Опыт работы «Использование карт – схем для повышения двигательной деятельности детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты по физкультуре (подготовительная группа)

Никитенко Ольга Юрьевна

Актуальность: Для обеспечения двигательной активности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление и само регуляция в двигательной сфере и т.д. я регулярно провожу различные занятия, утреннюю гимнастику, веду дополнительную деятельность «Спортивная карусель», организацию спортивные мероприятия, как для детей, так и для детей и их родителей. Достаточно ли этого чтобы в полной мере осуществлять самостоятельную двигательную активность детей? Проанализировав двигательную деятельность детей в группе можно сделать вывод, что дети двигаются мало либо недостаточно. Поэтому, для того чтобы удовлетворить потребность детей в движении в полном объёме, я организовала работу по внедрению карт-схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta-shema_opyt.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование карт – схем для повышения двигательной деятельности детей дошкольного возраста»

Слайд 2. Актуальность: Для обеспечения двигательной активности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление и само регуляция в двигательной сфере и т.д. я регулярно провожу различные занятия, утреннюю гимнастику, веду дополнительную деятельность «Спортивная карусель», организацию спортивные мероприятия, как для детей, так и для детей и их родителей. Достаточно ли этого чтобы в полной мере осуществлять самостоятельную двигательную активность детей? Проанализировав двигательную деятельность детей в группе можно сделать вывод, что дети двигаются мало либо недостаточно. Поэтому, для того чтобы удовлетворить потребность детей в движении в полном объёме, я организовала работу по внедрению карт-схем.

Слайд 3. Цель: Обеспечение повышения двигательной активности детей с использованием карт-схем.

Слайд 4. Задачи:

  • Формировать умение у детей считывать задание-рисунок, схему, пользоваться карточками, ориентироваться по ним;
  • Развивать у детей, способность к быстроте и ловкости. Учить детей соблюдать правила, точно выполнять действия;
  • Формировать у детей способность самостоятельно организовывать и выполнять игровые движения, желание как можно лучше выполнить задание.

Слайд 5. Что же представляет собой карта-схема и как ее применять? Карта-схема представляет собой бумажную основу и съемные элементы. В качестве основы можно использовать лист ватмана, на который прикрепляются кармашки. Съемные элементы – карточки с изображением предметов спортивного оборудования (гантелей, мяча, скакалки, обруча, гимн.скамейки). Карту-схему легко переносить.

Слайд 6. Применять карту-схему можно на физкультурных занятиях, спортивных досугах, динамическом часе. Кроме того, я применяю карту-схему в ходе клубного часа. Также дети могут использовать карту-схему в самостоятельной двигательной деятельности.

У карты-схемы должно быть название. Нашу карту-схему дети назвали «Стань чемпионом». Такое название мотивирует их совершенствовать двигательные умения и навыки, проявлять инициативу, формирует потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Слайд 7. Каждая съёмная карточка на карте-схеме соответствует условному центру для занятий с определенным видом спортивного оборудования (которое изображено на картинке). Центры условные, потому я не организую их и не выставляю заранее оборудование. Дети (пары или мини-группы) самостоятельно берут оборудование в соответствии с карточкой, затем находят удобное место для центра в спортивном зале, групповой, спальне или приемной, размещаются там и начинают заниматься по моему сигналу. Для сигнала к началу игры и смене центров использую колокольчик, а для отсчета времени (например, 2-3 минут на каждый центр) – песочные часы.

(Динамический «час» – это час движения, подвижный час, час динамики).

Слайд 8. Как же организовать динамический час при помощи карты-схемы? Непосредственно перед динамическим часом освобождаем вместе с детьми пространство для спортивных центров в групповых помещениях: сдвигаем стулья, столы, игрушки. Динамический час начинаю с мотивационного обращения к детям. (Например, давайте разберем вместе значение слова «Чемпион». Дети называют качества, которыми должен обладать чемпион, предполагают, что нужно делать, чтобы стать чемпионом). Предлагаю детям заранее составить маршрут на карте-схеме: вставить в кармашки карточки с изображением оборудования, с которым они хотят познакомиться сегодня.

Слайд 9. Движение детей по маршруту карты-схемы организую по парам или мини-группам, в зависимости от количества детей. На пары в основном дети делятся самостоятельно, или можно разделить при помощи игры (например «Найди пару» с помощью разноцветных платочков или ленточек). Первое спортивное оборудование дети выбирают в соответствии с выбранной ими карточкой, а затем передвигаются от центра к центру по часовой стрелке.

Каждая пара или мини-группа должны помнить начальную точку отправления, помечают себе, фиксируют количество переходов, чтобы не «заблудится».

Слайд 10. Карту-схему размещаю так, чтобы дети в любой момент могли обратиться к ней и уточнить свой маршрут. Дети занимаются со спортивным оборудованием по своему усмотрению на основе имеющихся знаний и умений. Устраивают мини-соревнования, фиксируют свои результаты на доске, договариваються о правилах игры. По сигналу колокольчика пара или мини-группа меняются центрами и соответственно видом спортивным оборудованием. Для каждого вида занятий дети выбирают наиболее удобное место. Во время динамического часа слежу за безопасным размещением детей, располагаюсь у того снаряда, где дошкольники нуждаются в страховке. Раз в три-четыре занятия добавляю карточки с новыми предметами спортивного оборудования – стандартного или нетрадиционного.

После прохождения с детьми всего маршрута организую подвижную игру, учитывая пожелания детей. В конце динамического часа провожу рефлексию – спрашиваю у детей, с какими предметами спортивного оборудования они сегодня занимались, какие новые упражнения придумали, чему научились, что понравилось, сколько упражнений успели выполнить.

Слайд 11. Результат работы: В результате работы с применением карт-схем, дети учатся считывать задание-рисунок, схему, пользоваться карточками, ориентироваться по ним. Развивается быстрота и ловкость движений. Ребята соблюдают правила, точно выполняют действия по инструкции. Дети в самостоятельной деятельности организуют и выполняют игровые движения, развивается инициатива у каждого ребенка, желание как можно лучше выполнить упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы с родителями по проблеме повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста

Данная инофрмация предназначена для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях и для родителей детей дошкольного возраста. Материал содержит в себе игры, направленные на создание эмоционального ко...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО В ДО

В статье говорится  о  важности нахождения  таких методов и приемов обучения воспитанников, которые бы способствовали развитию двигательных навыков с задействованием  всех сенсорны...

Пособие для воспитателей по изготовлению и использованию нестандартного оборудования для огранизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста

Пособие для воспитателей по изготовлению и использованию нестандартного оборудования для огранизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста...

«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»

Дошкольное образование играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического развития.Основная нагрузка в плане физического развития детей ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей....

Мастер - класс "Использование русских народных игр как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"

Цель данного мастер - класса повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения  русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности  ...