Проект на тему: Методика проведения физкультминуток с детьми 4 - 5 лет
проект (средняя группа)

Подгурская Алеся Николаевна

«Движение» – это жизнь – эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx39.84 КБ
Файл proekt.pptx146.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ                          

      «ПЕДАГОГИЧЕСКИ КОЛЛЕДЖ»

ПРОЕКТ

На тему: Методика проведения физкультминуток с детьми 4 - 5 лет

ПМ 01.01 Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья ребенка  и его физического развития                                                                                                                          МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

        

Выполнено  студенткой:                                                                                 Подгурской Алесей  Николаевной   группа 23дош. о/з                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Отделение среднего профессионального образования                                                      специальность44.02.01 Дошкольное образование                                                                                                      Руководитель: Паршикова И.В.                                                                                                                                                                                                          

                                                                                     

                                              г. Черняховск 2018 г.            

ИСХОДНЫЕДАННЫЕ:                                                                                                               Методика проведения физкультминуток с  детьми 4 - 5 лет.                                                      Правила проведения физкультминутки, значение проведения физкультминутки для  приобщения детей 4-5лет к здоровому образу жизни, возрастные особенности детей 4- 5 лет, программа воспитаний и обучения в детском саду «От рождения до школы», система работы воспитателя по проведению с детьми  4-5лет  физкультминутки.      

                                                                                                                                  АКТУАЛЬНОСТЬ:                                                                                                                             Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм  дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (они возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Использование физкультминуток: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их, и вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

«Движение» – это жизнь – эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет,  приучать наших детей вести активный образ жизни. Одним из средств развития двигательной активности детей является физкультминутка.                                                                                                                                                                              

ЦЕЛЬ ИСЛЛЕДОВАНИЯ:                                                                                             Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с помощью физкультминуток. Способствовать оздоровлению детей. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния. Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.                                                                                                                                                                           ЗАДАЧИ:                                                                                                                                                    Для детей:                                                                                                                                                          -  Снятии  усталости и напряжения;                                                                                                                -  Внесении  эмоционального заряда;                                                                                                            - Совершенствовании  общей моторики;                                                                                                                                         - Выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.                                                                                                                                                 Для педагога                                                                                                                                          - Создать условия для благополучного и комфортного  состояния                                                     детей.                                                                                                                                                                     - Создание системы развивающего игрового взаимодействия                                                                             детей и педагога.                                                                                                                                                        - Повышение профессиональной компетентности.                                                                                                                                                                                                                                                    Для родителей:                                                                                                                                                   - Познакомить родителей (законных представителей) с одним из элементов здоровьесберегающих технологий - физкультминутки, с её целями и задачами.                                                                                                                                - Побуждать родителей (законных представителей) применять на практике  кратковременные упражнения (физкультминутки).

АНАЛИЗ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ:                                                                                 - Информационные: научно-методическая и специальная литература по проблеме исследования:                                                                                                                                              И.Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ».                               В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников».                                              Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева «Физкульт–привет минуткам и паузам!»                                                                                                  - Кадровые: воспитатели средней группы, старший воспитатель, родители;                                                       - Материально - технические: физкультурно-спортивное оборудование и инвентарь.                                                                                                                    - Методические: программа воспитания и обучения «От рождения до школы», картотека физкультминуток ;                                                                                                                               - Проект был  реализован на базе   Муниципальной Автономной Дошкольной Общеобразовательной Организации «Светлячок», в группе детей 4-5 лет.                                                                                                                                                                        ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:                                                                                                              I этап – Предпроектный                                                                                                                        Цель:                                                                                                                                                    - Изучение понятий, касающихся темы проекта                                                                            - Подбор методической и художественной литературы про спорт, здоровье                            - Подготовка и подбор материалов для изготовления картотеки:                                     «Зрительная гимнастика»                                                                                        «Пальчиковая гимнастика»                                                                                         «Двигательная гимнастика»                                                                                    «Дыхательная гимнастика

II этап - Этап реализации проекта                                                                                                                Цель: разработка и апробация системы работы воспитателя по проведению физкультминуток с детьми  4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

На этапе реализации была проведена следующая работа:                                                                         - Беседа «Кто спортом занимается?»                                                                                               - Дидактические игры "Назови части тела», «Наши помощники»                                                 - Отгадывание загадок о частях тела.                                                                                                      - Образовательная деятельность в виде игровой ситуации  "Зоркие глазки»                                                                - Беседы "Зачем мы дышим", "Что еще умеет нос"                                                                                                        - Чтение и обсуждение произведений Г. Сапгира «Загадки спортивной площадки»,                                Е. Ильина «Здесь все- от А до Я – спортивная семья»,                                                                                  Э. Мошковской "Уши", "Мой замечательный нос".                                                                               -Использование физкультминуток во время НОД                                                                                                                                 - Разработаны конспекты по проведению физкультминуток с детьми 4-5 лет.                                III этап – Рефлексивный этап                                                                                                                 Цель: анализ результативности проведенной работы воспитателем по проведению физкультминуток с детьми  4-5  лет в условиях дошкольной образовательной организации. Работа с родителями о пользе физкультминутке.                                                                                                                          IV этап – Послепроектный этап

Цель: составление  рекомендаций по проведению физкультминуток с детьми  4-5 в условиях дошкольной образовательной организации, определение перспективы работы над проектом. Включат рекомендации и предложения по совершенствованию или продолжению данного проекта.                                                                                                                          Методы исследования:                                                                                                           Теоретические методы:                                                                                                                                      - Анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;                                                                                                                                                    Практически методы:                                                                                                                                   - Анкетирование  родителей                                                                                                               Описание полученных результатов (количественная и качественная характеристика)                                                                                                                                                                 Анкета для родителей

«Какое место занимает физкультура в Вашей семье»                                                                                       1. Количество детей в семье?                                                                                                                      1. 2                                                                                                                                                               2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?                                                   2. Мама. Фитнес                                                                                                                                       3. Есть ли в доме спортивные снаряды? Какие?                                                                      3.Шведская стенка (канат, турник, кольца)                                                                                    4. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?                                                         4. Да. Самбо                                                                                                                                               5. В какие подвижные игры любит играть ваш ребенок?                                                       5.Ловишки, в мяч.                                                                                                                                         6. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня?                                                                                 6. Да                                                                                                                                                            7. Соблюдает ли ребенок этот режим?                                                                                                   7.Да                                                                                                                                                                  8. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику? (подчеркнуть)                                                      8. Мама(да, нет) . Папа(да, нет) . Дети(да, нет).                                                                       Взрослый вместе с ребенком (да, нет). Регулярно, не регулярно.                                                         9. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены?                                                                                 (моет руки перед едой,  после туалета, умывается, чистит зубы).                                                                                                                                               9. Да, всегда                                                                                                                                                10. Смотрите ли вы вместе с ребенком спортивные передачи?                                                                         10. Да                                                                                                                                                              11. Обращаете ли вы внимание на осанку ребенка?                                                                  11. Да                                                                                                                                                         12. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?                                                   12.Нет                                                                                                                                            13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада?                                                                            13. (ДА, НЕТ, ИНОГДА)                                                                                                                             14. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?                                                       14.Мама ,бабушка                                                                                                                            15. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых?                                                                                15. (ДА, НЕТ, ИНОГДА)                                                                                                                           16. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:                                                                                                                                                  - подвижные игры, спортивные игры                                                                                                               - настольные игры                                                                                                                                         - чтение книг                                                                                                                                                       - просмотр телепередач, компьютерные игры                                                                                         - рисование, конструирование                                                                                                                        - другое:________                                                                                                                                 Выводы:                                                                                                                                                      В основном в семьях не акцентируется внимание на физическом развитии детей, мало внимания уделяется спортивным играм, родители недооценивают вред длительного просмотра телепередач, компьютерных игр детьми дошкольного возраста; родители не владеют в достаточной степени системой знаний, необходимых для формирования физической культуры у детей.                                                                                                               Необходимо использовать разнообразные формы работы с семьей: открытые занятия по физкультуре, спортивные праздники, досуги с участием родителей.                                                                                                                           Первый этап проекта - предпроектный,  заключался в изучении и анализе информации по обучению детей 4-5 лет физкультминутке в условиях дошкольного образовательного учреждения. В результате анализа литературных источников было (выявлено, определено, раскрыто – квалификация методики проведения  физкультминутки , значение физкультминутки для гармоничного развития  детей 4-5 лет, анализ программы воспитания и обучения в детском саду (по которой работает учреждение), возрастные особенности детей 4-5 лет, педагогические условия обучения детей  4-5 лет физкультминутке : организация детей для проведения физкультминутки, заинтересовывающий момент,  методы, приемы, руководство игрой, техника безопасности при проведении физкультминутки ).                                                                                                      На втором этапе проекта проведено анкетирование и  с помощью специализированной литературы разработана система работы  воспитателя по обучению детей 4-5 лет физкультминутке в условиях дошкольной образовательной организации, которая  была апробирована. Данная система предусматривает включение  методике проведения физкультминутки воспитателя с детьми 4-5 лет (таблица 1).                                                                                                                    Таблица 1.  

Система работы воспитателя по проведению физкультминутки  у детей 4 -5 лет в  условиях дошкольного образовательного учреждения.

Виды деятельности воспитателя

Задачи обучения

Физкультминутка        Интеграция образовательных областей

Интеграция образовательных областей

1

Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

Укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма

Повысить двигательную активность, развивать все группы мышц, активизировать деятельность сердечной и дыхательной функции организма, создать радостное настроение, воспитывать желание заниматься физической культурой каждый день.

«Познание»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Развитие речи».

2

Организация различных видов деятельности и     двигательная активность на прогулке детей.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, учет индивидуальных особенностей детей, оптимальный двигательный режим. Спортивно-физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, ритмические, танцевальные движения, Физкультминутки. Повышение двигательной активности

Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных, дыхательных органов. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, учет индивидуальных особенностей детей, оптимальный уровень двигательной активности

Физическая культура» (формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем) «Познание» (активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем. «Чтение художественной литературы» «Физическая культура».

3

Совместная деятельность детей с воспитателем

Совместная деятельность педагога с детьми отражает все виды детской деятельности с указанием цели. В содержание включены разнообразные формы организации образовательного процесса педагога с детьми

учить ходить и бегать, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрёстную координацию рук и ног; учить строиться в колонну по одному, в шеренгу, круг, находить своё место при перестроении; учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперёд; закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании, ловить мяч двумя руками одновременно. ходьба, бег в воде глубиной по колено, по пояс, помогая себе гребковыми движениями рук, выпрыгивание из воды, приседание, падение в воду; скольжение на груди и на спине самостоятельно, скольжение на груди с доской в руках, выполнение выдоха в воду в на груди; движение руками и ногами на суше и в воде как при плавании «кролем», плавание удобным для себя способом.

«Коммуникация» «Чтение художественной литературы» Индивидуальная работа Игры-занятия Физкультурные занятия в зале и на воздухе; спортивно-физкультурные досуги и праздники Дни здоровья; ритмические танцевальные движения; Физкультминутки; Лечебная гимнастика; Массаж.

4

Взаимодействие с родителями

Соблюдение гигиенических требований к чистоте тела, белья, одежды, жилища. Приучайте ребёнка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребёнка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней. Помогите ребёнку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребёнком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т.д.). Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребёнка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

Научите ребёнка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребёнка стремление и привычку к закаливанию организма. Помните, что в движении - жизнь. Занимайтесь вместе с ребёнком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребёнка. Организуйте ребёнку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима Ребёнок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, о том, как научить его укреплять своё здоровье.

5

Методическое обеспечение образовательного процесса.

Образовательная программа по которой работает детский сад, картотеки, конспекты, рекомендации для родителей, доклады на педсоветах, методические рекомендации для родителей и воспитателей и т.д.

                                                 

                             

Консультация для родителей по методике проведения физкультминутки в семейном воспитании детей 4-5  лет.                                                                                                                                                                     Физкультминутки относятся к физкультурно-оздоровительным мероприятиям, проводимым с детьми в режиме дня.

Физкультминутка - это кратковременные физические упражнения – проводится в перерыве между организованной образовательной деятельностью (ООД), а также в процессе ООД, требующей интеллектуального напряжения.

Научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Утомление у детей обычно наступает после 10-12 минут. Оно сказывается на их поведении: отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть.                               Продолжительность физкультминуток 2-3 минуты.

Основные формы проведения физкультминуток

- В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.                                                                                                                                                           - В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.                                                                                                                  - В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в образовательную деятельность по ознакомлению с природой, по развитию речи, по математике.                                                                                                                                          - В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями образовательной деятельности под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.                                                                                                      - В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращать внимание на следующее:                                                                                                                    - Текст стихотворения должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки.                                                                                        - Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом.                                                                        - Содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой образовательной деятельности, его программной задачей.                                                                                                 - В форме любого двигательного действия и задания.  Возможно  отгадывание загадок не словами, а движениями, использование имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст), трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине)

Рекомендации по проведению физкультминуток                                                                                          - Перед применением физкультминутки необходимо детей познакомить с ее содержанием, отработать необходимые жесты, комбинации пальцев, движений. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.                                                                                                                                   - Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению. Они должны охватывать в основном крупные мышечные группы.                                                                                     - Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в виде физкультминутки.                                                                                            - Произносить тексты физкультминуток надо выразительно, повышая или понижая голос, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.                                                                                                               - Нельзя ставить перед детьми сразу несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.                                                                                                                  - Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.                                                                                                                                                  - Содержание физкультминутки варьируется в зависимости от характера и условий проведения.                                                                                                                                                - Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Показ и объяснение  проведения  физкультминуток  педагогами ДОУ.                                           1. Группа упражнений, применяемая при утомлении плечевого пояса, шеи, рук, способствует снижению напряжения, улучшению кровообращения, уменьшению чувства усталости и болевых ощущений этих групп мышц. Комплексы состоят в основном из элементов самомассажа, динамических упражнений для мышц спины, шеи, рук, которые сочетаются с упражнениями на расслабление мышц.

Группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук, применяется в тех случаях, когда на эти мелкие мышечные группы приходится значительная нагрузка динамического и статического характера. Это может быть во время письма, лепки, рисования и других занятий. В комплексах используются упражнения на расслабление, растягивание, а также самомассаж мышц и связок пальцев, ладонной и тыльной стороны кисти и лучезапястного сустава.

2. Группа упражнений, применяемая при утомлении глаз, способствует расслаблению глазодвигательных мышц и мышц, воздействующих на хрусталик, снижает их напряжение, улучшает кровообращение глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости, что создает благоприятные условия для функционирования органа зрения, предупреждает его переутомление. Комплексы упражнений могут включать повороты, круговые движения глазного яблока в различных направлениях, упражнения для век, элементы самомассажа, прогревание глаз ладонями.

3. Группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера, используется при монотонной работе на занятии, а также при разучивании нового материала, требующего усидчивости и внимания. В комплексах используются упражнения динамического характера с определенной физической нагрузкой на различные группы мышц, самомассаж ударного характера. Такие упражнения выполняются в быстром темпе, что способствует притоку крови к коре головного мозга и другим органам ребенка.

4. Группа упражнений, направленная на активизацию внимания, переключает с одной деятельности на другую, может являться подготовительным этапом к изучению нового учебного материала. В комплексы упражнений могут входить упражнения на координацию движений, чувство ритма, темпа.

Упражнения, содействующие формированию и укреплению осанки, направлены на укрепление мышц туловища, они используются и для выпрямления и разгрузки позвоночника. В комплексы входят упражнения типа потягивания, прогибания и выгибания спины, наклоны и повороты туловища и упражнения статического характера на сохранение правильной осанки. Для профилактики нарушения осанки дозировка таких упражнений может быть увеличена.

5. Упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные применяются при напряженной умственной и физической работе на уроке или в конце учебного дня. В комплексы входят упражнения на потряхивание, раскачивание различных звеньев тела, по сегментное расслабление рук, позвоночника с последующим его выпрямлением. Дыхательные упражнения могут выполняться в обычно принятой форме или с акцентом выдоха, задержкой дыхания, движениями рук, помогающими работать грудной клетке.

Картотека физкультминуток для детей 4-5 лет

«Жук»

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках—

Пусть лежит в кармашке (дети показывают).

Ой, упал, упал мой жук (нагибаются,

Но испачкал пылью.

Улетел, улетел зеленый жук,

           Улетел на крыльях (дети машут руками).

«Часы»

Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”

(Три хлопка).

          Мышь скатилась кувырком.

«Капуста»

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

            (ставят кулак на кулак).

«Выпал беленький снежок»

Дети стоят кружком, держась за руки.

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать.

(Дети топают ногами)

Мы похлопаем, мы похлопаем!

(Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

            ( Прыгают на месте)

«Алые цветочки».

Наши алые цветки

Распускают лепестки

(плавное раскрывание пальцев)

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

(помахивание руками перед собой и опускание их на стол)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

(сжимание пальцев)

Тихо засыпают

Головой качают.

           (разжимание пальцев)

«Рыжие белочки»

(Сл. Л. Некрасовой, муз. 3. Левиной)

Листики падают,

Осень пришла. (Махи руками вверх — в стороны — вниз.)

Рыжие белочки,

Как у вас дела?                            (Наклоны вперед.)

— Мы набрали шишек Для своих детишек.

(Прыжки на месте.)

Листьев полное дупло —

Будет нам зимой тепло. (Повороты туловища влево-вправо.)

Листики падают,

Осень пришла.

(Махи руками вверх — в стороны — вниз.)

Рыжие белочки, Как у вас дела (Приседания.)

— Насушили ягод,

— Чтоб хватило на год.

          (Махи руками вверх — в стороны — вниз.)

«Замок»

На двери висит замок,

(пальцы рук соединены в «замок»)

Кто открыть бы его смог,

(повторение движений)

Потянули,

(руки тянут одну, потом в другую сторону)

Покрутили,

(сцепленные пальцы к себе от себя)

Постучали,

(основаниями ладоней постучали друг о друга)

И открыли.

           (пальцы расцепить, ладони в стороны)

                «Кузнечики»

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

            Прыгай на носках легко

«Березка»

Потихоньку пойдем,

в хоровод мы встанем

(становятся в хоровод)

И к березке подойдем

в белом сарафане

(идут в центр хоровода)

Разойдемся в круг большой

(расходятся)

И покружимся с тобой

(кружатся)

Дует ветер на тебя

(вдох-выдох)

И садятся птицы

(приседают)

А на ветках у тебя

Иней серебрится

(поднимаются, поднимают и опускают руки)

На дворе сейчас зима –

холодно, морозно

(поглаживаем себя руками по плечам)

Шубу снежную надень,

белая березка! (Кружатся)

«Маленький гном»

Жил-был маленький гном

(приседают, встают)

У гнома был маленький дом

(изображают руками «крышу» над головой)

Гномик кашу варил

(«помешивают» кашу)

И всем – всем - всем говорил

(показывают друг на друга)

«Все мы, и ты, и я – друзья!

(кладут руку на плечо соседа)

В гости ко мне прибегайте

(бег на месте)

Ноги вытирайте!

(«вытирают» ноги)

Садитесь за стол

(приседают)

Кашей угощайтесь!

(имитируют действия с ложкой)

И друг другу – улыбайтесь!

            (Улыбаются)

«Бабочка».

Видишь, бабочка летает,

(махи руками-крылышками)

На лугу цветы считает.

(счет пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять.

(хлопки в ладоши)

Ох, считать, не сосчитать!

(прыжки на месте)

За день, за два и за месяц.

(шаги на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

(хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела

(махи руками-крылышками)

Сосчитать бы не смогла!

            (счет пальчиком)

«Все умеем мы считать».

Раз, два, три, четыре, пять!

шаги на месте

Все умеем мы считать.

(хлопки в ладоши)

Отдыхать умеем тоже.

(прыжки на месте)

Руки за спину положим,

(руки за спину)

Голову поднимем выше,

(голова вверх)

И легко-легко подышим.

(глубокий вдох-выдох)

Подтянитесь на носочках

Столько раз, Ровно столько,

Сколько пальцев на руке у вас.

            (показали, сколько пальцев на                                              руках, поднялись на носочках 10 раз.)

Заключение.                                                                                                                                Исследовательская работа «Методика проведения физкультминуток с детьми 4 - 5 лет» проводилась с целью: показать влияние физкультминуток на снятие утомления. Изучив литературу, мы узнали, что существует много причин, из - за которых может ухудшиться здоровье. Среди них недостаточная двигательная активность. Она вызывает зрительное, умственное и физическое напряжение. Для того чтобы снять напряжение необходимо проводить физкультминутки.

Для доказательства этой гипотезы мы провели эксперимент. В своей группе мы специально проводили занятия с физкультминутками и без них. После занятия вели опрос и подсчитывали количество детей, которые устали. Как мы и предполагали, на занятиях, которые проводились без физкультминуток количество уставших намного больше.

Наша гипотеза о влиянии физкультминуток на качество работы тоже подтвердилась. На занятиях, которые проводились с физкультминутками качество самостоятельной работы выше.

Наш эксперимент позволяет нам сделать вывод: физкультминутка на занятиях способствует снятию утомления и повышает качество выполняемой работы, отсутствие физкультминутки на занятиях влечет за собой усталость и понижает качество выполненной работы.

Здоровье детей – наша забота, и применение физкультминуток – один из этапов работы по его сохранению.

                                                                                                                                                       Литература:

1.ФГОС ДО                                                                                                                                                 2.Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду» (по всем возрастам).

3.И.Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ».

4.В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников».

5.Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева «Физкульт–привет минуткам и паузам!».

6.Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые забавы».

7.И.С. Лопухина «Логопедия, речь, ритм, движения».

8.СанПиН 2.4.1.3049-13        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ Методика проведения физкультминуток с детьми 4 - 5 лет Выполнено студенткой: Подгурской Алесей Николаевной группа 23дош. о/з Отделение среднего профессионального образования специальность44.02.01 Дошкольное образование Руководитель: Паршикова И.В. государственное образовательное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация « Педагогически колледж» г. Черняховск 2018 г.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ: Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ – это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности . Использование физкультминуток: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Слайд 3

ЦЕЛЬ ИСЛЛЕДОВАНИЯ: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с помощью физкультминуток. Способствовать оздоровлению детей. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния. Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.

Слайд 4

ЗАДАЧИ: Для детей: - Снятии усталости и напряжения; - Внесении эмоционального заряда; - Совершенствовании общей моторики; - Выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью. Для педагога - Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей. - Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагога. - Повышение профессиональной компетентности. Для родителей: - Познакомить родителей (законных представителей) с одним из элементов здоровьесберегающих технологий - физкультминутки, с её целями и задачами. - Побуждать родителей (законных представителей) применять на практике кратковременные упражнения (физкультминутки).

Слайд 5

Как проводится физкультминутка Движения выполняются стоя. Причём дети могут стоять у столов или выходить на свободное место. Упражнения могут заключаться в: потягивании; наклонах туловища; махах руками вверх и вниз; беге на месте; приседаниях; невысоких прыжках; ходьбе. Задания могут совмещать несколько видов упражнений. Например, физминутка «Мебель» совмещает ходьбу на месте, приседания, тренировку кистей рук: Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте) Мебель там приобретём: Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх) И табурет, (приседают) Кровать — на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку) Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул») И стол большой (разводят руки в стороны) И отвезём домой (крутят руль).

Слайд 6

Когда проводится физкультминутка Физкультурная пауза, как уже было сказано, не является обязательным элементом режима. Более того, она проводится не на всех занятиях непосредственной образовательной деятельностью (НОД). Так, физкультурные и музыкальные занятия уже насыщены движениями, то есть вводить их дополнительно не имеет смысла. Что касается уроков по изобразительной деятельности, то в работе со средней группой педагогу нужно ориентироваться на состояние ребят. В 4–5 лет ребята могут довольно долго заниматься тем, что им интересно, что особенно проявляется на уроках рисования или лепки. Поэтому если малыши работают увлечённо, не отвлекаются, то и физкультминутку проводить не стоит. Исключение составляют занятия по рисованию карандашами: недостаточность развития мелкой моторики у воспитанников средней группы приводит к тому, что у них сильно устают пальцы, поэтому физкультминутку для пальчиков делать необходимо.

Слайд 7

Аты -баты, аты -баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота — Рота за ротой! (Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки). Подводя итог, физкультурная пауза в средней группе проводится на занятиях по: развитию речи; чтению художественной литературы; формированию элементарных математических представлений; ознакомлению с окружающей средой А в лесу растет черника, Поднимаясь на носочках, руки Земляника, голубика. тянуть вверх, затем плавно опустить, Чтобы ягоду сорвать, встать на всю ступню. Надо глубже приседать. Приседания. Нагулялся я в лесу, Корзинку с ягодой несу.

Слайд 8

Виды физминуток . В зависимости от конкретной задачи, которая решается выполнением конкретного упражнения, физкультминутки могут быть пяти видов Для снятия напряжения общего и локального характера «Покупаем продукты » Сумку в руки мы берём, (наклоняются и берут воображаемую сумку) В магазин с тобой идём. (шагают на месте) В магазине же на полках Не шарфы и не футболки. (поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой) Вкусно пахнет здесь всегда, (поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха) В доме — вкусная еда. («дом» над головой).

Слайд 9

Зрительная гимнастика Воробьишка потянулся, Распрямился, встрепенулся. Головой кивнул три раза, Подмигнул нам чёрным глазом, Лапки в стороны развёл И по жёрдочке пошёл. Прогулялся и присел, Свою песенку запел: Чик-чирик- чирик - чирик Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки «Обезьянки» Мы сегодня обезьянки, По-английски — просто манки. (дети прыгают на двух ножках) Покривляемся немножко И похлопаем в ладошки. Головой кивнём друг другу И опять бежим по кругу (малыши иллюстрируют текст движениями).

Слайд 10

Дыхательные упражнения «Пушок» Дети вдыхают и выпускаю воздух на пушок или ленточку Дует, дует ветерок , Полетит сейчас пушок. Задания под музыку с танцевальными движениями Жили у бабуси Два весёлых гуся: Один серый, Другой белый, Два весёлых гуся. Вытянули шеи: У кого длиннее! Один серый, другой белый, У кого длиннее! Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один серый, другой белый, Спрятались в канавке. Вот кричит бабуся: Ой, пропали гуси! Один серый, Другой белый Гуси мои, гуси! Выходили гуси, Кланялись бабусе Один серый, другой белый, Кланялись бабусе. «Жили у бабуси два весёлых гуся»

Слайд 11

Заключение Исследовательская работа «Методика проведения физкультминуток с детьми 4 - 5 лет» проводилась с целью: показать влияние физкультминуток на снятие утомления. Изучив литературу, мы узнали, что существует много причин, из –за которых может ухудшиться здоровье. Среди них недостаточная двигательная активность. Она вызывает зрительное, умственное и физическое напряжение. Для того чтобы снять напряжение необходимо проводить физкультминутки. Для доказательства этой гипотезы мы провели эксперимент. В своей группе мы специально проводили занятия с физкультминутками и без них. После занятия вели опрос и подсчитывали количество детей, которые устали. Как мы и предполагали, на занятиях, которые проводились без физкультминуток количество уставших намного больше. Наша гипотеза о влиянии физкультминуток на качество работы тоже подтвердилась. На занятиях, которые проводились с физкультминутками качество самостоятельной работы выше. Наш эксперимент позволяет нам сделать вывод: физкультминутка на занятиях способствует снятию утомления и повышает качество выполняемой работы, отсутствие физкультминутки на занятиях влечет за собой усталость и понижает качество выполненной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения беседы с детьми в ДОУ

Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа - это организованная, целенаправленная разговор воспитателя с детьми по определен...

Консультация для воспитателей детского сада "Методика проведения физкультминуток в процессе НОД".

В консультации даётся определение физкульинутки, говорится о её воздействии на организм воспитанников, занятых образовательной деятельностью. Даётся описание основных форм проведения физкультминуток ....

Методика проведения беседы с детьми по теме "Творчество"

Методика проведения  беседы с детьми  по теме  "Творчество"...

Организация и проведение физкультминуток с детьми в режиме дня

Организация и проведение физкультминуток с детьми в режиме дня...

Краткая презентация к педчасу в детском саду на тему "Методика проведения познавательно – исследовательской деятельности с детьми".

Проведение опытов в детском саду становится нормой жизни - это путь ознакомления детей с окружающем миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов....

«Организация и методика проведения физкультминуток»

laquo;Организация и методика проведения физкультминуток»...