Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками
консультация по физкультуре на тему

Вылегжанина Маргарита Назаровна

Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovyy_igrotrening_kak_sovremennaya_fizkulturno.docx69.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить.

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте – фронтально. Такая пальчиковая деятельность играет огромную роль в общем развитии детей и ведущую в развитии речи. А полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребёнка в школе.

Если у ребёнка наблюдается отставание в развитии тонкой моторики рук, то это препятствует овладению им навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметам, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Позднее это может сказаться в затруднении в овладении письмом, трудовыми навыками, а в дальнейшем может стать серьёзным препятствием и в овладении желаемой профессией.

Всё это говорит о необходимости целенаправленной специальной работы по коррекции и по развитию тонких движений рук и ручной ловкости в целом у детей.

Известно, что развитие руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая, находящиеся вблизи предметы, игрушки, манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свой первый опыт в познании окружающего его предметного мира. Рука ребёнка постепенно развивается во всё усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом. Благодаря развитию руки расширяются возможности ребёнка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственное практическое действие с этим предметом. А если ещё имеет место словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения, последовательности выполняемых действий, то это способствует освоению родного языка и развитию собственной речи.

Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

1. Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный).

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.

• Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

• Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.

Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху — левой, снизу — правой

Я его катаю, браво.

• Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

• Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

2. Пальчиковый тренинг

• «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.

• «Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

• «Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

• «Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
   
На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой

Каждый станет сильным, ловким.

• «Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стихотворения.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

• «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.

• «Пристёгивание разных фигур» - вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.

• «Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихотворений на отрабатываемый звук.

• «Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно».

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке —

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

• «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

• Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Также ребёнку можно предложить:

• кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов – для развития мышечной силы кисти;

• бигуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;

• клавиатуру старого компьютера, кнопочный телефон, бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

• «Сухой бассейн» - ёмкость, наполненная горохом или фасолью, - для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».

• «Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой.

Если у ребёнка наблюдается отставание в развитии тонкой моторики рук, то это препятствует овладению им навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметам, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Позднее это может сказаться в затруднении в овладении письмом, трудовыми навыками, а в дальнейшем может стать серьёзным препятствием и в овладении желаемой профессией.

Всё это говорит о необходимости целенаправленной специальной работы по коррекции и по развитию тонких движений рук и ручной ловкости в целом у детей.

Известно, что развитие руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая, находящиеся вблизи предметы, игрушки, манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свой первый опыт в познании окружающего его предметного мира. Рука ребёнка постепенно развивается во всё усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящим органом. Благодаря развитию руки расширяются возможности ребёнка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственное практическое действие с этим предметом. А если ещё имеет место словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения, последовательности выполняемых действий, то это способствует освоению родного языка и развитию собственной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками

необходимость исползования пальчикового игротренинга, картотека упражнений...

Мастер-класс: Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками.

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.Традиционные...

Консультация для родителей "Пальчиковый игротренинг как современная здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками"

Известно, что двигательные и речевые области в коре головного мозга находятся рядом. Хорошо развитая мелкая моторика рук способствуют формированию правильной речи, поэтому важно развивать моторику рук...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Консультация « Пальчиковый игротреннинг – как современная физкультурно – оздоровительная технология в работе с дошкольниками»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности....

«Пальчиковый игротренинг как современная оздоровительная технология в работе с дошкольниками»

      Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мыш...