Организационно-методические рекомендации по теме "Футбол в детском саду"
учебно-методический материал по физкультуре

Ревякина Светлана Сергеевна

Футбол в детском саду

Организационно-методические рекомендации

Возрастные особенности и физические возможности детей, специфика работы дошкольного учреждения определяют, как специфические методы обучения, так и форму проведения занятий по обучению детей игре в футбол. В зависимости от того, насколько будут учтены возрастные особенности и физические возможности дошкольников, упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.

.Цель занятий со спортивными играми в ДОУ — ознакомление детей с определенным видом игры и основами ее техники. Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребенка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий. Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении — это ее эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений, подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорее. Так формируются осознанный интерес и мотивация к занятиям не только футболом, но и физкультурой в целом. В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения. Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым ребенком, а также при учете реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение технике проводится постепенно, путем усложнения условий выполнения движений. Обучение дошкольников игре в футбол целесообразно разделить на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе главными задачами являются: повышение общей физической подготовленности; совершенствование общей выносливости; улучшение техники бега; улучшение состояния здоровья и прежде всего деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Реализация этого этапа осуществляется в повседневной жизни дошкольников посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулках, во время самостоятельной двигательной деятельности детей, непосредственно во время физкультурных занятий и спортивных развлечений. Данный этап во временном отношении может длиться от нескольких месяцев до полугода и более.

 Основной этап — этап непосредственного обучения игре в футбол. Основная и наиболее эффективная форма обучения дошкольников игре в футбол — занятия, которые целесообразно проводить в форме физкультурнооздоровительного кружка. Футбольные элементы могут быть также включены в программный обучающий материал по физвоспитанию на протяжении учебного года. Длительность таких занятий составляет 25—30 минут. Для каждого занятия определяются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Вводная часть — это разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. В содержание вводной части могут входить различные виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием колен, с захлестом голени назад, с хлопком под коленом и т.п.) и бега (в колонне по одному, с перестроением в пары, «змейкой», по диагонали, бег в сочетании с другими движениями, спиной вперед, с поворотом вокруг себя по сигналу и т.п.), а также прыжки, подскоки, упражнения дыхательной гимнастики и подвижные игры. Продолжительность вводной части для старших дошкольников — до 3-4 минут.

Таким образом, упражнения вводной части занятия являются подводящими упражнениями к изучению движений в основной части занятия.

Содержание основной части занятия разнообразно. Она начинается с небольшого комплекса общеразвивающих упражнений или подвижной игры. В этой части занятия сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, чем и обеспечивается оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм старшего дошкольника. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, а также повышающие функциональное состояние организма. Комплекс общеразвивающих упражнений (далее ОРУ) можно разучить и выполнять в течение 4-5 занятий, не более. Согласованное выполнение уже разученных и усвоенных движений позволит детскому организму подготовиться к освоению новой нагрузки. При обучении дошкольников техническим азам игры в футбол целесообразно использовать так называемые подводящие упражнения, т.е. движения, сходные по структуре с главными элементами техники того или иного движения. Например, при обучении удару по мячу внутренней стороной стопы подводящими могут стать упражнения имитационного характера этого же движения; при обучении остановки мяча подошвой — прокатывание вперед-назад мяча подошвой, стоя на месте, и т.п. Упражнения в футболе дети выполняют как правой, так и левой ногой. Вместе с тем необходимо обеспечить осознанное освоение детьми упражнений и не ограничивать их в творчестве. А этот аспект будет достигнут тогда, когда ребенок будет знать, когда и при каких условиях он сможет применить полученные умения и навыки. Например, старшие дошкольники, освоившие элементарную технику игры в футбол в детском саду, будут способны сыграть в эту игру в команде старших по возрасту детей в школе, дома во дворе или где-либо на отдыхе и т.п. Продолжительность основной части — до 20 минут.

Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная часть занятия позволит педагогу реализовать поставленные задачи. В заключительной части занятия необходимо привести организм ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, спокойная игра и т.п. Продолжительность заключительной части составляет 4—5 минут.

 

 Заключительный этап — этап совершенствования технических, элементарных тактических навыков игры в футбол, т.е. непосредственно сам футбольный матч. С детьми дошкольного возраста длительность футбольного матча составляет 25 минут с учетом 5-минутного перерыва для отдыха и расслабления. Перед каждой игрой необходима разминка, состоящая из упражнений, уже знакомых детям. Футбольный матч двух команд, состоящих из детей одной или двух групп детей старшего дошкольного возраста, целесообразно включать в программу Дня здоровья, спортивного праздника, в совместные с родителями физкультурно-оздоровительные мероприятия и т.д. Все занятия данного этапа проводятся на улице. Дошкольникам необходимо знать элементарные правила игры в футбол: — перед началом игры проводится жеребьевка для выбора сторон или начального удара. Мяч ставится на землю в центре поля; — игроки команды стремятся забить как можно больше голов в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры; — футбол — игра двух команд, и в каждой команде — до 5—7 игроков, один из которых капитан; — соблюдение правил игры и продолжительность матча контролирует судья; — мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот, а также во время игры были соблюдены все правила; — в футболе все действия с мячом игроки выполняют ногами; — правом брать мяч в руки обладают вратарь и игрок, выполняющий вбрасывание; — футбол — игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением, несмотря на дух соперничества и желание победить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. «Рекомендации педагогам: адаптация в детском саду».

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не то...

Методические рекомендации к Этнофестивалю в детском саду "Дружат дети на планете"

Детский Этнофестиваль - творческое мероприятие, в котором участвуют воспитанники детского сада, их родители и педагоги и другие сотрудники учреждения, а также  - наши выпускники - участники хорео...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО САДА.

Если вы решили отдать ребёнка в музыкальную школу, то должны помнить, что профессионально музыкой нужно заниматься серьёзно и навсегда, либо не заниматься вообще. В такой школе требуется ещё больше ус...

Рекомендации родителям будущего воспитанника детского сада.

В статье рассказывается, как подготовить ребенка к первому визиту в детский сад....

«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. Рекомендации по организации в детском саду дистанционного образования»

laquo;Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Рекомендации по организации в детском саду дистанционного образования» - Старший воспитатель Шпенева А.В.При реализации обра...

Организационно – методическое сопровождение аттестации педагогических работников МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье

  Аттестация педагогов - это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но и деятельности дошкольного учреждения в целом. Грамотная организация процедуры аттестации с...