Утренняя ритмическая гимнастика как инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы.
проект по физкультуре

Шерстюкова Ирина Михайловна

 Практическая значимость данной инновационной технологии заключается в том, что педагоги ДОУ могут использовать в своей работе ритмическую гимнастику на всех этапах образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утренняя ритмическая гимнастика как инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы.

 Думаю, многие согласятся с тем, что оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность. Это связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей. Поиск эффективности мер, направленных на оздоровление имеет первостепенное значение.

 Уделяя большое внимание развитию физически полноценных, здоровых детей у меня возникла идея использования утренней ритмической гимнастики – как эффективного средства музыкального, физического и психического развития дошкольников. К тому же я видела заинтересованность детей в овладении танцевально-ритмических движениях.

 Утренняя ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

 Я решила изменить традиционное проведение утренней гимнастики и проводить ее в форме танцевально-ритмической гимнастики, которая состоит из комплекса общеразвивающих и танцевальных упражнений. Так как это, на мой взгляд, лучшее сочетание формирования двигательных навыков, музыкальности, развития слуха, внимания, эмоциональности. Для этого обратилась к программам: «Танцевальная ритмика» Т.А.Суворовой, «Са-Фи-Дансе» Ж.Е.Фирилевой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.

 Проанализировав эти программы составила свой проект. «Утренняя ритмическая гимнастика как инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы.»

 Наметила план работы, подготовила комплексы, подобрала музыку и необходимые атрибуты для проведения ритмической гимнастики. 

 Цель: сформировать позитивное отношение у детей дошкольного возраста к утренней ритмической зарядке, заинтересовать, пробудить желание делать зарядку с настроением, уверенностью в себе; содействовать гармоничному физическому развитию ребёнка и формированию двигательных навыков.

Исходя из целей, решаются следующие задачи:

а) образовательные:

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;

Формирование двигательных и танцевальных навыков;

Содействие повышению музыкальности, пластичности, эмоциональности.

б) развивающие:

Развивать творческие способности, потребности в самовыражении, выразительности в движении под музыку.

в) воспитывающие:

воспитывать внимание, тренировать мышечную память, терпения, выносливость;

способствовать формированию нравственной культуры личности.

 Особенность моего проекта заключается в разработке   методического сопровождения современной технологии проведения утренней ритмической гимнастики по всем возрастам.  Материал систематизирован с учетом учебной нагрузки и индивидуальных особенностей детей.

 Новизна проекта заключается в том, что ежедневное приобщение к движению под музыку всех детей дает возможность каждому ребенку, даже с патологией в развитии, обрести чувство уверенности, проявить свои скрытые возможности. Двигательные упражнения, подобранные мною, тренируют у каждого ребенка в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов, что в дальнейшем благотворно скажется при обучении детей в школе.  Помимо всего перечисленного разработанный проект поможет педагогам повысить свой профессиональный уровень, согласно профстандарту педагога ДОУ.

 Строю гимнастику следующим образом:

 В подготовительной части используются разогревающие упражнения: потягивания, разновидности ходьбы на месте и с продвижением, танцевальные шаги, оздоровительный бег.

Основная часть комплекса направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. Сюда входят наиболее интенсивные упражнения, в исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.

Заканчивается основная часть серией танцевальных упражнений, танцевально-ритмическими композициями.

И завершается ритмическая гимнастика упражнениями на расслабление и дыхание, цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени, поскольку самое важное после нагрузки – продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постоянно уменьшать частоту сердечных сокращений.

 Комплекс разрабатывается для младших групп на 3 месяца, для старших групп на 2 месяц.  

 В работе с детьми использую детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.

 Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом.

 Когда дети запомнили комплекс зарядки, я добавляю небольшие перестроения и получается самостоятельный танец, который можно использовать в утренниках или развлечениях.

 Для родителей систематически обновляется папка-передвижка по укреплению здоровья детей. Одним из наилучших доказательств эффективности данного вида утренней гимнастики, можно считать присутствие родителей и наблюдением за своими танцующими детьми.

  Практическая значимость данной инновационной технологии заключается в том, что педагоги ДОУ могут использовать в своей работе ритмическую гимнастику на всех этапах образовательного процесса. Применение технологии поможет естественному развитию организма ребенка, становлению физических качеств, морфологическому и функциональному совершенствованию отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний. Важно стремиться к осознанию ребенком полезности регулярного проведения утренней гимнастики, развивать желание участвовать в ней как в любимой игре. Образно говоря, ритмическая гимнастика соткана из ритмов, именно они “зажигают” занимающихся детей, поднимают настроение, снимают психическое напряжение, повышают умственную и физическую работоспособность, улучшают самочувствие.

 И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.

 Опираясь уже на опыт в проведении ритмической гимнастики, я могу сделать следующие выводы.

 Во-первых, у детей сформировался устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

 Во-вторых, постепенно формируются двигательные и танцевальные навыки.    В-третьих, повысился уровень музыкальности, пластичности и эмоциональности.  

 В-четвёртых, общий уровень физического состояния детей также повысился. А самое главное: мои комплексы нравятся воспитанникам, не секрет, что движение – это одна из важнейших потребностей человека и тем более ребёнка.  Утренняя ритмическая гимнастика является хорошей подготовкой детей для дальнейших занятий музыкой, танцами, спортом в учреждениях дополнительного образования.

Тем самым я могу сказать, что цель и поставленные задачи полностью реализованы.

 В дальнейшем считаю необходимым продолжить данную работу не только на утренней гимнастике, но и на занятиях, учитывая гендерные особенности детей.

 Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» М. Монтель, поможет мне решить поставленные цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Инновационные технологии физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ".

В презентации содержится материал о технолоиях используемых на физкультурных занятиях....

«Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ».

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий....

Использование инновационных технологий физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

Актуальность вышеизложенной проблемы позволяет определитьзадачи:-изучить особенности физкультурно - оздоровительной работы.-раскрыть знания аналитического подхода в физкультурно-оздоровительной работе...

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»...

Из опыта работы "Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работе в ДОУ"

Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями?...

Из опыта работы МБДОУ "Детский сад № 12 г. Красноармейска" по теме:" Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ".

В дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет реализуется программа по физической культуре "Будь здоров малыш!", которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательн...