Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками
консультация по физкультуре на тему
Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovyy_igrotrening_kak_sovremennaya_fizkulturno.docx | 69.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить.
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте – фронтально. Такая пальчиковая деятельность играет огромную роль в общем развитии детей и ведущую в развитии речи. А полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе.
Если у ребёнка наблюдается отставание в развитии тонкой моторики рук, то это препятствует овладению им навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметам, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Позднее это может сказаться в затруднении в овладении письмом, трудовыми навыками, а в дальнейшем может стать серьёзным препятствием и в овладении желаемой профессией.
Всё это говорит о необходимости целенаправленной специальной работы по коррекции и по развитию тонких движений рук и ручной ловкости в целом у детей.
Известно, что развитие руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая, находящиеся вблизи предметы, игрушки, манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свой первый опыт в познании окружающего его предметного мира. Рука ребёнка постепенно развивается во всё усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом. Благодаря развитию руки расширяются возможности ребёнка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственное практическое действие с этим предметом. А если ещё имеет место словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения, последовательности выполняемых действий, то это способствует освоению родного языка и развитию собственной речи.
Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
1. Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный).
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.
• Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
• Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.
Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Сверху — левой, снизу — правой
Я его катаю, браво.
• Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
• Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
2. Пальчиковый тренинг
• «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.
• «Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
• «Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
• «Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой
Каждый станет сильным, ловким.
• «Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стихотворения.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.
• «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.
• «Пристёгивание разных фигур» - вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.
• «Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихотворений на отрабатываемый звук.
• «Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно».
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке —
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
• «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
• Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Также ребёнку можно предложить:
• кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов – для развития мышечной силы кисти;
• бигуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;
• клавиатуру старого компьютера, кнопочный телефон, бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• «Сухой бассейн» - ёмкость, наполненная горохом или фасолью, - для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».
• «Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.
Если у ребёнка наблюдается отставание в развитии тонкой моторики рук, то это препятствует овладению им навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметам, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Позднее это может сказаться в затруднении в овладении письмом, трудовыми навыками, а в дальнейшем может стать серьёзным препятствием и в овладении желаемой профессией.
Всё это говорит о необходимости целенаправленной специальной работы по коррекции и по развитию тонких движений рук и ручной ловкости в целом у детей.
Известно, что развитие руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая, находящиеся вблизи предметы, игрушки, манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свой первый опыт в познании окружающего его предметного мира. Рука ребёнка постепенно развивается во всё усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом. Благодаря развитию руки расширяются возможности ребёнка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственное практическое действие с этим предметом. А если ещё имеет место словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения, последовательности выполняемых действий, то это способствует освоению родного языка и развитию собственной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками
необходимость исползования пальчикового игротренинга, картотека упражнений...
Мастер-класс: Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками.
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.Традиционные...
Консультация для родителей "Пальчиковый игротренинг как современная здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками"
Известно, что двигательные и речевые области в коре головного мозга находятся рядом. Хорошо развитая мелкая моторика рук способствуют формированию правильной речи, поэтому важно развивать моторику рук...
« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей
laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...
Консультация « Пальчиковый игротреннинг – как современная физкультурно – оздоровительная технология в работе с дошкольниками»
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности....
«Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками»
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мыш...