Семинар – практикум для воспитателей «Игры-эстафеты для дошкольников»
консультация по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

В статье представлен сценарий семинара-практикума для педагогов, направленного на формирование у них представлений о роли игр-эстафет в развитии старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

«Игры-эстафеты для дошкольников»

Инструктора по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 75 «Зайчонок»:

                                                                            Сербина Татьяна Юрьевна

Игры – эстафеты – это одна из разновидностей подвижных игр командного характера с правилами. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.

Игры – эстафеты проводятся со старшей группы. Движения, включенные в игру-эстафету, должны быть знакомы детям, эстафета должна быть интересна и посильна всем участникам. Необходим тщательный подбор состава команд, примерно равного по силам. Педагог должен учитывать физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Это обеспечит справедливую оценку итогов состязаний.

Следует приучать детей относиться к соперникам с уважением. Руководя игрой, педагог осуществляет нравственное воспитание ребенка, формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу, взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности.

Содержание игр-эстафет зависит от:

- возрастных особенностей и уровня подготовки играющих;

- размеров зала, площадки;

- времени года;

- наличия необходимого физкультурного оборудования.

Подготовка к играм – эстафетам:

- проветрить помещение и убрать лишнее оборудование;

- обозначить линию старта и линию финиша;

- подготовить необходимый инвентарь для эстафет;

- подготовить места для «болельщиков» и «судей» (если они должны присутствовать);

Распределение на команды может проводиться разными способами:

1.Педагог распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды.

2.Построение детей в шеренгу и расчет на 1-2; 1-е номера составят одну команду, вторые – другую (недостаток данного способа – команды не всегда получаются равными по силам).

3.Путем расчета движущейся колонны (в колонну по 2, по 3).

4.По сговору. Выбираем капитанов, которые в свою очередь набирают себе команды.

5.С помощью жребия и т.д.

(ПЕДАГОГИ ДОСТАЮТ ИЗ МЕШОЧКА ЖЕТОНЫ ЗЕЛ., КРАСН., СИН., ДЕЛЯТСЯ НА 3 КОМАНДЫ)

Виды эстафет:

-линейные (соревнующиеся стоят в параллельных колоннах 2,3,4,5);

-встречные (команда делится пополам и ее половины становятся в колоннах друг против друга):

Встречная эстафета с обручем и скакалкой.

Команды строятся как на встречной эстафете. У направляющего первой подгруппы – гимнастический обруч, а у направляющего второй подгруппы - скакалка. По сигналу игрок с обручем устремляется вперед, прыгая через обруч, как через скакалку. Как только игрок с обручем пересечет линию старта противоположной колонны, стартует игрок со скакалкой, который продвигается вперед, прыгая через скакалку. Выигрывает та команда, которая быстрее другой поменяется местами в колоннах.

-круговые (команды становятся по кругу):

Круговая эстафета

Все играющие делятся на 3-5 команд и встают лучами от центра круга (как лучики солнышка). Каждый луч-колонна является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке ленту (мяч, палочку и т.д.). По общему сигналу крайние игроки с эстафетой бегут по кругу с внешней стороны мимо остальных лучей к своей команде и передают ленту ожидающему с края игроку, а затем бегут в конец колонны, ближе к центру и становятся там. Получивший эстафету так же обегает круг и передает ее 3-му номеру и т.д. Когда начинавший игру окажется с края и ему принесут предмет, он поднимает его вверх.

При занятиях с дошкольниками в эстафеты не рекомендуется включать:

- акробатические кувырки вперед;

- бег по узкому буму или перевернутой гимнастической скамейке (возможна быстрая ходьба с подстраховкой);

- лазание вверх по канату;

- бег до стены и ее касание (при неумении затормозить движение, особенно в азарте, могут быть удары о стену).

Первичное объяснение сопровождается показом движений капитанами, которые первыми выполняют эстафету или судьей.

Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком).

Игр-эстафет очень много. При их организации важно соблюдать следующие правила:

1.Кол-во игроков в командах должно быть равным (в том числе мальчиков и девочек);

2.Забеги в командах выполняются строго по очереди, которую никто не пропускает;

3.Раньше времени выбегать за линию старта не разрешается;

4.Заканчивает эстафету в команде всегда тот игрок, который ее начинал;

5.Независимо от окончания игры одной командой она продолжается до тех пор, пока задания не выполнят все игроки команды;

6.Результат подводится по кол-ву заработанных очков;

7.За каждую ошибку в ходе игры начисляется штрафное очко;

8.Побеждает команда, набравшая больше очков (не обязательно закончившая эстафету первой).

Каким образом можно усложнить игры-эстафеты?

1. Постепенно увеличить кол-во препятствий;

2. Изменить последовательность выполнения заданий;

3.Изменить способы выполнения заданий;

4. Вводить дополнительные движения (хлопки, повороты, подпрыгивания вверх и т.д.);

5. Менять величину и вес предметов;

6. Увеличить площадку для игр;

7. Усложнить правила;

8. Изменить вариант построения команд на площадке;

9. Изменить исходное положение участников команд на линии старта (сидя, сидя по «турецки», стоя на коленях, лежа на животе, стоя спиной к линии старта и т.д.)

10. Усложнить кол-вом участников (взаимоотношения между детьми) – (передвижение парами, тройками, небольшими группами и др.)

Эстафета «Паучки»

Участники становятся по 4 человека спиной друг к другу, перекрещивают руки, добегают, не расцепляясь, до фишки, оббегают ее и таким же способом возвращаются обратно. Тот, кто ближе будет ко второму паучку, передает ему эстафету. Побеждает та команда, которая закончит эстафету первой.

Эстафета «Посадил дед репку»

Участники выстраиваются в 2 колонны. Первые участники «дедушки», вторые «бабушки» и т. д. (по сказке «Репка» - 6 чел). На расстоянии 6м от стартовой линии напротив каждой колонны расставляются кубики – это «репки». По сигналу «дедушки» оббегают «репки» и возвращаются на места, за ними бегут «бабки». Они берутся за руки и оббегают репки и т.д. Последний участник «мышка», оббегая репку, берет ее, и все вместе возвращаются на место. Кто раньше выполнит задание, тот и выигрывает.

Таким образом, в играх – эстафетах закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, развивается умение ориентироваться в пространстве, физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, точность, быстрота реакции. Воспитывается смелость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе"."

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие памяти у дошкольников на этапе подготовки к школе" был проведен для воспитателей подготовительных групп  в 2013 учебном году....

Семинар-практикум для воспитателей "Организация утренней гимнастики дошкольников"

Данный материал раскрывает цели и задачи утренней гимнастики, методики её проведения в разных возрастных группах, содержит примеры комплексов утренней гимнастики для разных возрастных групп, а также п...

семинар - практикум для воспитателей "Развитие двигательной активности дошкольников

Семинар – практикум для воспитателей«Развитие двигательной активности дошкольников»...

Семинар-практикум для воспитателей «Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками»

Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога....

Практикум для воспитателей «Игры-эстафеты в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»

Теоретическая часть содержит методический материал по играм-эстафетам. В практической части представлены описания эстафет....