Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Радуга здоровья"
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Цель программы – профилактика  и коррекция отклонений здоровья и физического развития учащихся. Программа используется как дополнительная в индивидуальной работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Радуга здоровья»

Возраст детей: 5 – 6  лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: тренер-преподаватель спортивно-оздоровительных групп

Румянцева Ольга Сергеевна

2018 г.

Пояснительная записка

Направленность программы: физкультурно-сортивная.

Актуальность:   Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно происходит обновление содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений. В наше время в силу разных причин увеличивается количество часто болеющих детей. Однако на занятии по физической культуре, которое длиться 30 минут в дошкольном учреждении, не всегда удаётся уделить должное внимание таким учащимся. В последние 20 лет создавались новые здоровьесберегающие технологии для работы с детьми. Но проблема всё равно остаётся актуальной.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что содержание каждого года обучения строится по единой схеме и предусматривает: теоретические и практические занятия, физкультурно-спортивные праздники, участие родителей в образовательной деятельности формирование обязательных знаний по соблюдению правил техники безопасности во время занятий. Ведущий принцип программы – принцип развивающего личностно-ориентированного обучения.

    Цель программы – профилактика  и коррекция отклонений здоровья и физического развития учащихся. Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

Обучающие:

  • формировать у  обучающихся представления об общей физической подготовке;
  • формировать у обучающихся и их родителей навыки здорового образа жизни.

Развивающие:

  •       укреплять здоровье детей, содействовать гармоническому физическому развитию;

  •         развивать основные физические качества;
  •         содействовать исправлению отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата;
  •         содействовать повышению физиологической активности органов и систем учащихся, ослабленных заболеванием.

Воспитательные:        

  •        содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком, расширяя диапазон их невербального общения;
  •       воспитание положительного отношения к занятиям активной двигательной деятельностью.

Отличительные особенности программы: Почему же программа называется «Радуга здоровья»? Программа рассчитана на детей 5 – 7  лет  и носит игровой характер. Каждый раздел программы «имеет свой цвет», как цвета радуги. Каждый день детям раздаются цветные полоски. Два раза в неделю всем одинаковые, например красные, и дети знают, что сегодня они будут заниматься оздоровительной гимнастикой. Один раз в месяц зелёные. Значит, сегодня учащиеся приглашаются на оздоровительное интегрированное занятие. Оранжевые и голубые  полоски получают не все дети, а только те, которым требуются специальные упражнения при плоскостопии или дети, не сумевшие овладеть на основном занятии по физической культуре каким-либо движением. Всё индивидуально.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 5 – 7 лет. Заниматься по программе может каждый, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

Срок реализации программы – 2 года

Формы и режим занятий:    Учащиеся осваивают программу 2 года: в старшей и подготовительной группе. Формы занятий зависят от разделов программы. Это оздоровительная корригирующая гимнастика, оздоровительные интегрированные занятия, физкультурно-спортивные праздники совместно с родителями, индивидуальная работа с детьми, не освоившими основные виды движений, на прогулке, практические занятия с родителями.

  Режим занятий:

  • оздоровительная корригирующая гимнастика 2 раза в неделю со всеми учащимися;
  • оздоровительное занятие 1 раз в неделю со всеми учащимися;
  • оздоровительное интегрированное занятие 1 раз в месяц со всеми учащимися;
  • физкультурно-спортивные праздники совместно с родителями 1 раз в квартал;
  • занятия, направленные на исправление плоскостопия 2 раза в неделю в малых группах;
  • занятия на прогулке каждый день в малых группах или индивидуально.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • освоение учащимися техники выполнения основных видов движений;
  • повышения уровня общей физической подготовленности учащихся;
  • повышение уровня физического развития учащихся.
  • снижение уровня заболеваемости в дошкольном учреждении;

     Метапредметные:

  • появление потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей;
  • появление у родителей потребности участвовать в совместной двигательной деятельности с детьми.

Личностные:

  • исправление отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата;
  • улучшение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма.

Методы диагностики успешности освоения учащимися содержания программы: тестирование, шкалирование, социометрия, анализ, проведённый специалистами детской поликлиники, наблюдение, анкетирование.

Формы подведения итогов реализации программы: викторина, проектная деятельность, спортивный праздник.

Разделы программы по физическому развитию «Радуга здоровья»

  1. Красный цвет

Оздоровительная корригирующая гимнастика по методике Л.И. Лотохиной.

  1. Оранжевый цвет

Комплексы специальных упражнений при плоскостопии.

  1. Жёлтый цвет

Оздоровительные встречи.

  1. Зелёный цвет

Оздоровительные интегрированные занятия.

  1. Голубой цвет

Развитие движений на прогулке.

  1. Синий цвет

Советы родителям.

  1. Фиолетовый цвет

Физкультурно-спортивные праздники совместно с родителями.

Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Общее

количество

В том числе

1

Оздоровительная корригирующая гимнастика

144

Теоретических

Практических

1.1

Особенности освоения статических поз

4

1.2

Комплекс «Доброе утро»

35

1.3

Комплекс «Здоровый позвоночник»

35

1.4

Комплекс «Гибкость позвоночника»

35

1.5

Комплекс «Равновесие»

35

2

Комплексы специальных упражнений при плоскостопии

144

2.1

Комплекс «Здоровые ноги»

48

2.2

Комплекс «Эти разные животные»

24

2.3

Комплекс упражнений с массажными мячами

24

2.4

Комплекс упражнений с гимнастической палкой

16

2.5

Комплекс упражнений с нетрадиционным оборудованием

16

2.6

Комплекс упражнений на массажных ковриках

16

3

Оздоровительные встречи

72

3.1

Комплексы дыхательных упражнений  

по методике

Л.И. Латохиной

2

16

3.2

Дыхательная гимнастика

По методике

 А.Н. Стрельниковой

2

16

3.3

Гигиена тела и души

4

3.4

Оздоровительные минутки

4

3.5

Здоровое питание

3

1

3.6

Учимся быть здоровыми

6

3.7

Самомассаж

2

16

4

Оздоровительные интегрированные занятия

18

18

5

Развитие движений на прогулке

360

360

6

Советы родителям

24

12

12

7

Физкультурно-спортивные праздники совместно с родителями

6

6

Содержание программы

Оздоровительная корригирующая гимнастика

   Оздоровительная гимнастика по системе Л.И. Латохиной представляет собой комплексы упражнений, основой которых являются статические позы. Высокая эффективность статических физических и дыхательных упражнений

(естественных по своей природе) отмечается многими специалистами медицины, психологии, физиологии.

    Упражнения делятся на три группы:

  1. упражнения, выполняемые стоя;
  2. упражнения, выполняемые сидя;
  3. упражнения, выполняемые лёжа;

    Строятся комплексы в строгой последовательности:

  1. упражнения, выполняемые из положения лёжа, затем – сидя и стоя.
  2. упражнения, выполняемые из положения стоя, затем – сидя и лёжа..
  3. упражнения, выполняемые из положения сидя, затем – лёжа.
  4. упражнения, выполняемые из положения лёжа, затем – сидя.

    Определяя количество упражнений, необходимо учитывать способности детей, состояние их здоровья на данный момент. На первом занятии комплекс  может состоять из 3 – 4 упражнений. Важно, чтобы дети прочувствовали содержание упражнений, уяснили правила их выполнения.  С детьми целесообразно разучивать комплексы в течение 3 – 5 недель.

    Названия поз знаменательны. Некоторые получили имена растений, другие – насекомых, животных.

    Занятия проводятся 2 раза в неделю со всей группой

Комплексы специальных упражнений при плоскостопии

    Профилактика плоскостопия  должна начинаться с самого раннего детства. В комплексы гимнастики для стоп включаются упражнения, укрепляющие  мышцы, которые принимают активное участие в поддержании свода стопы. Этот сгибание и разгибание пальцев, круговые движения стопами, стояние на внутренней стороне стопы, ходьба на носках, на наружных сводах стоп, захватывание пальцами любых мелких предметов, самомассаж стоп, самомассаж стоп при помощи приспособлений. Регулярное выполнение этих упражнений позволяет избавиться от плоскостопия.

    Занятия проводятся 2 раза в неделю в малых группах с детьми, имеющими нарушения в формировании свода стопы.

Оздоровительные встречи

    Оздоровительные встречи. Так в программе названы занятия, включающие в себя разучивание комплексов дыхательных упражнений, самомассажа, оздоровительных минуток. Также сюда включены беседы на тему «Творим здоровье души и тела». Разученные упражнения затем включаются в оздоровительные интегрированные занятия, в основные физкультурные занятия и в физкультурно-спортивные праздники совместно с родителями.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю со всей группой.

Оздоровительные интегрированные занятия

    Оздоровительные интегрированные занятия являются в своём роде «уроками здоровья». Они способствуют развитию музыкальных способностей, речи, движения. Включают в себя познавательную деятельность оздоровительной направленности. Каждое занятие проводится по единому сюжету. В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными  упражнениями,  ребёнок поёт, танцует, импровизирует, применяет навыки пальчиковой гимнастики, самомассажа. Синтез различных видов деятельности подчиняется одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

  Занятия проводятся 1 раз в месяц со всей группой.

Развитие движений на прогулке

    На основном физкультурном занятии ДОУ не всегда все дети сразу могут овладеть основными видами движений. Время на индивидуальную работу очень ограничено. Работать с отстающими детьми можно на прогулке. По рекомендациям и методическому материалу инструктора по физической культуре воспитатель проводит разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими детьми.

    Работа проводиться ежедневно  в малых группах или индивидуально.

Советы родителям

    Высоких результатов по привитию навыков, умений и знаний, полезных для здоровья, можно достичь только в треугольнике: ребёнок  – педагог –  родитель. Основная задача родителей поддержать – инициативу ребёнка, дать возможность закреплять знания и умения в домашних условиях. Поэтому в самом начале освоения детьми программы «Радуга здоровья» проводится родительское собрание, на котором родители знакомятся с целью программы, с темами и разделами программы. Желающим предлагаются посещать практические и теоретические занятия. Так же в группах оформляются стенды, на которых периодически обновляется информация оздоровительного характера.

    Практические и теоретические занятия с родителями проводятся 1 раз в месяц в чередовании.

Физкультурно-спортивные праздники совместно с родителями

    Физкультурно-спортивные праздники совместно родителями организуются руководителем по физической культуре и включают в себя детско-родительские игры и парные физические упражнения взрослого с ребёнком. Такие мероприятия направлены на коррекцию эмоциональных отношений между взрослыми и детьми: помогают родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком, расширяя диапазон их невербального общения, содействуют эмоциональному сближению родителя с ребёнком.

    Праздники проводятся 1 раз в квартал со всей группой.

Методическое обеспечение программы

    Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед. Пояснения к упражнениям до, после или в процессе выполнения двигательных действий.

    Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически меняются.

    Оздоровительные интегрированные занятия и физкультурно-спортивные праздники совместно с родителями представляют собой подборку определённого материала, выраженного в разработанных конспектах занятий и спортивных праздников.

Раздел программы

Формы организации

Приемы, методы, технологии

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Оздоровительная корригирующая гимнастика

Беседа, Инструктаж

Тренировочное занятие

Метод обучения двигательным действиям

Метод стандартных упражнений

Игровой метод

Словесный метод

Наглядный метод

Комплексы Л.И. Латохиной

Спортивный инвентарь

Музыкальный центр

Интерактивная доска

Опрос

Анализ, проведенный

специалистами детской поликлиники

 

2.

Комплексы специальных упражнений при плоскостопии

Беседа, Инструктаж

Тренировочное занятие

Метод обучения двигательным действиям

Метод стандартных упражнений

Игровой метод

Словесный метод

Наглядный метод

Комплексы Л.И. Латохиной Спортивный инвентарь

Музыкальный центр

Интерактивная доска

Анализ, проведенный

специалистами детской поликлиники

3.

Оздоровительные встречи

Беседа, Оздоровительные минутки

Метод обучения двигательным действиям

Метод стандартных упражнений

Игровой метод

Словесный метод

Наглядный метод

Комплексы дыхательных упражнений СтрельниковойОздоровительн.

коплексы М.Ю. Картушиной Спортивный инвентарь

Плакаты по анатомии человека

Музыкальный центр

Интерактивная доска

Спортивные праздники

Шкалирование

Тестирование

Наблюдение

4.

Оздоровительные интегрированные занятия

Беседа, Инструктаж

Тренировочное занятие

Метод обучения двигательным действиям

Метод стандартных упражнений

Игровой метод

Словесный метод

Наглядный метод

Оздоровительн.комплексы М.Ю. Картушиной

Наглядные пособия, Спортивный инвентарь

Музыкальный центр

Интерактивная доска

Шкалирование

Тестирование

Социометрия

Викторина

Наблюдение

5.

Развитие движений на прогулке

Индивидуальная двигательная деятельность

Метод обучения двигательным действиям

Метод стандартных упражнений

Игровой метод

Словесный метод

Наглядный метод

Спортивный инвентарь

Тестирование

Контрольные упражнения

Соревнования

6.

Советы родителям

Беседа,

Оформление стендов

Родительские собрания

Наглядный метод Практический

Словесный метод

Литературные источники

Интернет ресурсы

Интерактивная

доска

Анкетирование

Тестирование

Наблюдение

7.

Физкультурно-спортивные праздники совместно с родителями

Спортивный праздник

Практический

Метод стандартных упражнений

Словесный метод

Игровой метод

Психолого-педагогическ. технология М.Н. Поповой «Навстречу друг другу»

Технология

М. Н. Поповой

Спортивный инвентарь

Спортивный праздник

Соревнования

Наблюдение

        

Список используемой литературы для педагогов

1. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим – М.: Т. Ц. Сфера 2004 – 384 с.         

2. Красикова И. С. Осанка – М.: Т .Ц. Сфера 2014 – 107 с.

3. Латохина Л. И., Андрус Г. А. Творим здоровье души и тела – СПБ.: Ц. АСТ    2000 – 336 с.

4. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду подготовительная группа – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2014 – 112 с.

5. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду старшая группа – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2014 – 128 с.

6. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду средняя группа – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2014 – 80 с.

7. Попова М. Н. Навстречу друг другу – СПБ.: ЛОИРО 2000 – 160 с.

8. Рыбкина О. Н., Морозова Л. Д. Фитнес в детском саду  – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2014 – 208 с.

9. Сулим Е. В. Детский фитнес – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2014 – 186 с.

10. Харченко Г. Е. Спортивные праздники в детском саду – М.: Т. Ц. Сфера 2013 – 128 с.

Список используемой литературы для родителей

1. Латохина Л. И., Андрус Г. А. Творим здоровье души и тела – СПБ.: Ц. АСТ    2000 – 336 с.

2. Попова М. Н. Навстречу друг другу – СПБ.: ЛОИРО 2000 – 160 с.

3. Цветкова О. В. Взаимодействие детского сада и семьи в олимпийском образовании дошкольников – СПБ.: Гелиос 2010 – 104 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "ФИТНЕС - MIX"...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Я здоровым быть хочу»

Направленность программы физкультурно-спортивной направленности  .В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера,...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет. 2022-2023 г.

1. Комплекс основных характеристик образования1.1 Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивная карусель» имеет физкультурно-спортивную напр...