Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками
консультация по физкультуре

Борток Ирина Викторовна

необходимость исползования пальчикового игротренинга, картотека упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx115.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология

в работе с дошкольниками

C:\Users\User\Desktop\фото моторики.jpg

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

    Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте – фронтально.

Известно, что развитие руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая, находящиеся вблизи предметы, игрушки, манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свой первый опыт в познании окружающего его предметного мира. Рука ребёнка постепенно развивается во всё усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом. Благодаря развитию руки расширяются возможности ребёнка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственное практическое действие с этим предметом. А если ещё имеет место словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения, последовательности выполняемых действий, то это способствует освоению родного языка и развитию собственной речи.

Исследования учёных показали, что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центром мозга. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, нужно развивать его руки! Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.

Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сорока - белобока», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

  • способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
  • активизируют речевые центры;
  • развивают внимание, память, воображение;
  • создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

    Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний - кишечника и позвоночника, безымянный - печени, мизинец - сердца.

    К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:

  • мячики: су-джок, массажные «ёжики», теннисный мячик;
  • бытовые предметы: трёх- и шестигранные карандаши, бельевые прищепки, бусины, пуговицы, шнурки;
  • природные материалы: крупы, орехи, камешки, ракушки, шишки;
  • бросовый материал: пластиковые крышечки, контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов»;
  • специальные полотна и доски: поле для игры в пальчиковый «Твистер», доска с отверстиями для протягивания шнурков, пальчиковые дорожки и др.

    О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

1. Самомассаж кистей и пальцев рук (по ЙосироЦуцуми, модифицированный).

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.

  • Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

  • Массаж поверхностей ладоней мячиками - ежиками, прыгунами. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху — левой, снизу — правой

Я его катаю, браво.

  • Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

1. «Покатаем!». Раскатывания карандаша между ладонями от кончиков пальцев до запястья, хорошо прижимая.

2. «Передай!». Передача карандаша из одной руки, зажав в кулачок – другой руке.

3. «Утюжок!». Раскатывание карандаша по тыльной стороне ладони, одной и другой рукой.

4. «Подружим!». Передай карандаш каждому пальчику. Карандаш зажать между большим и указательным правой руки, передать в такое же положение левой руке. Затем зажать между указательным и средним……

5. «Замочек!». Пальцы зажимают карандаш крепко в ладонях, удерживая его, разжимают пальцы и соединяют в замок.

6. «Вертолёт» Вращение карандаша между пальцами поочередно одной и другой рукой.

7. «Поймай меня!». Одной рукой отпускаем карандаш вертикально, другой – ловим.

8. «Вертушка».  Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу. 

  • Массаж грецкими орехами (каштанами). Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

2. Пальчиковый тренинг.

  • «Узелки» - перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.
  • «Щелчки» - каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
  • «Кусь - кусь» - с бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

  • «Прогулка» - с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой

Каждый станет сильным, ловким.

  • «Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок или на палочки от мороженого) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стихотворения.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

  • «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.
  • «Пристёгивание разных фигур» - вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.
  • «Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихотворений на отрабатываемый звук.
  • «Мой веселый мяч-прыгун» - прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно».

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке -

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

  • «Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
  • Рисование - рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Также ребёнку можно предложить:

  • Кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов - для развития мышечной силы кисти;
  • «Мячик» с использованием мяча – ёжика.

Я мячом круги катаю,

Взад перед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помню его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук. (переброс мяча из руки в руку)

Можно использовать бигуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;

  • «Щеточки». Даем ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:  

У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник!

  • «Бигуди». Можно использовать как массажер, катая их между ладошками.

Бигуди в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

  • «Заяц и ежик» с использованием бусин.

Понадобится бусы вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина - большая или другого цвета. Ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигаясь к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Встретились - и разбежались они.

Быстро бежали - поди догони!

Не догонишь! 

  • Игра «Пальцеход» с использованием пуговиц.

Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук,наступая на пуговицы на каждый ударный слог.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу-

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

  • «Травка» (используется пороговый коврик). Берем квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладем его перед собой, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.

На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» – им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.

Прыгаем всеми пальцами по коврику. Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев. «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик. Ладони по очереди ползут как змеи. Ладони поочередно гладят коврик.

  • «В зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее). Берем решетку для раковины, кладем её на стол. Ребенок ходит указательными пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно – то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно.

В зоопарке мы ходили,
К каждой клетке проходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.

  • «Катушка ниток». Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток.

Наматаю ниток много
На клубочек я друзья.
Чтобы бабушка связала
Шарфик теплый для меня.

  • Упражнение «Колодец». Складываем спички в форме колодца. На каждую строчку выкладываем по одной спичке.

А из нашего колодца

Никогда вода не льется.

Нет ни кранов и ни труб –

Мы кладем из спичек сруб!

Очень-очень аккуратно

Мы кладем и, вероятно, -

Со стараньем возведен

В мире лучше будет он!

Ровно-ровно, спичку к спичке

Пусть совсем не для водички,

Понимаем я и ты:

Строим мы для красоты.

  • «Прогулка». Берём пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, не отрывая пробки от стола, «шаркая».

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

  • Игры с шишками, грецкими орехами и игрушками из киндер сюрпризов.

- Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или игрушку между ладонями.

- Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

  • Упражнения со  скрепками.

1. Соединение скрепок одна за другую по своему желанию;

2. Рассоединение скрепок по желанию;

- Упражнение начинается с использованием скрепок в количестве 5 штук. Затем на каждом занятии добавляется по 2 штуки и доводится до 20-ти скрепок.

- При выполнении этих упражнений дети учатся считать в пределах 10-ти и более, повторяют и закрепляют знания основных цветов и оттенков, так как скрепки применяются цветные (белые, желтые, синие, красные, розовые).

3. Соединение скрепок по схеме (дети выполняют действие по наглядному образцу). 

 4. Соединение скрепок по заданному условию или правилу (дети учатся слышать правило, подчинять действие правилу:

- одна белая, одна желтая….

- две красных, две синих…

  • Игра «Резиночки». Используем канцелярские резинки, одеваем на руки и играем по типу «гармошки».

На гармошке я играю

Целый день, целый день.

На гармошечке играть

Мне не лень, мне не лень.

  • «Пельменница».

Пальцы, как пчёлы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли мёда всем нам до весны, 

Чтобы не снились голодные сны?

  • «Палочка с лентами». Крутить между ладонями палочку.

Платья яркие надели

На качели-карусели.

Завертели тели - тели

Мы цветные карусели.

  • «Камушки».

В руки камушки возьму,

Их в ладошках я потру.

Камушки-малютки,

А польза – не на шутку!

Камушек - очаровашка,

На нем яркая рубашка.

По ладошке прокатился,

Для массажа пригодился.

  • «Цветные резинки». Одевание цветных резинок для волос на пальцы по образцу (по схеме).
  • Нанизывание на леску бусин, макарон,  нарезных трубочек для коктейля.
  • Использовать клавиатуру старого компьютера, кнопочный телефон, бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них - для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • «Сухой бассейн» - ёмкость, наполненная горохом или фасолью, - для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне - игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

  • «Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой.

  • Игра «Горошки» с использованием гороха. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одной за другой и удерживает их в руке, и так набирает целую горсть.

С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки-

Руки держат все горошки.

Таким образом, использование нетрадиционных техник развития ручной умелости в работе с детьми - это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками

Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками...

Мастер-класс: Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками.

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.Традиционные...

Консультация для родителей "Пальчиковый игротренинг как современная здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками"

Известно, что двигательные и речевые области в коре головного мозга находятся рядом. Хорошо развитая мелкая моторика рук способствуют формированию правильной речи, поэтому важно развивать моторику рук...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Консультация « Пальчиковый игротреннинг – как современная физкультурно – оздоровительная технология в работе с дошкольниками»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности....

«Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками»

      Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мыш...