Статья "Физкультурно-игровая среда как фактор физического развития детей".
статья по физкультуре

Лукьянова Ольга Владимировна

Создание развивающей физкультурно-игровой среды в ДОУ, требования к физкультурному оборудованию, приёмы повышения эффективности  его использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурно-игровая среда как фактор физического воспитания детей.

Развивающая среда – это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует.Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребёнка. Окружающие предметы помимо утилитарного назначения являются источником знаний, эмоцийи,безусловно здоровья.Предметно-пространственная средав ДОУдолжна служить основой для  двигательной деятельности детей, своеобразной формойих самообразования в области здоровья.Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектор возможностей среды и направить их усилие на использование отдельных её элементов.

Развивающая физкультурно-игровая среда как условие двигательного развития детей включает:

эколого-гигиенические условия;

достаточные площади для движений в помещении и на участке, личное пространство как для движений, так и для отдыха и уединения;

физкультурное оборудование и инвентарь;

общую спортивную площадку на участке (мини-стадион), групповые площадки;

спортивный инвентарь (санки, самокаты ,велосипеды)

стационарное и переносное физкультурное оборудование для всех оснавных движений;

атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, шапочки для игр);

книги и репродукции о физкультуре и спорте, в том числе олимпийской тематики;

дидактический материал для самостоятельной деятельности (настольные игры, парные, разрезные картинки и пр.)

Требование к физкультурному оборудованию:

отвечать правилам безопасности, охраны жизни и здоровья детей, нормам гигиены и эстетики;

соответствовать по размеру и конструкциям анатома-физиологическим и психологичечким особенностям детей, их возрасту;

обеспечивать разностороннее двигательное развитие детей;

активизировать игровую деятельность.

Чтобы обеспечить эффективность использования физкультурного оборудования, необходимо подобрать и объединить его разные виды в комплекты с учётом специфики размещения в разных помещении и на воздухе: в отдельном физкультурном зале ДОУ, музыкальном и физкультурном зала,групповых комнатах,на физкультурной площадке, групповом участке и т.д.

В комплект целесообразно включить: стационарное оборудование(1 – 5 единиц); набор предметов физкультурного инвентаря, состоящего из мячей, обручей, скакалок разных размеров; переносное обороудование(лестница –стремянка, горка-скат,мостик-качалка); физкультурный инвентарь, который можно навесить, приставить,объединить со стационарным; дополнительные физкультурные приспособления в виде зрительных ориентиров(плоскостные дорожки, геометрические фигуры и др.); игровые детали-атрибуты(рули, нагрудные знаки).

Один из приёмов повыения эффективности физкультурного оборудования – создание новизны. Детям надоедает однообразие, они перестают замечать даже самые любимые игрушки. Новина создаётся засчет смены переносного оборудования; размещения на стационарном и переносном оборудовании дополнительных деталей (навесных, приставных); объединения разного инвентаря в своеообразные комплексы(полосы препятствия, дорожки, заборчики, домики), перестановки инвентаря в пространстве.

Использование физкультурног оборудования имеет свою специфику в зависимости от возраст детей.

В млажших группах оно должно содержать игровой элемент, дающий возможность ребёнку свободного перехода от «чисто двигательной» деятельности к игровой и, наоборот, создающей условия для наиболее полного самовыражения его деятельности.

Одна из самых ярких черт детей пяти – шести лет – потребность фантазировать. Для удовлетворения этой потребности следует создать в группе и  на участке своеобразную физкультурную «лабораторию», где дети смогут не просто двигаться, а проводитьэксперементы над движением: повторять, сравнивать, фантазировать. Например, превратить физкультурный комплекс в пожарную лестницу, смотровую вышку, мачту коробля.Тогда движение лазанья огранично войдёт в сюжетно-ролевую игру, обогатив её содержание и одновременно дав возможность многократно и по-разному двигаться, сочетая различные виды движений, регулируя их темп, способы выполнения.Здесь можно поупражнятся в ловкости, выносливости, силе, научиться взбираться по верёвочной лестнице, канату, шесту, придумывать разные способы перемещения с одного вида оборудования на другой. Педагог предоставляет детям полную свободу, наблюдая за ними со стороны и при небходимости обеспечивая страховку.

Для того чтобы вызваать у детей интерес к движениям, физкультурный инвентарь в групповой комнате следует расставлять каждый раз по-иному: в другой части комнаты, в другом пространственном положении, дополнять основные предметы инвентаря небольшими деталями( например, на доску положить кубик для перешагивания, на гимнастическую скамейку мяч, который «подскажет» ребятам новое движение).

Физкультурное оборудование вноситься в группу в зависимости от времени дня, характера предыдущей и предстоящей деятельности детей.

Утром двигательная деятельность должна быть спокойной, поэтому инвентарь рассчитывается  на их умеренную, средюю подвижность. Учитывается и ещё одно обстоятельство:педагог занят приёмом детей и не может уделить должного внимания организации двигательной активности воспитанников.Поэтому преимущество отдаётся предметам инветаря для постых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки:шнуры, скакалка,верёвка, доска обычная, ребристая, мягкое бревно,кегли, дуги, плоскостные дорожки и т.д.

Во второй половине дня следует предоставить детям возможность вспомнить и повторить то, чему удалось научиться сегодня.Пусть они самостоятельно выбирают из предложенного оборудования то, что им нравится.

К развивающей среде относятся не только предметы, пространство, но и люди. Взрослые должны служить эталоном здорового поведения, уметь создавать здоровьеразвивающие бытовые и игровые ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в физическом развитии детей дошкольного возраста»

Спортивный зал нашего учреждения небольшой, он составляет 81 кв. м, что очень затрудняет дать детям необходимую нагрузку. А в соответствии с СанПин (2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013г №26) дети с 3-х...

«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...

Двигательная активность как важный фактор физического развития детей дошкольного возраста

Детство, важное время для развития двигательной активности, т.к. разные формы двигательной активности развивают все системы детского организма...

Предметно-пространственная среда как фактор личностного развития ребенка в сооветствии с требованиями ФГОС

Важнейшими  задачами современного детского сада  являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и...

Конспект педагогического совета на тему:"Здоровьесберегающая среда, как фактор детского развития детей с ОВЗ"

Педсовет на тему: «Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития для детей с ОВЗ»...