Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно- спортивной направленности "ЮНЫЙ ГОРОДОШНИК"
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный городошник» направлена на создание условий для приобщения детей к спорту, на формирование интереса к спортивным играм с дошкольного детства, имеет физкультурно-спортивную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_gorodoshnik_2020.docx301.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный городошник» направлена на создание условий для приобщения детей к спорту, на формирование интереса к спортивным играм с дошкольного детства, имеет физкультурно-спортивную направленность.

Новизна данной программы строится на понимании того, что игра в городки для дошкольников – это физическое и интеллектуальное развитие. Она учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения. Реализация программы возможна в разных условиях: в помещении и на улице. Играя в городки, ребёнку разрешается делать то, что в реальной прогулке на свежем воздухе, как правило, делать запрещено: играть с палкой, бросать её, бегать, кричать. Всё это является естественной и необходимой для психического здоровья психоэмоциональной разгрузкой. 

Актуальность обусловлена тем, что современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дети дома большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. А приобщение ребёнка к спорту через игру «Городки» даёт закалку организму, развивает физические качества, повышает активность, воспитывает чувство коллективизма. Удовлетворение, возникающее в результате преодоления возникающих трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного и жизненного опыта.

Отличительной особенностью программы является то, что, получая знания об игре, дети сразу могут их использовать, пробовать свои силы и соревноваться друг с другом.

Дополнительная образовательная программа «Юный городошник» адресована детям старших, подготовительных групп (5-7 лет).

Объём и срок освоения программы. Срок освоения программы 9 месяцев. Содержание программы ориентированно на возрастные особенности и возможности детей.

На полное освоение программы требуется 36 часов.

Форма обучения - очная.

Особенности организации образовательного процесса. Для обучения принимаются все желающие. Набор осуществляется по заявлению родителей (законных представителей воспитанников). Оптимальный численный состав обучающихся 6-12 человек позволяет сократить время ожидания удара битой по фигуре, сохранять двигательный режим, положительный психоэмоциональный настрой на занятия спортом. Допускается набор на программу до 20 человек, при условии разделения воспитанников на подгруппы.

Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет до 30 минут. Общее количество часов за 9 месяцев – 36 часов.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. систематические занятия городошным спортом позволяют поправить здоровье, развить и реализовать таланты, заложенные в детях природой.

Летописи не сохранили для нас сведений о том, когда и кто выстругал первую биту, начертил  «коны», «полу коны», «города», но самобытность, яркость, удаль этой русской народной игры дошла и до нашего времени. Полководец Суворов А.В., давая определение городкам, говорил: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск». Спортивная игра «Городки» является русской народной, тем самым помогает осуществлять патриотическое воспитание дошкольников.

Ведущие теоретические идеи. К сожалению, в нашей педагогической практике подвижная игра городки неправомерно предана забвению, несмотря на то что она является эффективным средством формирования психофизических качеств детей и включена в содержание современных комплексных образовательных программ для детского сада: «Детство», «Радуга», «Истоки». По содержанию русская народная игра городки лаконична, выразительна и доступна ребенку 5-6 лет. По мнению Э.И. Адашкявичене, Т.И. Осокиной, В.Ф. Пугачева, Л.Н. Волошиной, она вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора ребенка, его двигательному и духовному развитию. Игра городки представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.

По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, ЕА Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец).

Цель: укрепление физического и психического здоровья детей через занятия городошным спортом.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о русской народной игре городки, историей её возникновения.
  2. Учить детей понимать сущность игры, познакомить с основными городошными фигурами, расположением площадки, раскрыть значение городков для укрепления здоровья и улучшения физических качеств.
  3. Учить играть по правилам, стремиться выбивать фигуру из города, ориентироваться на достижении конечного результата.
  4. Вызвать интерес к игре городки, как к форме активного отдыха, развивать самостоятельность в двигательной деятельности формировать чувство уверенности в своих силах.
  5. Укрепление детского организма путём развития физических качеств.
  6. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер.
  7. Развивать мышечную память, технико-тактические действия с битой.
  8. Воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.
  9. Воспитание ответственности, чувства патриотизма.

Принципы отбора содержания:

  • Принцип систематичности
  • Принцип индивидуальности  
  • Принцип развивающей направленности
  • Принцип воспитывающей направленности
  • Принцип оздоровительной направленности
  • Принцип сознательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип доступности
  • Принцип безопасности

Основные формы и методы. Используются фронтальные, подгрупповые, индивидуальные способ выполнения упражнений. Обучение в  секции строится так, что интерес к игре поддерживается на протяжении всего занятия. Обучение  дошкольников городошному  спорту проходит  поэтапно. Дошкольники  изучают  теоретические  аспекты игры, знакомятся  с  площадкой,  инвентарем,  правилами  игры  и  терминологией,  а также  с основами  техники  броска  биты  в  городки. В практической деятельности  осваивают  технику,  и  навыки  броска  биты,  отрабатывают технику,  использую  различные  спортивные  снаряды  (набивной  мяч,  биты разной  тяжести),  упражнения  с  гимнастическими  палками,  упражнения  на развитие  глазомера  (метание  в  цель). В  конце  обучения  организуются соревнования. Для знакомства с построением городошной площадки, городошными фигурами, техникой замаха и броска, используется стенд со схемами. Стенд расположен на уровне глаз детей. Схемы городошных фигур находятся в удобных карманах, что позволяет менять их местами, брать в руки, рассматривать. Для того чтобы фиксировать успехи детей и поддерживать интерес к игре, используется стенд с количеством попаданий в цель для каждого ребёнка. В конце занятия это помогает быстро подвести итог. В ходе занятия широко применяются такие игровые упражнения, как «Назови фигуру», «Угадай фигуру», «Кто быстрее поострит», «Чья команда первая».

Планируемые результаты. В результате занятий по этой программе дети осваивают правила игры в городки, приобретают умения прицела, замаха и броска биты по фигуре, овладевают названиями городошных фигур на схемах и учатся их строить с использованием городков (рюх), учатся правильно ориентироваться на городошной площадке, используя линии кона и полу кона. В процессе занятий формируются такие физические качества как сила и выносливость, развиваются чувства коллективизм, соревновательные качества.

Механизм оценивания образовательных результатов. Оценивание детей дошкольного возраста не проводится.

Формы подведения итогов реализации программы. Формой подведения итогов реализации программы служит итоговое занятие, на которое приглашаются родители воспитанников.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Знакомство с русской народной игрой «Городки»

2

0

2

2

Строим простые фигуры

0,3

1,7

2

3

Скользящий бросок

0,5

2,5

3

4

Кон и полукон

0,3

1,7

2

5

Правила безопасности во время игры в городки

0,3

1,7

2

6

Функции линий на городошной площадке

0,3

1,7

2

7

«Пушка»

0,3

1,7

2

8

«Пулемётное гнездо»

0,3

1,7

2

9

Сбиваем фигуры в командах

0,3

1,7

2

10

Метание биты во вращении

0,5

2,5

3

11

«Ракета»

0,3

1,7

2

12

«Поезд»

0,3

1,7

2

13

«Колотушка»

0,3

1,7

2

14

«Фонарь»

0,3

1,7

2

15

Играем в «Городки» на воздухе

1

5

6

ИТОГО:

7,3

28,7

36

         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 (36 часов, 1 раз в неделю)

1.        Знакомство с русской народной игрой «Городки»

1 Беседа о русской игре «Городки».

Рассматривание атрибутов игры, учить их правильно называть.

Рассматривание схем построения городошных фигур.

Знакомство с городошной площадкой.

2 Повторить название атрибутов к игре «Городки».

Познакомиться с правилами игры.

Показать размещение площадки для игры в нашем спортивном зале.

Игра «Какую фигуру ты запомнил?».

2.        Строим простые фигуры

1 Продолжать знакомить детей с правилами игры «Городки».

Повторить название зон на городошной площадке: кон, полукон, город, пригород.

Поучиться стоить некоторые простые фигуры: «Пулемётное гнездо», «Колодец», «Артиллерия» и т.д.

Игра «Построй фигуру по рисунку».

2 Закрепить с детьми правила игры в городки.

Повторить название зон на площадке.

Продолжать учиться строить фигуры для игры.

Игра «Кто быстрее построит фигуру».

3.        Скользящий бросок

1-3 Учиться правильно брать биту, занимать правильную стойку.

Упражнять детей в развитии глазомера, учиться прицеливаться, делать замах.

Развивать умение выполнять скользящий бросок.

Игра «Попади по кегле».

4.        Кон и полукон

1-2 Продолжать учиться вставать в правильную стойку: левая нога впереди, правая сзади, правая рука отведена назад, колени слегка согнуты.

Учить выполнять бросок так, чтобы бита летела параллельно полу, прямо или во вращении.

Объяснить детям функции линий кона и полукона, в чём преимущество броска с полукона.

Игра «Попади по кегле».

5.        Правила безопасности во время игры в городки

1-2 Продолжать упражнять детей выполнять правильный замах и бросок.

Учить детей пользоваться битой, соблюдая меры предосторожности: не стоять в зоне броска, ждать свою очередь.

Развивать глазомер, правильно прицеливаться.

Игра «У кого больше попаданий».

6.        Функции линий на городошной площадке

1-2 Повторить стойку, прицел, замах, бросок.

Продолжать учиться строить фигуры по рисункам.

Повторить функции линий на городошной площадке.

Игра «Меткий охотник».

7.         «Пушка»

1 -2 Дети самостоятельно размещают линии кона, полукона, города.

Считалкой выбирают первых игроков и распределяют очерёдность в командах.

Рассмотреть схему №1 «Пушка», установить фигуру в городе.

Игра «Попади по фигуре «Пушка».

8.         «Пулемётное гнездо»

1-2 Рассмотреть схему №2 «Пулемётное гнездо», установить её в городе.

Игра «Попади по фигуре «Пулемётное гнездо».

9.        Сбиваем фигуры в командах

1 Распределение детей на две команды.

Подготовка площадки к игре.

При необходимости, индивидуальный показ правильного замаха и броска.

Игра «Попади по фигуре «Пулемётное гнездо».

2 Продолжать учить детей самостоятельно делиться на команды при помощи считалки или жеребьёвки.

Совместно выбрать следующую фигуру для игры.

Побуждать детей стараться попадать по фигуре с первого броска и тогда второй бросок можно делать с полукона и у команды будет преимущество.

Игра «Попади по фигуре «Артиллерия».

10.        Метание биты во вращении

1-3 Закреплять знания детей о том, что городков – рюх, должно быть 5 в любой городошной фигуре.

Развивать силу и дальность броска при помощи упражнения «Метни стрелу».

Упражнять детей в умении метать биту во вращении. Упражнение «Пропеллер».

11.         «Ракета»

1 -2 Упражнять детей в правильности раскладывания рюх в разнообразных фигурах в городе, повторить все фигуры, с которыми дети уже знакомы.

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи. Вырабатывать командный дух: мы – команда, умеешь, сам – научи другого.

Игра – соревнование по командам «Составь фигуру».

Игра «Попади по фигуре «Ракета».

12.         «Поезд»

1 -2 Рассмотреть схему «Поезд», установить её в городе.

Игра «Попади по фигуре «Поезд».

Развивать силу и дальность броска

13.         «Колотушка» (на улице)

1 -2 Продолжать улучшать физические качества детей, занимаясь игрой в городки на свежем воздухе.

Совместно с детьми провести разметку городошного поля на физкультурной площадке.

При помощи упражнений «Угони городок дальше всех», «Попади в квадрат», «Чья бита дальше», поупражнять детей в бросках на улице.

Попади по фигуре «Колотушка».

14.         «Фонарь» (на улице)

1 -2 Продолжать учить детей играть по командам, добиваясь конечного результата, соблюдая правила игры

Игра – соревнование «Чья команда быстрее выбьет фигуру», используя меньшее количество бросков.

Развивать интерес к игре, как к активной форме отдыха, используя упражнение «Живые фигуры».

Попади по фигуре «Фонарь».

15.        Играем в «Городки» на воздухе

1-3 Построение команд, приветствие, жеребьёвка.

Разминка при помощи упражнений «Передвинь флажок», «Живые фигуры», «Угони городок дальше всех», «Чья бита дольше»,

Выбор фигуры по желанию детей.

Игра «Городки» с соблюдением всех правил игры.

4-6 Построение команд, приветствие, жеребьёвка.

Разминка при помощи упражнений «Возьми городок», «Подбрось, поймай», «Через биты», «Чья бита дальше»,

Выбор городошной фигуры по желанию детей,

Игра «Городки» с соблюдением всех правил игры.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Содержание

Сроки, продолжительность

1

Режим работы ДОУ

  • С 7:30 до 18:00 (10,5 часов)
  • 5 дневная рабочая неделя

2

Продолжительность учебного года, количество недель в учебном году

  • Начало учебного года – 1 сентября
  • Окончание учебного года – 31 мая
  • Количество учебных недель - 36 недель

3

Летний оздоровительный период

  • Начало летнего оздоровительного периода – 1 июня
  • Окончание летнего оздоровительного периода – 31августа
  • Количество недель – 13 недель
  • Образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам не проводится за исключением программы по «Карате»

4

Выходные, праздничные дни, каникулярное время

  • Выходные дни: суббота, воскресенье
  • Праздничные выходные:

4 ноября – День народного единства;

1-2 января - Новогодние праздники;

23 февраля – День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая – Праздник Весны и Труда;

9 мая – День Победы;

12 июня – День России:

  • Каникулярное время – каникулы в детском саду не предусмотрены. Учреждение реализует образовательные программы и осуществляет присмотр и уход круглый год.

5

Регламентирование образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам на платной основе:

Наименование программы

Количество занятий (учебных часов)

В неделю

В месяц

В год

1

«Юный городошник»

5-6 лет – 1

5-6 лет – 4

5-6 лет – 36

Помесячное распределение занятий (учебных часов)

Наименование программы

Наименование месяца, количество занятий (учебных часов)

Отчётное мероприятие

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Май

1

«Юный городошник»

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Итоговое занятие

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы. Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от  09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Указ президента РФ от 24.03.2014 №172 «О  Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе Готов к труду и обороне (ГТО)», Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция); Устав МАДОУ МО «СГО» - д/с № 2 «Светлячок», Положение о порядке оказания платных образовательных услуг и ведении иной приносящей доход деятельности. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников, интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Кадровые условия. Занятия проводит педагог дополнительного образования соответствующего профиля образования или инструктор по физической культуре. Педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика», «Физическая культура» без предъявления требований к стажу работы.

Материально-техническое обеспечение: занятия проводятся в физкультурном зале или на спортивной площадке, если позволяет погодные условия (сентябрь, май). Помещение соответствуют санитарным нормам СанПин.

Перечень оборудования:

1. Набивные мячи

2. Теннисные мячи

3. Гимнастические палки

4. Мешочки с песком

5. Биты для игры в городки

6. 2 набора городков

7. Площадка с разметкой

   Оценочные и методические материалы. Оценивание детей дошкольного возраста не проводится.

Методическое обеспечение

  1. Схемы городошных фигур
  2. Стенд с результатами игры
  3. Презентация «Городошный спорт»
  4. Альбом иллюстраций «Городки – русская народная игра»

Список литературы

  1. Гришин В.Г., Осипов Н.Ф. «Малыши открывают спорт». М., «Педагогика», 1975
  2. Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. «Играйте на здоровье». Издательство «Московская правда», 1991
  3. Хухлаева Д.В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях», 3 издание, Москва 1984.;
  4. Яковлев В. «Игры для детей». М., «Физкультура и спорт», 1975
  5. Интернет источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-na-temu-my-igraem-v-gorodki.html

https://igraikin.ru/sportivnye-igry/pravila-igry-v-gorodki-klassika-russkogo-sporta.html

https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/01/18/rabochaya-programma-tvorcheskogo-obedineniya-gorodki

https://www.maam.ru

Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-07/dissertaciya-obogaschenie-dvigatelnogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pri-ispolzovanii-igry-gorodki#ixzz6ZWYTdPMj


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»

В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности «СА – ФИ – ДАНС» (танцевально – игровая гимнастика)

Оздоровительно – развивающая программа «Са – Фи – Данс» по танцевально-игровой гимнастике (автор Фирилёва Ж.Е, Сайкина.Е.Г) направлена на всестороннее, гармоничное развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча»

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мяча»Направленность: физкультурно-спортивнаяУровень: базовыйВозраст обучающихся: 5-7 летСрок реализации: 1 г...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Фитбол-гимнастика"

Данная программа создана для работы по укреплению здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивная направленность Возраст обучающихся 5-7 лет «Спортивная страна «Игралия»

       1.Пояснительная записка.Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Физкультурная сказка»

В дошкольном возрасте опорно –двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития его формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к...