Проект "Вместе весело играть"
проект по физкультуре (младшая группа)

Дошкольное детство – это время интенсивного формирования тела, развития функций всех систем организма и становления фундамента личности, а также это благоприятный период для положительного воздействия физической культуры на развитие телесного и духовного в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Парус»

Проект

по теме:

«Развитие движений детей младшего дошкольного возраста через чувашские подвижные игры»

Выполнила: Леонидова. Алина Вячеславовна

Введение

     Дошкольное детство – это время интенсивного формирования тела, развития функций всех систем организма и становления фундамента личности, а также это благоприятный период для положительного воздействия физической культуры на развитие телесного и духовного в жизни ребенка.

     Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания нашего правительства. Очень важной, составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.

      В современном обществе наблюдается  следующее противоречии. С одной стороны, очевидна и общепризнанна роль движений в целостном развитии ребёнка.  С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника.

      Детство немыслимо без игры. Подвижная  игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.   Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.

      Подвижные игры являются для ребенка не только развлечением, они хорошо тренируют память и воображение, развивают двигательную функцию, дают заряд положительных эмоций. Игра по определенным правилам приучает ребенка к дисциплине, учит выдержке, способствует развитию умения быстро ориентироваться в окружающей обстановке.  Индивидуальные подвижные игры вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижные игры необходимо достаточно большое количество играющих детей. Игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем. Кроме того,  подвижные игры оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны.

       Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Анализ ситуации

     Как известно, продвижение к всеобщим гуманистическим ценностям происходит через приобщение ребенка к своей национальной культуре приоритет личности воспитуемого, опора на народные традиции являются основными принципами возрождения чувашской национальной школе.

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые интегральные, многофункциональные по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Одним из таких средств воспитания является народная игра.

В практике широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо чувашские подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

Народные чувашские подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.

Народные чувашские подвижные игры, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служат средством приобщения детей к народной культуре.

Все чувашские игры для детей, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловушек и игры-забавы. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.  Построение чувашских игр для малышей имеет свои особенности.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные.  Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр для детей от 2 до 4 лет неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных чувашских играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Основным условием успешного внедрения народных чувашских игры в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Итак, народные чувашские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

    Для обеспечения наиболее эффективных условий для укрепления их физического здоровья, эмоционального благополучия  и всестороннего разработали модель двигательного режима для группы.  В детском саду используем своей системой оздоровительной  мероприятий с детьми и также  создали условия, содействующие двигательной активности, оздоровлению и гигиеническому воспитанию детей.  В учреждении имеются в каждой группе физкультурные мини – уголки, спортивный зал. Вся работа с детьми построена по направлениям: гигиеническое воспитание и двигательная деятельность.  На каждого ребенка составлен «Паспорт здоровья», что позволяет своевременно и систематически вести диагностическое изучение ребенка по всем параметрам, послеживать динамику физического, психического развития и предупредить нежелательные проявления в состоянии здоровья детей.

      В младшем  дошкольном возрасте дети наиболее подвижны,  их движения хаотичны. Дети обладают богатым творческим воображением, стремятся удовлетворить, свою биологическую потребность в движении.

     Задачи физического воспитания в этом возрасте - развивать у детей интерес к процессу движений, очаровать несложными игровыми действиями, которые помогут малышу в координации движений и дальнейшем физическом совершенствовании; знакомить  ребенка с народными подвижными играми и спортивными упражнениями и др.

Проблема проекта

Учитывая  то, что родители наших воспитанников чувашской национальности  и живем мы в селе, а также разговариваем на родном (чувашском) языке, физическое воспитание в детском саду строится на традициях и обычаях чувашского народа. Я решила  реализовать свой замысел через  чувашские подвижные игры и поставила перед собой проблему курсового  проекта. На основе программы «От рождения до школы» и с учетом опыта работы младшими  дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня был разработан проект «Вместе весело играть». Какого система работы по развитию движений, детей второго младшего дошкольного возраста через чувашские подвижные игры?

 Цель:

Разработать систему работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию движений через чувашские подвижные игры.

Задачи:

1. Изучить педагогическую литературу по теме; осуществить подбор чувашских подвижных  игр;

2. Разработать тематику ознакомления детей с  чувашскими подвижными играми; тематику приучения играть, соблюдая правила и ход игры;

3. Составить перспективный план мероприятий во взаимодействии ДОУ и родителями воспитанников, организовать праздники и развлечения по мотивам традиций и обычаев.

Ожидаемые результаты

- реализуется  национальный компонент  в двигательной деятельности детей;

- укрепляется здоровье детей, развивается  интерес и умение играть чувашские подвижные игры;

- приобщается  язык, история, традиция чувашского народа,   развивается творческие проявления;

- дети учатся играть в подвижные игры, соблюдая правила и ход игры;

- расширится знание у  родителей  структурой чувашских игр, её обучающими задачами, способами подачи детям;

 Реализация проекта  «Вместе весело играть»

     Так как, чувашские подвижные игры представляют  собой одну из основ формирования этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Произведения устного народного творчества, созданные много веков назад, не утратили силу своего воздействия на ребёнка и в наши дни. Дети любят сказки, песенки, загадки, которые привлекают их яркостью образов, меткостью и красотой народного языка. Более того, занимательность всегда несет в себе элементы игрового настроения.

    На реализацию этого проекта я организовала группу «Здоровей-ка» из детей младшего дошкольного возраста, включила воспитателей, музыкального руководителя и родителей детей.

Этапы реализации

На реализацию проекта после анализа поставленной цели и задач и опираясь на идеи: забота о здоровье детей опора на чувашские традиции и игры, воспитанников сотрудничество с родителями решила осуществить это поэтапно: познавательной, основной, творческой.

1 этап:        знакомство детей с историей возникновения игр;

2 этап:    разучивание игр,  заучивание считалок, жеребьевок,   зачин; объяснение содержания, правил игр;

3 этап:         изготовление пособий и атрибутов для игр.

 Работа с детьми

Направления

Содержание

Ответственные

Сроки

- беседы об играх;

- рассказы с использованием иллюстраций;   рассматривание картин;

наблюдение игр старших детей;

заучивание считалок;

знакомство с играми;

Тема: «Встреча  с бабушками и дедушками» и их рассказы  старинных игр, как они играли в детстве

Тема «Играй и веселей»

воспитатели

сентябрь

октябрь

Разучивание игр

Беседа – игра «Веселые игры»

Игра - занятие

«В гости к бабушке Анук»

воспитатели  и родители

в течение года

ноябрь

изготовление атрибутов для игр  вместе детьми

Мастерская «Умелые руки»

воспитатели

в течение года

использованием разученных игр

Игра – занятие «В стране здоровья»

воспитатели

декабрь

чтение художественной литературы

Чтение

чувашских сказок

воспитатели

родители

в течение года

участие в фольклорных праздниках

«Масленица»

воспитатели

музыкальный руководитель

март

развлечение

«Папа, мама и я – играющая семья»

воспитатели

музыкальный руководитель

родители

май

 Работа с родителями

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Опрос родителей по темам:

«В какие игры играет ваш ребенок?»

«Знаете ли вы чувашские подвижные игры»

воспитатели

октябрь

2.

Индивидуальные беседы «Как научить ребенка играть чувашские подвижные игры и ее роль в развитии детей»

воспитатели

ноябрь

3.

Изготовление папок-передвижек: папка «Игры – чувашских народов» (содержит историю игр, значение для ребенка)

папка «Игры – это здорово» (содержит перечень подвижных игр)

воспитатели и родители

декабрь - январь

4.

Изготовление пособий, атрибутов для игр

воспитатели и родители

в течение год

5.

Развлечение «Папа, мама и я – играющая семья»

воспитатели

музыкальный руководитель

апрель

 Ресурсы проекта

Первое звено - это обеспечение необходимых условий для внедрения работы в детском саду, изготовить пособия, оборудования и атрибуты  для игр;

- создать благоприятные условия: в группе, в спортивном зале и в площадке детского сада, обеспечить с необходимыми оборудованием, в т. ч. нестандартными оборудованиями;- должна быть создана предметно - развивающая среда;

Второе звено – возрастные особенности детей:

- учитывая возрастные особенности детей должен соответствовать и подбор игр;

Третье звено - поддержать связь с родителями воспитанников;

- создать среду обитания, привлечь родителей организацию подвижных игр в дошкольном учреждении и реализация достаточны для ребят дома.

Ожидаемые результаты

  • Дети  в конце проекта станут большим интересом и успехом участвовать подвижных играх;
  • Дети  будут использовать выученные считалки и жеребьевки во время игр;
  • Родители познакомятся со структурой чувашских подвижных игр, ее историей, правилами; будут заинтересованы темой, и получать  новую и полезную информацию.
  • Родители вместе с детьми примут активное участие в развлечении «Папа, мама и я – играющая семья»

Заключение

Работа над данной проектом позволяет утверждать, что использование национального компонента в двигательной деятельности позволяет повысить эффективность физкультурно – оздоровительного процесса, окажет положительное  влияние на  состояние здоровье, динамику  и также сформируется интерес к  чувашским подвижным играм.

     Коллективу предстоит реализовать следующие задачи:

Разработка     оздоровительно-воспитательной     системы,     интеграция оздоровительной  в образовательный процесс;

Создание условий для психофизического благополучия детей в ДОУ и  в семье;

Формирование у детей привычки думать и заботиться о своем здоровье;

Создание  условий  для  самореализации  ребёнка  в  образовательном процессе;

Сотрудничество с семьей по проблеме формирования здорового образа жизни у детей;

   Мои решения позволяют утверждать, что применения выше перечисленных средств, методов и организованных приемов, направленных на активизацию игровой деятельности,

Литература.

  1. Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление ДОУ. 2005. - №1. – С.67-73.
  2. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с. (Серия «Вместе с детьми»)
  3. Кожанов В.В. Любимые игры и салки детей Чувашии. – Чебоксары, 1997.
  4. Кузнецова Л. В. Программа образования ребенка – дошкольника. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.
  5. Махалова И. В., Николаева Е. И. Солнышко сияет, играть нас приглашает / авт. – сост. И. В. Махалова., Е. И. Николаева. - Чебоксары. Новое время. 2006.
  6. Махалова И.В. Николаева Е.И. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа / авт.-сост. И. В. Махалова, Е. И. Николаева. -  Чебоксары – 2003.
  7. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в ЧР (сост. Р. Б.. Кузьмина М. А.. Капустина) - Чебоксары. «Клио» 1998.
  8. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ приложение к журналу ДОУ.
  9. Расти здоровым,  малыш! Учебное – метод. пособие. / авт.-сост. Р. Б. Кузьмина. -  Чебоксары. «Клио» 2001 .
  10. Чаваш музаки ача саденче: Хрестоматии / Г. П. Захаровапа Л. Л. Захаров пухса хатерлене. – Шупашкар: Чаваш кенеке изд-ви, 1995
  11. Ягодова Л. Г., Махалова И. В. Чувашские детские игры / авт.- сост.  Л. Г. Ягодова., И. В. Махалова. -  Чебоксары. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матер...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матери...

«Вместе весело шагать, вместе весело играть!»

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре  совместно с родителями  в средней возрастной группе....

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры

Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...

Развлечение для детей "«Вместе весело играть, веселиться и плясать»

Музыкальное развлечение в летний период для детей 4-5 лет....

Фотоотчет «Вместе весело играть, веселиться и плясать»

Фотоотчет развлечения на свежем воздухе " Вместе весело играть, веселиться и плясать....