Мастер-класс: Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Макеева Анастасия Евгеньевна

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.

Традиционные и нетрадиционные виды. Техника рисование верёвочкой. Пуговичная терапия. Иглотерапия. Криотерапия.Массажёр Су-Джок

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками»

Подготовила:

Учитель-дефектолог: Макеева А.Е.

 «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» (В.А. Сухомлинский).

        Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.

        Почему важно развивать мелкую моторику:

  • Навыки мелкой моторики помогают совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно сложные движения (например, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.
  • С развитием мелкой моторики связано огромное количество бытовых действий (вдевать нитку в иголку, застегивать пуговицы).
  • Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики с развитием  речи у ребенка, поэтому необходимо стимулировать моторный центр, отвечающий за развитие пальцев и тем самым активизировать речевой центр.
  • При слабом развитии мелкой моторики ребенок часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на психику, эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Отсюда нежелание ходить в детский сад, а в дальнейшем это формирует школьные трудности.

Выделяют два вида средств стимулирования моторного центра: (мы видим на слайде)

  • Традиционные – пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, мозаика, плетение, рисование и т.д.
  • Нетрадиционные (с использованием нестандартного оборудования) – массажные мячики, прищепки, счетные палочки и шестигранные карандаши, бусы, четки, эспандеры, веревочки и т.д. Также к нетрадиционным методам относятся: тестопластика, пластилинография,нетрадиционные методы рисования  (пальчиками, ладошкой, по «по мокрому»), аппликация в технике квиллинг, или бумажная филигрань, аппликация из пуговиц.

Положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики.

К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко.

Я хотела бы подробнее остановиться на технике «Рисование веревочкой».

Техника «Рисование веревочкой»

(автор А.В. Никитина)

Техника «Рисование веревочкой» предлагается детям средней, но ее можно начинать осваивать и с младшей группы (во втором полугодии). Ее можно применять на игровых занятиях по развитию речи, на занятиях по рисованию, на тематических занятиях («Овощи», «Фрукты», «Дикие, домашние животные», «Алфавит», «Цифры», «Эмоции»).

Данная техника решает следующие задачи (мы видим на слайде)

  • Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму;
  • Развитие зрительно-моторной координации;
  • Формирование плавности, точности движений;
  • Развитие художественно-эстетического восприятия и воображения;
  • Формирование способности представлять, анализировать будущий рисунок.

Этапы освоения техники:  (мы видим на слайде)

1). Выкладывание простых узоров на столе. Потребуется веревочка длиной 0,5 метра. Детям предлагаются варианты образцов (волна, кривые линии, круг, овал и т.д.). Задача ребенка – выложить рисунок веревочкой на столе, предварительно проведя по образцу пальчиком. При затруднениях дети могут выполнять задание прямо на образце.

2). Выкладывание воздушных петелек. Применяется техника сходная с предыдущей.

3). Выкладывание легких рисунков. Образцы – контурные фигуры фруктов, овощей, грибов.

4). Выкладывание изображения животных, сложных предметов. Изображение животного всегда начинается с головы, затем формируется туловище.

5). Наклеивание веревочки на картон. На контур рисунка наносится клей ПВА, на него наклеивается веревочка.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью мячика Су-джок. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Между непрерывной образовательной деятельностью я провожу динамические паузы с массажером «Су-Джок».

Массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).

Иглотерапия

Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Иглотерапия с детьми провожу с помощью аппликатора Кузнецова – игольчатого лечебно-профилактического массажера или игольчатых ковриков Ляпко.

Техника игольчатого массажа: в игровой форме предлагаю ребенку положить руки на аппликатор. Причем такая игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера: то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то со значительным усилием.
Так же можно разнообразить эту деятельность:  (мы видим на слайде)
-предлагать прошагать по дорожке;
-искать отдельные модули в сухом бассейне, в песке, емкости с водой,
-использовать как фишки в настольно-печатных играх, жетоны в соревнованиях;
-закреплять знание цвета, счета, предложно-падежных конструкций, делить слова ни слоги и звуки, выкладывая схемы на столе из модулей массажера, играть в шашки.

Пуговичная терапия.

Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.

Приведу несколько примеров игр с пуговицами. (мы видим на слайде)

Поднимание пуговиц. С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Расти, пальчик! Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.
Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Передай пуговицу. Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.
Усложнение: менять способ передачи пуговицы.
Подбери пуговицу. Подобрать пуговицу по размеру и цвету к соответствующему ей месту на картинке – шаблоне.

Сложи узор из пуговиц. Повтори узор за мной.

Сделай бусы. Сделай бусы по схеме.  Ребёнок нанизывает бусы на нить пожеланию или по схеме предложенной педагогом.

        


Криотерапия.

Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.

Криотерапия проводится в три этапа.  (мы видим на слайде)

1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем. Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.

2.  Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).

3.  Развитие тактильной чувствительности: массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Релаксация как метод здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Мастер-класс по теме "Релаксация как метод здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками", готовила для районного конкурса...

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОУ»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи:• Формирование элементарных представлений о здор...

МАСТЕР – КЛАСС «Бумагопластика как одна из современных коррекционных технологий в работе с детьми ОВЗ»

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных коррекционных технологий....

Презентация "Мастер-класс для воспитателей на тему: « Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОУ»"

Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи:• Формирование элементарных представлений о здор...

Консультация для родителей "Пальчиковый игротренинг как современная здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками"

Известно, что двигательные и речевые области в коре головного мозга находятся рядом. Хорошо развитая мелкая моторика рук способствуют формированию правильной речи, поэтому важно развивать моторику рук...

Мастер класс для воспитателей "Квест - игра современная игровая технология в работе с дошкольниками"

Поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми...

«Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками»

      Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мыш...