,

дождик»

2 . Улучшать память.

маты, скакалки,

13

3.

Улучшать настроение

мячи, гантели,

массажные

коврики для стоп,

фитбольные мячи

«Каркуша»

1.Укреплять здоровье детей,

Магнитофон,

14

2. Повышать жизненный тонус.

обручи, мячи

Апрель

3.Улучшать память, настроение

«Журавлики»

1.Развитие физических качеств

Магнитофон,

15

2.Обучение самовыражению

обручи, мячи

3.Формирование правильной осанки

«Цветик-

1.Укреплять здоровье детей,

Магнитофон,

семицветик»

2. Повышать жизненный тонус.

тонелли, мячи,

16

3.Улучшать память, настроение

ребристая

дорожка, канат,

гимнастические

палки

«Красно

1.Развитие физических качеств

Магнитофон ,

солнышко»

2.Обучениесамовыражению

фитбольные мячи,

3.Формирование правильной осанки

канат, скакалки,

17

обручи,

ребристая доска

«Скакалочка»

1.Повышать жизненный тонус

Магнитофон,

18

2 . Улучшать память.

обручи, мячи

3.  Улучшать настроение

Май

«Веселый мяч»

1.Формирование правильной осанки

Магнитофон,

2.Профилактика плоскостопия

маты, скакалки,

19

3. Повышать жизненный тонус

мяч, гантели,

массажные

коврики для стоп,

фитбольные мячи

«Здоровячки»

1.Развитие физических качеств

Магнитофон,

2.Обучениесамовыражению

тоннели, мячи,

20

3.Формирование правильной осанки

ребристая

дорожка, канат,

гимнастические

палки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа «Здоровье», Алямовская В.Г., Н.Новгород, 1993

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. Опыт создания авторской программы на базе дошкольного учреждения № 199 г. Н. Новгород. М, 1993.

  1. Алямовская В.Г. Организация оздоровительного бега в дошкольном учреждении. М, 1996.

  1. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.

  1. Дик Н.Ф. Увлекательные физкультурные занятия для дошкольников. М, 2007

  1. Железняк Н.Ч., Желобкович Е.Ф. 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования. М, 2009.

  1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 6 лет. М, 2008.

  1. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников 3 – 5 лет. М, 2003.

  1. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников 5 – 7 лет. М, 2003.

  1. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб, 2012

  1. Капитанова Т.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А., Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М, 2006.

  1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. М,2009.

  1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. М. 2009.

  1. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 4 – 5 лет. М, 2007.

  1. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении, М. 2009.

  1. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). М, 2002.

  1. Вареник Е.Н., Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет. М, 2006.

  1. Мартынов С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. М, 2002

  1. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб, 2010

  1. Новиковская О. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. СПб, 2007.

  1. Силантьева С.В. Подвижные игры на каждый день для укрепления здоровья детей. СПб, 2012

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

  1. Барто, А.Л. Зарядка - М.: Художественная литература, 1981

  1. Вейцман, М. Кравцов; Гимнастика; Чемпион - Кукумбер , литературно-иллюстрированный журнал для детей, М. , 2009, №6

6.        Зайцев, Г.К. Уроки Айболита : расти здоровым - СПб., Детство - Пресс, 2006

  1. Ильин, Е.И. Здесь все - от А до Я - спортивная семья — М, Физкультура и спорт, 1977

  1. Исаева, Е.И. Для самых маленьких.— 4-е М, Физкультура  и  спорт,  1977

11. Кошкин, М. Ф.; Если в небо бросить мяч — Куйбышев : Кн. изд., 1970

  1. Марзан, Н. Как папа привёл Женюрку в спорт :Кукумбер : литературно-иллюстрированный журнал для детей .— М, 2010 №3

  1. Маршак, С.Я. Мяч :— Л. : Художник РСФСР, 1979

15.Михалков, СВ. Дядя Степа и Егор — Москва : Физкультура и спорт, 1970

  1. Михалков, СВ. Лыжня и пень; Велосипедист; Про мимозу [ стихи], 1984

  1. Сергей Михалков. Веселый день: Стихи и сказки.- М.: Дет. лит., 1984

  1. Успенский, .Э.Н. Гололед – М, Физкультура и спорт, 1973

21.Шапиро, Ф.Б. Веселый класс; Урок физкультуры М: Аст - Пресс, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...