Мастер-класс по обучению детей старшего дошкольного возраста прыжкам на короткой и длинной скакалке
материал по физкультуре

Сазонова Наталья Сергеевна

Мастер-класс включает в себя вопросы правильного выбора скакалки, медицинские противопоказания к прыжкам на скакалке, методику обучения и типичные ошибки выполнения прыжков.  Первичная диагностика и диагностика уровня усвоения прыжков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_po_pryzhkam_na_skakalke.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №9 «Теремок»

Конспект

мастер-класса

«Обучение детей старшего дошкольного возраста прыжкам на короткой и длинной скакалке»

Сазонова Наталья Сергеевна

инструктор по физической культуре

План

  1. Термин «Скиппинг» - определение
  2. Актуальность занятий на скакалке
  3. Выбор скакалки
  4. Медицинские противопоказания занятий скиппингом и первичная диагностика
  5. Методика обучения прыжкам на скакалке: условия для занятий, техника выполнения прыжков
  6. Типичные ошибки выполнения прыжков
  7. Прыжки на длинной скакалке: методические указания
  8. Диагностика уровня освоения прыжков

Скиппинг (от английского слова "skipping" - "многократные перескакивания") - это популярнейший на сегодняшний день вид фитнеса и увлекательный вид спорта.

 Целью соревнующихся является выполнение большего, по сравнению с результатом противника, числа прыжков через скакалку за определенный промежуток времени: двадцать, тридцать или шестьдесят секунд, либо по другим оговоренным в соревнованиях критериям.

Виды скиппинга.

 Скиппинг подразделяется на несколько видов: это классические прыжки, прыжки на одной ноге, прыжки со сменой ног и прыжки "ноги скрестно", прыжки боком, в приседе, прыжки "руки скрестно", прыжки с продвижением. Также существуют и состоящие из нескольких видов смешанные прыжки, сложные прыжки и многоборье. Но через скакалку можно прыгать не только в одиночку, есть групповые и парные прыжки.

Проблема использования прыжков через скакалку как  средства развития прыжков у детей подготовительной к школе группы достаточно актуальна. Почти все мальчики (90%) и половина девочек 6-7 лет не умеют прыгать через скакалку. При систематическом обучении и девочки, и мальчики 6-7 лет могут овладеть разнообразными прыжками через короткую и длинную скакалки.

Актуальность заключается в том, что занятия со скакалкой имеют огромное оздоровительное значение для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развития концентрации и устойчивости внимания детей. При выполнении прыжков в работу вовлекаются большое число мышечных групп, что стимулирует функционирование всех систем организма и оказывает положительное влияние на физическое развитие ребёнка. Прыжки через скакалку ускоряют рост костей нижних конечностей, обеспечивают наибольшую их прочность, увеличивают  амплитуду движений, что в свою очередь ведёт к совершенствованию формы суставных поверхностей. В процессе выполнения прыжков у детей развиваются скорость, сила, ловкость, координационные способности, ориентировка в пространстве, глазомер.

Перед тем, как начать занятия с детьми необходимо научить их подбирать себе скакалку под свой рост. При выборе скакалки: возьмите обе рукоятки в руки. Наступите на скакалку в середине двумя ногами, поднимите ручки вертикально вверх:

 - если ручки на уровне подмышек. В этом случае её длина будет оптимальной для вашего роста.

Более длинная скакалка будет тащиться, запутываться и быстро рваться.

 - если ручки ниже. При вращении скакалка всё время будет цепляться за ноги и останавливаться.

Итак, перед началом занятий дети должны быть осмотрены врачом на отсутствие проблем:

  • с повышенным давлением,
  • с межпозвоночными хрящами,
  • суставами,
  • варикозной болезнью, плоскостопием,
  • дыхательных органов,
  • диабета,  эпилепсии,
  • астмы,
  • неврологических отклонений.

Если есть данные нарушения, то прыжки через скакалку противопоказаны.

Начинаем первое занятие с диагностики начального уровня умения прыгать на скакалке. Кто-то прыгать уже умеет, а кто то  - нет. Оцениваем и записываем результат. Диагностируем не только количество и скорость прыжков, но и, самое главное, их качество. О типичных ошибках во время прыжков я расскажу немного позже.

Одежда для занятий должна быть максимально удобной и в то же время достаточно облегающей, чтобы не путаться в скакалке. Обувь лучше выбрать для подвижных игр и спорта, которая обеспечивает амортизацию стопы. Прекрасным дополнением служит музыкальное сопровождение, которое задаёт ритм, концентрирует внимание, развивает музыкально-ритмические способности детей.

Есть предположение, что прыжки через скакалку – разрушают коленный и голеностопный суставы, и это на самом деле так и есть, если не знать, как правильно прыгать.

Таким образом, переходим к самому главному. После проведённой разминки (растяжки), которая является обязательным условием для предупреждения травм и растяжений, начинаем учить ребенка правильно прыгать на скакалке с помощью подготовительных упражнений:

  • Перешагивания через неподвижно лежащую на полу  скакалку
  • Перешагивания через качающуюся скакалку
  • Перепрыгивания через неподвижно лежащую на полу скакалку
  • Перепрыгивания вперёд и назад через неподвижную скакалку
  • Вращения скакалки через голову вперёд и единичные перепрыгивания
  • Вращения скакалки сбоку в вертикальной плоскости и прыжки на месте
  • Вращения скакалки сбоку в вертикальной плоскости и приставной шаг ногами. Это упражнение позволяет привыкнуть к скакалке, а также разогреет мышцы. Такой вид деятельности со скакалкой называется «активный отдых».
  • Вращения скакалки «Восьмёрочка»
  • «Зацеп носками» . Махнуть скакалкой вперёд, поднять носки вверх. Поймать скакалку. Выполнить перекат на носки, вернуть скакалку в исходное положение.
  • Складывание скакалки вдвое, вчетверо.

Общие методические указания:

  • Ребёнок должен держать ручки скакалки устойчивым хватом без излишнего  напряжения
  • Выполнять круговые движения при помощи запястий. Внимание! Начальное вращательное движение скакалки выполняется всей рукой, начиная  плечевым, локтевым и лучезапястный суставами, а затем, после одного-двух вращений, -  только круговым вращением кисти.
  • Следите, чтобы руки, слегка согнутые в локтях, были располодены по бокам.
  • Спина должна быть прямая, плечи развёрнуты, голову держать прямо
  • Приземляться нужно сначала на носки  с мягким перекатом на всю стопу.
  • Прыжок должен быть лишь на ту высоту, которая позволит скакалке пронырнуть под ногами.

Прыжки через скакалку – упражнения с большой физической нагрузкой. Поэтому очень важно научить правильным движениям руками, чтобы избежать излишней траты энергии. Тщательно нужно продумывать дозировку и методику обучения. Все прыжки изучаются вначале без скакалки. Нужно научиться просто прыгать на двух ногах на месте.

Типичные ошибки при  выполнении прыжков через скакалку

Характерными для детей этого возраста являются одиночные перепрыгивания (в виде перешагиваний), слишком высокое поднимание согнутых в коленях ног при перепрыгивании, большое количество лишних движений руками и корпусом. У них наблюдается неритмичность подпрыгиваний и вращения скакалки, жёсткое приземление, излишний наклон туловища и головы.

Прыжки на длинной скакалке

Работу с детьми целесообразно начинать с выполнения заданий, направленных на преодоление дошкольниками своеобразного психологического барьера перед длинной скакалкой, которая вращается достаточно быстро , стремительно. Используйте подготовительные упражнения: перешагивания, перепрыгивания через неподвижную и качающуюся скакалку, с места и с разбега, пробегания под длинной скакалкой. Ребёнок должен бежать со значительным ускорением, чтобы скакалка «не догнала» его сзади и не зацепила ног. Учтите: вращать скакалку нужно навстречу движению детей, начинать бег можно только после прикосновения скакалкой к полу, когда во время движения скакалки вверх образовываются своеобразные «ворота», в которые и нужно быстро и ловко забежать.

Затем осваиваются прыжки с места на длинной скакалке, а потом усложняются забеганием , прыжками и выбеганием. При этом скакалка в данном случае (во время забегания) должна двигаться от пробегающего.

На протяжении всего занятия нужно проводить дыхательные упражнения, использовать игры со скакалкой: удочка, забегалы, кто быстрей? и т.д.

И, наконец, последним пунктом всех наших занятий является диагностика уровня освоения прыжков.

Критерии оценки прыжков:

0 – не выполняется

1 – выполняется частично одна из фаз

2 – выполняется частично более 2 фаз

3 – полное выполнение элементов техники

Элементы фазы

  • вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях
  • плечо остаётся почти в неподвижном состоянии
  • движение совершают кисти
  • небольшое сгибание ног в коленных суставах
  • выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание
  • полёт. Скакалка в это время проходит внизу под ногами
  • приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги
  • корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение

Первая фаза начинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остаётся почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Несколько позже производится небольшое сгибание ног в коленных суставах.

Вторая фаза  - выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5-10 см.

Третья фаза -  полёт. Скакалка в это время проходит внизу под ногами ребёнка.

Четвёртая фаза – приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно.

Таким образом, в диагностике оценивается техника прыжка (его качество),  количество (скорость) прыжков и сложность прыжка (умение прыгать разные прыжки на короткой и длинной скакалке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЫЖКАМ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ

Прыжки на скакалке являются сложно-координационным двигательным действием, требует от ребенка развития координации, концентрации внимания, что является комплексным проявлением его физических качеств....

Мастер-класс по рисованию для детей старшего дошкольного возраста " Кот Васька"

В данном мастер-классе представлено поэтапное изображение кота (из  двух кругов  разного диаметра)....

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....

« Обучение детей старшего дошкольного возраста прыжкам на скакалке»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 133 Невского района г. Санкт-Петербурга        Конспект...

Мастер - класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста игры в шахматы»

Знакомство педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры детей в шахматы....

« Обучение детей старшего дошкольного возраста прыжкам на скакалке»

план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)  Цель: Формирование умения прыгать через скакалку.Задачи:1. Обучать  прыжкам на двух ногах  через вращающуюся скакалку.2....