Картотека игр
картотека по физкультуре

Никулина Оксана Вячеславовна

Игры малой подвижности для развития внимания у детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр малой подвижности для развития внимания детей 5–7 лет


«Снежинка и капелька»

Задачиразвитие произвольности и концентрации внимания.

Ход игры: играющие встают напротив ведущего, который всем объясняет правила. Если он дает команду «Снежинки!», то участники должны подпрыгнуть, раскинув руки в стороны и расставив ноги на ширину плеч. Если звучит команда «Капельки!», то участникам нужно стоять, подняв руки над головой, сцепив их вкруг. Ведущий тоже выполняет движения. Но периодически он путает участников, показывая движения, соответствующие другой команде. Задача играющих заключается в том, чтобы четко выполнять движения, соответствующие прозвучавшей команде, а не те, которые показывает ведущий.

«Мячик — воздушный шарик»

Игра проводится по тем же правилам, что и предыдущая, только выполняются другие движения. Если звучит команда «Мячик!», играющие должны присесть, руки на поясе, ноги вместе. Если звучит команда «Воздушный шарик!», то нужно подпрыгнуть, руки вверх, ноги вместе.

По аналогии можно придумать много таких игр, потому что играть много раз в одну и ту же надоедает. Предлагайте новые вариации с другими интересными движениями. Например, гора — равнина, боксер — пловец, лягушка — птица и т. д. Цель играющих — реагировать на слова ведущего, а не на его движения, так как его задача — запутать играющих.

«Найди предмет»

Задачиразвитие восприятия, произвольного внимания.

Ход игры: взрослый описывает свойства предмета, находящегося в комнате. Например, «легкий, квадратный, полотняный». Ребенок находит этот предмет (платок).

«Кричалки – шепталки - молчалки»

Задачиразвитие наблюдательности, умение действовать по правилу, волевой регуляции.

Ход игры: из разноцветного картонаделается три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – это «кричалка» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Четыре стихии»

Задачиразвивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Ход игры: играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Запретный номер»

Задачаразвивать внимание

Ход игры: играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра,когда первый ребенок скажет«Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз.Шестой говорит«Шесть». И т. д.

«Карлики и великаны»

Задачаразвивать активное внимание.

Ход игры: дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка, то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. и так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не летает”.

«Слушай хлопки!»

Задачаразвивать внимание.

Ход игры: играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Северный и южный ветер»

Задачи: совершенствование пространственного восприятия, внимания, зрительно-моторной координации.

Ход игры: из игроков выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную – это южный ветер. Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше детей, дотронувшись до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в стороны, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т. п.). Южный ветер стремится разморозить детей,так же дотрагиваясь рукой и говоря«Свободен!». Через 2-3 мин. Назначают новых водящих, и игра повторяется.

«Крокодил»

Задачи: тренировка концентрации и быстроты переключения внимания.

Ход игры: играющие садятся вкруг. Каждому участнику присваивается название животного и движение, с помощью которого он будет изображать это животное. Игра проводится без слов, только с помощью движений. Прежде чем начать игру, все участники несколько раз по очереди называют животное, которое будут изображать, и показывают соответствующее движение.

Ведущий обычно назначается слоном. Он начинает игру, показывая движения слона и какого-нибудь другого животного из числа выбранных участниками. Тот, кого показали, быстро делает свое движение и движение любого другого игрока и т. д. Нельзя показывать того, кто только что показал тебя или выбывшего игрока. Выбывает из игры тот, кто ошибся. Игра проводится в быстром темпе.

Примеры движений, изображающие животных: слон — левую руку вытянуть вперед от носа, показывая хобот слона, правой рукой обхватить левую и взяться за нос; крокодил — две руки вытянуть вперед ладонями друг к другу и двигать ими, как щелкает пасть крокодила; жираф — одну руку поднять вверх, изображая длинную шею жирафа, ладонь загнуть, как будто это его голова; змея — делать рукой волнообразные движения вперед, как будто ползет змея; бегемот — руки сцепить вкруг перед собой и движением показать большой живот бегемота. В зависимости от количества играющих и их фантазии придумываются и другие способы изображения животных.

«Формула 2».

Из подручных средств делаются две полосы препятствий, которые ребята должны преодолеть задом наперед. Если участник задевает какое-то препятствие, то возвращается в начало трассы и пробует снова.

«Магнитик»

Задачи: совершенствование слухового и пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительно-моторной координации.

Ход игры: детям объясняют свойства магнита, показывают, как он притягивает к себе металлические предметы, например, болтики. По сигналу педагога«Все болтики» дети произвольно перемещаются по залу. По команде ведущего, назвавшего имя одного из участников игры«Петя – магнит», названный ребенок останавливается, а остальные дети «притягиваются» к нему, как к магниту, - подбегают и прижимаются (нельзя хватать друг друга за одежду и толкаться). После этого отмечают самых внимательных детей, и игра продолжается до тех пор, пока все дети побывают в роли магнита.

«Канон для малышей»

Задачаразвивать волевое внимание.

Ход игры: играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и

«Птица без гнезда»

Задачиразвитие внимания, пространственного восприятия.

Ход игры: играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т. е. ближе к кругу, - «гнездо», второй за ним – «птица»«Птица» кладет руки на плечи своему напарнику и слушает внимательно команды. В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает«Раз, два, три…». После этого птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «По домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т. е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд. Если ему это удается, то птица, оставшаяся без гнезда, становится водящим. При повторении игры меняются ролями.

«Кто что делал?»

Задача:. Развивать наблюдательность.

Ход игры: четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

«Лови - не лови»

Задачаразвивать умение распределять внимание.

Ход игры: ребята становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются - светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры. Игра заканчивается тогда, когда останется 2-3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями.

«Повтори за мной»

Задачаразвивать моторно-слуховую память.

Ход игры: дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

 «Пишущая машинка»

Ход игры: каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех. По сигналу дети начинают печатать: первая "буква" слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

«Тихо — громко!»

Задачиразвитие координации движений и чувства ритма.

Ход игры: педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

«Ягоды, фрукты, овощи»

Задачиразвитие объема внимания, концентрацию.

Ход игры: дети становятся в круг, трем игрокам дается три мяча разного цвета. Каждый цвет соответствует названию ягод, фруктов, овощей. Например, красный цвет – ягоды, зеленый – овощи, желтый – фрукты. По сигналу все мячи передаются по кругу из рук в руки. Внезапно взрослый произносит одно из слов, например «малина». Передача мячей останавливается, игрок, держащий в руках красный мяч, обозначающий ягоды, поднимает его над головой. Далее игра продолжается. Каждый раз тот, кто перепутал ягоды, фрукты, овощи, выходит в центр круга, затем вновь вступает в игру, а его место занимает другой ребенок.

«Земля или воздух»

Задачиразвитие восприятия, произвольного внимания.

Ход игры: взрослый кидает ребенку или красный, или белый мячи. Красный мяч означает землю. Поймав его необходимо быстро назвать какое-нибудь животное. Белый мяч означает воздух, необходимо назвать птицу, насекомое.

«Три пункта»

Задачи: игра стимулирует развитие объема внимания.

Ход игры: Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

1.Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

2.Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5.

«Топ - хлоп»

Задачаразвитие произвольного внимания.

Ход игры: дети становятся в круг, взрослый произносит фразы-понятия – правильные и неправильные. Если выражение верное – дети хлопают, а если не правильное – топают. Примеры «Летом всегда идет снег» - топают. «Ласточка – перелетная птица» - хлопают. Чем старше дети – тем сложнее понятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...