Опыт по физической культуре.
опыты и эксперименты по физкультуре (средняя группа)

Кирилюк Надежда Викторовна

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_fizre.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад п. Сланцевый Рудник»

Опыт работы

«Физическое развитие детей в игровой деятельности»

Воспитатель I категории: Кирилюк Н.В.

Май 2015

Целью своей педагогической деятельности считаю формирование у ребенка положительного отношения к здоровому образу жизни; привитие желания к занятиям физической культурой. Помогаю ребенку быть физически развитыми и радостно прожить дошкольное детство. Чтобы добиться своей цели ставлю перед собой следующие задачи:

 1. Создать благоприятные условия для реализации естественного двигательного потенциала каждого ребенка.

2. Воспитывать самостоятельность через двигательную активность детей.

 3. Осуществлять партнерское взаимодействие с детьми, предоставляя им возможность самим найти решение в проблемных ситуациях.

 4. Ощущать внутреннее состояние ребенка, уважать его индивидуальность.

5. Через совместную двигательную деятельность помочь приобрести родителям и детям опыт партнерского доверительного взаимодействия.

   Решаю эти задачи через различные формы оздоровительной и физкультурной работы. Предполагается, что развитие физических качеств дошкольников происходит более эффективно в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрасте.

Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.

В подвижных играх, физических упражнениях развивается быстрота, ловкость движений, а также находчивость, выдержка, умение действовать сообща.

Таким образом, в физическом воспитании должны найти свое место как меры по укреплению здоровья ребенка и закаливанию его организма, так и умело подобранные игры, физические упражнения. Чем яснее родители и воспитатели осознают важность всех указанных задач, тем легче найти общую линию воспитания в семье и в детских учебно-воспитательных учреждениях.

    Главная задача физического воспитания детей  по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно – от одного возрастного этапа становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных умений и навыков, формирование которых обуславливается возрастными и индивидуальными особенностями развития.
 Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств. Играя, двигаясь, ребенок его самостоятельность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большой концентрации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенствования, необходимый для определенного возрастного этапа развития.
   Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной. Одним из существенных средств в борьбе за здоровье детей является правильно организованные и регулярные физкультурные занятия с дошкольниками. При подготовке к школе детей, основным средством улучшающим функционирование всех систем организма является организованная деятельность.
  Одним из ее видов – игровая деятельность (подвижные игры, игровые упражнения) которое нормализуют нервные процессы, развивают память, внимание, способствуют проявлению инициативы, формируют волевые качества, учат ориентироваться в пространстве во времени, укрепляют сердечно – сосудистую и дыхательную систему, активизируют обмен веществ, развивают двигательный аппарат. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающих в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.
 Игры для детей дошкольного возраста средство социальной и физиологической адаптации. Они вызывают живой интерес, развивают смекалку и сообразительность. " Что ты всего больше любишь делать?. На этот вопрос большинство детей ответит : "Играть!”
 всегда спрашивайте у детей: "Какие есть предложения, чем сегодня займемся? И всегда дети говорят "давайте поиграем!”.
 Личным примером формировать у дошкольников необходимые привычки, составляющие основу здорового образа жизни. Обеспечиваю детям психологический комфорт, даю ребенку возможность чувствовать себя уверенным, самостоятельным.
 Заниматься с детьми разного возраста, начиная с 3-х летнего возраста. На этом этапе у ребенка возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время его внимание неустойчиво, он отвлекается и часто переходит от одного вида деятельности к другому. Поэтому мне принадлежит большая роль в организации поведения малыша. Основа содержания занятий составляют подвижные игры разной направленности. Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от создания физкультурно-игровой среды, широко используются мягкие модули и различные пособия. В младшей группе организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и несюжетные подвижные игры. В которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии (все дети комарики, а взрослый "Большая лягушка”).
В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнения начинают оказывать сильное влияние собственные замыслы ребенка. Игровые мотивы детской деятельности сохраняют свое значение. Теперь они уже реализуются в творческих ролевых играх, в которых дети играют совместно в небольших коллективах. У ребенка возникает потребность согласовывать свои действия с действиями других. Выполнять их ради достижения общей цели.
 Детей приучаю соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, в играх – подчинятся игровым правилам, выполнять ответственную роль. Во всех формах работы развиваю у ребят умение быть организованными, стремлении быть инициативными в подготовке и уборке мест для занятий и инвентаря. Воспитываю у детей самостоятельность, поощряю их участие в подвижных играх, упражнений под музыку, спортивных упражнений по собственному почину. 
 В наше время родители считают, что развитие умственных способностей у детей можно развивать только играми за компьютером. Но я считаю, что подбор подвижных игр и игровых упражнений на занятиях для развития познавательных процессов у дошкольника в большинстве случаев развивает как двигательную активность, так и развития психических процессов у ребенка (ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, воображение).
 В практике физического воспитания эффективность обучения, воспитания и развития во многом определяется совершенством функционирования познавательных процессов. Зная это, я строю свою деятельность таким образом, чтобы, развивая двигательные умения и навыки, способствовать лучшему формированию познавательной сферы ребенка.
   Например: особо важную роль процессы памяти играют при подготовке к изучению, выполнению какого – либо движения, двигательные представления, которые служат ядром для мысленного выполнения двигательных действий, используется не только при овладении техникой движения, но и в процессе его совершенствования. Мыслительное представление движений перед их реальным выполнением повышает скорость движений, точность силу кисти.
 Дети очень любят гулять на улице, поэтому я с удовольствием провожу физкультурные занятия на воздухе и мы с ребятами зимой катаемся на лыжах, санках. Ведь в дошкольном возрасте закладываются основы правильной техники, развития физических качеств, а также формируются морально – волевые качества, которые позволяют в дальнейшем успешно заниматься различными видами спорта. Летом катаемся на велосипедах, самокатах роликах. Все они способствуют укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также содействуют закаливанию. Увлеченность интересной задачей в подвижной игре помогает ребенку овладевать боле высокой техникой движений, которая является стимулом совершенствования движения стремлением как можно лучше выполнить игровую задачу и достигнуть успеха.
  Огромное значение для совершенствования физического развития детей закрепление полученных умений и навыков, эмоционального наслаждения от занятий физической культурой и спортивными играми оказывает спортивные праздники, развлечения, досуги, тематические недели которые проводятся для детей в саду и вместе с родителями (Рис. 6). В процессе моей работы, обогащая знания детей о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем заметила, что основным результатом стала положительная динамика снижения уровня заболеваемости. Игровая деятельность, в какой бы она форме ни выражалась, Всегда радует ребенка, благоприятно влияет на его здоровье, на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

   Результат своей работы вижу в итоговой диагностике, которая выявляет положительную динамику физического развития детей.

 Приоритетным направлением в своей деятельности считаю взаимодействие с родителями по физическому воспитанию детей. Взаимодействие реализую через такие формы работы, как совместные спортивные досуги и праздники.

   Из своих наблюдений вижу, что родители испытывают затруднения в общении с ребенком. Взрослому всегда не хватает времени, побыть, со своим ребенком наедине и нет опыта общения с ним в игре. В каждой второй семье нарушены эмоциональные связи (дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла, ласки)..  

Клуб представляет собой форму организации детей и родителей в совместной деятельности, направленную на реализацию воспитательных и развивающих задач.

В своей работе определила следующие задачи:

 1. Помочь приобрести родителям и детям опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности.

 2. Способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге: родителя и ребенка.

3. Расширить у родителей опыт действенного выражения своего отношения к ребенку.

4. Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов.

В основе содержания физкультурных занятий клуба система физкультурных упражнений и игр, которые:

доступные для совместного выполнения взрослым и ребенком;

разнообразны по направленности воздействия;

 обеспечивают тактильный контакт;

направлены на развитие эмоциональной сферы, доверительных отношений родителей и детей;

решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

  При выполнении упражнений на совместных занятиях использую как стандартное, так и нестандартное оборудование, изготовленное воспитателями и родителями (например, как массажеры, косички). Эта работа помогает наладить эмоциональный контакт педагога с родителями, родителям с ребенком.

 Опыт организации кружковой работы «Здоровячок» показал взаимный интерес со стороны родителей и детей к совместной двигательно-игровой деятельности, активность и стремление родителей к внутренней перестройке и коррекции своих отношений с ребенком в направлении эмоционального сближения.

  Когда дети овладевают всеми основными видами движений, я создаю условия для развития творческих проявлений детьми двигательного опыта. Для этого провожу динамические часы, организую самостоятельную двигательную деятельность в группе с помощью моделей стимулирующей среды, где дети выполняют основные виды движений с большой радостью и даже вносят в них элементы творчества. Ребята самостоятельно выбирают вид движения, которым хотят заняться и к нему подбирают предметы (оборудование). Мотивирую детей к поиску сочетаний различных движений, не допуская их однообразия. В таких условиях у детей довольно быстро появляются навыки - переносить уже известные умения в новую обстановку.

В своей работе отслеживаю результаты обогащения двигательного опыта детей через педагогическое наблюдение, взаимодействуя с воспитателями групп и специалистами детского сада. Затем корректирую поставленные задачи и планирую работу с детьми по основным видам движений. Детям с низким уровнем физического развития подбираю конкретные задания для освоения вариативных способов выполнения движений.

Благодаря целенаправленной работе по физической культуре в дошкольном учреждении большинство детей обладают достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения, становятся более активными, крепкими, готовыми к перемене условий, к более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми на тему: "Музыка и физическая культура"

Большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Музыка, предназначена для направленного стимулирования фи...

Опыт работы. Тема: «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с ОНР»

Тема:  «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры  у старших дошкольников с ОНР» Актуальность темы.  Вся деятельность дош...

Обобщенный опыт работы Чернышевой Татьяны Ивановны, инструктора по физической культуре"Физическое воспитание дошкольников"

Обобщенный опыт работы инструктора по физической культуре Чернышевой Татьяны Ивановны...

Опыт работы по физической культуре "Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста

Значение танцевально-ритмической гимнастики в развитии ребенка, формирования его двигательных способностей трудно переоценить....

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

"Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста "(выступление на семинаре)

quot;Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста"...

Опыт работы инструкторов по физической культуре на тему: «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (направление «Горизонтальный пластический балет»)».

laquo;Горизонтальный пластический балет» - это новое синтетическое направление в физическом воспитании и развитии дошкольников, объединяющее черты художественной гимнастики, аэробики, балета, а...