Деловая игра "Обучение элементам спортивных игр"
учебно-методический материал по физкультуре

Микушева Наталья Александровна

Деловая игра для проведения Методического объединения инструкторов по ФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx33.38 КБ
Файл dlya_delovoy_igry.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Разделить на 2 команды (название, девиз,  Капитаны)

Жюри

Ведущий:

Спортивные игры – это виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приёмы поражения в процессе противоборства определённой цели спортивным снарядом (обычно им является мяч спортивный, целью — ворота, площадка и т.д.

Игры с элементами спортивных игр требуют большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции.

Чем отличаются спортивные игры от подвижных игр?

Объединяющим признаком тех и других игр является общность оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, вызываемый ими эмоциональный подъем, возможность совершенствования движений. Однако если в подвижных играх дети используют разносторонние действия, проявляя при этом творческую инициативу, то в играх с элементами спортивных игр существует некоторое ограничение движении.

Для игр с элементами спорта характерны:

  • определенная специфика и точность двигательных действий,
  • определенный состав участников,
  • распределение функций,

-             четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря).

физических качеств.

 В указанных играх дети получают правильные навыки, отвечающие общим требованиям техники спортивных игр, что исключает переучивание в дальнейшем и важно для подготовки к школе [20, С. 148].

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма [36, с. 231].

Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

Существуют следующие классификации подвижных игр: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств [22, с. 133].

Опираясь на вышеописанную классификацию подвижных игр, а также на описание спортивных игр в п. 1.1, можно сказать, что большинство спортивных игр относятся к сложным играм большой подвижности с бегом, прыжками, метаниями и формированием всех основных физических качеств.

Таким образом, спортивные игры требуют хорошего уровня развития основных движений и Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, требуют такого развития физических возможностей, которого еще нет у детей дошкольного возраста

Игры с элементами спортивных игр рассматриваются как более высокая ступень подвижной игры. Для них характерна известная ограниченность, даже односторонность движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий и строгой их формой.

Элементы каждого вида спорта отличаются друг от друга как по форме, так и по содержанию. В то же время они имеют, на наш взгляд, общие характерные признаки, к которым можно отнести следующие:

•спортивные игры способствуют развитию личности в целом и отдельных ее составляющих (когнитивные и поведенческие особенности, аффективные и мотивационные сферы, социальное поведение);

•элементы спортивных игр расширяют «двигательный фонд» ребенка и способствуют поиску собственных способов выполнения движений;

•спортивные игры развивают психофизические качества: силу, быстроту ловкость, выносливость;

  • физические упражнения спортивных игр - сложные для детей двигательные действия и, в отличие от основных движений, почти не встречаются в повседневной жизни;
  • освоение элементов спортивных игр способствует формированию интереса к конкретным видам спорта.

По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.

  1. Первый гейм «Блиц - опрос»

Вам необходимо по очереди за 1 минуту ответить на наибольшое количество вопросов. Сколько правильных ответов даст команда, столько очков она заработает в этом гейме.

1 команда

1 Назовите основные виды движений.

(Ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, бросание, ловля, метание, упражнения на равновесие)

2 Назовите упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пояса и ног. (Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола, приседать, поднимать прямые ноги вперед махом, выполнять выпад вперед в сторону.)

3 Назовите виды подвижных игр. (С бегом, с прыжками, с лазанием, ползанием, с метанием, эстафеты, с элементами соревнования, народные игры.)

4 Приведите пример подвижных игр с прыжками

 («Не оставайся на полу», «Удочка», «С кочки на кочку», «Классы».)

5 Приведите пример подвижных игр с бросанием и ловлей.

 («Сбей кеглю», «Попади в обруч», «Охотники и звери».)

6 Элементам каких спортивных игр можно обучать детей в доу? (Городки, элементы баскетбола, бадминтон, элементы футбола, хоккея.)

2 команда

1 Назовите строевые упражнения.

(Построение в колонну по одному, в шеренгу, перестроение в колонны по двое, по трое. Размыкание в колонне, в шеренге. Повороты на право на лево, кругом.)

2 Назовите упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. (Поднимать руки вверх и опускать вниз, поочередно поднимать согнутые ноги, наклоны вперед назад, повороты туловища.)

3 Какие вы знаете спортивные упражнения? (Катание на санках, ходьба на лыжах, катание на велосипеде, самокате, плавание.)

4 Приведите пример подвижных игр с бегом. («Ловишки», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Бездомный заяц и т.д.)

5 Приведите пример народных игр. («Гори, гори ясно!», «Краски», «У медведя во бору».)

6 С какого возраста можно начинать обучать элементам спортивных игр?

Второй гейм «Капитаны, вперёд»

Каждой команде предоставляется один вид спорта, который они должны изобразить, а команда должна отгадать за 30 секунд.

1 команде – спортивная гимнастика.

2 команде – синхронное плавание.

Ведущий: Исходя из основной общеобразовательной прграммы/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой):

Дети старшего дошк. возраста должны овладеть элементами следующих игр:

  • Городки. Бросать биты сбоку от плеча, занимая правильное исходное положение. Знать 4-5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит.
  • Элементы баскетбола. Передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.
  • Элементы футбола. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
  • Элементы хоккея (без коньков — на снегу, на траве). Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.
  • Бадминтон. Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.
  • Элементы настольного тенниса. Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену. Подавать мяч через сетку после его отскока от стола.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр является неотъемлемой частью физического воспитания в ДОУ. Именно в процессе овладения ими дети открывают для себя двери в мир спорта.

Третий гейм « Спортивный калейдоскоп»

 

Сейчас мы с вами попытаемся, вспомнить какое оборудование используют при обучении детей спортивным играм и упражнениям.

Команды вытягивают карточку с названием спортивной игры, должны из предложенного инвентаря выбрать, какой можно использовать в обучении и объяснить как, показав небольшой комплекс общеразвивающих упражнений.

Баскетбол мяч

Хоккей клюшка

Футбол мяч

Настольный теннис шарик

Бадминтон ракетка

Городки палка или брусок

Волейбол мяч

Ведущий: Процесс обучения любому двигательному действию условно делится на три этапа:

    1) начального разучивания;

  1. Углубленного разучивания;
  2. Закрепления и дальнейшего совершенствования.

       Эта схема для детей дошкольного возраста, весьма относительна. Большинство детей не могут в силу своих возрастных особенностей овладеть элементами всех спортивных игр, тем более в совершенстве. Именно с учетом этих особенностей необходимо разработать методический базис процесса обучения играм в рамках первых двух этапов.

 1 Первый этап необходимо начать с представления самой игры, ее показа детям. Это должна быть эмоционально привлекательная демонстрация, пробуждающая интерес к игре и желание освоить ее. При этом можно использовать средства наглядности (видеозаписи) и организовывать посещение соревнований.

Следующий компонент методики этого этапа - показ образца движения, который с точки зрения техники исполнения должен быть безукоризненным.

  1. Основа практических приемов этапа разучивания - выполнение упражнений в комфортном для детей режиме, который обеспечивается искусственным расширением пространственно-временных параметров движений. Создание условий обеспечивается разными способами при разучивании каждого элемента конкретной спортивной игры.

       Таких способов множество. Приведу несколько примеров:

  • при разучивании элементов футбола следует использовать приспущенный мяч;
  • при обучении теннису вместо теннисного мяча небольшой воздушный шарик. Такой подход можно использовать и при обучении игре в бадминтон;
  • в баскетболе увеличенный диаметр баскетбольной корзины и регулирование ее высоты значительно упрощают процесс обучения броску в нее. Во время ведения мяча дети часто совершают ошибку - ведут мяч перед собой, вытягивая руку вперед, затрудняя тем самым движение и теряя мяч. В этом случае я применяю массажные дорожки. Ребенок идет по дорожке, а мяч ведет рядом.
  • В хоккее вместо шайбы вначале имеет смысл использовать облегченный пластмассовый диск несколько большего размера, чем шайба.

В таких условиях у детей увеличивается время на освоение сложного движения. Они успевают контролировать свои действия и принимать самостоятельные решения поставленной задачи.

По мере освоения основ техники необходимо планомерно переходить к следующему этапу обучения элементам игры. Его суть состоит в моделировании условий, обеспечивающих постепенное «сжатие» и сокращение пространства и времени при выполнении упражнения.

Методические приемы здесь могут быть различными.

Учить передавать и ловить мяч в баскетболе следует, например, не только в парах, но и в тройках, используя при этом уже не один, а два мяча одновременно, или уменьшать диаметр баскетбольной корзины при выполнении броска. Каждый специалист может смоделировать индивидуальный алгоритм. В младшем дошкольном возрасте мы готовим детей к обучению элементам спортивных игр (действия и игры с мячом)

Установлено, что результативность спортивной игры зависит не только от предшествующего двигательного опыта детей (умения бегать, прыгать, лазать, метать), но и от накопленных ими специальных игровых движений, практических действий. Поэтому в рамках классической методики обучения спортивным играм определены пути наиболее эффективного разучивания спортивных игр и упражнений дошкольниками (В.И. Усаков).

Среди них:

  • • преимущественное развитие основных движений;
  • • углубленное разучивание простых технических приемов игры посредством их вычленения из сложного комплекса специальных действий и движений, характерного для изучаемого вида спортивной игры.

Технология обучения элементам спортивных игр включает в себя элементарную технику каждого вида спорта.

рамках классической теории и методики обучения

двигательным действиям детей на основе использования описанной технологии Усаков

В.И. разработал следующую схему первоначального разучивания технических элементов

спортивных игр.

1. Ознакомление со спортивной игрой в целом посредством использования методов

слова и наглядности.

2. Первоначальное разучивание наиболее простых технических приемов

посредством их вычленения из сложного комплекса специальных действий и движений,

характерных для изучаемого вида спортивной игры.

3. Углубленное разучивание простых специальных движений. Доведение их до

уровня навыка. Разучивание на их основе элементарных связок и комбинаций.

4. Закрепление простых комбинационных действий и движений специально

направленного характера с использованием методов частичного регламентированного

упражнения

5. Совершенствование основных технических приемов, характерных для изучаемой

игры, с использованием игрового и соревновательного методов.

6. Первоначальное разучивание элементарной тактической схемы игры по

упрощенным правилам.

7. Углубленное разучивание как элементарных, так и более сложных тактических

схем.

8. Закрепление основного тактического рисунка игры.

9. Решение простых тактических задач посредством использования технических

приемов, двигательных действий и движений, характерных для изучаемой игры.

10. Совершенствование игры через развитие интереса к ней.

Домашние задания

Подключать родителей

Четвертый гейм « Олимпийские надежды»

 

Участники  команд также вытягивают название спортивной игры и должны из предложенного инвентаря провести игровое упражнение или эстафету для развития специальных движений.

Баскетбол

Футбол

Бадминтон

Городки

Мяч набивной, гимнастическая палка, шарик, корзина 2, обруч 4, конусы, кольца пирамидки, медбол, скакалка, дуги, кегли, ракетка, мяч

Вот и подошла к концу наша игра, и пока жюри подсчитывает результаты предлагаю угадать, о каких видах спорта рассказывают наши воспитанники:

Снять видео

Сегодня было очень приятно общаться с командами.

Вручение памяток


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методика обучения элементам спортивных игр в ДОУ» Деловая игра

Слайд 2

Спортивные игры это виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приёмы поражения в процессе противоборства определённой цели спортивным снарядом (обычно им является мяч спортивный, целью — ворота, площадка и т.д.

Слайд 3

Спортивные и подвижные игры

Слайд 4

Вывод Игры с элементами спортивных игр рассматриваются как более высокая ступень подвижной игры. Можно сказать, что большинство спортивных игр относятся к сложным играм большой подвижности с бегом, прыжками, метаниями и формированием всех основных физических качеств . Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже

Слайд 5

Первый гейм «Блиц - опрос » Вам необходимо по очереди за 30 секунд ответить на небольшое количество вопросов. Сколько правильных ответов даст команда, столько очков она заработает в этом гейме.

Слайд 6

Второй гейм « Капитаны, вперёд»

Слайд 7

Дети старшего дошкольного возраста должны овладеть элементами следующих игр: ГОРОДКИ Бросать биты сбоку от плеча, занимая правильное исходное положение. Знать 4-5 фигур. Выбивать городки с полукона и кона при наименьшем количестве бросков бит .

Слайд 8

Футбол Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

Слайд 9

Баскетбол Передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.

Слайд 10

Бадминтон Правильно держать ракетку. Перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку. Свободно передвигаться по площадке во время игры.

Слайд 11

Хоккей Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения .

Слайд 12

Настольный теннис Правильно держать ракетку. Выполнять подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стену. Подавать мяч через сетку после его отскока от стола.

Слайд 13

Третий гейм « Спортивный калейдоскоп»

Слайд 14

Методика обучения. 1. Подготовка Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации. Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.

Слайд 15

Подводящие , опорные упражнения и игры Следующий компонент методики этого этапа - показ образца движения, который с точки зрения техники исполнения должен быть безукоризненным . Основа практических приемов этапа разучивания - выполнение упражнений в комфортном для детей режиме, который обеспечивается искусственным расширением пространственно-временных параметров движений. Создание условий обеспечивается разными способами при разучивании каждого элемента конкретной спортивной игры. 2. Разучивание простых технических приемов игры

Слайд 16

3. Закрепление навыка По мере освоения основ техники необходимо планомерно переходить к следующему этапу обучения элементам игры. Его суть состоит в моделировании условий, обеспечивающих постепенное «сжатие» и сокращение пространства и времени при выполнении упражнения.

Слайд 17

4. Игра Разучивание на основе навыков элементарных связок и комбинаций Совершенствование основных технических приемов, характерных для изучаемой игры , с использованием игрового и соревновательного методов.

Слайд 18

Четвертый гейм « Олимпийские надежды» Участники команд вытягивают название спортивной игры и должны из предложенного инвентаря провести игровое упражнение или эстафету для развития специальных движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения дошкольников элементам спортивным игр.

Овладение элементами игры в баскетбол детьми старшего дошкольного возраста...

Обучение элементам спортивных игр в ДОУ

Тест для педагогов дошкольных учреждений №2...

Картотека подвижных игр и упражнений с элементами спортивной игры «Футбол»

Для овладения техники действий с мячом подобраны подвижные игры и упражнения....

Конспект соревнования-викторины с элементами спортивных игр и использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Умные знаки на улице»

Конспект соревнования-викторины с элементами спортивных игр и использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Умные знаки на улице»...